Научная статья на тему 'Илья Сергеевич Глазунов - воин кисти и духа, воспитатель современной молодёжи'

Илья Сергеевич Глазунов - воин кисти и духа, воспитатель современной молодёжи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
415
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ ГЛАЗУНОВ / ILYA GLAZUNOV / РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REFLEXIVE STUDY OF LIFE ACTIVITIES / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ACMEOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соловьёва Наталья Викторовна

В память об И.С. Глазунове, его жизни и творчестве с позиции автора и студентов, в воспоминаниях современников, в ключе акмеологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILYA GLAZUNOV - THE WARRIOR OF BRUSH AND SPIRIT, EDUCATOR OF MODERN YOUTH

In memory of I.S. Glazunov, his life and artwork from the perspective of the author and students, in reminiscences of his contemporaries, in the view of acmeological approach.

Текст научной работы на тему «Илья Сергеевич Глазунов - воин кисти и духа, воспитатель современной молодёжи»

УДК 159.9; 378

ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ ГЛАЗУНОВ — ВОИН КИСТИ И ДУХА, ВОСПИТАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Соловьёва Наталья Викторовна — доктор педагогических наук, профессор РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; e-mail: [email protected]

«Я — воин, нравится это кому-то или нет. Хоть при этом я всегда ощущаю своё одиночество».

И.С. Глазунов

Об Илье Сергеевиче Глазунове знают многие в нашей стране, и вместе с тем публичные издания скупы в оценках его творчества. Российский гуманитарный энциклопедический словарь приводит небольшую статью о нём: «Живописец, график, художник театра, общественный деятель, педагог. Народный художник СССР (1980 г.). Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1951-1957). Автор портретов, картин на исторические и актуальные современные темы, не предполагающих однозначных трактовок. Реалистичный метод Глазунова не исключает использования коллажа, монтажа, совмещения разновременных событий и героев. Характерно создание многочастных композиций, циклов, серий картин. Особое место в творчестве Глазунова занимают иллюстрации к сочинениям русских классиков»1. В совместной деятельности Галереи И.С. Глазунова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) наиболее ярко проявились его педагогические и организационные спо-

собности, базирующиеся на таланте живописца.

Назовём важнейшие вехи жизненного пути И.С. Глазунова:

♦ выжил, несмотря на то что в 11 лет был в блокадном Ленинграде; в 14 лет поступил в художественную школу, «заключив период выживания»;

♦ нашёл своё призвание вопреки обстоятельствам;

♦ стал художником, написавшим прекрасный «Городской цикл», несмотря на то что, после того как его дипломный проект был осуждён, он был направлен на работу в деревню учителем рисования. Глазунов становится певцом русской деревни (в 1952 году он написал картину «Рождение теленка», а в 1953 — «Деревенский пейзаж»).

Его первая персональная выставка была резонансной самим фактом её организации 26-летним художником;

Он был «неудобным» уже в начале своего творчества, да и в конце своей жизни имел множество недовольных им людей; и всё-таки постоянно работал: в 86 лет писал ещё одну монументальную картину и заканчивал создание великолепного Музея сословий.

Написанная им дипломная работа «Дороги войны» (1957 г.) представляет не дороги на Берлин, а дороги отступления нашей армии, самые тяжёлые месяцы войны. Эта картина художника заставляет думать современную молодёжь: в канун 75-летия Битвы под Москвой мы со студентами-психологами 2-го курса пытались включить воображение перед этим полотном. Будучи первыми участниками проекта о Великой Отечественной, осуществлённого Галереей И.С. Глазунова, мы осмысливали произошедшее в 1941 году, писали фронтовые треугольники.

Духовное совершенство определяется не количеством обретённого счастья, а перенесёнными страданиями; и в этом смысле он проходил свой духовный путь тяжело и до конца. Был одним из инициаторов возрождения храма Христа Спасителя. И опять парадокс: уж его-то надо было отпевать в этом храме, но ещё продолжалось паломничество к мощам святых, и остановить людской поток было невозможно;

«Художник, плывущий против течения» — так назвала его одна итальянская газета. Получается, что до распада СССР он плыл против течения, и в современной России с тенденциями искусства, разлагающими общество, он тоже был не согласен.

В 1986 году в Манеже проходила персональная выставка Ильи Сергеевича, и в то время, когда профессора специально объясняли студентам-искусствоведам, чем плоха его живопись,

РЕЗЮМЕ

В память об И.С. Глазунове, его жизни и творчестве с позиции автора и студентов, в воспоминаниях современников, в ключе акмеологического подхода.

