Научная статья на тему 'Имидж будущего бакалавра как феномен социальной перцепции в контексте представлений студентов об имидже вуза'

Имидж будущего бакалавра как феномен социальной перцепции в контексте представлений студентов об имидже вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / феномен социальной перцепции / бакалавр / субъектность / статус вуза / image / the phenomenon of social perception / bachelor / subjectivity / the status of the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Флѐра Габдульбаровна, Насыбуллин Айрат Ризванович

Статья направлена на исследование имиджа будущего бакалавра. В статье представлена трактовка имиджа, как феномена социальной перцепции. Авторами приводятся факторы формирования имиджа будущего бакалавра на основе модели построения имиджелогического пространства. Приведены результаты эпмирического исследования по выявлению идентификации студента с уровнем представлений о вузе. Статья предназначена педагогам, руководятелям образовательных организаций, исследователям занимающихся вопросами психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Флѐра Габдульбаровна, Насыбуллин Айрат Ризванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE FUTURE BACHELORS AS A PHENOMENON SOCIAL PERCEPTION IN THE CONTEXT OF UNIVERSITY STUDENTS ON THE IMAGE

This paper aims to study the image of the future bachelor. The paper presents the interpretation of the image, as a phenomenon of social perception. The author cites the factors forming the image of the future bachelor based on the model of building imidzhelogicheskogo space. The results of the study to identify epmiricheskogo identify students with concepts of high school. This article is intended for teachers, rukovodyatelyam educational organizations, researchers dealing with psychological and pedagogical support for educational activities.

Текст научной работы на тему «Имидж будущего бакалавра как феномен социальной перцепции в контексте представлений студентов об имидже вуза»

УДК 316.6

ИМИДЖ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА

КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ОБ ИМИДЖЕ ВУЗА Ф.Г. Мухаметзянова, А.Р. Насыбуллин

Аннотация: Статья направлена на исследование имиджа будущего бакалавра. В статье представлена трактовка имиджа, как феномена социальной перцепции. Авторами приводятся факторы формирования имиджа будущего бакалавра на основе модели построения имиджелогического пространства. Приведены результаты эпмирического исследования по выявлению идентификации студента с уровнем представлений о вузе. Статья предназначена педагогам, руководителям образовательных организаций, исследователям занимающихся вопросами психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности.

Ключевые слова: имидж, феномен социальной перцепции, бакалавр, субъектность, статус вуза

IMAGE FUTURE BACHELORS

AS A PHENOMENON SOCIAL PERCEPTION

IN THE CONTEXT OF UNIVERSITY STUDENTS ON THE IMAGE

F.G. Mukhametzyanova, A.R. Nasybullin

Abstract: This paper aims to study the image of the future bachelor. The paper presents the interpretation of the image, as a phenomenon of social perception. The author cites the factors forming the image of the future bachelor based on the model of building imidzhelogicheskogo space. The results of the study to identify epmiricheskogo identify students with concepts of high school. This article is intended for teachers, rukovodyatelyam educational organizations, researchers dealing with psychological and pedagogical support for educational activities.

Keywords: image, the phenomenon of social perception, bachelor, subjectivity, the status of the university

В современной социальной психологии нет однозначного понимания категории имиджа. Имидж является как феноменом социальной психологии, так и социальной перцепции. Если обратиться к научным источникам, то можно обнаружить неоднозначную интерпретацию имиджа в различных научных плоскостях этимиологии в контексте социальной перцепции. В самом широком смысле, под имиджем понимают (от англ. Image: «образ», «изображение», «отражение») тот искусственный образ, который формируется в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. В русскоязычном понимании, имидж рассматривается, прежде всего, как «образ».

Мы считаем, что понятие имиджа следует рассматривать в плоскости социальной перцепции, как имидж объекта или имидж субъект восприятия. Прежде всего, рассмотрим имидж как образ, т.к. эта точка зрения в современной социальной психологии, является наиболее разработанной. Среди исследователей проблемы имиджа можно выявить раз-

личные подходы к решению данного вопроса. В большинстве результатов исследований имиджа, отраженных в западной профессиональной литературе, категория имиджа рассматривается в семантическом понимании «image» для обозначения образов объектов, отражающихся в психике субъекта на основании их характеристик. Вследствие чего, под термином «image» западные исследователи понимают что-то более широкое, чем просто образ объекта, совокупность не только его видимых (внешних) характеристик объекта восприятия, но и невидимых (идеальных) характеристик как субъекта деятельности [6].

