Научная статья на тему 'Иллюзорная самоидентификация читательниц дамских романов'

Иллюзорная самоидентификация читательниц дамских романов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
337
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ветошкина Юлия Владимировна

Рассматривается явление «отечественного дамского любовного романа», определяется его отличие от классического западного любовного романа. На материале проведенного качественного исследовательского интервью с респондентами, автор пытается объяснить, каким образом происходит читательская самоидентификация с романными героинями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иллюзорная самоидентификация читательниц дамских романов»

ББК Ю945.413-996

Ю.В. Ветошкина

Пермский государственный институт искусства и культуры

ИЛЛЮЗОРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧИТАТЕЛЬНИЦ ДАМСКИХ РОМАНОВ

Рассматривается явление «отечественного дамского любовного романа», определяется его отличие от классического западного любовного романа. На материале проведенного качественного исследовательского интервью с респондентами, автор пытается объяснить, каким образом происходит читательская самоидентификация с романными героинями.

Для того чтобы представить, кто и с какой целью читает дамские романы, нужно понимать, что собой представляет «дамский любовный роман». Само понятие любовного романа зародилось на Западе. Появлению такого жанра способствовало создание целой книжной индустрии. В начале XIX века определенные технологические новшества, как то: «усовершенствование фабричного производства, повышение качества бумаги, применение механического типографского набора ... а также изобретение парохода, железной дороги и распространение грамотности - особенно среди женщин»1 привело к тому, что книга стала товаром массового спроса. От выпуска первой пробной серии дешевых карманных книг Робертом де Графом до появления формульного любовного английского романа («sweet savage romance») прошло достаточное количество времени. И за это время «розовый роман», т.е. роман о любви, написанный для женщин, стал совершенно каноническим, жестко структурированным жанром, определенным и по форме и по содержанию.

«Это карманная книжка, оптимальный объем 190 страниц, весь сюжет закручен вокруг любовной интриги с непременной счастливой развязкой, главная цель - утешение и развлечение читательницы, приятное сопереживание женским сердечным горестям, атмосфера розовых романтических грез. Повествование ведется от лица героини, события разворачиваются на мирном бытовом фоне, причем строго-настрого запрещается изображать насилие, войны, грабежи и прочие негативные вещи, в крайнем случае - стихийное бедствие, типа наводнения. В герои не рекомендуется брать алкоголиков, бедняков, наркоманов, а героиня должна быть, естественно, красоткой, умни-

1 Рэдуэй Дж. А. Читая любовные романы: женщины, патриархат и популярное чтение / пер. с англ. М.Т. Курганской, М.А. Тихонова. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 41.

цей и желательно девственницей. Наконец, эротика в розовом романе подается достаточно дозированно, скромно, через особые риторические формулы или фигуры умолчания...» 2.

Исследователи современной российской массовой литературы, сошлемся в данном случае на критика и эссеиста Владимира Березина и литературоведа Ольгу Вайнштейн считают, что любовный роман не прижился на российской почве и существует в тени дамских детективных и полудетективных историй. Думается, что это не совсем верно, так как дамский любовный роман существует, только он заметно «обрусел» и видоизменился.

Современный отечественный любовный роман имеет достаточно мало общего со своим родоначальником - типовым английским или американским любовным романом, поэтому на российском книжном рынке практически нет чисто любовного или детективного жанра среди дамской современной литературы. Любовного романа в чистом виде нет, но есть дамский роман, в основе которого любовный, детективный сюжет, с психологическими и мистическими вкраплениями.

Основные читательницы дамских любовных романов - это женщины. Еще в 1997 году издательство «Радуга», являющееся одним из крупнейших в мире производителей «розовой» литературы, провело социологическое исследование для выявления портрета читателя любовного романа. Образ этот вышел довольно-таки расплывчатым. «Справка о результатах социологического исследования: 85 % читателей - женщины, причем более 65 % - с весьма высоким образовательным цензом, в возрасте от 25 до 45 лет, активно работающие в самых разных сферах. 15 % читателей - мужчины, причем возрастные рамки очень четки: до 20 и после 60 лет»3. Профессии дам-читательниц оказались самыми разнообразными, возраст - от семнадцати до семидесяти.

