Научная статья на тему 'ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СЕМАНТИКИ НА -НИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ XVIII ВЕКА: ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ И СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА'

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СЕМАНТИКИ НА -НИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ XVIII ВЕКА: ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ И СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ СТИЛЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЛЕКСИКА / ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ / СУФФИКС -НИЕ / СУФФИКС -ЕНИЕ / РУССКАЯ ЛЕКСИКОГРАФИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / XVIII В

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Феликсов С. В.

Исследование находится в русле проблем истории формирования религиозного стиля русского языка. В статье в лексико-грамматическом и семантическом аспектах рассматриваются имена существительные религиозной семантики на -ние, зафиксированные в отечественных лексикографических произведениях гражданской печати XVIII в., наиболее полно описывающих конфессиональную лексику: «Церковном словаре» протоиерея Петра Алексеева (1773-1794 гг.), «Кратком словаре славянском» игумена Евгения (Романова) (1784 г.) и «Словаре Академии Российской» (1789-1794 гг.). Актуальность исследования обусловлена отсутствием к настоящему времени специальных лингвистических исследований, связанных с изучением имен существительных религиозной семантики на -ние, а также функциональной значимостью данного класса слов для формирования религиозного стиля русского языка XVIII века. В работе были использованы методы стилистического, грамматического, тематического, этимологического анализа, а также методы семантического поля и компонентного анализа словарных дефиниций. В ходе исследования были охарактеризованы семантические особенности религионимов-субстантивов на -ние, описаны их лексико-грамматические разряды и тематические группы, в рамках этих групп выявлены новообразования XVIII века. Показано, что имена существительные религиозной семантики на -ние прочно заняли свое место в лексической системе религиозного стиля русского языка XVIII века, выражая как конкретные, так и неконкретные (абстрактные и собирательные) лексико-грамматические значения. Установлено, что большая часть рассматриваемых дериватов относится к лексико-грамматическому разряду абстрактных имен, обозначающих отвлеченное положительное или отрицательное в духовно-нравственном отношении действие. В то же время отмечено, что семантика имен существительных религиозной семантики на -ние в русском языке XVIII века находилась в состоянии своего активного формирования, характеризуясь в большинстве случаев сложностью, проявляющейся в наличии у слова нескольких частных не только однородных, но и разнородных типов лексико-семантических значений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Феликсов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOUNS OF RELIGIOUS SEMANTICS ON -NIE IN THE RUSSIAN LANGUAGE OF THE XVIII CENTURY: LEXICO-GRAMMATICAL AND SEMANTIC ASPECTS OF ANALYSIS

The article deals with the history of religious style formation in the Russian language. In the article in the lexico-grammatical and semantic aspects, the names of nouns of religious semantics on -nie are considered, recorded in the XVIII century Russian lexicographic works of civil press, which provide detailed representation of confessional vocabulary: The Church Dictionary by archpriest Peter Alekseev (1773-1794), The Short Slavic Dictionary by abbot Evgeny (Romanov) (1784) and The Dictionary of the Russian Academy (1789-1794). The relevance of the study is due to the absence to date of special linguistic studies related to the study of the names of nouns of religious semantics on -nie, as well as functional significance of this class of words for the formation of religious style of the Russian language of the XVIII century. The work used methods of stylistic, grammatical, thematic, etymological analysis, as well as methods of semantic field and component analysis of dictionary definitions. In the course of the study, the semantic features of religionyms-substances on -nie were described, their lexico-grammatical categories and thematic groups were described, within the framework of these groups neoplasms of the 18th century were revealed. It is shown that the names of nouns of religious semantics on -nie firmly took their place in the lexical system of the religious style of the Russian language of the XVIII century, expressing both specific and non-specific (abstract and collective) lexico-grammatical meanings. It has been established that most of the derivatives considered belong to the lexico-grammatical category of abstract names denoting an abstract positive or negative action in spiritual and moral terms. At the same time, it was noted that the semantics of the names of nouns of religious semantics on -nie in the Russian language of the XVIII century was in a state of its active formation, characterized in most cases by complexity, which is manifested in the presence of several partial not only homogeneous, but also heterogeneous types of lexico-semantic meanings.

Текст научной работы на тему «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СЕМАНТИКИ НА -НИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ XVIII ВЕКА: ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ И СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА»

DOI: 10.18287/2542-0445-2022-28-1-111-119 CD

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 81'374:2

Дата поступления: 02.12.2021 рецензирования: 18.01.2022 принятия: 28.02.2022

Имена существительные религиозной семантики на -ние в русском языке XVIII века: лексико-грамматический и семантический аспекты анализа

С.В. Феликсов

Перервинская духовная семинария, г Москва, Российская Федерация; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г Москва, Российская Федерация E-mail: svfeliksov@gmail.com. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5928-3311

Аннотация: Исследование находится в русле проблем истории формирования религиозного стиля русского языка. В статье в лексико-грамматическом и семантическом аспектах рассматриваются имена существительные религиозной семантики на -ние, зафиксированные в отечественных лексикографических произведениях гражданской печати XVIII в., наиболее полно описывающих конфессиональную лексику: «Церковном словаре» протоиерея Петра Алексеева (1773-1794 гг.), «Кратком словаре славянском» игумена Евгения (Романова) (1784 г.) и «Словаре Академии Российской» (1789-1794 гг.). Актуальность исследования обусловлена отсутствием к настоящему времени специальных лингвистических исследований, связанных с изучением имен существительных религиозной семантики на -ние, а также функциональной значимостью данного класса слов для формирования религиозного стиля русского языка XVlIl века. В работе были использованы методы стилистического, грамматического, тематического, этимологического анализа, а также методы семантического поля и компонентного анализа словарных дефиниций. В ходе исследования были охарактеризованы семантические особенности религионимов-субстантивов на -ние, описаны их лексико-грамматические разряды и тематические группы, в рамках этих групп выявлены новообразования XVIII века. Показано, что имена существительные религиозной семантики на -ние прочно заняли свое место в лексической системе религиозного стиля русского языка XVIII века, выражая как конкретные, так и неконкретные (абстрактные и собирательные) лексико-грамматические значения. Установлено, что большая часть рассматриваемых дериватов относится к лексико-грамматическому разряду абстрактных имен, обозначающих отвлеченное положительное или отрицательное в духовно-нравственном отношении действие. В то жг время отмечено, что семантика имен существительных религиозной семантики на -ние в русском языке XVIII века находилась в состоянии своего активного формирования, характеризуясь в большинстве случаев сложностью, проявляющейся в наличии у слова нескольких частных не только однородных, но и разнородных типов лексико-семантических значений.