Имидж объекта - это, прежде всего, мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе, товаре, услугах), возникшее в психике субъекта или субъектов деятельности (группы людей) на основе образа, сформированного в их психике в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта восприятия [4]. Например, деловой имидж специально проектируется в интересах человека или фирмы с учётом особенности деятельности,

внутренних и внешних качеств субъекта деятельности. Можно считать, что понятие имиджа связано с процессами искусственной имитации или преподнесения внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица как субъекта определенной деятельности. В контексте социальной перцепции, категория имиджа связана с процессом осмысленного представления о человеке, товаре или социальном институте (семья, школа, вуз, организация, учреждение и пр.) целенаправленно формирующимся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды.

Как феномен социальной перцепции, имидж отражается в том впечатлении, которое производит субъект деятельности, компания или социальный институт на одну или несколько групп общественности. Однако, имидж объекта восприятия для его субъекта не является рисунком, копией, не разработанное в мельчайших деталях, точное изображение, а скорее несколько деталей, оказывающих эмоциональное воздействие.

К понятию имидж очень близко понятие репутация. Не всегда просто определить, где мы имеем дело с репутацией, а где говорим об имидже. Назначение имиджа - создавать и поддерживать необходимое впечатление о фирме, товаре, личности у клиентов и другой целевой аудитории. Имидж - это внешность, фасад, “вывеска”. Имидж и репутация относятся друг к другу как форма и содержание. Задачи имиджа и репутации сходны. Мы считаем, что для современной образовательной организации (университет, институт, колледж) наряду с понятием имидж, следует использовать и понятие репутация. Если имидж вуза определяет образ в представлениях субъектов образовательной деятельности (потенциальных и реальных), то понятие репутация является важным механизмом для аккредитации вуза и сохранения его в сфере высшего профессионального образования.

Итак, имидж как феномен социальной перцепции в плоскости имиджа субъекта деятельности рассматриваются учеными как: имидж субъекта общения и субъекта деятельности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский); «визуального образа» субъекта деятельности (В.М. Шепель); субъективного «мнения» об объекте восприятия (А.Ю. Панасюк); символического образа субъекта в процессе интерсубъектного взаимодействия (Е. Б. Перелыги-на) и др. Как считает Е.Б.Перелыгина, имидж субъекта деятельности связан с процессами

интерсубъектного взаимодействиях [2]. В этом плане, имидж субъекта является уже имиджем субъекта общения.

Как социально-психологический феномен он может существовать относительно независимо от ситуации непосредственного общения его субъекта в данный момент времени. Е.А. Петрова в имидж субъекта деятельности включает в себя семиотическую, аффективную, когнитивную и собственно перцептивную составляющие и обладает рядом свойств: относительной константности, динамичности, ассоциативности, схематичности, открытости (незавершенности) и др.

Имидж субъекта деятельности может изменяться и улучшаться во времени, тогда как сам субъект может остаться практически неизменным или изменяться в ином направлении. Мы считаем, что имидж субъекта деятельности проявляется в его субъектности, под которой мы понимаем свойство личности быть субъектом определенной деятельности, проявляя при этом индивидуализированную активность, самостоятельность, творческость. Например, субъектность студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности проявляется в «сдвиге» поведения, мышления им самим же вызванным [2].

Относительно факторов формирования имиджа мы опираемся на разработанную Е.А. Петровой трехфакторную модель построения имиджелогического пространства [6]. Концепция модели - имидж субъекта при его восприятии оценивается в сознании реципиента в системе 3 интегральных векторов: «статус-ность», «оценка» и «значимость-близость». Исходя из этой модели при изучении имиджа студента вуза (будущего бакалавра) для нас представлял интерес такой фактор, как статус вуза. Для этого нами была использована методика по изучению педставлений студентов об имидже того или иного вуза, исходя из определенных переменных (параметров) в модификации Г.В.Довжик [1].

