Научная статья на тему 'Иллюстрации к поэме И. Бродского «Письмо в бутылке»'

Иллюстрации к поэме И. Бродского «Письмо в бутылке» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
285
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЛЮСТРАЦИЯ / КНИГА СТИХОВ / КОНЦЕПЦИЯ / МАКЕТ РАЗВОРОТА / ФОТОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Красновская Н.В., Ли В.Г., Буринова Е.В.

Данная работа посвящена созданию иллюстраций в рамках разработки общего дизайна книги с поэмой Иосифа Бродского «Письмо в бутылке». Представлены некоторые из серии иллюстраций к поэме, наиболее точно отражающих специфику поэзии Иосифа Бродского в целом и конкретно в данном произведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иллюстрации к поэме И. Бродского «Письмо в бутылке»»

4. Аббасов И. Б., Глебова А.Н., Гривцов В.В. Фирменный стиль магазина «Имидж» // Проблемы современной науки. - 2015. - № 20. - С. 15-22.

5. Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: Издательский Дом Искусство, 2004. - 121 с.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

7. Фрейзер Т., Бэнкс А. Цвет в дизайне. Мастер-класс. - М.: РИП-Хол-динг, 2012. - 256 с.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОЭМЕ И. БРОДСКОГО «ПИСЬМО В БУТЫЛКЕ»

© Красновская Н.В.1, Ли В.Г.2, Буринова Е.В.3

Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог

Данная работа посвящена созданию иллюстраций в рамках разработки общего дизайна книги с поэмой Иосифа Бродского «Письмо в бутылке». Представлены некоторые из серии иллюстраций к поэме, наиболее точно отражающих специфику поэзии Иосифа Бродского в целом и конкретно в данном произведении.

Ключевые слова иллюстрация, книга стихов, концепция, макет разворота, фотография.

В 2016 году исполнилось 10 лет со дня смерти Иосифа Бродского, стихи которого набирают популярность в интернете среди читателей разных возрастов, к ним делают иллюстрации, их накладывают на музыку.

Поэма «Письмо в бутылке» написана поэтом в 1964 году [1, 2], он придавал этому произведению большое значение, ведь оно - о его большой и, как оказалось, безответной любви. Поэтому важнейшей задачей иллюстратора является чувственно-эмоциональная передача трагедии, которая в ней разворачивается.

Иллюстрация - это вид книжной графики, ее основа. Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т.п. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике.

1 Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.

2 Профессор кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна, доктор технических наук, доцент.

3 Студент.

Анализ имеющейся критической литературы относительно поэзии И. Бродского и знакомство с рядом его авторских иллюстраций именно к поэзии (а не к прозе, так как они разительно отличаются) позволили выработать основную концепцию дизайна книги - составлять иллюстрации из фотографий и эксклюзивных графических элементов, которые отражают или символизируют разные настроения и эмоции посредством одной цветовой гаммы, состоящей из черного и белого тонов, которые «боятся» друг друга, спорят, взаимоисключают (один - отражает свет, другой - поглощает и не отдает) и все-таки они вместе. Этот эффект помогает создать у читателя то состояние восприятия, которое наиболее близко поэзии Бродского.

Иллюстрации не самостоятельны по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения, они способны обогатить или обеднить его [3]. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста, они могут быть пояснительным изображением к тексту, но дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст [4, 5].

В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста [6].

Ниже приведены некоторые примеры не самого удачного расположения иллюстраций в тексте: иллюстрации разбивают текст на неудобочитаемые блоки, как видно из рис. 1; иллюстрация должна быть незримо связана с текстом книги, а на развороте, представленном на рис. 2 эта связь отсутствует, что заставляет читателя сомневаться в ее уместности.

Рис. 1. Иллюстрация к книге «Привидений не бывает» Кира Булычева

НЛ1 н*ьн> нилжешм »сыны

«• ■Ы11 ¡11» «Л -»»!•«• >«МЩ* »-< 0 ••«! ■ ПК-1>

tm.Mii» мпп|м««м>ти

'••ее /

А / }» М и*с|||Ьи 1| ■ .ч».| ИТШМ4П11 а IV* Н>. .¿.-V 1-1. >ин< . - <.«И МШ («Пии* 1« гтп ГШ (1« КМ П V» . Л Ч» '"1"• « •'•Г -тгусгчт»» пч

Рис. 2. Иллюстрация к книге «Волжский утес Шолохова»

К книге предъявляются требования художественного единства всех элементов содержания и формы, эстетической выразительности. Оформление издания играет немаловажную роль для покупателей, способствуя формированию спроса на книжную продукцию. В основе современного художественного оформления книги лежит гармония всех её элементов. Главная суть гармонии - соотношение пропорций. Простота, выразительность, гармония, соответствие облика книги её содержанию и внутренней структуре, удобочитаемость - такими критериями должна обладать хорошая книга [6].