Как показывают современные исследования, читателями любовных романов до сих пор остаются в подавляющем большинстве женщины. Объединяет всех любителей розовых романов наличие некоей единой потребности. Дамский роман - это именно то рыночное предложение, которое удовлетворяет определенную человеческую, в большей степени женскую нужду. Обозначим ее как «потребность в самоидентификации» через отождествление, вживание в образ главной героини любовного романа для получения через эту связь последующего благоприятного терапевтического эффекта.

Нами было проведено качественное глубинное интервью с одиннадцатью респондентами, одна из целей которого - выявить желаемый образ героини и предпочитаемые условия, в которых разворачивается сюжет, для то-

2 Российские дамские романы: от девичьих тетрадей до криминальной мелодрамы // Новое литературное обозрение. 2000. № 41. С. 441.

3 Любовь и «Радуга» (Беседа с директором издательства Н. С. Литвинец) [Электронный ресурс] // Иностранная литература. 1997. №7. URL: http://magazines.russ.ru/ inostran/1997/7/lov.html

го чтобы рассмотреть процесс идентификации читательницы с главной героиней дамского романа.

Приблизительный образ «желаемой» главной героини, исходя из ответов респондентов: она должна быть нашей соотечественницей («и пусть будет про нашу современницу конечно... »4); желательно обычной и в то же время уважаемой профессии («.это может быть простая учительница, простая медсестра, кто угодно - любой человек любой профессии сталкивается в своей жизни с какой-то непредвиденной ситуацией и потом начинает из нее выкручиваться»; «А еще я бы хотела, чтобы что-то хорошее написали о врачах. Вот пусть даже о женщине, о женщине-враче, потому что очень мало такой литературы»); материальный достаток главной героини должен быть не ниже среднего или чуть ниже среднего, т.е. она не должна быть ни очень бедной, ни очень богатой («... описываются люди моего социального уровня или тех социальных слоев, которые я понимаю и с которыми я общаюсь. Ну, плюс - минус.); героиня должна быть по сути своей простодушной и глуповатой, но в то же время хитрой и умной, когда это необходимо по действию романа («.то есть женщина (героиня) и тетеха, и одновременно и умная, и хитрая, и добрая»).

Исходя из вышесказанного, получается, что романная героиня должна быть в общем реальной, среднестатистической женщиной. Как удачный пример идеальной героини романа одна из респонденток припоминает роман Екатерины Вильмонт «Курица в полете». Главную героиню этого романа зовут Элла - она полноватая, не очень молодая женщина с отличными кулинарными способностями, которая пытается организовать свою личную жизнь и в то же время профессионально себя реализовать. В конце романа нас ожидает «хеппиенд», героиня одерживает победу на обоих «фронтах»: личном и профессиональном. Это наиболее «удобный» тип героини, который может предложить современной читательнице «полурозовый» роман. Поскольку наше общество ориентировано на традиционные ценности и нормы, то первоочередными являются ценность дома, семьи, моногамных отношений и традиционного патриархального брака. Соответственно при всем своем уме, хитрости и профессионализме героиня должна, в первую очередь, стать хорошей женой, матерью и отличной хозяйкой в доме.

Из большинства ответов наших респондентов выходит, что читательницам совсем не нужна «Золушка» в чистом виде. На самом деле их привлекает образ обычной среднестатистической женщины, которая проходила бы «путь Золушки», оставаясь при этом самой собой. Это тот образ, который хотят видеть читательницы дамских романов, и тот идеал, на который они ориентированы.

4 Курсив автора, при помощи которого выделяются высказывания респондентов. Стиль речи последних, основанный на «свободном говорении», сохранен.

