вторится ли все вновь?! Так, может быть, спасением для крымскотатарского народа станет появление "альтернативной" интеллигенции?
"Гражданин ", М., 2003 г., № 2, с. 52-55.
Информационно-аналитический Центр редакции газеты "Ноев Ковчег" ИЛЬХАМ АЛИЕВ - МЕЖДУ "СТАРОЙ ГВАРДИЕЙ" И ОПАСНЫМИ СИЛОВИКАМИ
Многочисленные экономические и политические проблемы, среди которых: проблема Карабаха, непростые отношения с Ираном и Россией, коррупция и развал экономики, неугомонные "еразы" и рвущаяся к власти оппозиция, недовольные беженцы - все это легло на хрупкие плечи нового президента Азербайджана Ильхама Алиева. Но самое страшное наследство, которое он получил вместе с престолом - это созданная его отцом и под отца система власти, в основе которой - страх, личная преданность и принадлежность клану.
Но страх быстро исчезает с уходом того, кто его внушал, исчезает вместе с обещанной преданностью и клятвенной верностью. Ведь преданность была личной, и обещана она была Гейдару Алиеву, а не его сыну. А того, кому они присягали, кто многие годы держал их в руках и кому они обязаны своим положением, - уже нет. И теперь правила игры можно легко изменить. Теперь, похоже, "свита играет королем". Потому одной из главных для Алиева-младшего является проблема удержания власти. Молодой наследник азербайджанского престола, которого на Западе называют "полуплейбоем", не имеющий ни опыта управления государством, ни необходимой для лидера харизмы, - должен решить сложные вопросы в своей сложной восточной стране.
Но восток, как мы знаем, дело тонкое... Здесь переплетаются лесть и коварство, угодничество и предательство, ложь и религиозная праведность, покорность и затаенная месть. Право, уж лучше быть царем "в политическом захолустье", чем править "перекрестком интересов мировых держав", каким сегодня является Азербайджан. Под крышей нефтяных компаний и посольств здесь орудуют спецслужбы ведущих стран Европы, Азии, Ближнего Востока и Америки, здесь соперничают пантюрки-сты и панисламисты, "азербайджанисты" и ваххабиты. В Азербайджане нашли убежище афганские моджахеды и чеченские боевики, действуют террористы всех мастей - от "серых волков" до "Аль-Каиды", за свои
интересы борются уголовные кланы: гянджинский и бакинский, агдам-ский и шемахинский. В стране, где половина населения связала свою судьбу с Россией, изнеженная городская интеллигенция вынуждена уживаться с неотесанными, но жизнестойкими выходцами из сельских районов Армении. Это просто котел, бурлящий нефтяной котел.
Глава Министерства национальной безопасности считает, что в ближайшее время борьба с международным терроризмом не потеряет актуальности. "Маловероятно, что количество случаев международного террора уменьшится", - сказал Н.Аббасов. Он отметил, что за годы независимости Азербайджана на территории страны были задержаны сотни преступников, причастных к террористической деятельности.
И что делать молодому самодержцу, окруженному толпой жадных и опытных царедворцев, ненасытных родственников и расколовшихся на два лагеря отцовских земляков? Подчеркиваем - отцовских. Ведь Ильхам не нахичеванец, а бакинец. И родился он не в 20-е годы XX в. в забытой богом Нахичевани, а в 60-е годы в азербайджанской столице. Он окончил лучшую бакинскую школу, его окружала золотая столичная молодежь. Выпускник элитного МГИМО, Алиев-младший работал в ПА Совета Европы, успел пообщаться с президентами Франции, России, США и Турции, познакомиться с европейской, американской и турецкой политической и деловой элитами. Что общего у него с этими "земляками", с "70-летними работниками партийно-хозяйственного актива", окружившими трон, и даже с одиозным родным дядей Джалалом, позорящим на весь мир фамилию Алиевых своими глупыми заявлениями в парламенте? Как от всего этого избавиться?
Как уйти от всевидящего ока министра национальной безопасности Намика Аббасова, внедрившего всюду своих агентов и знающего, кто и сколько украл из казны, от коррумпированных и продажных высших полицейских и армейских чинов? Не захотят ли эти генералы повторить карьеру генерала Гейдара Алиева? Кто нанесет удар, кто воткнет нож в спину неопытного президента? Для хитрого, опытного и властолюбивого Гейдара Алиева распоряжаться властью - "семечки щелкать", чего не скажешь о его сыне. Один из соперников Ильхама на выборах, лидер ПННА Э.Мамедов, с иронией заявлял: "Какой из него президент и главнокомандующий, если он даже в армии не служил? Он все получил благодаря отцу ... Он просто папенькин сынок".