Ключевые слова: религиозный стиль; религиозная лексика; имена существительные; суффикс -ние; суффикс -ение; русская лексикография; православие; XVIII век.

Цитирование. Феликсов С.В. Имена существительные религиозной семантики на -ние в русском языке XVIII века: лексико-грамматический и семантический аспекты анализа // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, №№ 1. С. 111-119. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-1-111-119. Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

© Феликсов С.В., 2022

Сергей Владимирович Феликсов - кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии, Перервинская духовная семинария, 109383, Российская Федерация, г. Москва, ул. Шоссейная, 82, стр. 1; доцент кафедры педагогики, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 115184, Российская Федерация, г Москва, Новокузнецкая, 23, стр. 5а.

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 02.12.2021 Revised: 18.01.2021 Accepted: 28.02.2021

Nouns of religious semantics on -nie in the Russian language of the XVIII century: lexico-grammatical and semantic aspects of analysis

S.V. Feliksov

Perervinsky Theological Seminary, Moscow, Russian Federation; St. Tikhon Orthodox Humanitarian University, Moscow, Russian Federation E-mail: svfeliksov@gmail.com. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5928-3311

Abstract: The article deals with the history of religious style formation in the Russian language. In the article in the lexico-grammatical and semantic aspects, the names of nouns of religious semantics on -nie are considered, recorded in the XVIII century Russian lexicographic works of civil press, which provide detailed representation of confessional vocabulary: The Church Dictionary by archpriest Peter Alekseev (1773-1794), The Short Slavic Dictionary by abbot Evgeny (Romanov) (1784) and The Dictionary of the Russian Academy (1789-1794). The relevance of the study is due to

the absence to date of special linguistic studies related to the study of the names of nouns of religious semantics on -nie, as well as functional significance of this class of words for the formation of religious style of the Russian language of the XVIII century. The work used methods of stylistic, grammatical, thematic, etymological analysis, as well as methods of semantic field and component analysis of dictionary definitions. In the course of the study, the semantic features of religionyms-substances on -nie were described, their lexico-grammatical categories and thematic groups were described, within the framework of these groups neoplasms of the 18th century were revealed. It is shown that the names of nouns of religious semantics on -nie firmly took their place in the lexical system of the religious style of the Russian language of the XVIII century, expressing both specific and non-specific (abstract and collective) lexico-grammatical meanings. It has been established that most of the derivatives considered belong to the lexico-grammatical category of abstract names denoting an abstract positive or negative action in spiritual and moral terms. At the same time, it was noted that the semantics of the names of nouns of religious semantics on -nie in the Russian language of the XVIII century was in a state of its active formation, characterized in most cases by complexity, which is manifested in the presence of several partial not only homogeneous, but also heterogeneous types of lexico-semantic meanings.

Key words: religious style; religious vocabulary; noun; suffix -nie; suffix -enie; Russian lexicography; Orthodoxy; XVIII century.

Citation. Feliksov S.V. Nouns of religious semantics on -nie in the Russian language of the XVIII century: lexico-grammatical and semantic aspects of analysis. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2022, vol. 28, no. 1, pp. 111-119. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-1-111-119. (In Russ.)

Information on the conflict of interests: author declares no conflict of interest. © Feliksov S.V., 2022

Sergey V Feliksov - Candidate of Philological Sciences, head of the Department of Philology, Perervinsky Theological Seminary, bldg. 1, 82, Shosseynaya Street, Moscow, 109383, Russian Federation; associate professor, Department of Pedagogy, Saint Tikhon Orthodox Humanitarian University, bldg. 5a, 23, Novokuznetskaya Street, Moscow, 115184, Russian Federation.

Введение

Как известно, существительные на -ние «составляют один из самых обширных разрядов имен в составе лексики русского языка» [Мальцева, Молотков, Петрова 1975, с. 113]. Рассмотрению вопроса, связанного с изучением истории словообразовательного типа субстантивов с данным формантом, посвящены работы Р.П. Никитинской [Никитинская 1962], И.М. Мальцевой, А.И. Молоткова, З.М. Петровой [Мальцева, Молотков, Петрова 1975], В.В. Веселитского [Ве-селитский 1972], В.П. Казакова [Казаков 1994], Т.Н. Поповой [Попова 2006], Т.О. Ахильговой [Ахильгова 2007], В.И. Дягтерева [Дягтерев 2014, с. 226] и ряда других ученых. Однако, несмотря на теоретико-практическую значимость существующих трудов, необходимо констатировать, что имена существительные религиозной семантики на -ние, употребляющиеся в русском языке XVIII века, не стали в них предметом специального лингвистического анализа. Учитывая данное положение дел, а также тот факт, что рассматриваемые рели-гионимы-субстантивы1 - значительный по своему составу и важный2 для религиозного стиля речи3 пласт конфессиональной лексики русского языка XVIII в., в предлагаемой статье делается попытка заполнить в определенной мере существующую в науке лакуну.

Источниками для исследования стали словарные труды гражданской печати, явившиеся первыми масштабными опытами лексикографического описания религиозной лексики русского языка не только в XVIII в., но и в целом в истории отечественной письменности: 1) «Церковный словарь» протоиерея П.А. Алексеева (1773-1794 гг.) (далее - ЦС)4, 2) «Краткой словарь славянской» игумена Евгения (Романова) (1784 г.) (далее -

КСС) (Романовъ 1784), 2) «Словарь Академш Россшской» (1789-1794 гг.) (САР 1789-1794) (далее - САР).

