Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012
Апробирование содержания и методики проектного обучения на уроках информатики в 6-11-х классах, проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности с мотивированными на изучение информатики учащимися ведется в следующих направлениях:
1) решение задач прикладного характера, способствующих формированию компетентности во взаимодействии «человек-человек», «человек-компьютер»:
- областной конкурс математических и компьютерных работ среди старшеклассников «Вектор будущего»;
- региональный интернет конкурс «Цифровые горизонты»;
- всероссийский конкурс «Цифровой ветер»;
- «IT-прорыв»;
- региональная заочная интернет-
конференция «Актуальные вопросы биомедицинской инженерии»;
2) разработка и участие в творческих проектах с привлечением знаний из других предметных областей, способствующих формированию компетентностей во взаимодействии «человек-человек», «человек-компьютер», «человек-компьютер-человек», муниципальные, региональные интернет проекты и конкурсы.
- http://wiki .saripkro.ru/index.php/ Проект_ НужнаРосиимолодежь;
- http://wiki .saripkro.ru/index.php/ Проект_Этот_многогранный_мир;
- http: //wiki .saripkro.ru/index.php/ ПроектГ ородаРоссии;
- «Вот моя деревня, вот мой дом родной ... ».
3) участие в дистанционных обучающих олимпиадах, когда обучающиеся не только получают задания и самостоятельно их выполняют, а сначала проходят обучающий курс, который позволит им выполнить поставленную перед ними задачу, способствующую формированию компетентности во взаимодействии «человек-компьютер - человек»);
- Всероссийский конкурс «Инфознайка»;
- «Найди свой ответ в WWW»;
- КИТ;
- Молодежный математический чемпионат.
4) участие в интернет-конференциях, форумах, дистанционных конкурсах:
- «Мы - дети Галактики»;
- «Цифровые горизонты»;
- интернет-конкурс «Информашка»;
- Муниципальный конкурс исследовательских проектов (работ) учащихся «Путешествие во времени...»;
- интернет-конкурс «Экскурсия по Но-вобурасскому району в стиле геокешинг»;
- конкурсы плейкастов по различной тематике.
Такая работа с учащимися следует главному принципу метода проектов - «Познавая что-либо, я имею четкое представление о том, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить».
УДК 373.3
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. РАБОТА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
Е.В. Даниленко
В работе говорится о системе повышения квалификации учителей начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность учителя начальной школы.
В 2011-2012 учебном году кафедра развития начального образования Московского института открытого образования продолжает обучение учителей начальных классов города Москвы по программам, специально разработанным для массовой подготовки учителей в области приобретения ими ИКТ-
компетентности, соответствующей требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.
Занятия проходят на базе пилотных образовательных учреждений города Москвы по введению ФГОС НОО - стажировочных
1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
площадок, имеющих необходимое оборудование и являющихся активными участниками экспериментальной работы в области информатизации начального образования и введения нового Стандарта.
Стажировочные площадки - место порождения новых образовательных технологий и укладов, соответствующих современным требованиям. Система повышения квалификации должна создать для педагогов пространство, которое будет соответствовать требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
В 2010/2011 учебном году на базе Центра образования № 456 начала работу стажи-ровочная площадка по освоению учебного оборудования, работающая по направлению «ИКТ - компетентность учителя начальной школы». Обучение проводилось по двум модулям, в 2011/2012 учебном году обучение ведется по трем модулям:
На первых занятиях учителя работают с единой информационной средой, приобретают навык работы с персональными компьютерами, знакомятся с информационным пространством для учителя. Далее происходит отработка навыка клавиатурного письма. Учителя работают с клавиатурным тренаже-
ром. В процессе работы на компьютерах учителя создаю документы с помощью офисного пакета №оОЙ1се. Для создания проектов необходим навык работы в таких программах как Photo ВооШ (для создания фотографий), GarageBand (запись звука), iPhoto (работа с графическими объектами). В первом модуле учителя знакомятся с программой ПервоЛого.
Модуль 2 включает в себя работу не только на компьютерах, но и знакомство с цифровыми фотоаппаратами, с цифровыми микроскопами, использование дидактических пособий (мини-лаборатории, подсобные материалы для проведения исследований). Слушатели курсов проводят исследования и результаты оформляют в программе ПервоЛого.
Модуль 3 включает в себя работу с видеотехникой. Создают видеоматериал, импортируют фрагменты в компьютер, делают фильмы. В этом модуле проводится работа по ознакомлению с возможностями интерактивной доски ттю. Каждый слушатель создает дидактический материал.
Пройдя обучение, учителя активно работают в информационном пространстве, где происходит дистанционное взаимодействие с родителями и учениками.
УДК 372.8
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
А.С. Жебылев, А.В. Рябов, М.А. Савельев
В работе рассматриваются вопросы эффективного совмещения натурных исследований технических характеристик радиотехнических устройств и исследований с использованием мультимедийного оборудования при проведении лабораторного практикума по специальным дисциплинам.
Ключевые слова: информационные технологии, контекстное обучение.
На современном этапе реформирования военного образования повышаются требования к реализации уровней подготовки военного специалиста, что требует от педагога творческого подхода к образовательной деятельности, применения в ней как передовых достижений педагогики, так и современных информационных технологий.
Использование информационных технологий позволяет расширить возможности традиционных средств и методов обучения и
с точки зрения активизации мыслительной деятельности обучаемых, и с точки зрения повышения наглядности и содержательности изучаемого материала, а также за счет отработки ряда практических навыков при использовании обучающих и расчетных программ и симуляторов реальных технических устройств [1, 2]. Использование информационных технологий позволяет повысить качество мониторинга усвоения учебного материала обучаемыми.