За методологическую основу исследования нами был взят системно-деятельностный и субъектно-деятельностный подходы. Мы считаем, что именно студент вуза - будущий бакалавр, воспринимает имидж бакалавра не просто как образ объекта, а как образ им самим же, т.е. субъектом учебнопрофессиональной деятельности, созданный и развиваемый [2,3]. Пока не разработана общепринятая модель имиджа бакалавра, в восприятии студента, имидж бакалавра будет ассо-

циироваться с тем образом, который он как субъект учебно-профессиональной деятельности, создает и сам его развивает. В этом контексте можно считать одним из показателей субъектности студента вуза - имидж, как разновидность искусственно создаваемого им образа.

Имидж студента вуза - будущего бакалавра, на наш взгляд, входит именно в «зону сдвига» в поведении, инициированным самим же студентов в плоскости «надситуативной активности». В этом случает, одним из механизмов проектирования своего имиджа у будущего бакалавра выступает идентификация студента со статусом вуза, в котором он полу-

чает квалификацию «бакалавр». С этой целью нами было проведено исследование по выявлению идентификации студента с уровнем представлений о вузе, в котором готовят бакалавров.

Студентам негосударственного вуза (НОУ ВПО) гуманитарного факультета предлагалось оценить, сравнить вузы (9 моделей вуза) по 21 параметру. Выборка составляла 190 человек (в целях конфиденциальности наименование вуза не называется).

Результаты исследования подробно представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты оценки параметров вузов студентами

Переменные (параметры) НОУ ВПО Хороший ВУЗ Креативный ВУЗ Университет Oxford Универ- ситет Sorbonne КФУ Банальный ВУЗ Плохой ВУЗ

1 .Классический 0,93 1,66 1,00 1,13 1,20 1,33 1,00 0,76

2.Про фессиональный 1,06 1,73 1,26 1,73 1,26 1,53 1,06 0,40

3 .Авторитетный 0,93 1,66 1,00 1,73 1,06 1,60 0,73 -0,60

4.Квалифицированный 1,13 1,93 1,40 1,53 1,13 1,66 0,73 -0,73

5.Лидирующий 1,00 1,46 0,93 1,40 1,93 1,33 1,00 -1,13

б.Надежный 2,00 1,86 1,06 1,53 1,06 1,33 0,60 -0,73

7.Известный 0,86 1,26 1,20 1,80 1,13 1,40 0,46 -0,46

8.Модный 0,80 1,06 1,46 1,60 1,86 1,00 0,46 -0,53

9.Образцовый 0,86 1,80 1,00 1,80 1,93 1,20 0,66 -0,13

10.Солидный 0,93 1,53 1,06 1,66 1,06 1,13 1,00 -0,73

11 .Перспективный 1,20 1,60 1,20 1,53 1,13 1,26 0,86 -0,86

12 .Развивающийся 1,20 1,86 1,33 1,66 1,26 1,20 0,80 -0,66

13 .Респектабельный 1,06 1,46 1,13 1,40 1,93 1,26 0,60 -0,20

14.Востребованный 0,86 1,40 1,13 1,33 1,13 1,26 1,06 -0,33

15.Творческий 1,00 1,13 1,60 1,33 1,06 1,20 0,60 -0,13

16. Оригинальный 1,06 1,33 1,66 1,53 1,86 1,80 0,66 -0,20

17.Индивидуальный 0,80 1,26 1,33 1,53 1,13 1,80 0,66 -0,33

18 .Качественный 1,00 1,80 1,46 1,73 1,26 1,46 0,60 -0,93

19.Современный 1,13 1,66 1,53 1,60 1,13 1,33 0,80 0,76

20.Стабильный 1,00 1,73 1,06 1,33 1,00 1,46 1,86 -0,33

21.Престижный 0,93 1,80 1,33 1,40 1,40 1,46 0,86 -0,93

АНАЛИЗ ДАННЫХ

Стандартное отклонение 0,368 0,254 0,332 0,330 0,287 0,297 0,821

Коэффициент корреляции r(p>0.05)) 0,450 0,057 -0,015 -0,018 -0,021 -0,073 -0,132

Методика «Имидж ВУЗа» позволила нам выявить отношение и оценку своего вуза в сравнении с другими вузами. Данные корреляционного анализа показали, что студенты склонны считать свой вуз скорее хорошим (г=0,450, при p>0.05), креативным (г=0,057

при p>0.05), не приближенным к вузам Oxford (г= -0,015 при p>0.05) и Sorbona (г=0,018 при p>0,05). Студенты не согласны с тем, что их вуз - банальный (r=-0,073 при p>0,05) и плохой (r= -0,132 при p>0,05). Сту-

денты не сравнивают свой вуз с К(П)ФУ (г= -0,021 при p>0,05).