Материалом для исследования послужили более 250 лексических единиц - имен существительных религиозной семантики на -ние (-ени/Уе/, -ни/УеУ)5, зафиксированных в названных лексикографических источниках.

Методы исследования

Выбор лексикографических произведений для языкового анализа, а также дифференциация содержащегося в них лексического материала в соответствии с его принадлежностью к религиозному стилю речи и семантическому полю «религия»6 при проведении исследования осуществлялись на основе методов стилистического анализа и семантического поля7. Для описания религионимов-субстантивов в соответствии с лексико-грамма-тическими разрядами и тематическими группами использованы методы грамматического и тематического анализа. Особенности семантики изучаемых лексем, характерные для рассматриваемого периода, были выявлены посредством методов компонентного анализа словарных дефиниций и их сопоставления. Помимо этого, важнейшим методом исследования при анализе религиони-мов-субстантивов на -ние в аспекте времени их возникновения в русском языке стал историко-этимологический анализ8.

Лексико-грамматические и тематические группы религионимов-субстантивов на -ние

Гибридная (субстантивно-глагольная) природа имен существительных религиозной семантики на -ние обусловила наличие у данного класса слов как неконкретного, так и конкретного лексико-

грамматического значения, найдя непосредственное отражение в содержании словарных статей анализируемых лексиконов.

1. Абстрактные религионимы-субстантивы на -ние. Пласт абстрактной лексики, представленный именами существительными религиозной семантики на -ние, широко отражен в обследуемых словарях. Оформляя данную группу дериватов, суффикс -ние реализовывал следующий спектр отвлеченных лексико-семантических значений: 1) значение отвлеченного действия; 2) значение состояния или чувства; 3) значение отвлеченного признака; 4) отвлеченное понятие, которое существует только в человеческом сознании и которое нельзя представить наглядно9.

1.1. Образования со значением отвлеченного действия. Согласно историко-лингвистическим исследованиям, имена существительные на -ние «искони специализировались на выражении процесса, действия» [Пильгун 2003, с. 65]. В связи с этим дериваты данного типа составляют абсолютное большинство слов среди абстрактных религи-онимов-субстантивов на -ние, зафиксированных в анализируемых словарных источниках.

Религионимы-субстантивы данной подгруппы в тематическом отношении обозначают отвлеченные действия, субъектами которых являются Бог и человек, а также церковь как религиозная организация.

С одной стороны, данные лексемы именуют действия Бога по отношению к человеку в аспекте искупительного подвига Иисуса Христа

(воплощете, вознесете (Господне), всыновлете, возкрешете, искуплете, обожете, откровете, провидите) (Вознесете (Господне) 1) Возшеств1е на небеса Спасителя нашего <...> (САР); Воплощете, воспр1ятие плоти. С1е ренете употребляется для изображетя высочайшей тайны вонеловЪнетя сына Бож1я (ЦС)).

С другой стороны, называют действия человека: а) положительного характера, связанные с аскетическими трудами и христианскими подвигами (благодЪяте, благопонитате, благословете, благовЪствовате, говЪте, исправлете, ликосто-яте, метате, молете, примирете, помиловате, мирете, приобщете, пощете, прощете, сострада-тё), в том числе касающиеся совершения профессиональной богослужебной и церковной деятельности (воскурете, исповЪдате, иконописате, каждете, крестоводружете, литургисате, обрунете, обрЪзате, освящете, помазате, посвящете, пострижете, рукоположете, хлебо-ломлете) (Молете <...> ДЪйств1е того, кто молится; Иконописате <...> писате образовъ (САР); Крестоводружете, постановлете креста при заложети новыя церкви <...> (ЦС)); б) отрицательного (греховного) характера, отдаляющие от Бога (бЪсновате, злостремлете, идолопоклоненете, оклеветате, обижате, обол-гате, поношете, мщете, прельщете, раболЪп-

ствовате, развращете, разнуздате, розмирге, сквернотворете, соблазнете, прекословлете, убиете и др.) (ГрЪшете <...> ДЪйств1е того, кто грЪшитъ (САР); КровосмЪшете, есть тЪлесное совокуплете въ близкомъ сродствЪ <...> (ЦС)). Помимо этого, религионимы-субстантивы данной подгруппы именуют действия церкви как религиозной организации, которые имеют дисциплинарный характер по отношению к лицам, нарушившим церковные каноны (запрещете, извержете, отлунете) (Извержете, знанить исклюнете за вину изъ церковнаго клира, или лишете сана <... >

(ЦС)).

Ввиду «первичности» у лексем на -ние процессуального значения [Пильгун 2003, с. 65] именно данная подгруппа религионимов-субстантивов пополняется в XVIII веке более всего. На страницах анализируемых словарей зафиксировано 9 лексем, являющихся новообразованиями XVIII в.: словообразовательными (богослужете, благонамЪрете, вЪропроповЪдате, злословлете, намащете, обожате, перекрещете, перекрещива1е) (Перекре-щете <... > Исполненное дЪяте перекрещивавшаго (САР) Перекрещивате <...> ДЪйств1е перекрещи-вающаго (САР) и семантическими (боготворе-ние) (Боготворете, боголЪпное него понитате, обожете <...> (ЦС), Литургисате, служете обЪдни (КСС)).

Отметим также, что процессуальное значение, как видно из приведенных примеров, наиболее ярко выражается у имен существительных религиозной семантики на -ние, производных от глаголов несовершенного вида, обозначающих «действие, протяженное во времени», и в меньшей степени оно свойственно для дериватов, образованных от глаголов совершенного вида, для которых характерно обозначать процесс, «собранный "в точку"» [Мальцева, Молотков, Петрова 1975, с. 113].

