Научная статья на тему 'ИКТ - источник или средство предупреждения ДТП?'

ИКТ - источник или средство предупреждения ДТП? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Ежегодно во всем мире около 1,3 млн человек гибнет в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), а от 20 до 50 млн получают травмы. Более 90% ДТП со смертельным исходом происходит в странах с низким или средним доходом на душу населения, в которых, тем не менее, сосредоточено 48% общемирового парка автомобилей. Таковы данные Всемирной организации здравоохранения (WHO), опубликованные в отчете под названием «Состояние в области безопасности дорожного движения в странах мира. Время действовать». В отчете говорится, что «в то время как за последнее десятилетие частота ДТП со смертельным исходом во многих странах с малым доходом на душу населения стабилизировалась или даже снижалась, тем не менее, как показывают статистические данные, во многих регионах мира показатели ДТП, в которых люди получают серьезные травмы, продолжают расти». При этом указывается, что травмам на дорогах подвержены все возрастные группы населения, однако, наибольшие показатели дорожного травматизма наблюдаются среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИКТ - источник или средство предупреждения ДТП?»

Ежегодно во всем мире около 1,3 млн человек гибнет в дорожнотранспортных происшествиях (ДТП), а от 20 до 50 млн получают травмы. Более 90% ДТП со смертельным исходом происходит в странах с низким или средним доходом на душу населения, в которых, тем не менее, сосредоточено 48% общемирового парка автомобилей. Таковы данные Всемирной организации здравоохранения (WHO), опубликованные в отчете под названием «Состояние в области безопасности дорожного движения в странах мира. Время действовать». В отчете говорится, что «в то время как за последнее десятилетие частота ДТП со смертельным исходом во многих странах с малым доходом на душу населения стабилизировалась или даже снижалась, тем не менее, как показывают статистические данные, во многих регионах мира показатели ДТП, в которых люди получают серьезные травмы, продолжают расти». При этом указывается, что травмам на дорогах подвержены все возрастные группы населения, однако наибольшие показатели дорожного травматизма наблюдаются среди молодежи.

Зта тревожная статистика побудила Организацию по международному сотрудничеству в области дорожной безопасности, созданной при ООН, открыть в период 20112020 гг. «Декаду действий за дорожную безопасность» (Decade of Action for Road Safety). Цель данного мероприятия - достижение коренного перелома в общемировой тенденции роста ДТП со смертельным исходом и тяжелыми травмами.

Чтобы члены Международного союза электросвязи (МСЭ) также смогли оценить важность данной проблемы и подключиться к ее решению, Совет МСЭ в апреле 2010 г. на своей ежегодной сессии принял «Резолюцию 1318», в которой сформулирована роль МСЭ в содействии использования ИКТ для повышения безопасности дорожного движения.

Генеральный секретарь ООН Пан-Ги-Мун и Президент США Барак Обама запретили своему персоналу посылать SMS-сообщения за рулем автомобиля. Многие известные в мире персоны поднимают кампанию за повышение внимания водителей при вождении автомобиля и за исключение любых факторов, мешающих процессу вождения. Однако в то же время ощущается дав-

ление со стороны лоббистов и представителей промышленности, напуганных возможностью полного запрета пользования мобильным телефоном за рулем. В этих условиях потери внимания у водителя к дороге из-за отвлекающих факторов становится далеко не только технической проблемой.

Отчет по техническому обеспечению безопасного вождения транспортного средства

Одними из самых опасных отвлекающих факторов, приводящих к потере внимания водителей автомобиля, являются входящие и исходящие вызовы и БМБ-сообщения, осуществляемые с помощью мобильных телефонов. Отчет по вопросу технологического слежения за действиями водителя под названием «Водитель не должен отвлекаться за рулем»*, опубликованный «Сектором стандартизации в области связи МСЭ (1Т11-Т)» в августе 2010 г., рассматривает стандарты, директивные документы и инициативы, которые предусматривают использование в автомобилях информационных и коммуникационных систем, в наименьшей степени отвлека-

* Функция сектора ITU-T по технологическому мониторингу состоит в отслеживании сферы ИКТ и выявлении новых направлений деятельности в области стандартизации. Деятельностью сектора в области технологического мониторинга руководит Отделение технической политики и технологического мониторинга Бюро стандартизации в области телекоммуникаций МСЭ. Отчет «Водитель не должен отвлекаться за рулем» и другие отчетные материалы по технологическому мониторингу доступны на сайте: http:/www. Itu.int/ITU-T/techwatch.