Ключевые слова: Илья Сергеевич Глазунов, рефлексивный анализ жизнедеятельности, акмеологический подход.

1 Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3 т. — М.: ВЛАДОС; СПб: Изд-во СПбГУ, 2002. Т. 1. — С. 456.

желающих увидеть его произведения было так много, что они несколькими кольцами обвивали здание выставочного зала.

И, наконец, парадокс, представленный эпиграфом: признание своего одиночества в то время, когда располагает многими знакомствами и поклонниками творчества. В связи с этим приведём названия картин и соответствующие им строки из газеты «Культура»: «Ранние работы Глазунова мало походили на всём известные монументальные полотна: то были камерные, пронизанные одиночеством вещи («На рассвете», 1956; «Падение», 1956; «На скамейке», 1957; «Одиночество», 1963; «Мышеловка», 1965). Особенно примечателен «Городской цикл», где ему удалось ухватить нерв XX века, передать дыхание мегаполиса, мрачного Ленинграда, оборачивающегося то безумным Петербургом Достоевского, то революционным Петроградом»2. Например: «Старый двор», 1955; «Осень», 1963; «Вечерний город», 1964; «Канун, 1917».

Постараемся выявить истоки и факторы как одиночества, так и творческого долголетия И.С. Глазунова.

Он рано лишился семьи — матери, отца, бабушки. Фактически лишился нежной любви и поддержки, о чём свидетельствуют письма из блокадного Ленинграда. «Писать довольно трудно, но хочу написать пару слов. Вчера Инна принесла твоё письмо, которое прочла с захватывающим интересом. Спасибо. Рады, что ты сыт. А здесь бы мучился. Получила 200 г овсянки, 100 — жира и 100 мяса, и это всё до 1-го. У нас дни идут точно по образцу. Ничего нового. Как-то ты? Всё думаю о тебе. Люблю страшно. Радио гремит. Как-то тебе понравилось в деревне? Наверное, чудно. Единственно, чего хочу — к тебе. Здоровье не хуже. Не бойся за меня, Инна ухаживает, но не так, как ты. Что ты носишь? Пиши мне, сколько можешь — одно счастье. Целую моего родного. Всем привет» (26 марта — последнее письмо Ольги Константиновны Глазуновой, мамы художника из осаждённого Ленинграда. Она умерла в марте 1942 года.)

Прочтя эти пронзительные строки в Галерее, студенты замирают от неожиданности — это письма умирающей от голода женщины, которая пытается успокоить сына, не нанести ему сильнейшей ранней травмы, это последнее заочное общение может очень сильно изменить жизнь, надломить юную душу или укрепить её. Это — завещание матери, семьи, и ему художник следовал всю жизнь.

Акмеологический фактор семьи становится фактором одиночества (ранние работы, в том числе представленные на первой выставке, выдают одиночество художника — это от потери близких и ещё не обретённой собственной семьи?). В его картинах очень много сцен, связанных с семьёй, родительско-детскими отношениями («Два князя», 2003; «Князь Дмитрий Донской», 2003); потеря семьи, которую Глазунов отражает в своём творчестве — горе, катастрофа. Эта рана кровоточит в течение всей его жизни («Память детства. Ленинградская блокада», 2004).

Пройдём по залам Галереи и увидим, как много одиночества в картинах Ильи Сергеевича:

• олицетворённые женскими образами («Письмо», 1964; «Ушла», 1966; «Озеро слёз», 1988);

• олицетворённые мужскими образами («Горбун»,1966; «Дворник. Новогодняя ночь», 1968);

• олицетворённые детскими образами — их много на полотнах художника.

В профессиональном и личностном становлении Глазунова принял участие дядя художника — академик Михаил Фёдорович, наброски его портрета (1946 г.) бережно хранятся в первом зале Галереи.

Отдельные черты психологического портрета личности Ильи Сергеевича мы складывали из воспоминаний его современников. Например, в статье Григория Ревзина читаем: «Обаятельный, честолюбивый, тщеславный, нетерпимый, напористый, не обладал развитым ораторским или логическим даром, проповедник русского национализма и русской имперской идеи, оставивший завет не любви, но ненависти к врагам»3.

Научные сотрудники Галереи И.С. Глазунова (в том числе выпускники Академии живописи, ваяния и зодчества) вспоминают об учителе как о человеке, отличавшемся отцовским великодушием и строгостью, деликатностью, артистизмом и остроумием; если ненавидел, то не человека, а грех. «Он о себе говорил, что добрый, но не добренький, выражал удовлетворение, если видел любопытство человека, его блестящие глаза». С 1997 г. и до последнего года жизни каждый первый курс приводили для знакомства в мастерскую художника, и он для того, чтобы понять, кто пришёл в Академию, проводил «допрос с пристрастием» (Читали ли книги профессора князя Евгения Николаевича Трубецкого «Умозрение в красках»?, К. Кера-на «Боги, гробницы и учёные»?, «Воспоминания русских художников»?), свободно критиковал авторитеты (например, авангардистов). Эти «встречи-встряски» приучали его учеников к работе, прививали им художественный вкус.