Исследования показали, что при восприятии имиджа бакалавра студенты особое значение придают статусу вуза, в котором

идет процесс подготовки будущего бакалавра.

По их мнению, имидж бакалавра лучше формируется в хорошем и креативном вузе. Средняя оценка имиджа сравниваемых вузов приведена в таблице 1.

Таблица 2. Средняя оценка имиджа ВУЗа по мнению студентов

ВУЗ (уровень) Средний балл

Плохой - 30,6

Хороший 31

Oxford 32

Sorbonne 21,86

НОУ ВПО 22,8

КФУ 25

Креативный 23

Банальный 15,4

Таким образом, можно сделать выводы (на уровне вероятности 95%), что студенты негосударственного вуза объединяют собственный имидж, как имидж будущего бакалавра, со статусом вуза, отдавая предпочтение модели хорошего и креативного вуза.

Литература:

1. Довжик Г.В. Социально-

психологический механизм формирования внешнего имиджа организации: автореф. дис. канд. пси-хол. наук: 19.00.05 / Довжик Галина Владимировна. - М., 2006. - 22 с.

2. Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А. Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза / Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А. // Казанский педагогический журнал. 2012. -№ 1 (91). -С. 82-89.

3. Мухаметзянова Ф.Г., Мифтахов И.И. Феномен субъектности студента в психологии / Мухаметзянова Ф.Г., Мифтахов И.И. // Казанский педагогический журнал. 2013. -№ 4.-С. 126-130.

4. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 266 с.

5. Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия (Содержание и пути развития): Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05, 19.00.13 / Перелыгина Елена Борисовна. Москва, 2003.- 697 с.

6. Петрова Е. А. Визуальная психосемиотика общения: Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Петрова Елена Алексеевна. Москва, 2000.- 402 с.

Свой вуз студенты связывают именно с этой моделью вуза. Итак, имидж будущего бакалавра - это феномен социальной перцепции, отраженный в представлениях студента как статусе вуза.

References:

1. Dovzhik G.V. Social'no-psihologicheskij me-hanizm formirovanija vneshnego imidzha organizacii: avtoref. dis. kand. psihol. nauk: 19.00.05 / Dovzhik Galina Vladimirovna. - M., 2006. - 22 s.

2. Muhametzjanova F.G., Bogovarova V.A. In-dikatory izuchenija fenomena sub#ektnosti studenta vuza / Muhametzjanova F.G., Bogovarova V.A. // Ka-zanskij pedagogicheskij zhurnal. 2012. № 1 (91). S. 82-89.

3. Muhametzjanova F.G., Miftahov I.I. Fenomen sub#ektnosti studenta v psihologii / Muhametzjanova F.G., Miftahov I.I. // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2013. № 4. S. 126-130.

4. Panasjuk AJu. Formirovanie imidzha: strate-gija, psihotehnologii, psihotehniki. - M.: Izdatel'stvo «Omega-L», 2008. - 266 s.

5. Perelygina E.B. Imidzh kak fenomen inter-sub#ektnogo vzaimodejstvija (Soderzhanie i puti razvi-tija): Dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.05, 19.00.13 / Perelygina Elena Borisovna. Moskva, 2003. 697 c.

6. Petrova E. A. Vizual'naja psihosemiotika obshhenija: Dis. ... d-ra psihol. nauk : 19.00.01 / Petrova Elena Alekseevna. Moskva, 2000. 402 c.

Сведения об авторах:

Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна (г.Казань), доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ»

Насыбуллин Айрат Ризванович (г.Казань), аспирант, Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования

Information on authors:

Mukhametzyanova F.G. (Kazan), doctor of pedagogical sciences, professor, pro-rector of scientific work op University of Management "TISBI »

Nasybullin A.R. (Kazan), postgraduate student, Institute of pedagogy and psychology of professional education of the Russian academy of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.