По мнению многих наблюдателей в Азербайджане, Ильхама Гей-даровича ловко подставили, ведь он всегда тяготился властью и любил наслаждаться жизнью за широкой спиной отца. Бакинская газета "Ени
Заман" пишет: "Еще в мае, когда у американского политолога Пола Гоб-ла спросили о будущей политической карьере Ильхама Алиева, он ответил: "Ильхам не хочет становиться главой государства - по крайней мере, в частной беседе он искренне говорил мне об этом". Кто же подтолкнул И.Алиева на это? Догадаться нетрудно: клан! Клан его отца, не желающий отстать от этого народа. А всю комбинацию для этого разработал идеолог клана - Рамиз Мехтиев (глава администрации президента), который всю жизнь занимался политическими интригами, а сейчас толкает Алиева-младшего на амбразуру политической борьбы. Совершенно неподготовленный к государственной деятельности Ильхам не знает, как распоряжаться властью. И вместо него распоряжаться ею будут Рамиз Мехтиев, Намик Аббасов - министр национальной безопасности и Ра-миль Усубов, глава МВД. Западу, и прежде всего США, пора понять, что Р.Мехтиев выйдет им боком, и сделать все, чтобы остановить зарвавшийся алиевский клан, а не жертвовать демократией в стране ради обладания ее нефтяными богатствами.
Страна катится к трагедии. Обе противоборствующие стороны - и власть, и оппозиция - не намерены уступать. Рамиз Мехтиев и его сторонники думают, что, бросив Ильхама Алиева в бой, повесят всю ответственность на него, а сами умоют руки".
Многие местные аналитики склоняются к выводу, что первые месяцы правления Алиева-младшего ознаменуются нестабильностью, связанной с борьбой за власть как внутри правящего нахичеванского клана, так и попытками других территориальных кланов получить свой кусок пирога власти, потеснив нахичеванцев.
Но есть и другие угрозы. Так, на юге, в Масалах и Ленкорани, могут подняться мятежные талыши, познающие мир через полюбившееся им телевидение Ирана, а лезгины на севере не прочь протянуть руку своим братьям в российском Дагестане. Кроме того, по мнению азербайджанского политолога Арифа Юнуса, в республике ширится влияние исламистов и растут антиамериканские настроения.
Свои прогнозы о перспективах Ильхама Алиева есть и у российских экспертов. Все они твердят, что новому президенту Азербайджана в первые 100 дней своего правления предстоит решить много проблем. И главная задача на начальном этапе для Алиева-младшего - утвердиться во власти. Самый простой способ для ее решения - репрессии и силовые методы подавления оппозиции. Но самая большая проблема Алиева-младшего сегодня - это не оппозиция, а именно кадры его отца.
С точки зрения российского политолога Иосифа Дискина, новый президент столкнется с провокациями со стороны силовых структур: "На данном этапе - это большая проблема Ильхама Алиева, ему необходимо утвердить себя, как безусловного лидера, это в первую очередь касается отношений с силовиками и их "игр". Поэтому ему не следует совершать резких действий, способствующих проведению определенных процессов. Силовики в свою очередь будут провоцировать его на какие-то кровавые шаги, чтобы повязать его кровью. Силовики будут провоцировать массовые выступления, толкать на лобовое, кровавое столкновение с оппозицией. Новый президент не должен допустить, чтобы силовыми методами подавляли тех, кто находится в оппозиции. Младший Алиев должен окружить себя новыми, своими людьми. Нынешние силовики обязаны своим повышением Алиеву-старшему, поэтому сейчас им будет необходимо получить определенный контроль над новым президентом", - отмечает политолог.
Как считает другой политолог - Владимир Голышев, "проблемное" начало правления Ильхама Алиева ставит под вопрос реальный объем его личной власти в будущем. Со слов Владимира Голышева, к радости азербайджанских "силовиков", оппозиция продемонстрировала всему миру, что власть нового президента остро нуждается в силовых "подпорках". И влияние этих "подпорок" будет неуклонно расти, так как откровенно слабый Ильхам - идеальная предпосылка для подковерной борьбы его ближайшего окружения.
Но картина была бы не полной, если не отметить противостояния, имеющегося как между силовиками, так и внутри некоторых из этих властных структур. Так, среди полицейских большим уважением пользуется не слабохарактерный глава МВД Рамиль Усубов, которого не раз прилюдно унижал Гейдар Алиев, а жесткий начальник бакинской полиции Яшар Алиев, показавший свою "крутость" во время кровавых столкновений в Баку после выборов 15 октября 2003 г. Среди военных также есть определенные группировки. Поговаривают о том, что непопулярному в войсках министру обороны Азербайджана Сафару Абиеву противостоит любимчик Гейдара Алиева, генерал Ровшан Акперов, молодой командующий войсками Бакинского гарнизона. Именно с его помощью были подавлены в 1994 г. мятеж сторонников Сурата Гусейнова в Гяндже и мартовский мятеж 1995 г. в Баку отрядов ОПОН, во главе с Ровшаном Джавадовым. За эти "подвиги" он получил "золотую звезду" национального героя и "ключи" от столицы Азербайджана. К тому же любящие его
солдаты готовы выполнить любой его приказ, даже если прикажут стрелять в собственный народ.