1.2. Образования со значением состояния и чувства. Данная подгруппа представлена в рассматриваемых лексиконах ограниченным числом отглагольных религионимов-субстантивов на -ние. Эти лексемы характеризуют состояние или чувство человека с точки зрения религиозного аспекта, образуя две противопоставленные в смысловом отношении тематические группы. С одной стороны, они называют положительные духовные (благодатные) состояния и чувства человека (благоговЪте, возлюблете, люблете, нетл\,те, смирете, сострадовате, спасете, умилете) (Спасете <...> венное блаженство (САР); Сострадовате, сострадате, сожалете (КСС), с другой стороны - отрицательные (греховно-безблагодатные) (вождЪлете, окаменЪте, кровосмЪшете) (ВожделЪте, злое хотите, желате, похоть, похотЪте (ЦС)).

В рассматриваемых лексиконах выявлены 3 лексемы, являющиеся новообразованиями XVIII в.: словообразовательными (ЗлонамЪрете <... > Злое,

вредное, предосудительное нам\>рете (САР); БлагонамЪрете <...> доброе, полезное намкрете <...> (САР)10) и семантическими (Озлоблете <... > 1) Горесть, печаль <... > (САР)).

1.3. Образования со значением отвлеченного признака. Небольшим рядом лексем, зарегистрированным в анализируемых словарях, представлены отглагольные имена существительные религиозной семантики на -ние, имеющие значение отвлеченного признака. В тематическом отношении данные лексемы являются названиями признаков (свойств, качеств, склонностей) характера человека: положительных (дерзновение, смирете) и отрицательных (лихоимате, любопр^те, любо-стяжате, любопр\,те). (Дерзновете <... > 1) Говоря въ хорошую сторону: бодрость, смелость, отважность въ чемъ <...> (САР); ЛюбопрЪте, склонность къ спорамъ <... > (ЦС)).

1.4. Образования, обозначающие отвлеченное понятие, которое существует только в человеческом сознании и которое нельзя представить наглядно. Данная подгруппа является второй по численности среди абстрактных отглагольных религионимов-субстантивов на -ние. Она представлена лексемами, являющимися в тематическом плане обозначением: а) христианских добродетелей (смирете, терпете) (Смирете <...> добродетель христiанская, производящая въ насъ внутреннее чувствiе въ разсужденiи нашей слабости (САР)), б) духовных даров Божьих человеку (видите) (Видите, <... > особенный даръ Духа Святаго предвидеть будущее (ЦС)); б) греховных страстей (пороков) (кровосм^шете, самомнЪте) (Самомн^те <... > порокъ человека, почитающаго всЬ дкла, мысли, суждетя свои разумными, неподверженными ни малой ошибкк <... > (САР)), г) церковных таинств и обрядов (испов^дате, елеосвящете, крещете, мvропомазанiе, обр^зате, обручете, омовете, опомазате, покаяте, причащете, соборовате, умовете (ногъ)) (Обручете <...> Церковный обрядъ передъ венчатемъ бывающiй (САР); Елеосвящете, есть таинство церковное соверщаемое надъ больнымъ человккомъ отъ священниковъ (ЦС)), д) церковных праздников (богоявлете, вознесете, преображете, крещете, срЪтете (господне) (Богоявлете, есть празд-никъ, установленный церковiю въ воспоминате крещетя Господа нашего 1исуса Христа <...>

(ЦС)).

2. Собирательные религионимы-субстанти-вы на -ние. Значение собирательности для имен существительных на -ние в XVIII в. не было характерно. В обследуемых лексиконах выявлено всего два отглагольных религионима-субстанти-ва на -ние, относящихся к группе неодушевленно-собирательных имен. В семантическом плане данные лексемы относятся к тематическим группам, обозначающим совокупность а) церковных одежд священнослужителей (Облачете,

ризы съ принадлежностями Архiерейскiя или священнослужительсюя <...> (ЦС)) и б) богослужебных текстов (Посл^довате <...> и такъ собрате молитвъ, прошент, славословШ, псал-мовъ и песней по чину расположенныхъ прилично именуется посл\,довате (ЦС)).

3. Конкретные религионимы-субстантивы на -ние. Наряду с неконкретными религионима-ми-субстантивами на -ние в рассматриваемых лексикографических источниках зафиксированы отглагольные существительные религиозной семантики с указанным формантом, относящиеся к лексико-грамматическому разряду конкретных имен.

Данные дериваты являются наименованиями а) церковно-богослужебных книг (второзакоте, откровете, писате) и жанров богослужебных текстов (величате) (Второзакоте <...> Такъ же называется, пятая книга въ священномъ писати ветхаго завкта <... > (ЦС); Величате <...> 3) На утрени поемый предъ Евангелiемъ въ праздничные дни стихъ <... > (САР)); б) церковных сооружений и их частей (вознесете (господне), исправлете, основате) (Вознесете (Господне) <... > храмъ во имя Вознесетя Господня воздвигнутый (САР)); в) церковной утвари (Предложете, жертвен-никъ въ олтаре (КСС)); г) праздничных дней церковного календаря (воскресете, преполовете) (Преполовете <...> день в который церковь празднуетъ половину пятдесятницы <... > (САР)); д) церковных святынь (освящете) (Освящете, въ старинныхъ книгахъ именуется вода Богоявленская <...> (ЦС)); е) ипостасей Бога-Троицы (помазате) (Помазате, индк значитъ: Св: Духа <... > Индк взято за Месст (ЦС)). Важно отметить, что семантика конкретности у этих лексем вторична, она развивается исторически на основе неконкретных значений и является результатом «стремления» отглагольных существительных «преодолеть конфликт между именным грамматическим оформлением и глагольным содержанием» [Казаков 1994, с. 5].

Несмотря на употребление имен на -ние в конкретном значении с древнейших времен [Дягтерев 2014, с. 241], в исследуемых словарях, как видно, религионимы-субстантивы данного типа представлены единичными примерами. Такое положение дел свидетельствует о том, что семантика конкретности у рассматриваемого класса слов в XVIII в. не была в достаточной мере сформирована в русском языке.

Новообразований XVIII в., зафиксированных в анализируемых словарях, среди собирательных и конкретных религионимов-субстанитивов на -ние не было выявлено.

