Ильинский Игорь Михайлович
Вал. А. Луков (Московский гуманитарный университет)
Биобиблиографическая статья о российском философе и социологе Игоре Михайловиче Ильинском.
Ключевые слова: Ильинский Игорь Михайлович, социальная философия, социология, молодежь, молодежная политика, высшее образование.
Ильинский Игорь Михайлович (р. 28.06.1936, Ленинград) — социальный философ и социолог, специалист в области социологии молодежи и молодежной политики, философии и социологии образования. В 1964 г. он окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1977 г. — Дипломатическую академию МИД СССР. Начинал трудовой путь слесарем на оборонном предприятии. В 1958-1971 гг. — на комсомольской работе, в 1971-1974 гг. — главный редактор журнала «Комсомольская жизнь». В 1977-1982 гг. работал в Научно-исследовательском центре при ВКШ заведующим отделом, заместителем директора. В 1984-1994 гг. — директор НИЦ при ВКШ, затем — НИЦ при Институте молодежи. В 1994 г. был избран ректором Института молодежи (в 2000-2003 гг. — Московская гуманитарно-социальная академия, с 2003 г. — Московский гуманитарный университет).
Доктор философских наук (1984), кандидат исторических наук (1975), профессор (1988). Действительный член Академии гуманитарных наук (1993), Российской академии естественных наук (1998), Академии российской словесности (2000), Академии военных наук (2001), Международной академии наук (2011) и других академий.
Исследования И. М. Ильинского в области социологии молодежи заложили основы научной школы молодежных исследований. В период работы в НИЦ ВКШ вокруг
И. М. Ильинского сложился коллектив перспективных ученых и получили новый импульс к развитию такие направления исследований, как изучение общественного мнения молодежи и ее ценностных ориентаций, международное молодежное движение, неформальные объединения молодежи, история ВЛКСМ, социальные патологии в молодежной среде и др. На каждом из этих направлений в НИЦ были созданы оригинальные концепции и осуществлены эмпирические исследования, подготовлены фундаментальные научные труды. Особое значение имели развитие теории и анализ практики комсомольского строительства (Ильинский, 1981; Комсомольское строительство, 1984). Вокруг этого направления развернулась интенсивная научная работа в период, когда появились первые признаки кризиса в комсомоле. И. М. Ильинский в это смутное время шел тем не менее от обобщений в области комсомольского строительства к теории организаций (Ковалева, 2006).
И. М. Ильинский впервые сформулировал теоретические подходы и предложил практические меры к реализации новой концепции государственной молодежной политики в СССР. Опираясь на социологические исследования НИЦ ВКШ, он инициировал разработку закона о молодежи и возглавил работу над законопроектом (1987-1991 гг.), который определил пути дальнейшего развития законодательства о молодежи в России и других странах СНГ (премия Ленинского комсомола, 1991). В этот период работы И. М. Ильинского получают международный резонанс, он избирается вице-президентом ИК 34 «Социология молодежи» Международной социологической ассоциации (1989-1995 гг.).
И. М. Ильинский выступил инициатором создания и ответственным редактором первого государственного доклада о положении молодежи в РФ (Молодежь России ... , 1993). Выдвинул концепцию воспитания жизнеспособных поколений, которая была включена как приложение во второй государственный доклад о положении молодежи в РФ, посвященный проблемам воспитания молодежи (Молодежь России . , 1995), что в это время шло в разрез с распространявшемся в обществе и органах государственной власти представлением о ненужности воспитательного воздействия на молодое поколение (функция воспитания была изъята из системы высшего образования, значительно ослаблена во всей образовательной деятельности). Руководил подготовкой экспертного доклада «Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы», выполненного по заказу ООН (Ильинский, 1999). Авторские труды и осуществление крупных исследовательских проектов определили широкое признание И. М. Ильинского в научном сообществе, он известен как один из ведущих российских ученых, разрабатывающих проблемы молодежи, лидер научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета. Обобщающий труд И. М. Ильинского по социологии молодежи — «Молодежь и молодежная политика» (Ильинский, 2001). Он выступил как инициатор и организатор крупных социологических исследований, в том числе всероссийского мониторинга «Молодежь России» (1993-1997 гг.), а также всероссийского мониторинга «Российский вуз глазами студентов», проводившегося в 2000-2009 гг. (Ильинский, Луков, 2005; 2006).
