Научная статья на тему 'Имидж дошкольного образовательного учреждения как показатель качества предоставляемых образовательных услуг'

Имидж дошкольного образовательного учреждения как показатель качества предоставляемых образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / ИМИДЖ / IMAGE / КОМПОНЕНТЫ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / COMPONENTS OF IMAGE OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович Е.П., Борисенко И.В., Семенова Д.В.

В данной статье рассматривается проблема оценки качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным образовательным учреждением. В настоящее время существует множество работ, посвященных изучению данного вопроса. В них авторы отмечают сложность определения показателей качества образовательных услуг. Представленные результаты исследования базируются на выводе авторов о том, что наиболее значимым показателем качества образовательных услуг является имидж образовательной организации, в качестве которого выступает система представлений (образ) об образовательном учреждении. Однако имидж складывается из постоянных и переменных компонентов, а его создание требует времени и перспективного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AS AN INDICATOR OF THE PROVIDED QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES

The article considers a problem of evaluation and estimation the quality of educational services, provided by a preschool educational institution. Nowadays there are many studies dedicated to this issue. This research is focused on difficulty in determining the indicators of the quality of educational services. The results are based on authors' conclusion that the image of the educational organization represented by the system of perceptions (reflection) of the educational institution is the most important indicator of the quality of educational services. However, the image consists of fixed and variable components and its creation requires time and forward planning.

Текст научной работы на тему «Имидж дошкольного образовательного учреждения как показатель качества предоставляемых образовательных услуг»

Оценка качества образовательной деятельности потребителями осуществляется на основе анализа качества процесса предоставления образовательных услуг и качества субъекта предоставления образовательных услуг, которые в свою очередь составляют образовательную среду, включающую внешнюю и внутреннюю часть. Поэтому целесообразно рассматривать состояние компонентов образовательной среды вуза как основной критерий качества образовательной услуги [4; 5].

К внутренним ресурсам образовательной среды относят:

- учебно-методические ресурсы, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности;

- кадровые ресурсы, сопровождающие процесс оказания образовательной услуги;

- студентов, являющихся объектами получения образовательных услуг;

- научно-технологические ресурсы, позволяют обучающимся заниматься научной деятельностью;

- финансовые ресурсы, направлены на развитие компонентов образовательной среды;

- материально-технические, обеспечивают удобство получения образовательных услуг;

- психологические ресурсы, создают комфортные психологические условия для погружения в образовательную среду и получение образовательной услуги;

Библиографический список

- политика учебного заведения по отношению к процессу предоставления образовательных услуг.

К внешним ресурсам относят: сложившийся рынок труда в России и регионе, профиль вуза, специфику специальности, молодежную политику органов государственной власти на городском и региональном уровне, социокультурное окружение [6; 7].

Стоит отметить, что внешняя часть образовательной среды выполняет регулирующую функцию: если в результате получения образовательной услуги выпускники не смогут устроиться на работу по полученной специальности из-за отсутствия соответствующих вакансий, то востребованность такой образовательной услуги снизится. Это приведет к ухудшению качества объекта получения образовательной услуги и к снижению качества самой услуги. При условии наличия вакансий на рынке труда и мер социальной поддержки молодых специалистов повышается и качество образовательной услуги ввиду высокой конкуренции абитуриентов за право ее получения.

Результаты проведенного исследования показали, что качество образовательной деятельности находится в зависимости от условий, создаваемых образовательной средой вуза. Основным критерием качества образовательных услуг является степень удовлетворенности ими потребителем-заказчиком и потребителем-клиентом. Общая оценка качества образовательных услуг складывается из анализа отдельных компонентов образовательной среды, которая состоит из внешней и внутренней частей.

1. Казакова И.А. Показатели качества образовательных услуг вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; Т. 11: 2901 - 2905. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86613.htm

2. Величкович К.В. Экономическое содержание образовательной услуги сравнительный анализ концептуальных подходов. Вестник БДУ. Сер. 3. 2007; № 3: 79 - 84.

3. Завалько Н.А. Специфические особенности образовательных услуг в аспекте маркетинговых отношений. Креативная экономика. 2011; Т. 5, № 6: 80 - 84.

4. Романов Д.А. Современные модели образовательной среды. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015; 4: 15 - 29.

5. Шувалова Н.В. Акмеологическая образовательная среда как формирование пространства образовательного учреждения. Вестник МГУКИ. 2013; 4 (54): 151 - 155.