То же самое относится и к внешней среде, материальному миру, окружающему героиню романа. Эта среда, с одной стороны, должна быть узнаваема, она должна содержать в себе предметы и признаки повседневности. Как признавались респонденты, ими очень ценится детальное описание реалий и предметов быта: «В этой литературе очень реалистичен бытовой фон». Социальную ностальгию вызывают и описанные элементы прошедшей действительности: «...я, может быть, даже уже не расскажу то, что было раньше. Тут она описывает и очереди, и 90-е годы... Это все даже с исторической точки зрения очень интересно! Потому что то, что есть в истории - это одно, а тут жизненность! Она (Донцова) описывает тех же самых пионеров, комсомольцев, про то, как мы все были собраны и какие мы все были предатели, как нас воспитывали... Она это все прямо показывает!»

С другой стороны, все действия, все поступки и все порывы должны способствовать тому, чтобы в результате главная героиня оказалась совершенно счастлива, а внешняя, окружающая ее действительность удачно вписалась бы в такое положение дел.

Если конкретно назвать те роли, которые отведены главной героине в любовных романах, то их не так много: это роль возлюбленной, жены и матери. В дальнейшем мы будем использовать цитаты из некоторых дамских романов для подтверждения суждений. Эти несколько романов отобраны нами по принципу широко продаваемых «литературных продуктов», написанных в период с 2006 по 2008 год.

Образ героини в роли возлюбленной - достаточно обширная тема для рассмотрения. Мы остановимся только на основных моментах. Этот образ сочетает в себе современные, активно пропагандируемые СМИ, «женские» качества: сексуальность, ухоженность, высокую самооценку (по крайней мере, стремление быть неким «эталоном») и, с другой стороны, слабость и инфантильность, которые были присущи русским героиням XIX века, не смевшим ступить ни шагу без мужского на то одобрения. Героиня собственно и существовала лишь в «мужском мире», без этого мира ее образ был просто немыслим.

В советский период гендерные репрезентации грубо и открыто были встроены в систему власти, и в рамках социалистического искусства частная жизнь женщины становилась предметом сатиры.

С нашей точки зрения, сейчас нет четких идеологических ориентиров, сконструированные женские образы менее всего зависят от политического режима и властвующих структур. Скорее всего, они подчиняются стереотипам прошлого, созданным русской классикой, и, с другой стороны, подпитываются современными образами и стилевой направленностью массмедиа. Из классики берется жертвенность, красота, загадочность и привлекательность, а массмедиа наделяют женщину-героиню сексуальностью, уверенностью и успешностью и, конечно же, гламурностью.

Под гламуром мы будем понимать определенную эстетическую форму, которая ориентирована на некие высокие образцы и эталоны, касающиеся и моды, и стиля жизни. Образцы недоступные и оттого притягательные.

Возможно, покажется, что возникают определенные противоречия между тем, как описывают романную героиню читательницы, и тем, как этот образ конструируется авторами дамских романов. Первые видят ее обычной, среднестатистической женщиной, равной им, а сами авторы создают этот образ более модным, притягательным и, как уже говорилось, «огламуренным».

Если вернуться к выявленному нами противоречию между желаемым усредненным образом читателей и существующим гламурным образом современной героини, то сами читательницы этого диссонанса не ощущают. Они его не замечают, так как в процессе чтения полностью отождествляют себя с главной героиней, «накладывают» свое собственное «я» на литературный вымышленный образ. Переживая историю героини, которая становится самодостаточной, обретает надежное положение в обществе и оказывается окружена нежной заботой и любовью мужчины, читательницы через эту связь ощущают себя полноценными, гармоничными личностями, жизнь которых удалась. Использование приема гламуризации действительности, гла-муризации портрета главной героини - это излюбленный прием современных авторов любовных романов.

Основными и традиционными ролями женщины в жизни являются роли жены и матери. Как писала еще в середине XX века Симона де Бовуар: «Нормальной судьбой женщин испокон веку считается замужество»5.

