Научная статья на тему 'ИКТ в маркетинге: сильные и слабые стороны, пути совершенствования'

ИКТ в маркетинге: сильные и слабые стороны, пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1082
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапко М.В.

Интенсивно развивающаяся общая информатизация, затрагивающая все сферы человеческой деятельности, приводит к необходимости использования в маркетинговых подразделениях новых инструментов для оптимизации сбора, обработки и анализа данных, необходимых для разработки эффективной маркетинговой стратегии. Использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет оперативно и качественно решать поставленные задачи. Данное направление находится в стадии активного роста, поэтому требуется постоянное совершенствование существующих, а также разработка новых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИКТ в маркетинге: сильные и слабые стороны, пути совершенствования»

ИКТ В МАРКЕТИНГЕ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

© Лапко М.В.*

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Республика Беларусь, г. Минск

Интенсивно развивающаяся общая информатизация, затрагивающая все сферы человеческой деятельности, приводит к необходимости использования в маркетинговых подразделениях новых инструментов для оптимизации сбора, обработки и анализа данных, необходимых для разработки эффективной маркетинговой стратегии. Использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет оперативно и качественно решать поставленные задачи. Данное направление находится в стадии активного роста, поэтому требуется постоянное совершенствование существующих, а также разработка новых технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии,

ИКТ, технологии, информатизация, маркетинг.

Автор считает, что применение современных ИКТ маркетинговыми подразделениями в Республике Беларусь является необходимым и поможет оптимизировать рабочие процессы, существенно снизит время и повысит качество выполнения задач. Для эффективного анализа и выявления основных трендов отрасли автором была предложена следующая классификация ИКТ в зависимости от их назначения:

1. CRM и MRM-системы.

2. BI-системы.

3. ГИС.

4. Системы интернет-статистики / аналитики (GoogleAnalytics и др.).

5. Сервисы для размещения контекстной рекламы.

6. Программы для стратегического и тактического планирования.

7. Программы для автоматизации E-mail рассылок.

8. Системы связи онлайна с оффлайном (RFID, NFC, штрих -коды и др.).

9. «Офисные» системы.

10. Маркетинговые пакеты «полного цикла» (Marketing Analytic, Office Reports, Data Marketn^.}.

11. Service Desk / Help Desk.

12. Системы поддержки рекламной деятельности (программы для медиапланирования, проверки плагиата и др.).

13. Системы управления контентом сайта (CRM Joomla, Wordpress и др.).

* Аспирант кафедры Экономики, магистр экономических наук.

24

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

14. Пакеты создания визуального контента (CorelDraw, Photoshop и др.).

15. Автоматизированный онлайн-помощник; Рекомендательные системы; Дополненная реальность; Инструменты для разработки новых продуктов.

Методом случайного отбора автором было выбрано 24 предприятия для проведения опроса об уровне использования ими всех существующих в настоящее время средств ИКТ. Такой способ отбора, как доказано в ряде теорем математической статистики, является способом, позволяющим гарантировать достаточную репрезентативность выборки (при условии достаточно большого ее объема) [1].

Проанализировав собранные данные, автор делает вывод, что некоторым ИКТ отдают предпочтение большинство исследованных предприятий, в то время как остальные не так популярны. Для повышения эффективности использования данных инструментов необходимо проанализировать уместность применения их на предприятия Республики Беларусь. Для этих целей автор составил табл. 1 «ИКТ в маркетинге: сильные и слабые стороны, пути совершенствования».

Таблица 1

ИКТ в маркетинге: сильные и слабые стороны, пути совершенствования

Типы ИКТ Уровень использ-я ИКТ на предприятиях РБ, % Сильные стороны Слабые стороны Пути совершенствования использования

и н о К о К О 49,8 Согласно данным мировой статистики, за счет внедрения CRM/ MRMдостигаются [2]: повышение показателя удержания прибыльных клиентов на 5 %; сокращение времени на выполнение рутинных операций на 25-30 %; повышение средней прибыльности сделок на 15-20 %; повышение точности прогнозирования продаж до 99 %; снижение издержек на маркетинг на10-15 % и др. Источник GartnerGroup сходится на том, что неудачными являются 60 % CRM/MRM-проектов. CapGeminiErnst&Young и Peppers&RogersGroup склоняется к цифре от 50 до 80 %. Упростить внедрение поможет эффективная связь отдела маркетинга с отделом продаж, которая облегчит заполнение и актуальность данных о клиентах

и н о К о m 37,5 По оценкам Accenture[3], в последние годы наблюдается рост уровня использования аналитических средств в клиент-ориен-тированных областях и возрастает удовлетворение бизнеса от применения этих инструментов. 69 % респондентов, использующих аналитику для удержания и приобретения клиентов, видят заметные результаты ее применения. Данные системы сложны в использовании и их внедрение требует наличия у предприятия высококвалифицированных специалистов. Создание упрощенных BI-систем, которые обладают ограниченным функционалом.

