Научная статья на тему 'Imago hominis: образы человека в философии культуры XX-XXI вв. : программа межфакультетского курса'

Imago hominis: образы человека в философии культуры XX-XXI вв. : программа межфакультетского курса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
112
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL THEORY / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / ИСТОРИЯ МЫСЛИ ХХ В. / 20TH C. THOUGHT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Комков Олег Александрович

Межфакультетский курс направлен на исследование антропологических моделей и морфологии образа человека в ключевых текстах, определивших облик европейской культуры последнего столетия. Тематический материал, представленный в настоящей программе, охватывает апоретическое видение культуры у Г. Зиммеля, символическую концепцию человека в трудах Э. Кассирера, психоаналитический дискурс З. Фрейда и Ж. Лакана, аналитическую психологию и культурологию К.Г. Юнга, антропологическую герменевтику мифа у А.Ф. Лосева и М. Элиаде, концепции «человека играющего» (Й. Хейзинга, Р. Кайуа) и «игры мира» (Е. Финк, К. Акселос, Г.-Г. Гадамер), проблему техники в работах М. Хайдеггера и К. Ясперса, христианскую антропологию М. де Унамуно и концепцию массового человека Х. Ортеги-и-Гассета, миметическую теорию Р. Жирара, проблематизацию политического в трудах Х. Арендт, негерменевтические стратегии видения человека и культуры у Х.У. Гумбрехта и пространство производства истины в мысли А. Бадью. В тексте программы результаты изучения авторов, представляющих разные традиции и культуры, впервые представлены в единой перспективе, определяемой темой антропологического поворота, анализом фигуры разрыва и феноменологией присутствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imagohominis: human images in the philosophy of culture of the 20th-21st centuries: the program of the inter-faculty course

The course focuses on the study of anthropological models and cultural morphology of the human being in the key texts that determined the spirit of 20th-21st c. European historical epochs. This course outline covers the aporetic vision of culture in Georg Simmel, the symbolic conception of man in the writings of Ernst Cassirer, the psychoanalytic discourse of Sigmund Freud and Jacques Lacan, the analytical psychology of Carl Gustav Jung, the anthropological hermeneutics of myth in Alexei Losev and Mircea Eliade, the concepts of “homo ludens” (Johan Huizinga, Roger Caillois) and “play of the world” (Eugen Fink, Kostas Axelos, Hans-Georg Gadamer), the problem of the technique in Martin Heidegger and Karl Jaspers, Christian anthropology of Miguel de Unamuno and the concept of mass man in José Ortega y Gasset, the mimetic theory of René Girard, the problematization of the political in the works of Hannah Arendt, non-hermeneutical strategies of viewing man and culture in Hans Ulrich Gumbrecht and the space of truth production in the thought of Alain Badiou. Throughout the text, the results of a study of authors representing different traditions and cultures are delineated for the first time in a unifying perspective determined by the issue of anthropological turn, the figure of rupture and the phenomenology of presence.

Текст научной работы на тему «Imago hominis: образы человека в философии культуры XX-XXI вв. : программа межфакультетского курса»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

О.А. Комков

IMAGO HOMINIS: ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА

В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ XX-XXI вв.

ПРОГРАММА МЕЖФАКУЛЬТЕТСКОГО КУРСА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Межфакультетский курс направлен на исследование антропологических моделей и морфологии образа человека в ключевых текстах, определивших облик европейской культуры последнего столетия. Тематический материал, представленный в настоящей программе, охватывает апоретическое видение культуры у Г. Зиммеля, символическую концепцию человека в трудах Э. Кас-сирера, психоаналитический дискурс З. Фрейда и Ж. Лакана, аналитическую психологию и культурологию К.Г. Юнга, антропологическую герменевтику мифа у А.Ф. Лосева и М. Элиаде, концепции «человека играющего» (Й. Хей-зинга, Р. Кайуа) и «игры мира» (Е. Финк, К. Акселос, Г.-Г. Гадамер), проблему техники в работах М. Хайдеггера и К. Ясперса, христианскую антропологию М. де Унамуно и концепцию массового человека Х. Ортеги-и-Гассета, миметическую теорию Р. Жирара, проблематизацию политического в трудах Х. Арендт, негерменевтические стратегии видения человека и культуры у Х.У. Гумбрехта и пространство производства истины в мысли А. Бадью. В тексте программы результаты изучения авторов, представляющих разные традиции и культуры, впервые представлены в единой перспективе, определяемой темой антропологического поворота, анализом фигуры разрыва и феноменологией присутствия.