Особое значение для развития концептуальных основ молодежной политики в 2000-е годы приобрела работа И. М. Ильинского «Молодежь как будущее России в категориях войны», где показаны тенденции борьбы за молодежь в изменившихся общественных условиях. Выдвигая программу действий, И. М. Ильинский подчеркивает: «Молодежная политика — это центральное звено политики национальной безо-
пасности, берущей начало в настоящем и обращенной — от поколения к поколению — в далекое будущее» (Ильинский, 2005: 17). В этом духе были подготовлены и последующие работы (Ильинский, 2008а, 2009а), в частности концептуальные положения, направленные И. М. Ильинским в группу, готовившую вопрос о молодежной политике для заседания Государственного Совета РФ, которое состоялось в 2009 г. (Ильинский, 2009Ь).
Исследования И. М. Ильинского последних двух десятилетий связаны с развитием концепции высшего образования в условиях глобализации и новых рисков для человечества, которая осмыслена как «образовательная революция» (Ильинский, 2002). Обстоятельно исследован социальный феномен негосударственного образования (Ильинский, 2004аЬ), раскрыты глубинные причины кризиса образовательных реформ в современной России и мире (Ильинский, 2006Ь; 2009С 2010аЬсс1; 2011Ь; 2012Ь; 2013Ь). Выявляется особая значимость воспитания новых поколений в меняющихся условиях социальной, экономической, политической, культурной жизни (Ильинский, 2013а; 2014Ь).
Концептуальные положения, выдвинутые И. М. Ильинским в области социальной философии и социологии, представлены в книгах «Между Прошлым и Будущем» (Ильинский, 2006а) и «Прошлое в Настоящем» (Ильинский, 2011а).
Особое значение получили работы И. М. Ильинского в области международных отношений, глобалистики, раскрытии подлинных оснований исторических событий всемирного значения, в том числе Победы в Великой Отечественной войне (Ильинский, 2008Ь, 2009с, 2013с). Совместно с акад. РАН Н. Н. Моисеевым и А. А. Зиновьевым в 1999 г. он создал Русский интеллектуальный клуб (с 2006 г. — президент этого клуба) — центр обсуждения актуальных проблем социального, экономического, политического и культурного развития России и мира (в 2000-2013 гг. опубликованы 9 томов стенограмм заседаний клуба). В изданном И. М. Ильинским документальном сборнике «Главный противник. Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг.» изложена концепция современной истории, развиваемая автором в ряде его последующих произведений (Главный противник ... , 2006; Ильинский, 2012а; 2013с).
И. М. Ильинский — видный организатор науки и высшего образования: президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области (1998), президент Национального союза негосударственных вузов (2004), директор Международного института ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии» (1996). В 1995-1999 гг. — член Совета по делам молодежи при Президенте РФ, член Коллегии Государственного комитета РФ по делам молодежи, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета при Комитете Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи (2004). Доверенное лицо Президента РФ В. В. Путина (2012). Член Совета Всемирного русского народного собора (2002). Член Союза писателей России (2011). Инициатор и организатор ежегодных международных научных конференций «Высшее образование для XXI века» (в 2004-2013 гг. прошли 10 конференций).
В 2004 г. выступил с инициативой создания научного журнала «Знание. Понимание. Умение», в концепции которого центральное место заняла «формула Ильинского» «знание-понимание-умение», выдвинутая им как альтернатива принятой в российской педагогике и теории образования формуле «знания-умения-навыки» (Ильинский, 2004с; 2014а).
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006), Дружбы (1996), Почета (2001), медалями СССР и России, знаком К. Д. Ушинского «За заслуги в области педагогической науки» (1996), знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (1999). Имеет многочисленные международные награды (Азербайджан, Афганистан, Великобритания, Монголия, США и др.), награды общественных организаций.