6. Шабельник В.В. Формирование модели образовательной среды высшего учебного заведения. Известия Смоленского государственного университета. 2013; 2 (22): 369 - 377.

7. Якимович Е.П. Образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011; 5 (75): 140 - 144.

References

1. Kazakova I.A. Pokazateli kachestva obrazovatel'nyh uslug vuza. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2016; T. 11: 2901 - 2905. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86613.htm

2. Velichkovich K.V. 'Ekonomicheskoe soderzhanie obrazovatel'noj uslugi sravnitel'nyj analiz konceptual'nyh podhodov. Vestnik BDU. Ser. 3. 2007; № 3: 79 - 84.

3. Zaval'ko N.A. Specificheskie osobennosti obrazovatel'nyh uslug v aspekte marketingovyh otnoshenij. Kreativnaya 'ekonomika. 2011; T. 5, № 6: 80 - 84.

4. Romanov D.A. Sovremennye modeli obrazovatel'noj sredy. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2015; 4: 15 - 29.

5. Shuvalova N.V. Akmeologicheskaya obrazovatel'naya sreda kak formirovanie prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Vestnik MGUKI. 2013; 4 (54): 151 - 155.

6. Shabel'nik V.V. Formirovanie modeli obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 2 (22): 369 - 377.

7. Yakimovich E.P. Obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor lichnostno-professional'nogo razvitiya uchitelej fizicheskoj kul'tury. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta. 2011; 5 (75): 140 - 144.

Статья поступила в редакцию 27.05.18

УДК 37.07

Yakimovich E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geography, Ecology and Children Health Protection, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: 11021977ay@mail.ru Borisenko I.V., MA student, School of Pedagogy, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: innochka.borisenko.1981@mail.ru

Semyonova D.V., MA student, School of Pedagogy, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia), E-mail: darina9526@mail.ru

THE IMAGE OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AS AN INDICATOR OF THE PROVIDED QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES. The article considers a problem of evaluation and estimation the quality of educational services, provided by a preschool educational institution. Nowadays there are many studies dedicated to this issue. This research is focused on difficulty in determining the indicators of the quality of educational services. The results are based on authors' conclusion that the image of the educational organization represented by the system of perceptions (reflection) of the educational institution is the most important indicator of the quality of educational services. However, the image consists of fixed and variable components and its creation requires time and forward planning.

Key words: preschool educational institution, image, components of image of educational organization, educational services, quality of educational services.

Е.П. Якимович, канд. пед. наук, доц. ка. географии, экологии и охраны здоровья детей филиала Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: 11021977ay@mail.ru

И.В. Борисенко, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: innochka.borisenko.1981@mail.ru

Д.В. Семенова, магистрант Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск, E-mail: darina9526@mail.ru

ИМИДЖ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В данной статье рассматривается проблема оценки качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным образовательным учреждением. В настоящее время существует множество работ, посвященных изучению данного вопроса. В них авторы отмечают сложность определения показателей качества образовательных услуг. Представленные результаты исследования базируются на выводе авторов о том, что наиболее значимым показателем качества образовательных услуг является имидж образовательной организации, в качестве которого выступает система представлений (образ) об образовательном учреждении. Однако имидж складывается из постоянных и переменных компонентов, а его создание требует времени и перспективного планирования.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, имидж, компоненты имиджа образовательной организации, образовательные услуги, качество образовательных услуг.

Нормативно-подушевое финансирование дошкольных образовательных учреждений привело к возникновению конкуренции за воспитанников. Особенно остро это ощущается в микрорайонах, в которых расположено несколько детских садов [1]. Выбирая дошкольное образовательное учреждение, которое будет предоставлять качественные образовательные услуги, для своего ребёнка, родители руководствуются мнением родителей дошкольников, которые уже посещают дошкольные образовательные учреждения, сведениями, представленными на сайтах самих учреждений и департамента образования. Таким образом, этот выбор связан с субъективным мнением родителя на основе личного чувственного восприятия.

Образовательная услуга, оказываемая дошкольным образовательным учреждением, представляет собой специфические отношения, которые возникают между поставщиком и потребителем [2]. Она связанна с формированием у потребителя системы знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для нормального функционирования и личностного развития. В силу своего возраста потребитель-дошкольник не может дать объективную оценку качеству образовательной услуги. Кроме того, образовательная услуга имеет значительную протяженность во времени, что также затрудняет проверку ее качества.

