Научная статья на тему 'Ильхам Алиев: портрет на фоне'

Ильхам Алиев: портрет на фоне Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ильхам Алиев: портрет на фоне»

учебных заведениях исламского мира. На протяжении многих лет, начиная с 1991 г., каждый год десятки дагестанских юношей отправляются на учебу в исламские учебные заведения Саудовской Аравии, Египта, Алжира, Сирии, Малайзии, Иордании, Пакистана и других стран. Вопросами их направления на учебу занимались общество «Надежда» (Турция), ОМИОС по Северному Кавказу (Саудовская Аравия), общество «Таблиг», организованное Всемирным исламским центром (Пакистан), «Аль-Балтина» (Кувейт) и др. Эти организации проводили работу по отбору молодежи и обеспечению их финансовыми средствами. В тот период, как, впрочем, и до сих пор, выезд на учебу за границу не контролируется властями. Поэтому нет достоверных сведений об общим числе дагестанцев, выехавших в исламские учебные заведения, получивших и получающих там образование. По мнению экспертов, их общее число значительно превышает 3 тыс. В этой связи существенное значение имеет и то обстоятельство, что образование, полученное за рубежом, часто заметно отличается от местных исламских наук. Исламские знания, полученные за границей, часто вступают в противоречие с местной интеллектуальной традицией. Это приводит к тому, что выпускники зарубежных исламских вузов сталкиваются на родине с непониманием со стороны простых верующих и конфликтуют с доморощенными алимами.

Кисриев Э.Ф. «Ислам в Дагестане», М., 2009 г., с. 7-68.

Ильгар Велизаде,

политолог (Азербайджан)

ИЛЬХАМ АЛИЕВ: ПОРТРЕТ НА ФОНЕ

За все время проведения последней президентской кампании в Азербайджане, пожалуй, нельзя было отыскать человека, который бы усомнился в итогах самых прогнозируемых на Кавказе выборов. Однако трудно согласиться с мнением, что выборы, которые состоялись 15 октября 2008 г., не повлекут за собой никаких изменений во внутренней, а главное, во внешней политике Азербайджана.

Ильхам Алиев становится настоящим политическим старожилом на Кавказе - с самым большим опытом президентства. Важно, что он уже является политиком, авторитет которого одина-

ково признается как в своей стране, так и за рубежом. Сегодня можно говорить об Алиеве как о некой политической константе в сложном и непредсказуемом регионе, выполняющей важную роль с точки зрения сохранения хоть какого-то подобия баланса сил и влияний.

Важно, что сам азербайджанский президент, являющийся приверженцем прагматичной внешней политики, большое значение уделяет поддержанию хороших личных отношений с главами соседних государств. Они удачно вписываются в сложную органику межгосударственных связей. Вообще, восточная дипломатия личных отношений в случае с азербайджанским лидером почти всегда приносит свои плоды. В этом смысле Алиева-младшего можно назвать достойным учеником своего отца.

В целом преемственность власти считается, что называется, генеральной линией политики Ильхама Алиева. Поэтому можно без труда прийти к заключению, что в Азербайджане эпоха Гейдара Алиева не закончилась. Возможно, именно это является главным достижением действующего президента за пять лет его пребывания у власти. Выгодно использовав благоприятную конъюнктуру на глобальных рынках энергетического сырья, Азербайджан стал одним из мировых лидеров по темпам развития национальной экономики. Однако массированный приток нефтедолларов стал причиной и серьезных испытаний, вызванных значительным инфляционным давлением. Вместе с тем благодаря грамотной политике реинвестирования нефтяных доходов в Азербайджане была создана надежная подушка безопасности, позволяющая без значительных потерь справляться с глобальными рисками, в частности с последствиями мирового финансового кризиса.

По инициативе и под непосредственным контролем президента в стране осуществляются масштабные национальные проекты, в том числе по борьбе с бедностью, по сокращению безработицы, по развитию регионов, уже принесшие свои плоды. Так, за пять лет, согласно официальным данным, удалось трудоустроить около полумиллиона безработных, число бедных сократилось с 40 до 18%, построены сотни новых школ, десятки современных больниц, олимпийские комплексы и другие объекты. Заметно преобразилась глубинка. Появились новые инфраструктурные объекты: дороги, электростанции, газо- и водопроводы. Значительно облегчены процедуры регистрации новых коммерческих структур.