В России и за рубежом опубликовано более 600 работ исследователя. Его научное творчество проанализировано в целом ряде публикаций (Ковалева, 2006; Луков, 2006ab; 2007; Плаксий, 2006; Гуревич, 2006; Ситаров, 2006). В энциклопедических и справочных изданиях есть биографические данные об И. М. Ильинском (Россия молодая ... , 1998; Современная ... , 1999: 322; Россия ... , 2000; Великая Россия ... , 2002: 375; Социологи России, 1999; 2014; Ректоры России, 2002: 93; Выдающиеся ... , 2006: 76-77; Who is who ... , 2007: 705; Социология молодежи, 2008; Алексеев, 2009). Обширная информация об ученом, включая полный перечень его научных трудов, содержится на сайте www.ilinskiy.ru.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ильинский, И. М. (1981) ВЛКСМ в политической системе советского общества. М. : Молодая гвардия. 239 с.
Ильинский, И. М. (1999) Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / И. М. Ильинский и др.; рук. автор. кол. и науч. ред. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Ин-та молодежи ; Голос. 323 с.
Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика : Философия. История. Теория. М. : Голос. 694 с.
Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. 592 с.
Ильинский, И. М. (2004a) Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 350 с.
Ильинский, И. М. (2004b) Негосударственные вузы: кризис идентичности и пути его преодоления // Alma mater (Вестник высшей школы). № 7. С. 3-12.
Ильинский, И. М. (2004c) К читателям журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5-7.
Ильинский, И. М. (2005) Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 5-17.
Ильинский, И. М. (2006а) Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 664 с.
Ильинский, И. М. (2006b) Образование, Молодежь, Человек. Кн. 1. М. : Изд-во Моск. гума-нит. ун-та. 560 с.
Ильинский, И. М. (2008a) Из вступительного слова (Образ российской молодежи в современном мире: самосознание и социокультурные ориентиры) // Alma mater (Вестник высшей школы). №2. С. 3-6.
Ильинский, И. М. (2008b) Тихая холодная гражданская война // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 5-10.
Ильинский, И. М. (2009a) Молодежь в стратегиях будущего России и уроки проигранной холодной войны // Русский интеллектуальный клуб. Кн. 6. М. : Социум. 256 с. С. 7-15.
Ильинский, И. М. (2009b) О критериях эффективности молодежной политики // Наша молодежь. № 1. С. 5-7.
Ильинский, И. М. (2009c) Зачем вспоминать о войне // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 5-10.
Ильинский, И. М. (2009d) Образование. Молодежь. Человек : (статьи, интервью, выступления). Кн. 2. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 530 с.
Ильинский, И. М. (2010а) Куда идем, родимое образование?.. : (Беглые заметки по поводу законопроекта «Об образовании в «Российской Федерации») // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 3-26.
Ильинский, И. М. (2010Ь) О ситуации, некоторых прогнозах и стратегиях развития негосударственного высшего профессионального образования в России в связи с демографической ямой // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 4-15.
Ильинский, И. М. (2010с) Образование в целях оглупления // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 3-30.
Ильинский, И. М. (2010ё) Играющий триумвират: образование, политика, право. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 134 с.
Ильинский, И. М. (2011а) Прошлое в Настоящем : Избранное. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 840 с.
Ильинский, И. М. (2011Ь) Куда идет отечественное образование // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 4-13.
Ильинский, И. М. (2012а) Русский вопрос // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 3-8.
Ильинский, И. М. (2012Ь) «Модернизация» российского образования в контексте мировой глобализации // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 3-23.
Ильинский, И. М. (2013а) Образовательные технологии: соотношение традиций и новаторства // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 3-7.
Ильинский, И. М. (2013Ь) Об эффективности мониторинга вузов // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 3-9.
Ильинский, И. М. (2013с) Победа бесценна // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 3-10.
Ильинский, И. М. (2014а) «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5-17.
Ильинский, И. М. (2014Ь) Воспитание в уважении и любви // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 5-10.