Любовь к России — главное в его судьбе. Насколько он ненавидел врагов? Больше, чем врагов, он ненавидел равнодушных. Преподаватели созданной им Академии всегда были деликатны со студентами, и если кто-то относился к ним пренебрежительно, раздражался. Илья Сергеевич приходил в ярость, говоря: «В моей Академии всё омыто моей кровью, и я не позволю сливать это в унитаз».

Моё первое знакомство с его работами состоялось в студенческие годы — начало семидесятых годов, когда при ответе на вопрос: «Кто любимый писатель? — Достоевский» — пожимали плечами, а мы уже наслаждались иллюстрациями Ильи Сергеевича к произведениям Фёдора Михайловича4. Это сегодня мы слышим о Достоевском каждый день, и очень обидно, что многие, кто говорит о нём, не читали его произведений. В пастелях и графике Глазунова чувствовались одухотворённость и нескрываемое страдание. В русской традиции — описывать страдание, ибо оно даёт человеку духовный рост, а не счастье, которому сегодня пытаются научить на тренингах личностного роста. Кстати, можно

2 Воротынцева К. Илья Глазунов: «Я — воин» // Культура, 2017. № 25. — С. 2.

3 Ревзин Г. Григорий Победитель. Умер Илья Глазунов // Коммерсантъ, 2017. № 122/П.

4 Илья Глазунов. Альбом / Автор текста С.А. Высоцкий. Сост. Н.А. Виноградова. — М.: Изобразительное искусство, 1986.

представить, что кто-то осмелится учить страданию? Нелепо!

Что же видят студенты-психологи на полотнах И.С. Глазунова? Мы дали им такое задание: «Найдите изображённые на картинах Глазунова страх, обиду, счастье — основные психические состояния». Были найдены все, описанные в учебниках психологии; значит, он прочувствовал и смог изобразить все эмоциональные состояния. Помню, как в 10-м классе учительница литературы спросила меня: «Чем вам нравится А.П. Чехов?» — и я ей ответила: «Он написал обо всём; нет ничего в человеческой жизни, о чём бы не подумал Чехов, прямо или косвенно». Поэтому психологию иллюстрируем отрывками из произведений, написанных Чеховым более 100 лет назад, но не утратившими актуальности; поэтому идём к Глазунову — видеть чувства, сочувствовать его героям. Посмотрите, насколько современна сегодня поруганная картина «Дороги войны».

Глазунова отличала высокая сопричастность со средой, со страной. Я вспоминаю несколько высказываний людей его поколения, которые говорили: «Вы ещё вздрогнете от этой перестройки», «Для России этот ужас неприемлем». Вероятно, в эти годы его предчувствие рисовало картины, воплощённые в монументальных полотнах.

О русском православии за последние сто лет писали мало, поэтому многие студенты плохо понимают его роль, не знают, что рядом с Дмитрием Донским стоял Сергий Радонежский (отражено в картине «Канун» из цикла «Поле Куликово», 2004), Минину и Пожарскому содействовал Авра-амий Палицкий. Иконы вдохновляли, перед каждым значительным военным действием обращались к ним, т.к. искренне верили в их силу. Что понимают сегодняшние юноши и девушки под словом «вера», убеждает ли их творчество И.С. Глазунова? Для того чтобы убедить кого-то, необходимо быть убеждённым самому; тем более что если слово действует на подсознание, то изображение — на сознание; вы ничего не можете, да и не должны объяснять, поскольку уже всё сказали кистью. Наблюдаю воздействие худо-

жественных образов на студентов более 30 лет и хочу заметить, что восприятие трансформировалось, но интерес и сопричастность к подлинному искусству сохранились. И очень чётко это наблюдается на межвузовских фестивалях молодёжи, когда молодые люди раскрываются по-новому в новых предложенных обстоятельствах. В среде музея и искусства активизируется мышление, погружение в созданную среду (это естественно для поколения, жёстко связанного с виртуальной реальностью).

Будущие психологи обратили внимание на прорисованные глаза у Неточки Незвановой (1970-е годы), а также голодной девочки с картины «За гуманитарной помощью» (1994). По психологическим канонам это — символ страха.

