УДК 070
Ма Ицюнь студент магистратуры Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, г. Санкт-Петербург
ИМИДЖ ALIBABA В РОССИЙСКИХ СМИ
Аннотация. В этой работе рассматривается Alibaba (включая AliExpress) в качестве примера и будем использовать новости об Alibaba, опубликованные российскими СМИ, в качестве основы для изучения корпоративного имиджа Alibaba в российской СМИ, а также содержания и отношения российских СМИ к сообщениям об Alibaba.
Ключевые слова: корпоративный имидж; имидж Alibaba/AliExpress; образ основателя; Джек Ма; отношение СМИ.
Ma Yiqun graduate student Saint Petersburg State University Russian Federation, St. Petersburg
ALIBABA'S IMAGE IN THE RUSSIAN MEDIA
Abstract. In this article, Alibaba (including AliExpress) is considered as an example and will use news about Alibaba published by Russian media as a basis for studying the corporate image of Alibaba in the Russian media, as well as the content and attitude of Russian media towards reports about Alibaba.
Keywords: corporate Image; Alibaba/AliExpress image; Alibaba founder image; Jack Ma; media attitude.
Имидж (от англ., image - «образ», «изображение») — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Имидж создаётся пиаром, пропагандой, рекламой, ложью с целью создания в массовом сознании определённого отношения к данному объекту67.
В последние годы всестороннее стратегическое партнерство в области сотрудничества между Китаем и Россией постоянно выходит на новый уровень, и многие крупные китайские компании успешно развиваются в России. Как лидер китайских транснациональных компаний, корпоративный имидж Alibaba в определенной степени имеет большое
67 Материал из Википедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Имидж
значение для эффективного осуществления межкультурных обменов между Китаем и Россией.
В качестве объекта исследования взяты новостные сообщения четырех российских СМИ разного масштаба: ТАСС, РИА Новости, Фонтанка.ру и ОСН ("Общественная служба новостей"). Используя метод контент-анализа, 112 новостных сообщений Alibaba с 1 января 2021 года по 23 января 2022 года были количественно и качественно проанализированы четырьмя СМИ, чтобы сформировать образ Alibaba в российских СМИ, тем самым предоставив некоторую информацию для создания имиджа Alibaba и корпоративной дипломатии.
По результатам исследования делаются следующие выводы:
Отношением м ТАССм РИА-Новости«- Фонтанка^ ОСНм Сумма«-
П о л ожител ь ное^ Количеством 39м 8м 9м 2м 58м
Процент^ 67%^ 14%м 16%^ 3%м 52%м
Нейтральное^ Количеством 26м 19м 1м 6м 52м
Процентм 50%м 37%м 11%^ 2%^ 46%м
Отрицательное^ Количеством 0м 1м 1м 0м 2м
Процентм 0%М 50%м 50%м 0%м 2%м
Суммам Количеством 65м 28м 11м 8м 112м
Процентм 100%м 100%м 100%м 1000V 100%м
Из таблицы видно, что доля позитивных и нейтральных новостных сообщений в четырех средствах массовой информации велика, а доля негативных новостных сообщений очень мала. Среди них большинство позитивных новостных сообщений — это сообщения о достижениях Alibaba и AliExpress в России и сотрудничестве с местными российскими компаниями, такие как новость "Продажи Tmall Alibaba на День холостяка в Китае превысили $84 млрд"68, опубликованная ТАСС 12 ноября 2021 года, и новость "РЭЦ открыл первую онлайн-выставку российской
68 Продажи Tmall Alibaba на День холостяка в Китае превысили $84 млрд - Экономика и бизнес. URL: https://tass.ru/ekonomika/12899615
продукции на Alibaba.com"69, опубликованная РИА Новость 29 сентября 2021 года, все хвалят Alibaba и AliExpress за их развитие в России и вклад в российский рынок.
Наиболее нейтральные репортажи были сосредоточены на двух аспектах: во-первых, Alibaba была оштрафована за нарушение антимонопольных законов в Китае, а во-вторых, секс-скандал с сотрудниками Alibaba в 2021 году. Сообщения об этих двух инцидентах были основаны на полученной информации, и в них не было выражено четкого отношения или позиции по этим двум инцидентам.
Негативные сообщения доступны только в РИА Новость и Фонтанка, соответственно, о вредных пищевых добавках, появляющихся в интернет -магазинах Alibaba, и о сексуальных скандалах сотрудников Alibaba. В содержании этих двух новостей нет негативного отношения, но в заголовках новости выражены только двусмысленные и негативные моменты.
В целом, можно сказать, независимо от того, какого масштаба отношение российских СМИ к освещению Alibaba в целом имеет тенденцию быть позитивным и нейтральным. Основной позитивный контент посвящен развитию AliExpress в России и корпоративной экономике Alibaba (акции, ценные бумаги и т.д.). Причина кроется в той важной роли, которую играет в этом Alibaba. Как трансграничный бизнес электронной коммерции под управлением Alibaba, AliExpress не может обойтись без поддержки Alibaba. Успешное сотрудничество между Alibaba и Россией в полной мере демонстрирует инновации двух стран в экономической и деловой сферах.
В начале 20-го века западные страны начали изучать корпоративный имидж. В 1950-х годах корпоративный имидж начал привлекать внимание исследователей. Корпоративный имидж влияет на восприятие аудиторией
70
компании и на процесс развития компании70.