Ильинский, И. М., Луков, Вал. А. (2005) Московский вуз глазами студентов : По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март — апрель 2004 г. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 64 с.
Ильинский, И. М., Луков, Вал. А. (2006) Российский вуз глазами студентов : По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов, май — июнь 2005 г. М. : Изд-во Моск. гума-нит. ун-та. 88 с.
Комсомольское строительство (1984) : учеб. пособие / авт. кол.: И. М. Ильинский (рук.) и др. М. : Молодая гвардия. 574 с.
Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений (1995) : докл. Ком. РФ по делам молодежи / авт. колл.: И. М. Ильинский [и др.] ; Ком. РФ по делам молодежи. М. : Изд-во Института молодежи. 256 с.
Молодежь России: тенденции, перспективы (1993) / под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М. : Молодая гвардия. 215 с.
Главный противник: документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг.
(2006) / сост. и авт. вступ. ст. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 504 с.
ЛИТЕРАТУРА ОБ И. М. ИЛЬИНСКОМ
Алексеев, П. В. (2009) Философы России начала XXI столетия : Биографии, идеи, труды : эн-циклопедич. словарь. М. : РОССПЭН. 695 с. С. 227-228.
Великая Россия. Имена (2002) : энциклопедич. справочник / под общ. ред. И. Ф. Урявиной-Куприяновой. М. : Закон и порядок. 952 с.
Выдающиеся деятели России (2006) : биограф. энциклопедия : в 2 т. Т. 1. Выдающиеся ректоры и ученые. СПб. : Академ-Пресс. 207 с.
Гуревич, П. С. (2006) Вклад И. М. Ильинского в концептуализацию проблем понимания // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 18-20.
Ковалева, А. И. (2006) От комсомольского строительства к теории организаций // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 21-24.
Луков, Вал. А. (2006a) Ильинский: гуманистическая концепция молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 48-59.
Луков, Вал. А. (2006b) Игорь Михайлович Ильинский: вклад в науку // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 6-13.
Луков, Вал. А. (2007) И. М. Ильинский о молодежи и молодежной политике // Социальногуманитарные знания. № 5. С. 158-172.
Плаксий, С. И. (2006) Образовательная парадигма Ильинского и стратегия успешного вуза // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 13-18.
Ректоры России. (2002) М. : Совр. ун-т. 292 с.
Россия-2000: Современная политическая история (1985-1999 годы). (2000) М. : ЗАО НИФ «РАУ — Ун-т». Т. 2. 1074 с. С. 367.
Россия молодая. Век XX. (1998) М. : Молодая гвардия. 495 с. С. 339-343.
Ситаров, В. А. (2006) Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 24-28.
Современная политическая история России (1985-1998 годы) (1999) : в 2 т. М. : Всероссийское общественно-политическое движение «Духовное наследие». Т. 2. Лица России. 968 с.
Социологи России и СНГ XIX-XX вв. (1999) : биобиблиогр. справочник / редкол.: Ж. Т. То-щенко и др. М. : Эдиториал УРСС. 367 с.
Социологи России: История социологии в лицах (2014) : библиогр. справочник / отв. ред. Ж. Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити-Дана. 544 с.
Социология молодежи : энциклопедич. словарь (2008) / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 с.
Who is who в России : Биограф. энциклопедия успешных людей России : осн. издание, 1-е изд.
(2007) Zug (Schweiz) : Who is who, Verl. fuer Personenenzyklopaedien AG. 2633 с.
Дата поступления: 1.08.2014 г.
ILINSKIY, IGOR MIKHAILOVICH Val. А. Lukov (Moscow University for the Humanities)
A bio- and bibliographical article on the Russian philosopher and social scientist Igor Mikhailovich Ilinskiy, with a bibliographic section.
Keywords: Igor Mikhailovich Ilinskiy, social philosophy, social sciences, youth, youth policy, higher education.