Иосиф Бродский в поэме «Письмо в бутылке» предлагает читателю свое видение основных направлений жизни человека: вперед, назад, вектор. Вместе с темой ориентации в пространстве и - шире - в жизни впервые появляются математические термины вектор (его изобрели ... так как часто плывут корабли, на всех парусах спеша) и прямой угол (поплыть под прямым углом - все равно упрешься в страсть) [3]. Термин «вектор» обыгрыва-ется И.А. Бродским с разных сторон:

- направление в пространстве;

- указующий перст, задающий направление человеческой жизни;

- гарпун как образ орудия смерти;

- духовное направление между Добром и Злом;

- нечто бесплотное, как душа. Подвергающимся опасности;

- мореплавателям противопоставляется.

Поэт говорит о том, что природа человека несовершенна, в каждом имеется изъян, который неминуемо разрушает человеческую сущность изнутри. Такой изъян Бродский метафорично соотносит с радиоактивным металлом -

цезием, который также обладает свойством медленного разрушения. Цезий в пятке - образ Ахиллесовой пяты, уязвимого места. Он с сожалением отдает себе отчет в том, что есть границы в порыве к совершенству, которые человеку диктует его земное бытие.

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передает в иллюстрации две основные категории всякого действия - пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка следует обращать внимание на то, как он ведет линию и кладет пятно и какой характер движения он получает.

В создании предлагаемых иллюстраций использовались фотографии, сделанные ранее в городах России и Украины, а также сделанные специально для проекта с учетом наиболее часто используемых символов в поэзии Бродского: глаз, окно, земля, время, день, человек, рука, свет и линия. Линиями как символами вектора дополнены практически все иллюстрации, так как сюжет в поэме развивается стремительно, в ней часто фигурирует вектор - течение времени, пространства и смена объектов и мыслей.

На рис. 3 представлена иллюстрация, изображающая главного героя -корабль, а линии символизируют человека и еш жизненный вектор.

Рис. 3. Образ гибнущего лирического героя

Строфоид поэмы, представленный на рис. 4, знакомит читателя образом человека, потерявшего всякие ориентиры, ни во что не верящего и от этого -погибающего.

Рис. 4. Образ гибнущего лирического героя

Следующая иллюстрация (рис. 5) соединяет в себе начала фрейдистской теории (образ женщины и алкоголь) и отрицает ее же.

Рис. 5. Фрейдистская теория

Большинство иллюстраций соединяют в себе несколько изображений и создается ощущение того, что море и небо сливаются, и по этой поверхности наш герой продолжает свой путь (рис. 6).

Рис. 6. Соединение неба и моря

Окончательная обработка иллюстраций производилась в среде Photoshop CS6 [7]. Всего создано 26 иллюстраций (не считая оформления обложки и форзаца). На рис. 7 представлен окончательный вариант книжного разворота, созданного на базе разработанной модульной сетки.

Рис. 7. Макет разворота книги

Список литературы:

1. Бродский И.А. Стихотворения и поэмы [Текст] / И.А. Бродский. -СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2011. - 709 а

2. Послание со дна моря: проблема адресанта в «морских» стихотворениях Иосифа Бродского («Письмо в бутылке» и «Новый Жюль Верн») [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://kodu.ut.ee/~sunny/NautilusBrod.html (дата обращения: 16.03.2016).

3. Аббасов И.Б., Гривцов В.В., Нацакова А.А. Дизайн книги Т. Лири «История будущего» // Проблемы современной науки. - 2016. - № 25, Т. 1. -С. 21-27.

4. Красновская Н.В., Севастьянова В.В. Дизайн книги Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или туда и обратно» // Наука и современность. - 2015. - № 37-1. -С. 77-80.

5. Красновская Н.В., Ли В.Г., Мельник Е.О. Дизайн сборника стихов «Медленный прыжок в воду» // Проблемы современной науки. - 2016. -№ 25, Т. 1. - С. 54-60.

6. Козлова, М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий: Учебное пособие для студентов специальности «Издательское дело и редактирование» [Текст] / М.М. Козлова. - Ульяновск: УлГТУ 2000. -52 с.

7. Аббасов И.Б. Основы графического дизайна на компьютере в Photoshop CS6. - М.: ДМК Пресс, 2013. - 238 с.

ДИЗАЙН ТУРИСТИЧЕСКОГО САЙТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОКОЛИЦА»

1 2 3

© Ли В.Г. , Красновская Н.В. , Дорошевич А.С.

Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог

В работе излагаются результаты графического конструирования дизайна сайта-путеводителя по городам Ростовской области. Сайт обеспечивает ознакомление пользователя с основными музеями и достопримечательностями этих городов, памятными местами т.п. Разработано выразительное графическое сопровождение, реализующее принцип эмоционального веб-дизайна.

Ключевые слова внутренний туризм, дизайн, структура сайта, путеводитель.

Внутренний туризм активно развивается на фоне уменьшения спроса на заграничные поездки, в связи с ситуацией в мире. Туризм - весьма разнооб-

1 Профессор кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна, доктор технических наук, доцент.

2 Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.

3 Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.