Согласно исследованиям ученых в области корпоративного имиджа, в целом состав корпоративного имиджа можно грубо разделить на две части. Одна — это образ самого продукта, производимого предприятием, а другая — образ всех других видов деятельности, связанных с предприятием, кроме самого продукта. Браун и Дачин предложили парадигму оценки продукта. Есть два фактора, которые влияют на оценку продуктов и компаний: корпоративная компетентность (CA) и корпоративная социальная ответственность (CSR). Другими словами, восприятие потребителями имиджа предприятия рассматривается через сочетание двух аспектов: возможностей предприятия и его социальной
69 РЭЦ открыл первую онлайн-выставку российской продукции на Alibaba.com - РИА Новости, 29.09.2021.URL: https://ria.ru/20210929/onlayn-vystavka-1752345792.html
70 Чжан Лэй. Исследование корпоративного имиджа Huawei в российских СМИ в контексте "Пояса и пути" р].Университет Внутренней Монголии, 2020 год.DOI:10.27224/d.cnki.gnmdu.2020.000885.
ответственности. Среди них корпоративная компетентность (СА) включает корпоративное лидерство в данной области, возможности технологических исследований и разработок и возможности корпоративного прогресса: корпоративная социальная ответственность (CSR) включает в себя
"71
социальное участие, корпоративный вклад и защиту окружающей среды .
Корпоративный имидж Категория
Корпоративная компетентность (CA) Деятельность компании и производственные мощности Рыночная деятельность
Разработка продукта
Качество продукции Цена продукта
Внешний дизайн
Безопасность продукта
Корпоративная социальная ответственность (CSR) Защита окружающей среды Устойчивая экономика
Социальная самоотверженность Образовательная благотворительность
Титульный спонсор
Обучение и техническая поддержка
Сотрудничество с другими компаниями/учреждениями
Отношения с сотрудниками Упорно работать
Обращение с сотрудниками
Политические связи Национальная безопасность
Сотрудничество с правительством
Конкретная таблица классификации корпоративного имиджа
Анализируя образцы исследований, мы можем примерно обобщить корпоративный имидж Alibaba в российских СМИ по следующим аспектам :
1. Корпоративный имидж Alibaba в России в основном отражает имидж AliExpress — он придает большое значение развитию России, помогает процветанию потребительского рынка и способствует цифровизации и развитию интеллекта во всех сферах жизни. Она сотрудничает с российскими компаниями для создания складов во многих городах России. Её платформа онлайн-продаж неоднократно достигала новых высот в продажах онлайн-покупок в России, а Alibaba также помогала проводить онлайн-выставки местных российских товаров, чтобы помочь малым и средним предприятиям восстановиться экономически и продавать свои товары по всему миру, создавая хороший корпоративный
71 Rochelle Goldberg, "Corporate Image: Business Competency vs. Social Conscience", Ph. D.thesis of Harvard University, 1998.
имидж.
2. Образ основателя Alibaba является представителем корпоративного имиджа. Как основатель Alibaba и один из лидеров глобального интернета, личное поведение и выступления Джека Ма также находятся в центре внимания новости. Частота упоминаний сообщений, связанных с Джеком Ма, в этих сообщениях средств массовой информации не является низкой. В некоторых новостных сообщениях непосредственно упоминается Alibaba самим Джеком Ма, а личный имидж Джека Ма тесно связан с ценой акций Alibaba. Появление или речь Джека Ма повлияет на тенденцию развития акций Alibaba, что показывает его важность.
3. Новости об Alibaba/AliExpress повлияли на российско-китайский диалог своим вкладом в экономическое развитие России. Удвоенный объем транзакций AliExpress в России, спрос на товары и покупательная способность, развитие местных продавцов в России и т.д. Неоднократно упоминались в новостях, отражая покупательную способность и потенциал российского рынка. Можно сказать, что имидж Alibaba как одной из известных транснациональных компаний Китая в России в определенной степени отражает имидж Китая. Позитивное отношение СМИ к Alibaba также показывает, что Россия приветствует развитие Alibaba в своей стране. Благодаря корпоративному имиджу Alibaba или имиджу основателя Джека Ма, чтобы понять китайскую культуру, статус и тенденции Alibaba/AliExpress в России помогут России понять быстрое развитие технологий Китая и сильную экономику Базовый и полезный имидж.
Использованные источники:
[1] Имидж организации: как его сделать положительным. URL: https://blog.calltouch.ru/imidzh-organizaczii-chto-eto-kak-sozdat-polozhitelnyj-imidzh-kompanii-s-primerami/
[2] Продажи Tmall Alibaba на День холостяка в Китае превысили $84 млрд - Экономика и бизнес. URL: https://tass.ru/ekonomika/12899615
[3] РЭЦ открыл первую онлайн-выставку российской продукции на Alibaba.com - РИА Новости, 29.09.2021.URL: https://ria.ru/20210929/onlayn-vystavka-1752345792.html
[4] Чжан Лэй. Исследование корпоративного имиджа Huawei в российских СМИ в контексте "Пояса и пути" [0].Университет Внутренней Монголии, 2020 год. DOI:10.27224/d.cnki.gnmdu.2020.000885.
[5] Rochelle Goldberg, "Corporate Image: Business Competency vs. Social Conscience", Ph. D.thesis of Harvard University, 1998.