REFERENCES
Ilinskiy, I. M. (1981) VLKSM v politicheskoi sisteme sovetskogo obshchestva [All-Union Leninist Young Communist League in the Political System of the Soviet Society]. Moscow, Molodaia gvardiia Publ. 239 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (1999) Molodezh' planety: global'naia situatsiia v 90-kh godakh, tendentsii i per-spektivy [The Global Youth: Global Situation in the 1990s, Trends and Prospects] / I. M. Ilinskiy et al. ; ed. by I. M. Ilinskiy. Moscow, The Institute of Youth Press ; Golos Publ. 323 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2001) Molodezh' i molodezhnaia politika : Filosoflia. Istoriia. Teoriia [Youth and Youth Policy: Philosophy. History. Theory]. Moscow, Golos Publ. 694 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2002) Obrazovatel'naia revoliutsiia [The Educational Revolution]. Moscow, Moscow Humanitarian and Social Academy Press. 592 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2004a) Negosudarstvennye vuzy Rossii: opyt samoidentifikatsii [Nonstate Institutions of Higher Education in Russia: An Attempt at Selfidentification]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 350 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2004b) Negosudarstvennye vuzy: krizis identichnosti i puti ego preodoleniia [Nonstate Institutions of Higher Education: A Crisis of Identity and Overcoming It]. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), no. 7, pp. 3-12. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2004c) K chitateliam zhurnala “Znanie. Ponimanie. Umenie” [To the Readers of “Knowledge. Understanding. Skill” Journal]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 5-7. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2005) Molodezh' kak budushchee Rossii v kategoriiakh voiny [Youth as the Future of Russia in Categories of War]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 5-17. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2006a) Mezhdu Budushchim i Proshlym : Sotsial'naia filosofiia Proiskhodiashchego [Between the Future and the Past: The Social Philosophy of the Occurrent]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 664 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2006b) Obrazovanie, Molodezh', Chelovek [Education. Youth. Human Being]. Book 1. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 560 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2008a) Iz vstupitel'nogo slova (Obraz rossiiskoi mo-lodezhi v sovremennom mire: samosoznanie i sotsiokul'turnye orientiry) [From the Opening Remarks (The Image of Russian Youth in the Contemporary World: Self-conscience and the Sociocultural Reference Points)]. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), no. 2, pp. 3-6. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2008b) Tikhaia kholodnaia grazhdanskaia voina [A Quiet Cold Civil War]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 5-10. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2009a) Molodezh' v strategiiakh budushchego Rossii i uroki proigrannoi kholodnoi voiny [Youth in the Strategies of Russia's Future and the Lessons of the Lost Cold War]. Russkii intellektual'nyi klub [Russian Intellectual Club]. Book 6. Moscow, Sotsium Publ. 256 p. Pp. 7-15. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2009b) O kriteriiakh effektivnosti molodezhnoi politiki [On the Criteria of Efficient Youth Policy]. Nasha molodezh', no. 1, pp. 5-7. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2009c) Zachem vspominat' o voine [Why Should We Recollect the War?]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 5-10. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2009d) Obrazovanie. Molodezh'. Chelovek : (stat'i, interv'iu, vystupleniia) [Education. Youth. Man : (articles, interviews and talks)]. Book 2. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 530 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2010a) Kuda idem, rodimoe obrazovanie?.. : (Beglye zametki po povodu zakono-proekta “Ob obrazovanii v “Rossiiskoi Federatsii”) [Where Are We Going, Native Education?.. (Sketches with Reference to the Legislative Draft “On Education in the Russian Federation”)]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 3-26. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2010b) O situatsii, nekotorykh prognozakh i strategiiakh razvitiia negosudar-stvennogo vysshego professional'nogo obrazovaniia v Rossii v sviazi s demograflcheskoi iamoi [On Situation, Some Predictions and Development Strategies for Non-governmental Higher Vocational Education in Russia in View of Demographic Hollow]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 4-15. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2010c) Obrazovanie v tseliakh oglupleniia [Education for the Purpose of Endarken-ment]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 3-30. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2010d) Igraiushchii triumvirat: obrazovanie, politika, pravo [The Playing Triumvirate: Education, Politics, Law]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 134 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2011a) Proshloe v Nastoiashchem : Izbrannoe [The Past in the Present: Selected Works]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 840 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2011b) Kuda idet otechestvennoe obrazovanie [Where Russian Education Goes]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 4-13. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2012a) Russkii vopros [The Russian Question]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 3-8. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2012b) “Modernizatsiia” rossiiskogo obrazovaniia v kontekste mirovoi globalizatsii [“Modernization” of Russian Education in the Context of World Globalization]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 3-23. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2013a) Obrazovatel'nye tekhnologii: sootnoshenie traditsii i novatorstva [Educational Technologies: The Correlation of Traditions and Innovations]. Znanie. Ponimanie. Ume-nie, no. 3, pp. 3-7. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2013b) Ob effektivnosti monitoringa vuzov [On the Efficiency of a Monitoring of Tertiary Institutions]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 3-9. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2013s) Pobeda bestsenna [The Victory Is Priceless]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 3-10. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2014a) “Znanie-ponimanie-umenie” kak formula perspektivnoi nauchnoi i obrazo-vatel'noi politiki [“Knowledge-Understanding-Skill” as a Formula for a Long-Range Science and Education Policy]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 5-17. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. (2014b) Vospitanie v uvazhenii i liubvi [Upbringing in Respect and Love]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 5-10. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. and Lukov, Val. A. (2005) Moskovskii vuz glazami studentov: Po materialam oprosa studentov gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzov Moskvy, mart—aprel' 2004 g. [Moscow Higher Education through the Eyes ofStudents: Based on the Opinion Poll ofStudents at Staterun and Private Institutions of Higher Education in Moscow, March-April 2004]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 64 p. (In Russ.).
Ilinskiy, I. M. and Lukov, Val. A. (2006) Rossiiskii vuz glazami studentov : Po materialam oprosa
studentov gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzov, mai-iiun' 2005 goda [Russian Higher
Education through the Eyes of Students: Based on the Opinion Poll of Students at Staterun and
Private Institutions, May-June, 2005]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 88 p. (In Russ.).
Komsomol'skoe stroitel'stvo [The Komsomol Construction] (1984) : study guide I I. M. Ilinskiy (chief) et al. Moscow, Molodaia gvardiia Publ. 574 p. (In Russ.).
Molodezh' Rossii: vospitanie zhiznesposobnykh pokolenii [Russia's Youth: Shaping Viable Generations] (1995): a Report of the Youth Affairs Committee of the RF I I. M. Ilinskiy [et al.]. Moscow, The Institute of Youth Press. 256 p. (In Russ.).
Molodezh' Rossii: tendentsii, perspektivy [Russia's Youth: Trends and Prospects] (1993) I ed. by I. M. Ilinskiy and A. V. Sharonov. Moscow, Molodaia gvardiia Publ. 215 p. (In Russ.).
Glavnyi protivnik: dokumenty amerikanskoi vneshnei politiki i strategii 1945-1950 gg. [Adversary No. 1: US Foreign Policy Documents and Strategies, 1945-1950] (2006) I comp. and opening chapter by I. M. Ilinskiy. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 504 p. (In Russ.).
WORKS ABOUT I. M. ILINSKIY
Alekseev, P. V. (2009) Filosofy Rossii nachala XXI stoletiia : Biografli, idei, trudy [Russian Philosophers ofthe Early 21st Century: Biographies, Ideas, Works] : An Encyclopedic Dictionary. Moscow, ROSSPEN Publ. 695 p. Pp. 227-228. (In Russ.).
Velikaia Rossiia. Imena [Great Russia. Names] (2002) : An Encyclopedic Companion I ed. by I. F. Uriavina-Kupriianova. Moscow, Zakon i poriadok Publ. 952 p. (In Russ.).
Vydaiushchiesia deiateli Rossii [Outstanding Russians] (2006) : A Biographical Encyclopedia : in 2 vols. St. Petersburg, Akadem-Press Publ. Vol. 1. Vydaiushchiesia rektory i uchenye [Outstanding Rectors and Researchers]. 207 s. (In Russ.).