Качество образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении зависит от:

- готовности потребителей-дошкольников к получению образовательных услуг;

- создания соответствующей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, включающей внутреннюю и внешнюю сферы;

- наличия научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного обучения;

- наличия эффективной системы управления дошкольным образовательным учреждением;

- внедрение инноваций в практику дошкольного обучения.

В настоящее время существует большое количество работ,

посвященных оцениванию качества образовательных услуг, в которых авторы отмечают сложность данной процедуры. Это можно объяснить разными причинами: во-первых, результат оказанной услуги проявляется не сразу, а спустя время, во-вторых, он зависит от готовности и активности самого получателя образовательной услуги, в нашем случае дошкольника, в-третьих, образовательные услуги, как правило, носят массовый характер, что осложняет процесс их оказания и понижает качество.

Анализ образовательной деятельности детского сада, который часто отождествляют с оценкой качества образовательных услуг, как правило, сводится к рассмотрению отдельных показателей, не связывая их между собой. Так, например, в дошкольном образовательном учреждении могут быть в новейшие технические средства обучения, которые могли бы повысить эффективность образовательного процесса, но отсутствие педагогов, умеющих ими пользоваться, нивелирует данную возможность. Поэтому возникла проблема поиска показателя, охватывающего все аспекты качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным образовательным учреждением. На наш взгляд, одним из таких показателей является его имидж.

Г.Н. Татаринова выделила три группы имиджа [3]:

- реальный, тот, который является отражением восприятия организации у общественности;

- зеркальный, представляющий собой образ организации в сознании руководителя организации;

- искомый имидж, не существующий в реальном времени, но являющийся ориентиром для развития организации.

Качество образовательных услуг, предоставляемых детским садом, будет формировать его реальный имидж.

Таким образом, имидж дошкольного образовательного учреждения - это сложившийся в сознании потребителей эмоциональный образ дошкольного образовательного учреждения о качестве предоставляемых образовательных услуг.

Основными компонентами имиджа образовательного учреждения, по мнению Т.Б Новиковой, являются [4]:

- имидж руководителя (личные достижения, умение управлять персоналом, контактировать с потребителями и заказчиками образовательных услуг);

- имидж персонала (уровень образования и профессионализма, коммуникативность, любовь к детям);

- имидж потребителей образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением (социальный статус потребителей, сделавших выбор в пользу конкретного образовательного учреждения для получения образовательных услуг, отзывы учителей начальных классов о подготовке к школе выпускников детского сада);

- представление социального окружения о качестве образования (соответствие качества образовательных услуг критериям, используемым контролирующими организациями);

- стоимость образовательных услуг;

- материально-техническая база образовательного учреждения (чем лучше обеспечение детского сада, тем шире возможности для оказания качества образовательных слуг);

- внутренний имидж образовательного учреждения (анализ деятельности образовательного учреждения его сотрудниками);

- стиль образовательной организации и др.

О.В. Дунаева разделяет постоянные и переменные компоненты имиджа [5]. К постоянным компонентам относят: организационную культуру образовательного учреждения, комфортность образовательной среды, стиль дошкольного образовательного учреждения, образ руководителя и воспитателей, яркие традиции. К переменным компонентам можно отнести: разнообразие образовательных услуг, концепцию существования и материально-техническое оснащение детского сада. Наличие переменных компонентов имиджа говорит о его нестабильности и неустойчивости качества образовательных услуг, оказываемых дошкольным образовательным учреждением. Поэтому необходимо регулярно отслеживать динамику изменений имиджа детского сада путем анкетирования:

- законных представителей будущих воспитанников детского сада;

- законных представителей детей, посещающих детский

сад;

- педагогов начальных классов, обучающих бывших воспитанников детского сада.

Таким образом, имидж дошкольного образовательного учреждения зависит от качества образовательных услуг, которые им предоставляются потребителям. Ввиду того, что имидж дошкольного образовательного учреждения является его обоб-

Библиографический список

щающим образом в представлении окружающих об отдельных звеньях учебно-воспитательного процесса, его целесообразно использовать как инструмент оценки качества образовательных услуг.

1. Егорова К.В., Н.В. Родионова Фирменный стиль дошкольного образовательного учреждения как инструмент формирования его имиджа. Сборник трудов конференции, 30-31 марта, Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2016: 111.

2. Шумилкина А.В. Маркетинговое исследование по оценке качества предоставления услуг в дошкольном образовательном учреждении. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 4 ч., 15 января, Пенза: «наука и просвещение», 2018: 160 - 163.

3. Татаринов Г.Н. Управление общественными отношениями: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2004.