Ключевые слова: теория культуры; философская антропология; история мысли ХХ в.

Межфакультетский курс «IMAGO HOMINIS: образы человека в философии культуры XX—XXI вв.» предназначен для студентов 2—4 курсов бакалавриата, 1—2 курсов магистратуры и методологически ориентирован на расширение альтернативного спектра концептуализированных культуроведческих дисциплин для обеспечения глубокой и разносторонней подготовки широкого круга будущих высококвалифицированных специалистов-гуманитариев1.

Комков Олег Александрович — кандидат культурологии, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: olkomkov@yandex.ru).

1 О некоторых теоретических основаниях преподавания культурологии см.: [Карта-шева, 2014].

Основная цель курса — дать студентам общее представление о наиболее важных и ценных формах и путях развития мысли о человеке в истории европейской культуры ХХ в. и начала третьего тысячелетия2. Подача и обсуждение информативного материала подчинены тематико-хронологическому принципу.

Тема 1. Культура как проблема ХХ в. Сущность теории культуры.

Антропологический поворот

Проблематизация культуры как основная тема мысли ХХ в. Возможность понимания культуры как основополагающего антропологического модуса. Античные истоки мысли о культуре. Возникновение теории культуры в собственном смысле слова в начале ХХ в. в связи с конфигурацией мышления, которая строится на осознании радикального разрыва между «культурой» и «жизнью», вследствие чего культура впервые становится комплексным проблемным объектом гуманитарных исследований [Комков, 2017]. Фигура разрыва как топос дискурса о человеке. Кризис и критика культуры: формы радикального антропологического поворота.

Тема 2. Человек в разломе культуры: апории Г. Зиммеля

«Понятие и трагедия культуры» Зиммеля как один из основополагающих текстов культурологической мысли ХХ столетия. Идея жизни как стихийного потока становления. Культура как способ человеческого существования через выражение и оформление жизненной стихийности. Несоразмерность «форм культуры» «формам жизни». Разлом как интуиция фигуры разрыва.

Тема 3. Animal symbolicum: человек в концепции Э. Кассирера

Человек как «символическое животное». Артикуляция разрыва между «природным» и «символическим» в «Опыте о человеке»: «функциональный круг» (Я. фон Икскюль) и его размыкание путем открытия символического пространства. Umwelt животного и человека: подобие и различие. Сущностные характеристики символических форм через драматизацию взаимодействия между символическим и природным.

Тема 4. Психоаналитические пейзажи души: З. Фрейд и Ж. Лакан

Примат бессознательного у Фрейда как радикализация бездны. «Влечение к удовольствию» (либидо) и «влечение к смерти». Первая и вторая топографии. Предельная драматизация динамического пейзажа

2 В рамках образовательного проекта «IMAGO HOMINIS» опубликованы программы спецкурсов: [Комков, 2007; 2015; 2016].

души: конфликт между бессознательным и «культурным». Теория агрессивности в работе «Недовольство культурой».

Ревизия фрейдовских интуиций в психоаналитической работе Лакана. Новая топография психики как взаимодействие трех «порядков» — воображаемого, символического и реального. Укорененность интуиций себя в воображаемом. Символическая природа бессознательного. «Большой Другой» и objet (petit) a.

Тема 5. «Дух глубин» против «духа века сего»:

психоаналитическая культурология К.Г. Юнга

Основы «глубинной психологии» Юнга. Внимание голосу бессознательного. Концепция коллективного бессознательного. Архетип как «психический первосмысл». Основные архетипические структуры коллективного бессознательного. Путь индивидуации. Топика психики как разворачивание смыслообразующего пространства-времени из единого, целостного истока. История культуры как длящийся во времени опыт работы человечества с архетипическими содержаниями. Тема духовного оскудения Запада.

Тема 6. Жизнь как миф: А.Ф. Лосев и М. Элиаде

Миф как одно их основных имен культуры в мысли ХХ в.

«Диалектика мифа» в контексте работ Лосева 1920-1930-х годов. Интуиция универсальности мифа, тождества мифа и жизни. Основные моменты диалектического развертывания формулы мифа. Итоговая формула: миф есть развернутое магическое имя (тезис XIII). Человек как саморазвертывание жизни мифа.