Вместе с тем эксперты международных финансовых организаций отмечают высокую степень монополизации внутреннего рынка, протекционизм, коррупцию и неразвитость рыночных институтов. Эти оценки оказывают негативное влияние на привлечении иностранных инвестиций в частный сектор, хотя в правительстве отрицают такое положение и заявляют, что в стране достаточно внутренних инвестиционных ресурсов, а иностранные вливания необходимы лишь для того, чтобы соответствовать требованиям оптимальной включенности национального хозяйства в систему мировой экономики.

На фоне процессов, происходящих в экономике, внутриполитическая ситуация представляет собой полнейший штиль без видимых признаков изменений. Оппозиция, пытаясь оправдаться за череду сокрушительных поражений, возлагает всю вину на руководство страны, обвиняя его в нарушении демократических свобод. Власти, в свою очередь, отвергают эти обвинения, утверждая, что оппозиция переживает системный кризис и нуждается в смене своих лидеров, приведших ее на грань пропасти. Именно поэтому многие из них и не стали выдвигать свои кандидатуры на нынешних выборах.

В отчетах некоторых международных правозащитных организаций Азербайджан также часто фигурирует в качестве государства, где не все ладно с правами человека. В частности, власти обвиняются в преследовании журналистов, вплоть до их арестов. В то же время в самом Азербайджане все эти люди проходят по обвинению в конкретных уголовных преступлениях, таких как превышение должностных полномочий, шантаж, вымогательство и т.д. Здесь считают, что свобода слова не может служить прикрытием для заурядной уголовщины.

Интересно, что в этой ситуации сам Ильхам Алиев стоит как бы над схваткой. В этом смысле азербайджанский президент, можно сказать, даже не участвовал в предвыборной кампании, передоверив это дело своим представителям. Более того, буквально за месяц-полтора до выборов им было поручено демонтировать со всех общественных зданий и рекламно-информационных носителей свое изображение, дабы хоть как-то уравнять себя в возможностях с другими кандидатами.

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», - гласит известная мудрость. С некоторых пор среди прочих влиятельных друзей азербайджанского лидера значится и король Иордании Аб-

далла II. Венценосная особа священных для мусульман кровей за последние годы неоднократно посещала Баку. Судя по всему, оба лидера довольно неплохо понимают друг друга. Причиной может быть то, что у них много общего. Оба молоды, почти одногодки, оба реализуют политическое наследие своих знаменитых отцов, оба в достаточной степени авторитетны и влиятельны в своих странах и регионах, политика обоих может служить образцом прогнозируемости и рациональности. Различие в том, что один -король, другой - президент.

По Конституции этот второй срок президентских полномочий для Ильхама Алиева - последний. Многие уже сейчас гадают, что будет через пять лет. Кое-кто из парламентариев, представляющих правящую партию, уже высказывался за продление срока президентских полномочий до семи лет. Однако это предложение не получило развития. Есть версия, что через пять лет свою кандидатуру выдвинет не менее популярная в стране супруга президента, депутат парламента Мехрибан Алиева. В этом случае вносить изменения в Конституцию не придется. Правда, публично подобные гипотезы никогда не обсуждались. Сама Мехрибан Алиева, возглавляющая Фонд Гейдара Алиева, всегда и во всем демонстрирует приверженность тому политическому курсу, который проводит ее супруг, и активно помогает ему в осуществлении гуманитарной политики. Так повелось еще со времен Гейдара Алиева: власть в стране представляет собой некий монолит без всякого намека на биполярность или многополярность. Ильхам Алиев имеет политический багаж, которому могут позавидовать даже самые успешные государственные лидеры. Многие уже прочат ему то же место на политической арене, которое занимал его покойный отец. Голоса тех, кто так не считает, с каждым годом звучат все тише.

«Вокруг России: Постсоветское пространство глазами "РИА-Новости"», М., 2009 г., с. 157-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.