Особенности семантики религионимов-субстантивов на -ние

Религионимы-субстантивы на -ние, находясь «в особой "зоне синкретизма" имени и глагола»

[Лузина 2001, с. 111], к началу XVIII в., как свидетельствует анализ историко-лингвистических данных, в значительной своей части были полисе-мантичны, например: благовещете, благодеяте, благословете, веровате, крещен/е, лихоиман/е, мелете и др. (СлРЯ XVIII 1984-1991). В этой связи важно отметить, что в исследуемых словарях весь объем значений указанных лексем не описывается. В большинстве случаев лексикографами фиксируется одно или два значения многозначного деривата религиозной семантики на -ние.

В отдельных случаях составители словарей не только регистрируют разные значения имен существительных на -ние, но и различают их лексико-семантические варианты в зависимости от светской и религиозной сфер их функционирования. При этом лексико-семантические варианты, характерные для религиозной сферы употребления, зачастую сопровождаются составителями словарей соответствующими стилистическими пометами (въ церковномъ нарЪчт, въ духовном нарЪчт, въ старинномъ употреблении и т. п.) и приводятся не только после значений, свойственных для общеупотребительного языка, но и перед ними, актуализируя тем самым религиозные смыслы (Всыновлете, принятге въ сына и наследника имен/ю <...> По св: писатю придается всыновлете векмъ вернымъ; ибо ихъ Богъ отецъ усыновилъ себе и призвалъ въ наслед/е царства безконечнаго, о единородномъ сыне Господе нашемъ 1исусе Христе <...> (ЦС); Посвящете <...> 1) Ставлете, произведете во священника или во д/акона. 2) Приписате; писмо, въ которомъ приписуется чьему имени какое либо сочинете или переводъ) (САР)).

В рамках словарных статей лексико-семанти-ческие варианты многозначных религионимов-субстантивов на -ние объединяются в смысловые структуры, репрезентирующие, как правило, абстрактные значения а) отвлеченного действия (Богослужете <...> 1) Почитате истинного Бога. 2) Отправлете молитвъ (САР)), б) отвлеченного действия и состояния (Прельщете <... >Действге прельщающаго, или состояте прельстившагося (САР)), в) отвлеченного действия и отвлеченного признака (Лихоиман/е <...> Взимате лихвы, мзды, роста; или склонность къ взиматю (САР)), г) отвлеченного признака и отвлеченного понятия, которое существует только в человеческом сознании и которое нельзя представить наглядно (Смирете <... > кротость, униженность; добродетель христ/анская, производящая въ насъ внутреннее чувств/е въ разсуждети нашей слабости (САР)). Однако в ряде случаев под одной вокабулой приводятся абстрактное и конкретное значения (Исправлете, исполнете заповедей Божшхъ, жизнь добродетельная <... > Индезна-читъ имя столпу устроенному царемъ Соломо-

номъ во храме Господнемъ и поставленному съ правой стороны входа во Святая Святыхъ (ЦС)).

Примерами наиболее богатых и разработанных по смысловому содержанию словарных статей, описывающих значения многозначного имени существительного религиозной семантики на -ние, могут служить «Благословеше», «Возвышеше» (САР).

В ряде словарных статей изучаемых лексиконов сведения о семантике дериватов на -ние, обозначающих религиозные понятия, представлены крайне скупо, что затрудняет однозначную интерпретацию лексико-семантического типа их значений (Уневешете <...> Обручете (САР); Божете, божба, клятва (ЦС), Приношен1е, жертва (КСС)). В связи с этим важно отметить, что более точно определить значение толкуемого слова зачастую помогают приводимый составителями в рамках словарных статей языковой иллюстративный материал или документированные ссылки, указывающие на текст-источник употребления дефинируемой лексемы (Грехопаден/е, погрешность. Пс. 18.13. Грехопадете кто разумеетъ? И Псал. 21.2. (ЦС)). Подобное упущение со стороны составителей рассматриваемых лексиконов обусловливается главным образом недостаточной семантической диффе-ренцированностью лексикографируемых дериватов на -ние в русском языке XVIII века11.

Отметим также, что в ряде случаев у имен существительных на -ние в исследуемых словарях не фиксируется значение, характерное для религиозного контекста, несмотря на его регистрацию в письменных источниках XVIII в. (ср., например, данные в САР и ЦС): Преложен/е - 1) Положете съ одного места на другое; перемещен/е. 2) Въ Сл: превращете, переменете во что. 3) Переводъ съ одного языка на другой, превращен/е простой речи въ стихи <...> (САР); Преложен/е, переведете епископа съ нижтя степени на выш-шую епархт въ разсуждети особенныя пользы церковныя <... > (ЦС)).

В то же время важно констатировать, что сопоставление объема сведений, приведенных в исследуемых словарях, при лексикографирова-нии существительных религиозной семантики на -ние, с соответствующими данными, содержащимися в предшествующих лексикографических сочинениях («Лексиконъ славеноросскш» Памвы Берынды (1653 г.) (Берында 1849), «Лехшонъ треАзычный» Федора Поликарпова (1704 г.) (Поликарповъ 1704), свидетельствует о том, что первые (главным образом САР, ЦС) значительно превосходят последние как в количестве толкуемых единиц, так и разработанности словарных статей в семантическом аспекте (см. таблицу).

Таблица

Примеры толкования имен существительных религиозной семантики на -ние в лексикографических произведениях XVII-XVIII вв.

Table

Examples of interpretation of the names of nouns of religious semantics into -nie in lexicographic works of the XVII-XVIII centuries

Возкрешете, возкресете

«Лексиконъ славеноросскш» П. Берынды Вскресеше, изъ мертвыхъ встанье, гды самъ нерезъ себЪ. Вскрешеше, гды отъ кого иншого кто бываетъ воскрешенъ

«Лехжонъ треАзычный» Ф. Поликарпова Воскресеше, ауадаагд, resurrectio, resuscitatio. Воскрешеше, ауёуерагд, ауадаогд, resuscitatio

«Церковный словарь» П.А. Алексеева Воскресеше, востате изъ мертвыхъ, оживотворете. Первый день въ седмицт именуется просто воскресете, для воспоминатя Христова востатя изъ гроба уставленный вместо ветхозаветной субботы праздникъ св: Апостолами; по книжному называется недЪля, для недЪлатя въ тот день. Иногда знанитъ самое искуплете, или жизнь безсмертную, имеющую последовать воскресетю. Филип: 3.10. ИндЪ воскресете взято за самыхъ людей отъ смертнаго сна воставшихъ, дЪян: 26. 23. такъ какъ обрезанные 1удеи называются въ писати иногда обрЪзате Тит: 1.10.