Мистическое (сокрытое) как главный предмет мысли Элиаде. Человек как существо, конституированное мистическим опытом. Культура как пространство-время манифестаций мистического. Сущностная нуминозность мифа. Развитие мифа от первобытной культуры до современности. «Индийский текст» Элиаде.

Тема 7. Homo ludens: Й. Хейзинга и Р. Кайуа

Тема игры в истории европейской мысли.

Работа Хейзинги "Homo ludens". «Человек играющий» как предельная антропологическая формула. Культурные формы, рассмотренные sub specie ludi: система правосудия, военное дело, «мудрствование», поэзия, философствование, искусство. История культуры в перспективе игры.

Социология игр Кайуа. Классификация игр: Agôn, Alea, Mimicry, Ilinx. Два полюса: paidia и ludus. Парный и перекрестный анализ четырех типов игр. Способы применения схемы Кайуа к анализу региональных и исторических типов культур.

Тема 8. Ludus mundi: Е. Финк, К. Акселос, Г.-Г. Гадамер

Игра как онтологическая категория. Мир и бытие sub specie ludi. Ludus mundi как экзегеза 52-го фрагмента Гераклита.

Космоантропологический статус игры в работах Финка. Игра как способ понимания себя в мире и как один из основных феноменов человеческого бытия. Связь игры с любовью, смертью, властью, трудом.

Неразличимость космологического и антропологического в понятии «игры мира» Акселоса. Концепция «блуждания» (errance). Культура как модус саморазвертывания игры мира. Забвение игрового существа мира. Понятие «мондиализации». Мондиализация и глобализация.

Философская герменевтика Гадамера. Герменевтическое как модус понимающего присутствия человека в мире. Мир и пространство культуры. Топика культуры в работе «Актуальность прекрасного»: триада «игра — символ — праздник».

Тема 9. Человек и существо техники: М. Хайдеггер и К. Ясперс

Радикализация проблематики техники на основе античной фигуры xéxyn — фйоц в работе «Вопрос о технике». Техника как вид раскрытия потаенности. Сущность современной техники, мир культуры как «состояния-в-наличии». Понятие «постава». Возврат к видению техники в аспекте «искусства» (noinoiç).

Тема техники в работе Ясперса «Смысл истории и ее цель». Искажение смысла техники как превращение действий и орудий в самоцель. Технизация и сужение горизонта человеческой жизни. Новые возможности человеческого существования, открываемые техникой.

Тема 10. Трагическое чувство жизни М. де Унамуно

и человек-масса Х. Ортеги-и-Гассета

Унамуно как религиозный мыслитель. «Кихотизм» Унамуно. Архетип трагедии Креста. Идеал жизни «не от мира сего». «Человек из плоти и крови», «голод по бессмертию», сущность католицизма и «рациональное разложение» европейского духа. Любовь, боль, сострадание и личность.

Кризис европейских культур в работе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Человек-масса как новый тип, порожденный цивилизацион-ным прогрессом. Свойства человека-массы. Образ «невежественного интеллектуала» как доминирующего типа современной культуры. Человек-масса и государство.

Тема 11. Жизнь, одолевающая миф:

миметическая социоантропология Р. Жирара

Радикальный пересмотр оснований антропологии и социологии в работах Жирара. Предельное развитие миметических способностей

как особенность человека. «Война всех против всех», «миметический кризис». Жертва как способ временного разрешения миметического кризиса. Заместительный характер жертвы. Жертвоприношение как механизм образования сакральной топики. Миф как универсальный способ вуалирования «учредительного насилия». Порочный круг жертвенного замещения, обнажившийся в современную эпоху (Холокост, тоталитаризм). Путь демифологизации жертвы в иудео-христианской традиции. Новозаветная топика: убийство Христа как раскрытие невинности изначальной жертвы. Искажение христианства как его «жертвенное прочтение». Сущность любви: жизнь за пределами насилия.

Тема 12. Homo politicus и идеал деятельной жизни в мысли Х. Арендт

Условия формирования мысли Арендт. Поворот к политической философии. Связь политики с античным полисом. Политическое как высшая сфера проявления человеческих возможностей. Дихотомия приватного и публичного. Развитие идеи тоталитаризма как продукта деградации политической культуры. Нетождественность политического и социального. Забвение идеи политического в истории европейской культуры. Компоненты деятельной жизни, их условная иерархия и соответствующие аспекты манифестации человеческого. Всеобщее благо как горизонт поступка. Слово как деяние.