Как правило, женщины связывают свою человеческую реализацию только с любовью к мужчине, со служением ему, с жертвой для него, или по крайней мере для семьи. «Как справедливо замечает А.И. Герцен, женщина в русской культуре “загнана в любовь”»6.

Социолог Фердинанд Теннис выделял три типа социальных отношений, которые можно «наложить» на взаимоотношения супругов: товарищеский тип, по типу господства и смешанный тип7. Если в жизни союз мужчины и женщины строится, как правило, по смешанному типу, то книжный союз мужчины и женщины строится по типу господства. Слабая женщина - сильный мужчина. Она -несчастная, много испытавшая, обездоленная (иногда автор доводит сирость и убогость героини до абсурда), он - явный защитник, морально и физически сильнее ее, с преувеличенным патерналистским началом.

У разных людей супружеская жизнь складывается по-разному. Но в повседневной жизни большинства женщин можно обнаружить много общего.

5 Бовуар С. де. Второй пол. М.; СПб.: Прогресс, 1997. С. 467.

6 Цит. по: Гендер для «чайников» / Т. Барчунова [и др.]. М.: Звенья, 2006. С. 205.

7 Теннис Ф. Социологическая концепция [Электронный ресурс]. URL: http: // iskhakov. narod.ru/tennis.html

Именно на стереотипах семейной жизни и выстраивается образ Жены большинства книжных романов. Этот образ достаточно патриархален. Несмотря на динамичность современной жизни, семья и семейные ценности преподносятся нам достаточно консервативными и неизменными. Женщина, согласно «Домострою», литературному памятнику XVI века, который включает в себя свод правил семейно-бытового поведения, должна была уметь шить, прясть, есть готовить, хлебы печь и калачи: «Руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню замесить, и хлебы скатать да испечь; знать, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут - меру и счет знать во всем»8.

Современная героиня любовных романов, являясь женой, смиренно выполняет все домашние обязанности. «Ну, в принципе только то, что обязана делать жена. Мыть полы, готовить по кулинарной книге, убирать, стирать. Все как у всех»9. Особое место среди всех домашних дел отводится приготовлению пищи. Это самое важное из всех умений. («Готовить Вера любила, особенно если требовалось соорудить что-нибудь изысканное, даже экзоти-ческое»10).

Многие исследователи прошлого (Симона де Бовуар, Август Бебель) писали о повседневной жизни женщины - о ее угнетенном, практически рабском положении в связи с большим количеством обязанностей и отсутствием свободы. Как показывают современные книжные сюжеты, бытовые сложности не тяготят женщину - она не стремится от них отказываться, ибо благодаря этим хлопотам и обязанностям женщина реализует себя, создает свое домашнее пространство, конструирует свою повседневность, где она полноправно царит и устанавливает свои правила, поскольку: «истинные бразды правления миром никогда не были в женских руках; женщины не оказывали никакого воздействия на технику и экономику, не создавали и не разрушали государств, не открывали новых миров. Многие события свершились из-за них - но они были, прежде всего, предлогом, а не действующими лицами. женская масса живет в стороне от истории, а обстоятельства для каждой из них - это препятствие, а не трамплин. Чтобы изменить образ мира, нужно прежде накрепко в него врасти; но женщины, накрепко укоренившиеся в обществе, - это как раз те, которые этому обществу покорны»11.

Женщина в любовных романах никогда не бежит от бытовых проблем -ей все по плечу. По-настоящему ее страшит только одиночество и жизнь в «нелюбви». Здесь как никогда права Симона де Бовуар: «Мужчина может

8 Домострой [Электронный ресурс]. URL: http://www.k-istine.ru/morals/family whips_& cakes_of_domostroy. ^^1

9 Введенская Т. Брачный марафон: роман. М.: Эксмо, 2007. С. 217.

10 Волошины А. и О. Париж для Веры: роман. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. С. 35.