«Словарь Академш Россшской» Возкресеше, шя. с ср. 1) Собственно возсташе изъ мертвыхъ, оживотвореше. По воскресети его отъ мертвыхъ. ДЪян. X. 41. Воскресете Господа нашего. Возкресете Лазаря. Чаю воскресетя мертвыхъ. Симв. вЪры. 2) Первый въ седмицЪ день, иначе называемый НедЪля, уставленный церковью для возпоминашя возсташя Христова отъ мертвыхъ, и для отличешя отъ !удейской субботы. Возкресете светлое. Возкресете вербное. Возкрешете, шя. с ср. Оживотвореше, возвращеше жизни умершему. Воздастътися въ воскрешете праведныхъ. Лук. XIV. 24. Возкрешете отъ мертвыхъ Лазаря.

Заключение

В заключение отметим следующее.

1. Религионимы-субстантивы на -ние прочно заняли свое место в лексической системе религиозного стиля русского языка XVIII в., что подтверждается самим фактом их широкой кодификации в рассматриваемых словарных источниках.

2. Суффиксы -ени/Уе/, -ни/Уе/, как показал представленный выше анализ, могли оформлять неконкретные (абстрактные и собирательные) и конкретные имена существительные религиозной семантики среднего рода, производные от глагольных основ совершенного и несовершенного вида.

При этом более 80 % данных дериватов относится к лексико-грамматическому разряду абстрактных имен, обозначающих отвлеченное положительное или отрицательное в духовно-нравственном отношении действие.

3. В то же время нельзя не отметить и то, что семантика религионимов-субстантивов на -ние, как и в целом религиозный стиль русского языка XVIII в., находилась в состоянии своего активного формирования, характеризуясь в большинстве случаев сложностью, проявляющейся в наличии у слова нескольких частных не только однородных, но и разнородных типов лексико-семантических значений.

Примечания

1 В данной статье в качестве классифицирующих наименований для лексических единиц, служащих для обозначения религиозных понятий, как полные синонимы используются термины «конфессиональная лексика», «слова религиозной семантики», «религионимы». Последний из указанных терминов, насколько нам известно, был введен в научный оборот Р.И. Горюшиной (Горюшина 2002) и Ю.Н. Михайловой (Михайлова 2004). Помимо этого, в указанном значении он был неоднократно использован нами при описании результатов проводимых исследований. См., например: [Феликсов 2009 а].

2 «Отглагольные существительные на -ние, совмещая в своем значении присущую мотивирующему глаголу семантику процессуального признака (действия, состояния) и предметности существительного, активно участвовали в процессе формирования стилей русского литературного языка» (Романова 2002, с. 3).

3 «Вопрос о дефинировании языкового воплощения религиозной сферы сознания сложен и неоднозначен» (Ицкович 2013, с. 213). Принимая точку зрения Т.В. Ицкович, полагаем, что «более уместно рассмотрение его в парадигме функциональной стилистики» (Ицкович 2013, с. 213). Используя в названии статьи термин «религиозный стиль», вслед за А.К. Гадомским мы понимаем под ним «стиль, складывающийся на основе литературного национального языка и языка конкретной религии», который обслуживает религиозную сферу общественной деятельности [Гадомский 2008, с. 30].

4 В работе к исследованию привлечены издания «Церковного словаря», вышедшие при жизни его автора: 1) первое издание: «Церковный словарь» (1773 г.) (АлексЪевъ 1773), «Дополнеше къ Церковному словарю» (1776 г.) (АлексЪевъ 1776), «Продолжеше Церковнаго словаря» (1779 г.) (АлексЪевъ 1779); 2) второе издание: «Церковный словарь» (1794 г.) (АлексЪевъ 1794). Подробнее о «Церковном словаре» П.А. Алексеева см.: [Феликсов 2009 б].

5 Вслед за Ж.Ж. Варбот, Н.Т. Шелиховой, Ю.М. Шалимовой и другими учеными в данной работе -ени/Уе/ и -ни/Уе/ рассматриваются в качестве вариантов одного суффикса, «различающегося звуковым составом в зависимости от фонетического строения конца производящей основы» [Варбот 1969, с. 94-95]; [Шелихова 1974, с. 148] (Шалимова 2004). Фоноварианты -ени/Уе/ и -ни/Уе/ «связаны» между собой «функциональным тождеством» [Варбот 1969, с. 95]. Являясь праславянскими по своему происхождению, «наибольшую активность и продуктивность» они получили в книжных стилях [Дягтерев 2014, с. 226; Казаков 1994, с. 8-9].

6 В настоящей статье под термином «семантическое поле "религия"» мы, основываясь на работах С.П. Васильевой, А.Г. Ильиной [Васильева, Ильина 2013], Е.С. Корнаковой [Корнакова 2015], понимаем семантическое объединение лексических единиц, архилексемой или семантическим ядром которого является слово (понятие) «религия».

7 Метод семантического поля, как известно, предполагает «разбиение» лексической системы языка на лексические макросистемы, обслуживающие те или иные понятийные сферы (Рябкова 2002, с. 59). В свете сказанного в задачи настоящего исследования входило выявление в составе словников обследуемых лексикографических произведений лексических единиц (имен существительных на -ние, «покрывающих» (Рябкова 2002, с. 59) понятийную сферу «религия».