Тема 13. «Культура присутствия» vs. «культура значения»:

историко-антропологический проект Х.У. Гумбрехта

«Производство присутствия» как совокупность событий/процессов, усиливающих воздействие несемиотических объектов. Система координат культуры как отношения к миру: горизонтальная ось как собрание материальных объектов (включая человеческое тело) vs. «субъект», «бестелесный наблюдатель»; вертикальная ось как акт толкования мира, «герменевтическое поле». Исторические формы отношения к миру как реализации парадигм «культуры присутствия» и «культуры значения».

Тема 14. Производство истины: наука, искусство,

политика и любовь в философии А. Бадью

Общая характеристика философского проекта Бадью. Внезапность и необратимость события. Культура как пространство событий. «Производство истины» как путь к пониманию выражения «культурное производство». Искусство как изобретение новой формы человеческого отношения к миру. Политика как способ становления человека субъектом через отождествление собственного и универсального. Любовь как становление субъектом в опыте «разделенной ситуации». Наука как производство новых форм познания. Мысль Бадью в контексте настоящего и ближайшего будущего.

Список литературы

1. Арендт Х. Vita activa, или о деятельной жизни. СПб, 2000.

2. Бадью А. Манифест философии. СПб, 2003.

3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

4. Гумбрехт Х.У. Производство присутствия. М., 2006.

5. Жирар Р. Насилие и священное. М., 2010.

6. Жирар Р. Я вижу Сатану, падающего, как молния. М., 2015.

7. Зиммель Г. Избранное. Т. 1: Философия культуры. М., 1996.

8. Кайуа Р. Игры и люди. М., 2007.

9. Карташева Н.В. Программа лекционного курса «Культурология» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1. С. 65-67.

10. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

11. Комков О.А. К вопросу о концептуальных основаниях теории культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 120-129.

12. Комков О.А. IMAGO HOMINIS: концепции человека в истории европейской культуры (Ч. 1: Древний мир. Античность. Эллинизм). Программа спецкурса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 3. С. 184-210.

13. Комков О.А. IMAGO HOMINIS: концепции человека в истории европейской культуры (Ч. 2: Антропография Библии). Программа спецкурса II Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 125-139.

14. Комков О.А. IMAGO HOMINIS: концепции человека в истории европейской культуры (Ч. 2: Раннее христианство. Патристика). Программа спецкурса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2. С. 108-124.

15. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М., 1997.

16. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001.

17. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

18. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. Киев, 1996.

19. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия. М., 2017.

20. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. М., 1992.

21. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

22. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб, 2011.

23. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2014.

24. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

25. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

26. Axelos K. Le jeu du monde. Paris, 1969.

27. Fink E. Spiel als Weltsymbol. Freiburg; München, 2010.

Oleg A. Komkov

IMAGOHOMINIS: HUMAN IMAGES IN THE PHILOSOPHY OF CULTURE OF THE 20TH-21ST CENTURIES: THE PROGRAM OF THE INTER-FACULTY COURSE

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The course focuses on the study of anthropological models and cultural morphology of the human being in the key texts that determined the spirit of 20th—21st c. European historical epochs. This course outline covers the aporetic vision of culture in Georg Simmel, the symbolic conception of man in the writings of Ernst Cassirer, the psychoanalytic discourse of Sigmund Freud and Jacques Lacan, the analytical psychology of Carl Gustav Jung, the anthropological hermeneutics of myth in Alexei Losev and Mircea Eliade, the concepts of "homo ludens" (Johan Huizinga, Roger Caillois) and "play of the world" (Eugen Fink, Kostas Axelos, Hans-Georg Gadam-er), the problem of the technique in Martin Heidegger and Karl Jaspers, Christian anthropology of Miguel de Unamuno and the concept of mass man in José Ortega y Gasset, the mimetic theory of René Girard, the problematization of the political in the works of Hannah Arendt, non-hermeneutical strategies of viewing man and culture in Hans Ulrich Gumbrecht and the space of truth production in the thought of Alain Badiou. Throughout the text, the results of a study of authors representing different traditions and cultures are delineated for the first time in a unifying perspective determined by the issue of anthropological turn, the figure of rupture and the phenomenology of presence.

Key words: cultural theory; philosophical anthropology; 20th c. thought.

About the author: Oleg A. Komkov — PhD (Comparative Culture), Associate Professor at the Department of Comparative Literature and Culture, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: olkomkov@ffl.msu.ru).