11 Бовуар С. дe. Второй пол. М.; СПб.: Прогресс, 1997. С. 174.

глубоко переживать разрыв с женщиной, но, в конце концов, у него остается его мужская жизнь. У покинутой женщины ничего не остается, она превращается в ничто»12.

Что касается романных ролей, то кроме роли возлюбленной, а впоследствии и жены, существует обязательная для женщины роль «матери». «Именно в материнстве женщина реализуется полностью физиологически; принято считать, что это ее “природное” предназначение, поскольку весь ее организм настроен на продолжение рода»13. «Книжных мам», с нашей точки зрения, можно условно разделить на два типа: это «молодые» мамы, которыми являются героини для своих детей, и их собственные матери - «пожилые мамы», возрастные дамы.

«Молодые мамы» - мамы сугубо положительные. Любящие, добрые, умные и чуткие - у них нет проблем с детьми, их дети - это, скорее, эфемерные ангелы, спустившиеся на землю: «Сейчас, сейчас, солнышко, будем ужинать. У нас есть вкусная курочка и торт... »14 Они много разговаривают со своими детьми, отвечают на все детские вопросы, никогда не повышают голоса. Такие дети никогда не доставляют родителям никаких проблем. «Ксения (дочь Веры) жалостливо вздохнула, погладила теплой маленькой ладошкой Верины коленки, потом уселась рядом с ней на скамейку и застыла. Так они и сидели молча... »15. Как тут не вспомнить описание Татьяной Толстой некоей гламурной дамы, которая «изредка имеет изящное гламурное дитя возрастом не более трех лет. »16.

Мамы «возрастные» являются обязательным «атрибутом» жизни главных героинь и чаще всего представлены как субъекты если не отрицательные, то изрядно портящие жизнь своей дочери и ее избранника, т.е. мама героини романа «выстроена» на контрасте с ней самой - образ абсолютно ей противоположный, антипод. «Мама пожилая» - дама авторитарная, эгоистичная и одинокая, этакий монстр для большего устрашения, создания «экшена». Мать героини решает жизненно важные вопросы, касающиеся судьбы последней, - где главной героине учиться, с кем дружить, а впоследствии и за кого выходить замуж. «Этот тип никогда не сможет позаботиться о тебе должным образом, -отрезала мамочка, когда я представила ей Олега Петровича»11.

Мама героини может и считает нужным вмешиваться в личную жизнь своей взрослой дочери, более того, она даже диктует свои условия взаимоот-

12 Бовуар С. дє. Второй пол. М.; СПб.: Прогресс, 1997. С. 742.

13 Там же. С. 550.

14 Волошины А. и О. Париж для Веры: роман. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. С. 58.

15 Там же. С. 208.

16 Толстая Т. Я планов наших люблю «гламурье» [Электронный ресурс] // Русский телеграф. 1998. 10 сентября. URL: http: http://photo-element.ru/analysis/glamour/ glamour.html

17 Введенская Т. Брачный марафон: роман. М.: Эксмо, 2007. С. 8.

ношений дочери и ее избранника: «... Приведи его домой, я должна с ним серьезно поговорить! Ты до сих пор ходишь в позапрошлогодней дубленке! Он что, думает, что я буду одевать его невесту?!»118. Если мать что-то не устраивает, то она может и обругать свою дочь самыми непристойными словами: «Ты знаешь, как трудно мне было растить эту неблагодарную дрянь, которая довела меня сегодня ночью до сердечного приступа»19. Все самые интимные подробности не остаются без внимания «пожилой дамы»: «А я интересуюсь, вы что с ним ночью-то делали?»20.

Как тонко подметила С. де Бовуар: «Дочь для матери не представитель касты избранников судьбы, а ее двойник. На дочь проецируется вся двойственность отношения к себе самой; а когда обнаруживаются искажения alter ego, мать переживает это как предательство. Конфликты, о которых уже шла речь раньше, именно между матерью и дочерью носят особенно острый характер, это осознанно или нет находит отражение практически во всей дамской прозе.»21.