4. Новикова Т.Б. К вопросу разработки компонентов имиджа образовательной организации. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; № 12-7: 1248 - 1252.

5. Дунаева О.В., Лосева Н.А. Особенности формирования имиджа современного дошкольного образовательного учреждения. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014; Т. 20: 3266 - 3270.

References

1. Egorova K.V., N.V. Rodionova Firmennyj stil' doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak instrument formirovaniya ego imidzha. Sbornik trudov konferencii, 30-31 marta, Cheboksary: ChGPU im. I.Ya. Yakovleva, 2016: 111.

2. Shumilkina A.V. Marketingovoe issledovanie po ocenke kachestva predostavleniya uslug v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Sbornik statej IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4 ch., 15 yanvarya, Penza: «nauka i prosveschenie», 2018: 160 - 163.

3. Tatarinov G.N. Upravlenie obschestvennymi otnosheniyami: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

4. Novikova T.B. K voprosu razrabotki komponentov imidzha obrazovatel'noj organizacii. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016; № 12-7: 1248 - 1252.

5. Dunaeva O.V., Loseva N.A. Osobennosti formirovaniya imidzha sovremennogo doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2014; T. 20: 3266 - 3270.

Статья поступила в редакцию 01.06.18

УДК 371

Yaroslavtseva N.V., Cand. of Science (Pedagogy), Director, Novosibirsk Institute for Monitoring and Development of Education

(Novosibirsk, Russia), E-mail: nvya.nimro@gmail.com

THE SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE WESTERN SIBERIAN REGION IN THE IMPLEMENTATION OF STATE EDUCATIONAL POLICY. The work studies modern development of the system of educational services in Western Siberia. The historical preconditions for the development of the system are analyzed: state educational policy, its interpretation at the local level, its systemic priorities, the normative field of the educational services system, organizational and administrative activities of regional authorities to determine the conditions for the development of educational services. The incentives and constraints formed by the state are studied as an instrument for regulating the system and ensuring the quality of educational services. The influence of state participation in the control of the environment of educational services on the citizens' trust in their quality is examined. The project-competitive stimulation of the development of educational services and the main tools of educational policy in the field are considered as the basis for the platform for creating effective models for the management of the quality of educational services at the regional level.

Key words: educational services system, prerequisites for development, restrictive measures of the state, incentives for improvement.

Н.В. Ярославцева, канд. пед. наук, директор Новосибирского института мониторинга и развития образования,

г. Новосибирск, E-mail: nvya.nimro@gmail.com

СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья посвящена проблемам современного развития системы образовательных услуг в Западно-Сибирском регионе. Анализируются исторические предпосылки развития системы: государственная образовательная политика, её интерпретация на местном уровне, ее системные приоритеты, нормативное поле системы образовательных услуг, организационно-управленческая деятельность региональных властей по определению условий развития образовательных услуг. Исследованы стимулы и ограничения, формируемые государством, как инструмент регулирования системы и обеспечения качества образовательных услуг. Рассмотрено влияние участия государства в контроле среды образовательных услуг на доверие граждан к их качеству. Рассмотрено проектно-конкурсное стимулирование развития образовательных услуг и основные инструменты образовательной политики на местах, как основы платформы создания эффективных моделей управления качеством образовательных услуг на региональном уровне.

Ключевые слова: система образовательных услуг, предпосылки ее развития, ограничительные меры государства, стимулы совершенствования.

Система образовательных услуг Западной Сибири является сложным и многогранным феноменом внутри процесса социокультурного развития региона. Ее целостное осмысление возможно на самом общем философском уровне, где формируется метапредметное и парадигмальное знание, нас же, преимущественно интересует одно, педагогическое измерение, а внутри него - проблематика управления развитием региональной системы образовательных услуг как педагогическим явлением. Здесь ранее нами была определена одна из возможных концепций развития системы, но даже однозначное принятие и точная реализация концепции (в чем мы далеко не уверены), не избавляет

от вариативности конечного результата, возникающей в связи с наличием переменной в закономерностях процесса развития в конкретных исторических условиях. Варианты прогнозов развития системы образовательных услуг связаны с тем, насколько в современной ситуации выражены объективные исторические предпосылки данного процесса (опережающий спрос и предложение образовательных услуг, частная и общественная инициатива, социальная ориентация системы образовательных услуг, инновационное предложение), но, прежде всего, от того, в каком диапазоне может находиться государственная политика в отношении образовательных услуг. Ее изучение, которое мы опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.