References

1. Arendt H. 2000. Vita activa, ili o deyatel'noi zhizni [Vita activa, or on Active Life]. Saint Petersburgh. (In Russ.)

2. Badiou A. 2003. Manifestfilosofii [The manifesto of philosophy]. Saint Petersburgh. (In Russ.)

3. Gadamer H.-G. 1991. Aktualnost'prekrasnogo [The relevance of the beautiful]. Moscow. (In Russ.)

4. Gumbrecht H.-U. 2006. Proizvodstvo prisutstviya [The production of the presence]. Moscow. (In Russ.)

5. Girard R. 2010. Nasilie i svyashchennoe [Violence and the sacred]. Moscow. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Girard R. 2015. Ya viz.hu Satanu, padayushchego kak molniya [I saw Satan fall like lightning from heaven]. Moscow. (In Russ.)

7. Simmel G. Izbrannoe. Tom 1. Filosofiya kul'tury [Selected works. Vol. 1. The philosophy of culture]. Moscow. (In Russ.)

8. Caillois R. 2007. Igry i l'udi [Games and people]. Moscow. (In Russ.)

9. Kartasheva N.V 2014. Programma lektsionnogo kursa "Kulturologiya" ["Culture Studies". Course programme]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 65—67. (In Russ.)

10. Cassirer E. 1998. Izbrannoe. Opyt o cheloveke [Selected works. Essay on Man]. Moscow. (In Russ.)

11. Komkov O.A. 2017. K voprosu o kontseptual'nykh osnovaniyakh teoriyi kul'tury [On conceptual foundations of cultural theory]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 120-129. (In Russ.)

12. Komkov O.A. 2007. IMAGO HOMINIS: kontseptsii cheloveka v istorii yevro-peyskoy kul'tury (Chast 1. Drevniy mir. Antichnost'. Ellinizm) [IMAGO HOMINIS: conceptions of man in the history of European culture (Part 1. Ancient world. Antiquity. Hellenism)]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 184-210. (In Russ.)

13. Komkov O.A. 2015. IMAGO HOMINIS: kontseptsii cheloveka v istorii yevro-peyskoy kul'tury (Chast 2. Antropografiya Biblii) [IMAGO HOMINIS: conceptions of man in the history of European culture (Part 2. The anthpo-graphy of the Bible)]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 4, pp. 125-139. (In Russ.)

14. Komkov O.A. 2016. IMAGO HOMINIS: kontseptsii cheloveka v istorii yevro-peyskoy kul'tury (Chast 3. Rannee khristianstvo. Patristika) [IMAGO HOMINIS: conceptions of man in the history of European culture (Part 3. Early Christianity. Patristics)]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 2, pp. 108-124. (In Russ.)

15. Lacan J. 1997. Instantsiya bukvy, ili sud'ba razuma posle Freyda [The Instance of the Letter, or Reason Since Freud]. Moscow. (In Russ.)

16. Losev A.F. 2001. Dialektika mifa [The dialectic of myth]. Moscow. (In Russ.)

17. Ortega y Gasset J. 1991. Estetika. Filosofiya kul'tury [Aesthetics. Philosophy of culture]. Moscow. (In Russ.)

18. Unamuno M. 1996. O tragicheskom chuvstve zhizni [On the tragic sense of life]. Kiev. (In Russ.)

19. Fink E. 2017. Osnovnye fenomeny chelovecheskogo bytiya [Main phenomena of human being]. Moscow. (In Russ.)

20. Freud S. 1992. Psikhoanaliz. Religiya. Kul'tura [Psychoanalysis. Religion. Culture]. Moscow. (In Russ.)

21. Heidegger M. 1993. Vremya i bytie [Time and being]. Moscow. (In Russ.)

22. Huizinga J. 2011. Homo ludens. Saint Petersburgh. (In Russ.)

23. Eliade M. 2014. Aspekty mifa [Aspects of myth]. Moscow. (In Russ.)

24. Jung K.G. 1991. Arkhetip i simvol [Archetype and symbol]. Moscow. (In Russ.)

25. Jaspers K. 1991. Smysl i naznachenie istorii [Meaning and aim of history]. Moscow. (In Russ.)

26. Axelos K. 1969. Le jeu du monde [The play of the world]. Paris. (In French)

27. Fink E. 2010. Spiel als Weltsymbol [Play as symbol of the world]. FreiburgMünchen, Alber Publ. (In German)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.