Яркими горькими сюжетами становятся сюжеты, связанные с крахом жизни людей на фоне социальных потрясений:

♦ «Канун 1917 г.» (2003) — красивая женщина с любимыми цветами Ильи Сергеевича — голубыми ирисами — на фоне надвигающейся красной зарницы;

♦ алый фон заката пьющего мужчины с гармонью («Закат», 2003).

В определении жанра, в котором работал художник, критики расходятся: чаще всего звучит понятие «реализм». Казалось бы, Илья Сергеевич «реалист», но, как утверждает газета «Культура», «... творчество Глазунова шире понятия "реализм"». Более того, с позиций дня сегодняшнего очевидно — Илья Сергеевич не был реалистом вовсе. Суровые цари, прекрасные княгини, иконописные лики святых — всё это составило особую визуальную агиографию: каноничное жизнеописание, существующее по особым законам, «вычёркивающим» всё ненужное, сиюминутное. В подобных изображениях важна лишь суть: перед глазами зрителя оказывается не прилизанный идеал, а лишённая налёта временности вечность5.

Заслуги художника перед Отечеством выразились в награждении его орденами всех степеней. Илья Сергеевич Глазунов:

♦ возродил интерес к русской истории в конце 1960-х годов (он выступа-

ет в столь раннем возрасте зрелой личностью со сформировавшейся линией поведения);

• является одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников (из студенческих воспоминаний: мы вступали в это общество, гордо носили значки, интересовались памятниками и «чистили территорию» около них).

• возродил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, в которой не только учили, но и прекрасно воспитывали. Приведу пример: выпускница этой Академии получала второе, психологическое образование в Российской академии государственной службы (РАГС), очень вдумчиво работала над дипломным проектом, но т.к. больше выражала собственные мысли и мало цитировала, представила не столь «блестящий» диплом, как другие, — получила оценку «хорошо». После оглашения результатов вся группа подошла к комиссии с обращением: «Это совесть нашей группы и просим вас за высшую точку отсчёта принять её оценку, всем остальным — соответственно». Комиссия ещё раз рассмотрела проект и поставила «отлично» (мне как члену комиссии и одновременно научному руководителю диплома нельзя было предлагать высокую оценку, в связи с чем я наблюдала эту педагогическую ситуацию со стороны);

• исполнял средообразующую функцию, создавая акмеологическую среду — среду высших достижений, в том числе духовных;

• создал Музей сословий (вернее, создавал в течение всей своей творческой жизни), который открылся за месяц до его ухода из жизни; музей поражает особенным художественным вкусом презентации исторической реальности в вещах дворян, духовенства и крестьян, собранных в особые коллекционные линии. Он один из создателей Клуба любителей древнерусского искусства, где нашла отражение линия полотен Русского Севера.

Его жизнь — постоянная деятельность на грани боевой (в заголовках некрологов то же самое: «Победитель», «Я — воин»; где истоки этих сил — быть в строю до последней минуты?).

5 Воротынцева К. Илья Глазунов: «Я — воин» // Культура, 2017. № 25. — С. 2.

Он идеолог форумов «Молодёжь в Галерее Ильи Глазунова», каждый из которых посещали студенты РАНХиГС; они активно готовились, выступали и получали дипломы; находили новых друзей и единомышленников в других вузах. Эта научно-культурная площадка — одна из реальных культурно-образовательных возможностей, позволяющих обсудить актуальные проблемы.

Например, в 2017 году темой была экология среды, в 2018 — диалог культур. Молодёжь проявила интерес к предложенным для обсуждения вопросам и нашла на них оригинальные ответы.

И.С. Глазунов — властитель дум народа (особенно в конце 1980-х — начале 1990-х годов) — предлагал понятные ему ориентиры, его выставки собирали во всех городах толпы пок-

лонников, люди шли как паломники с детьми на руках.

Его творчество нравится молодёжи (равнодушных студентов ни в одном из наших посещений за 7 лет не было), выросшей на экранизации Гарри Пот-тера и других фэнтази; но даже за внешней сказочностью — глубокая мысль, и рядом с былинными героями — полотна, требующие философских размышлений.

ILYA GLAZUNOV — THE WARRIOR OF BRUSH AND SPIRIT, EDUCATOR OF MODERN YOUTH

Nataliya V. Solovyova — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (RANEPA); e-mail: [email protected]. ABSTRACT

In memory of I.S. Glazunov, his life and artwork from the perspective of the author and students, in reminiscences of his

contemporaries, in the view of acmeological approach. Keywords: Ilya Glazunov, reflexive study of life activities, acmeological approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.