Как отмечает в еженедельнике "Монитор" Э.Фатуллаев: "Ровшан Акперов вошел в историю Азербайджана как самый молодой генерал. Именно он является сегодня последней надеждой алиевского режима. И в те минуты, когда Г.Алиев боролся за свою жизнь, подконтрольные Акпе-рову войска появились на центральной площади столицы. Президент и его семья испытывают к этому человеку чувство безмерного доверия". Далее автор делает выводы: "Кто, кроме него, мог бы так красиво вписаться в новую схему власти: молодой президент Ильхам Алиев, молодая политическая команда и, наконец, молодой министр обороны Р.Акперов?! Тем более что президенту необходимо избавиться от министра Абиева, чье ведомство погрязло в коррупции и беспределе". Но чья возьмет?
Не все гладко и в Министерстве национальной безопасности. Здесь существуют серьезные разногласия между министром Н.Аббасовым и его заместителем Э.Гамбаровым, а также между самим МНБ и службой охраны президента. Российский эксперт Владимир Голышев обращает внимание на то, что "накануне выборов азербайджанские элиты активно обсуждали проект Госсовета - коллективного органа, в который наряду с ключевыми чиновниками Алиевской администрации могли бы войти и некоторые лидеры оппозиции. Авторство идеи приписывалось главе администрации президента Рамизу Мехтиеву. Оппозиция, как известно, в диалог не вступила, устроив побоище в Баку. Ильхам Алиев, по слухам, тоже был от этой идеи не в восторге - нетрудно представить, как Госсовет перехватывает у него реальную власть, оставляя ему лишь представительские функции. Судя по тому, как начинается президентство Ильхама Алиева, проект создания Госсовета вполне может быть предложен ему повторно. Уже без оппозиции. И не исключено, что на этот раз аргументы "авторитетных людей" из алиевского окружения могут оказаться убедительнее".
Таким образом, угроза сыну Гейдара Алиева исходит именно от "старой гвардии" и вышедших из-под контроля слабого президента силовых структур. Всякое стремление создать свою команду, провести своих друзей, молодых реформаторов, будет встречать резкое сопротивление как "стариков", так и министров силового блока. Даже при Г.Алиеве интриганам из "старой гвардии" удавалось изгонять из власти "ильхамов-цев", внушая отцу-патриарху мысли об их неблагонадежности.
По мнению директора российского Института стратегических исследований Евгения Кожокина, первые 100 дней нового президента Азербайджана будут характеризоваться тем, что будет подтверждена его преемственность в политике. Возможны и попытки проведения различных провокационных акций, но какой-либо серьезной дестабилизации в стране вряд ли следует ожидать. "Самое важное - это то, что будет происходить внутри страны. Вопрос о внутренней ситуации остается ключевым. Удастся ли новому президенту консолидировать власть? Сможет он стать президентом? Или действия оппозиции, которые мы уже могли наблюдать, будут продолжаться? Это главные вопросы, которые задают все аналитики и политики, следящие за ситуацией в Азербайджане", - отметил Евгений Кожокин.
Что касается внешнеполитического курса нового президента в ближайшей перспективе, то, по мнению Иосифа Дискина, это будет время геополитического определения Азербайджана. "Сначала Азербайджан направлял свой взор на Турцию. Потом было движение в сторону США, с которыми хотели выстроить самые тесные отношения. В самое последнее время был сделан жест в сторону России - это касается вопроса раздела Каспия (разрешение российским компаниям действовать на территории Азербайджана). Понятно, что этим жестом Ильхам Алиев указал на подтверждение проекта по нефтепроводу в Черное море. Это очевидно", -подчеркнул политолог. Близко знавшие Гейдара Алиева люди говорят, что он всегда повторял: "Я работаю без команды, и мне она не нужна". Обладая огромной работоспособностью, Алиев всегда все делал сам и все контакты "завязывал" на себя и гарантировал их своим авторитетом. Но, в отличие от отца, Ильхаму нужна своя команда. Весь вопрос в том, дадут ли ему сформировать ее? Думается, вряд ли. А без собственной команды он, безусловно, станет марионеткой в ловких руках искушенных политических спекулянтов.
Таким образом, Азербайджан сегодня - это народ без вождя, страна без хозяина, власть без контроля.
"Ноев Ковчег", Владикавказ, 2003 г., декабрь.