8 В связи с этим необходимо отметить, что приведенные в работе выводы, касающиеся выявленных лексических новообразований XVIII в. среди имен существительных религиозной семантики на -ние, были сделаны с опорой на историко-лингвистические данные, представленные в «Словаре древнерусского языка XI-XIV вв.» (СДРЯ XI-XIV 1988-2016), «Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И.И. Срезневского (Срезневскш 2003), «Словаре русского языка XI-XVII вв.» (СлРЯ XI-XVII 1975-2015), «Словаре русского языка XVIII века» (СлРЯ XVIII 1984-1991), а также в «Хронологическом словнике», помещенном в коллективной монографии «Лексические новообразования в русском языке XVIII в.» [Мальцева, Молотков, Петрова 1975, с. 305-343].

9 При анализе в статье использована классификация лексико-семантических значений абстрактных имен существительных, представленная в работе Л.В. Калининой [Калинина 2009, с. 55-70].

10 Помимо значения состояния, у данной лексемы в рассматриваемых словарях зафиксировано также значение отвлеченного действия.

11 Данная проблема в силу семантической диффузности отглагольных имен существительных остается актуальной и для современной лексикографии (см., например: [Жесткова 2012]).

Материалы исследования

АлексЪевъ 1773 - Алекспевь П.А. Церковный словарь. Москва: При Императ. Моск. ун-те, 1773. 396 с.

АлексЪевъ 1776 - Алекстевь П.А. Дополнеше къ Церковному словарю. Москва: При Императ. Моск. ун-те, 1776. 324 с.

АлексЪевъ 1779 - Алекстевь П.А. Продолжеше Церковнаго словаря. Москва: Тип. Императ. Моск. ун-та, 1779. 299 с.

АлексЪевъ 1794 - Алекстевь П.А. Церковный словарь: в 3 т. Санкт-Петербург: При Императ. Акад. наук, 1794. Т. 1. 359 с. ; Т. 2. 412 с. ; Т. 3. 304 с.

Берында 1849 - Берында П. Лекаконъ славеноросскш // Сахаровъ И. П. Сказашя русскаго народа. Санкт-Петербург: Тип. Сахарова, 1849. Т. 2, кн. 5. С. 5-118.

Горюшина 2002 - Горюшина Р.И. Лексика христианства в русском языке (системное отношение прямых конфессиональных и производных светских значений слов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2002. 20 с.

Ицкович 2016 - Ицковин Т.В. Жанровая систематизация религиозного стиля на коммуникативно-прагматическом и категориально-текстовом основаниях: дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016. 387 с.

Михайлова 2004 - Михайлова Ю.Н. Религиозная православная лексика и ее судьба (по данным толковых словарей русского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004. 20 с.

Поликарповъ 1704 - Поликарпову Ф. Лехшонъ трелзычный. Москва: Синод. тип., 1704. 403 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Романова 2002 - Романова Н.Г. Функционирование отглагольных существительных на -ние в научной прозе М.В. Ломоносова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2002. 19 с.

Романовъ 1784 - Романову Е. Краткой словарь славянской. Санкт-Петербург: В тип. Императ. сухопут. шляхет. кадет. корпуса, 1784. 171 с.

Рябкова 2002 - РябковаА.В. Лексико-семантическая таксономия фреймов радость - печаль: на материале русского и немецкого языков: дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2002. 187 с.

САР 1789-1794 - Словарь Академш Россшской: в 6 ч. Санкт-Петербург: Въ тип. Императ. Акад. наукъ, 1789-1794.

СДРЯ XI-XIV 1988-2016 - Словарь древнерусского языкаXI-ХШвв. Т. 1-11. Москва: Рус. яз.; Азбуковник, 19882016.

СлРЯ XI-XVII 1975-2015 - Словарь русского языкаXI-XVII вв. Вып. 1-30. Москва: Наука, 1975-2015.

СлРЯ XVIII 1984-1991 - Словарь русского языка XVIII века. Вып. 1-6. Ленинград: Наука, 1984-1991; Вып. 7-19. Санкт-Петербург: Наука, 1992-2011. URL: http://feb-web.ru/feb/sl18/ slov-abc/0slov.htm.

Срезневскш 2003 - Срезневскш И.И. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам: в 3 т. Репр. изд. 1893-1912 гг. Москва: Знак, 2003.

Феликсов 2009 a - Феликсов С.В. П.А. Алексеев как лексикограф: дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2009. 240 с.

Шалимова 2004 - Шалимова Ю.М. Функционирование отглагольных существительных на -ние в научном стиле современного русского литературного языка (На материале заголовков научных работ по теме «Словообразование»): дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2004. 203 с.

Библиографический список

Ахильгова 2007 -Ахильгова Т.О. Отглагольные существительные с суф. -ни(е) / -ени(е) / -ани(е) /-ти(е) /-и(е) как объект лингвистического исследования // Lingua-universum. 2007. №2 2. С. 68-80. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=26273034.

Варбот 1969 - Варбот Ж.Ж Древнерусское именное словообразование. Ретроспективная формальная характеристика. Москва: Наука, 1969. 230 с. URL: http://history-fiction.ru/books/all_39/book_3481.

Васильева 2013 - Васильева С.П., Ильина А.Г. Семантическое поле «религия», по данным ассоциативного эксперимента // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 162-166. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20283586.

Веселитский 1972 - Веселитский В.В. Отвлеченная лексика в русском литературном языке XVIII - начала XIX в. Москва: Наука, 1972. 319 с.

Гадомский 2008 - Гадомский А.К. Стилистический подход к изучению религиозного языка // Стил. 2008. № 7. С. 21-35. URL: https://www.rastko.rs/filologija/stil/2008/02Gadomski.pdf.

Дягтерев 2014 - Дягтерев В.И. Категория числа в славянских языках (историко-семантическое исследование). Ростов-на-Дону: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2014. 344 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23277571.

Жесткова 2012 - Жесткова О.С. К вопросу о проблеме лексикографического описания отглагольных существительных // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 259-261. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18280929.

Казаков 1994 - Казаков В.П. Синтаксис имен действия. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1994. 148 с. URL: https://ksana-k.ru/?p=169.