Маркетинг

25

Продолжение табл. 1

Типы ИКТ Уровень использ-я ИКТ на предприятиях РБ, % Сильные стороны Слабые стороны Пути совершенствования использования

ОШ 6,25 ГИС-технологии помогают ответить на вопросы о том, откуда приходят потребители тех или иных товаров и услуг, какие у них нужды и потребности и какими средствами они располагают, куда им удобнее пойти за покупками, как доставить им эти покупки с мин затратами, где открыть новый магазин или сервисный центр, а где - закрыть. Сложность сбора данных и ведения базы Привязка ГИС систем к другим системам ИКТ для упрощения работы

Системы интернетстатистики / аналитики (GoogleAnalytics и др.) 81,25 Подробный анализ посетителей сайта, возможность определения различных критериев, оценка эффективности проведения реклам. кампаний. Зачастую требуется помощь разработчиков сайта в программировании кода для подключения Обучение специалистов отделов маркетинга работой с данными системами

Сервисы для размещения контекстной рекламы 68,75 Простота размещения и редактирования объявлений, относ-но низкая стоимость, быстрый результат Требуются определенные навыки для размещения рекламных объявлений Обучение специалистов отделов маркетинга работой с данными системами

Прог-мы для стратегического и тактического планирования 68,75 Обеспечивают удобный доступ к информации по маркетинговому планированию, организация большого массива данных Для работы с базами требуются высококва-лифицир. специалисты, сложны в работе, требуется обучение Создание более упрощенных систем, которые не требуют доп. обучения, содержат подключаемые модули

Программы для автоматизации E-mail рассылок 56,25 Адресность рассылки, лояльность клиента при условии хорошего впечатления от предыдущей сделки Нежелание потребителей подписываться на электронную рассылку Поощрение потребителей, подписавшихся на e-mail рассылку, проведение акций, рассылка полезной информации, скидки

Системы связи онлайна с оффлайном (RFID, NFC, штрихкоды и др.) 62,5 Позволяет эффективно анализировать информацию о покупателях, продажах Сложность и дороговизна внедрения Постепенное внедрение в повседневную жизнь

6 _ § 1 a g •©н S О « 100 Доступность, распространенность, простота использования Нет возможности для обработки специализированной маркетинговой информации Обучение специалистов навыкам работы с расширенными функциями данных программ

26

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Окончание табл. 1

Типы ИКТ Уровень использ-я ИКТ на предприятиях РБ, % Сильные стороны Слабые стороны Пути совершенствования использования

Маркетинговые пакеты «полного цикла» (Marketing Analytic, Office Re-ports,др.) 0 Полная автоматизация процессов маркетинга Дороговизна, сложность освоения, необходимость дополнительного обучения сотрудников, громоздкость Создание более удобных программ, организация курсов по обучению работы с данными программами

Service Desk/ Help Desk 12,5 Оперативность связи с потребителем, надежный канал получения обратной связи [4] Требуются дополнительные денежные и временные затраты на внедрение Повышение информированности специалистов о данной технологии

Системы поддержки рекламной деятельности (прог-мы для медиапланирования, проверки плагиата и др.) 56,25 Доступность, экономия времени Зачастую доступные программы малоэффективны, обладают малым количеством функций Выделение бюджета для покупки лицензионных программ

Системы управления контентом сайта (CRM Joomla, Wordpress и др.) 75 Простота, доступность для понимания, вариативность функций администратора для качественного управления работой сайта Периодические сбои в работе, наличие множества дефектов административной системы, которые невозможно исправить без мин. знания языка разметки HTML Повышение грамотности маркетологов, отвечающих за контент сайта, изучение основ HTML

Пакеты создания визуал. контента (CorelDraw Photoshop, др.) 93,75 Простота, доступность, эффективность в создании качественного визуального контента Использование нелицензионных версий ПО. Отсутствие знаний данных пакетов Выделение средств на покупку лицензионного ПО, повышение грамотности специалистов

Автоматизированный онлайн-помощник; Рекомендательные системы; Дополненная реальность; Инструменты для разработки новых продуктов 0 Перспективы развития данных технологий существуют в различных отраслях, например, технология дополненной реальности применима в компьютерных играх, полиграфии, мобильных устройствах, военной технике и многих др. Данные виды ИКТ находятся на стадии внедрения в деятельность компаний и в настоящее время применяются только самыми передовыми, компаниями, тк. являются весьма дорогостоящими и непроверенными способами продвижения. Проведение необычных рекламных акций с использованием данных технологий, постепенное ознакомление и погружение белорусских потребителей в новинки средств маркетинга

Следует отметить, что большинство респондентов (87,5 %) на вопрос об эффективности ИКТ на предприятии дали ответ, что данные средства упрощают работу, но временами бесполезны. Следовательно, необходимо про-

Маркетинг

27

водить работы по упрощению программного обеспечения в целом и создания вариативности функций, давая возможность подключать требуемые модули лишь по необходимости.

Список литературы:

1. http://www.yartel.ru/old/stat/qvybor.html.

2. http://www.smartinsights.com/customer-relationship-management/e-crm-strategy/crm-2014/.

3. Официальная статистика. Источник: Accenture, 2012.

4. Григорьев М.Н. Программные продукты в маркетинге: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 256 с.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ НА РЫНКЕ B2B

© Тарасова Н.Е.* *, Анипченко А.А.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В статье рассмотрены основные характеристики функционирования В2В рынков, которые непосредственно влияют на продвижение продукции. Авторами выделены особенности Интернет-коммуникаций промышленных компаний, а также отличительные черты организации Интернет-рекламы на рынке В2В сектора.

Ключевые слова: Интернет-реклама, промышленные компании, В2В рынок, целевая аудитория.

Возрастающая роль информационных технологий в процессе функционирования общества стимулирует компании уделять больше внимания взаимодействию с ключевыми рыночными субъектами посредством интернеткоммуникаций. Поэтому в условиях динамичного развития рыночных отношений, усиления конкуренции и повышения насыщенности рынка многие компании стремятся организовать свою деятельность в Интернет-про -странстве.

Деятельность компании в Интернет-пространстве позволяет более эффективно и с меньшими издержками решать различные бизнес-задачи, в том числе: полноценное информирование потребителей и партнёров компании, проведение рекламных кампаний, мониторинг рынка, сбор необходимой маркетинговой информации, привлечение новых потребителей и парт-

* Доцент кафедры Теории и технологий в менеджменте, кандидат экономических наук, доцент.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.