Научная статья на тему 'ИЛЬЯ ФРИДМАН "УПЛЫВАЮЩИЕ ВОСПОМИНАНИЯ"'

ИЛЬЯ ФРИДМАН "УПЛЫВАЮЩИЕ ВОСПОМИНАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ / ИСТОРИЯ КАФЕДР СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА - ГОРЬКОГО XX ВЕКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грибков Николай Борисович

Статья посвящена выпущенной издательством Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки в 2018 году книге воспоминаний профессора Нижегородской консерватории, заслуженного деятеля искусств России Ильи Зиновьевича Фридмана, ныне живущего за рубежом. Издание адресовано читателям, работавшим вместе с незаурядным музыкантом, и всем тем, кто избрал своим жизненным призванием музыку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILYA FRIDMAN. "VANISHING REMINISCENCES"

The article is devoted to the book of reminiscences of Professor of Nizhny Novgorod conservatoire, Honoured Artist Ilya Zinovievich Fridman, who now lives abroad. The book was published by the Nizhny Novgorod conservatoire. It targets at the readers who used to work together with an outstanding musician and also those who chose music to be their lifetime vocation.

Текст научной работы на тему «ИЛЬЯ ФРИДМАН "УПЛЫВАЮЩИЕ ВОСПОМИНАНИЯ"»

РЕЦЕНЗИИ

Илья Фридман

«Уплывающие воспоминания»

Грибков Николай Борисович

доцент кафедры фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: niborg53@gmail.com

Статья посвящена выпущенной издательством Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки в 2018 году книге воспоминаний профессора Нижегородской консерватории, заслуженного деятеля искусств России Ильи Зиновьевича Фридмана, ныне живущего за рубежом. Издание адресовано читателям, работавшим вместе с незаурядным музыкантом, и всем тем, кто избрал своим жизненным призванием музыку. Ключевые слова: итоги жизни и творческого пути, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальное образование России и Германии, история кафедр специального фортепиано Нижегородской консерватории, музыкальная интеллигенция Нижнего Новгорода - Горького XX века

Музыканты, порой не без основания, любят пошутить над собой: рожденный мыслить, играть не может! В этой шутке, в нешуточной ее доле, на самом

деле нет ничего обидного. Это всего лишь констатация факта непримиримости, конфликтности сосуществования двух архетипов, двух начал творческого процесса — действия и анализа. Из правил есть и исключения, к которым можно с уверенностью отнести и наконец-то увидев-

шую свет, долгожданную книгу заслуженного деятеля искусств России, известного нижегородского музыканта и общественного деятеля, профессора Ильи Зиновьевича Фридмана «Уплывающие воспоминания».

Нам, конечно же, не дано предугадать, чем отзовется чья-то

грибков н. б.

илья фридман «уплывающие воспоминания»

48

9

чужая душа, встретившись с написанным пером без страха быть вырубленным. С высказыванием куда проще: возможна сиюминутная коррекция. Но, думается, новая книга ожидаемо интересна уже тем, что в ней подводит итоги жизни и творчества музыкант и человек, более двадцати лет назад покинувший родину. А взгляд со стороны, с расстоянья, иногда бывает неожиданным.

Галерея образов, созданных автором, калейдоскоп встреч, оценок позволяет не только судить о масштабе личности пишущего, но и при внимательном рассмотрении может оказаться своеобразным «культурным срезом» жизни провинциального общества России второй половины XX века. А это — уже достояние истории.

Перед нами оживают картины детства, школьные годы, лю-

бимые педагоги, родные автора, мы становимся свидетелями его первых шагов в музыке, первых успехов, а за всем этим — попытка уяснить из собственного примера, как человек заходит в творческую профессию, чтобы остаться там навсегда, каковы истоки, условия формирования, «завязь» творческой личности.

В сравнении автором музыкального образования России и Германии просвечивает желание разобраться, продиктованное беспокойством о перспективах развития музыки вообще и ее роли в воспитании молодежи. И встречи, встречи, встречи, повлиявшие на судьбу или не очень, но позволяющие правильно понять и оценить разнообразие жизненной активности и масштаб деятельности музыканта.

В предложенных читателю воспоминаниях, как и в жизни пианиста, концертная деятельность, просветительство тесно переплетены с передачей богатого исполнительского опыта. О значении педагогики в жизни автора говорят за себя глубина и выстраданность методических убеждений и отношение к ученикам: не забыт и хоть кратко, но упомянут в тексте практически каждый из его многочисленных воспитанников.

Все это в книге предстает перед нами сквозь призму природной доброты, свойственной Илье Зиновьевичу любви к юмору и

Iсамоиронии и сопровождается подчас уникальными фотографиями.

Дополнительный объем информации, по мнению составителя, придают помещенные во второй части книги благодарные воспоминания учеников, коллег и друзей автора, волею судеб разбросанных сегодня буквально по всему миру. Довершают картину и являются подлинным мерилом таланта музыканта записанные на прилагаемый к книге CD с исполнениями И. З. Фридманом в качестве солиста Концерта № 2 И. Брамса B-dur в сопровождении Московского симфонического оркестра под управлением Д. М. Орлова, Интермеццо b-moll op. 117 в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и с открытым уроком мастера.

Хочется верить, что эта книга найдет своего вдумчивого и сочувствующего читателя, и пожелать «Уплывающим воспоминаниям» попутного ветра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.