Gurevich, P. S. (2006) Vklad I. M. Il'inskogo v kontseptualizatsiiu problem ponimaniia [The Contribution ofI. M. Ilinskiy in Conceptualization of the Problems of Understanding]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 18-20. (In Russ.).
Kovaleva, A. I. (2006) Ot komsomol'skogo stroitel'stva k teorii organizatsii [From the Komsomol Structuring to the Theory of Organization]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 21-24. (In Russ.).
Lukov, Val. A. (2006a) Ilinskiy: gumanisticheskaia kontseptsiia molodezhi [Ilinskiy: A Humanist Concept of Youth]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 48-59. (In Russ.).
Lukov, Val. A. (2006b) Igor' Mikhailovich Ilinskiy: vklad v nauku [Igor Mikhailovich Ilinskiy: Contribution to Science]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 6-13. (In Russ.).
Lukov, Val. A. (2007) I. M. Ilinskiy o molodezhi i molodezhnoi politike [I.M. Ilinskiy on Youth and Youth Policy]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, no. 5, pp. 158-172. (In Russ.).
Plaksii, S. I. (2006) Obrazovatel'naia paradigma Il'inskogo i strategiia uspeshnogo vuza [Ilynskiy's Educational Paradigm and Strategy for a Successful Institute of Higher Education]. Znanie. Ponima-nie. Umenie, no. 3, pp. 13-18. (In Russ.).
Rektory Rossii [The Rectors of Russia's Universities]. (2002) Moscow, Sovremennyi universitet Publ. 292 p. (In Russ.).
Rossiia — 2000: Sovremennaia politicheskaia istoriia (1985-1999 gody) [Russia 2000: A Contemporary Political History (1985-1989)]. (2000) Moscow, RAU — Universitet. Vol. 2. 1074 p. (In Russ.).
Rossiia molodaia. Vek XX [Young Russia: 20th Century]. (1998) Moscow, Molodaia gvardiia Publ. 495 p. Pp. 339-343. (In Russ.).
Sitarov, V. A. (2006) Vospitanie zhiznesposobnykh pokolenii: pozitsiia I. M. Il'inskogo [Education of Viable Generations: The Viewpoint of I. M. Ilinskiy]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 24-28. (In Russ.).
Sovremennaia politicheskaia istoriia Rossii (1985-1998 gody) [The Contemporary Political History of Russia (1985-1998)] (1999) : in 2 vols. Moscow, Vserossiiskoe obshchestvenno-politicheskoe dvizhenie “Dukhovnoe nasledie”. Vol. 2. Litsa Rossii [The Faces of Russia]. 968 p. (In Russ.).
Sotsiologi Rossii i SNG XIX-XX vv. [Social Scientists ofRussia and the CIS in 19th-20th Centuries] (1999) : Biobibliographical Companion I ed. by J. T. Toshchenko et al. Moscow, Editorial URSS Publ. 367 p. (In Russ.).
Sotsiologi Rossii : Istoriia sotsiologii v litsakh [Russian Social Scientists: A History of Social Sciences in Portraits] (2014) : Bibliographical Companion I ed. by J. T. Toshchenko. 2nd edn., revised and enlarged. Moscow, Iuniti-Dana Publ. 544 p. (In Russ.).
Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth] (2008) : An Encyclopedic Dictionary I ed. by Yu. A. Zu-bok, V. I. Chuprov. Moscow, Academia Publ. 606 p. (In Russ.).
Who is who v Rossii : Biograflcheskaia entsiklopediia uspeshnykh liudei Rossii [Who is Who in Russia: A Biographical Encyclopedia of Russia's High Achievers] (2007) I main edn., 1st edn. Zug (Schweiz), Who is who, Verl. fuer Personenenzyklopaedien AG. 2633 p. (In Russ.).
Submission date: 1.08.2014.
Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, проректор по научной и исследовательской работе — директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, вице-президент Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-70-20. Эл. адрес: [email protected]
Lukov Valery Andreevich, Doctor of Philosophy, Professor, Pro-rector for Research and Publishing, Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Honored Scientist of the Russian Federation; Vice President, International Academy of Science (Innsbruck, Austria). Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-70-20. E-mail: [email protected]