Романистки доводят конфликты между матерью и дочерью, а также образ «мамы-монстра» до абсурда. Наверное поэтому вся эта ситуация - условно назовем ее «игра в дочки-матери» - не вызывает у читателей потрясения или негативных эмоций, в жизни таким гипертрофированным образам места нет.

Бывает, конечно, более «смягченный вариант» родительницы, которая не так активно участвует в личной жизни «ребенка» - своей взрослой дочери, не смеет повышать голос, плакать, угрожать и приказывать. Она появляется по ходу повествования эпизодически, дает советы (как правило, ненужные), эмоционально переживает, но не проявляет свою активность в каком-либо действии. Чаще всего такой «материнский тип» тоже доведен до абсурда тем, что героиня ведет себя нелепо, неуместно, она плаксива, говорит явные глупости, и такое гипертрофированное поведение вызывает лишь читательское недоумение, усмешку и жалость: «Доченька! Что у вас произошло?!... Мне только что позвонил Стасик! Он рыдал в трубку!... Скажи мне лишь одно: ты остаешься невестой этого прекрасного, воспитанного и состоятельного молодого человека?... Выкручивайся сама, дорогая»22.

Может быть вариант доброй, любящей и понимающей родительницы -эту нишу в книге занимает сама главная героиня по отношению к своим родным или приемным детям. «Чадолюбие» - одна из социально одобряемых черт «правильной» жены. Именно с таким положительным образом должна происходить правильная идентификация читателя.

18 Ларина А. Поцелуй с разбега!: роман. М.: Эксмо, 2008. С. 53.

19 Там же. С. 86.

20 Там же. С. 87.

21 Бовуар С. де. Второй пол. М.; СПб.: Прогресс, 1997. С. 587.

22 Кускова А. Рейс налево: роман. М.: Эксмо, 2008. С. 70.

Подводя итог, отметим, что в дамских романах конструируется некая псевдореальность, художественно приукрашенная, в основе которой лежат некоторые признаки жизненного правдоподобия. К таким признакам можно отнести функции женщины в обществе: возлюбленная, жена, мать. Со всеми этими ролями сталкивается обычная читательница в своем жизненном мире. На базе образа некой среднестатистической дамы, остов которой вынут из скучной и серой повседневности, создается жизнь огламуренной, успешной женщины в бытовых декорациях, которые хоть и узнаваемы местами, но также сильно приукрашены. Как мы проследили по отрывкам из различных современных дамских романов, правильная героиня (а другой героини в такой литературе и не встречается) всегда образцовая жена и прекрасная мать.

Очень важен процесс узнавания читательницей себя в героине. Любовный роман - это средство самоидентификации, пусть эта идентификация и сказочна, иллюзорна, покрыта толстым слоем лака под названием «гламур». О сказочности дамской прозы писал В.Г. Иваницкий, который считает, что фольклор, с его многочисленными формами притч, сказок, мифов и легенд полностью вошел и «обслуживает» всю дамскую литературу23. Безусловно, «.мир бестселлеров - это психотипически многомерный мир: каждый находит в нем себя, каков он есть и каким он хочет быть»24. Читательнице отводится роль «Прекрасной Дамы» - образцовой жены, идеальной матери. Все это, в конечном счете, имеет коммерческий спрос, а значит, цель оправдывает средства.

Получено 12.11.2010

23 См. об этом подробнее: Иваницкий В.Г. От женской литературы - к «женскому роману»? (Парабола самоопределения современной женской литературы) [Электронный ресурс]. URL: http://articles.excelion.ru/science/literatura/other/06630776.html

24 Библиопсихология Н. А. Рубакина (Герменевтика как теория и практика истолкования текстов) [Электронный ресурс]. URL: http://studentdream.narod.ru/bibliopsy.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.