Калинина 2007 - Калинина Л.В. К вопросу о критериях выделения и отличительных приметах лексико-грамматических разрядов имен существительных // Вопросы языкознания. 2007. № 3. С. 55-70. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=9521265; https://vja.ruslang.ru/ru/archive/2007-3/55-70.

Корнакова 2015 - Корнакова Е.С. Системное изучение лексики методом семантического поля // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2015. № 4. С. 170-175. URL : https://www.elibrary. ru/item. asp?id=24834435.

Лузина 2001 - Лузина Г.Л. Исследования отглагольных имен существительных в русском языке // Социально-гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. 2001. № 1. С. 111-123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=1502438.

Мальцева, Молотков, Петрова 1975 - Мальцева И.М., Молотков А.И., Петрова З.М. Лексические новообразования в русском языке XVIII в. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение. 1975. 371 с.

Никитинская 1962 - Никитинская Р.П. Отвлеченные существительные с суффиксами -ние, -ение, -тие в литературном языке Петровской эпохи // Ученые записки Кемеровского государственного педагогического института. 1962. Вып. 6. С. 46-89.

Пильгун 2003 - Пильгун М.А. Развитие имен со значением действия в истории русского языка // Лесной вестник. 2003. № 4. С. 63-71. URL: http://agrisrience.spsl.nsc.ru/journal/2542-1468/2003/4/63-7L

Попова 2006 - Попова Т.Н. К вопросу о суффиксальном словообразовании в русских говорах (имена на -ние, -ение) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2006. № 5. С. 46-51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12835998.

Феликсов 2009 б - Феликсов С.В. «Церковный словарь» протоиерея Петра Алексеева // Русская речь. 2009. № 3. С. 80-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11968106.

Шелихова 1974 - Шелихова Н.Т. Словообразование существительных со значением отвлеченного действия // Суффиксальное словообразование существительных в восточнославянских языках XV-XVII вв. / отв. ред. В.И. Борковский. Москва: Наука, 1974. 224 с.

References

Akhilgova 2007 - Akhilgova T.O. (2007) Verbal nouns with suffixes -ni(e) /-eni(e) /-ani(e) /-ti(e) /-i(e) as a linguistic research object. Lingua-universum, no. 2, pp. 68-80. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26273034. (In Russ.)

Barbot 1969 - Barbot Zh.Zh. (1969) Old Russian nominal word formation. Retrospective formal characterization. Moscow: Nauka, 230 p. Available at: http://history-fiction.ru/books/all_39/book_3481/. (In Russ.)

Vasilyeva, Ilyina 2013 - Vasilyeva S.P., IlyinaA.G. (2013) Semantic field «religion», according to the data of associative experiment. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, no. 3 (25), pp. 162-166. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20283586. (In Russ.)

Veselitsky 1972 - Veselitsky V.V. (1972) Abstract vocabulary in the Russian literary language of the XVIII - early XIX centuries. Moscow: Nauka, 319 p. (In Russ.)

Gadomsky 2008 - GadomskyA.K. (2008) Stylistic approach to the study of the religious language. Steel, no. 7, pp. 21-35. Available at: https://www.rastko.rs/filologija/stil/2008/02Gadomski.pdf. (In Russ.)

Dyagterev 2014 - Dyagterev V.I. (2014) Category of numbers in Slavic languages (historical and semantic study). Rostov-on-Don: Izd-vo Yuzh. feder. un-ta, 344 p. Available at: https://www.elibraryru/item.asp?id=23277571. (In Russ.)

Zhestkova 2012 - Zhestkova O.S. (2012) On the problem of lexicographical description of nominal verbal derivatives.

Izvestia Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo, no. 27, pp. 259-261. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18280929. (In Russ.)

Kazakov 1994 - Kazakov V.P. (1994) Syntax of action nouns. Saint Petersburg: Izd-vo S-Peterburgskogo un-ta, 148 p. Available at: https://ksana-k.ru/?p=169. (In Russ.)

Kalinina 2007 - Kalinina L. V. (2007) On the criteria of determining lexico-grammatical classes of nouns and their distinguishing marks. Voprosy Jazykoznanija = Topics in the study of language, no. 3, pp. 55-70. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=9521265;https://vja.ruslang.ru/ru/archive/2007-3/55-70. (In Russ.)

Kornakova 2015 - Kornakova E.S. (2015) Systematic study of lexicon on the basis of semantic field method. RUDN Journal of Language Studies. Semiotics and Semantics, no. 4, pp. 170-175. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=24834435. (In Russ.)

Luzina 2001 - Luzina G.L. (2001) Research of verbal nouns in Russian language. Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 6: Linguistics, no. 1, pp. 111-123. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=1502438. (In Russ.)

Maltseva, Molotkov, Petrova 1975 - MaltsevaI.M., Molotkov A.I., Petrova Z.M. (1975) Lexical neoplasms in the Russian language of the XVIII century. Leningrad: Nauka. Leningradskoe otdelenie, 371 p. (In Russ.)

Nikitinskaya 1962 - Nikitinskaya R.P. (1962) Abstract nouns with suffixes -nie, -enie, -tie in the literary language of the Petrovsky era. Uchenye zapiski Kemerovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta, no. 6, pp. 46-89. (In Russ.)

Pilgun 2003 - Pilgun M.A. (2003) Development of names with the meaning of action in the history of the Russian language. Forestry Bulletin, no. 4, pp. 63-71. Available at: http://agriscience.spsl.nsc.ru/journal/2542-1468/2003/4/63-71. (In Russ.)

Popova 2006 - Popova T.N. (2006) To the question of suffix word formation in Russian dialects (names in -nie, -enie). Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, no. 5, pp. 46-51. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=12835998. (In Russ.)

Felixov 2009 b - Felixov S.V (2009) «Church Dictionary» by Archpriest Peter Alekseev. Russian Speech, no. 3, pp. 80-87. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11968106. (In Russ.)

Shelikhova 1974 - Shelikhova N.T. (1974) Word formation of nouns with the meaning of distracted action. In: Borkovsky V.I. (Ed.) Suffixal word formation of nouns in East Slavic languages of the XV-XVII centuries. Moscow: Nauka, 224 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.