26

век| КАЧЕСТВА № 2 • 2011

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА

GG

G

ющих водителей от процесса вождения.

Сегодня более 50 стран уже ограничили или полностью запретили использование портативных телефонов при управлении автомобилем.

Стандарты, касающиеся проблемы снижения внимания у водителей под воздействием мешающих факторов, применимы ко всем типам пользовательских устройств, приобретенных у любого производителя и используемых водителями с любым уровнем профессиональной подготовки и стажем вождения. Отчет информирует о работах в данной области, выполненных МСЭ и, в частности, сектором ITU-T, и дает рекомендации по дальнейшему снижению степени воздействия на водителя отвлекающих факторов со стороны ИКТ-систем.

В «Резолюции 1318» утверждается, что потеря внимания водителем к дорожной обстановке за счет таких отвлекающих факторов, как набор текстовых сообщений на клавиатурах абонентских устройств, взаимодействие с навигационными и коммуникационными системами, является основной причиной ДТП со смертельным исходом и тяжелыми ранениями. В документе говорится, что дальнейшее распространение ИКТ на автомобиле будет приводить к еще более тяжелым последствиям, связанным с потерей внимания водителем.

Недавние исследования показали, что когда водитель читает или набирает SMS-сообщение во время управления автомобилем, его зрение отвлекается от дороги в 4 раза больше, чем когда он не пользуется этой службой. Мобильные широкополосные услуги обеспечивают водителей и их пассажиров возможностями новых мультимедийных приложений, а также услугой определения местоположения транспортного средства.

Однако при пользовании смартфоном, как, впрочем, и мобильными телефонами других типов, водители теряют внимание к дороге.

Австралийский центр по исследованию ДТП является одним из самых передовых исследовательских учреждений по проблеме снижения внимания водителей под воздействием отвлекающих факторов. Результаты тренажерных исследований показали, что прием и, в особенности, отсылка текстовых сообщений оказывает отрицательное влияние на ряд важнейших параметров безопасного вождения. Это такие, как поддержание рядности движения, правильная и своевременная оценка опасности на дороге, адекватность действий на дорожные знаки и сигналы светофоров.

Бортовые информационные и коммуникационные устройства

Информационные и коммуникационные услуги, оказываемые с помощью специального оборудования, устанавливаемого производителем автомобиля, а также с помощью устройств, покупаемых на вторичном рынке, приобретают все большую популярность у пользователей, а сами устройства занимают все более важные позиции на рынке. Анализ рынка, проведенный маркетинговой компанией 1Бирр!1, свидетельствует, что смартфоны уже представляют собой широко используемую и удобную платформу для отображения картографической информации и информации служб определения местоположения подвижных объектов. Согласно данным аналитических исследований, проведенных этой компанией, количество навигационных систем, интегрируемых в смартфоны, возрастет с 81 млн шт. в 2010 г. до 297 млн в 2014 г.

Многие производители автомобилей предлагают уже установленные в них информационные и коммуникационные устройства в качестве дополнительной опции. Элементы отображения и управления этими устройствами обычно размещаются на приборной панели, на рулевом колесе или на дополнительной консоли. С помощью таких устройств водитель получает следующие прикладные сервисы: навигацию, управление средствами развлечения, климат-контроль и связь с внешним миром. Конструкция дополнительных устройств и систем, а также их размещение в салоне автомобиля выполнены по нормативам, предусматривающим минимизацию воздействия на водителя отвлекающих факторов.

Чтобы снизить стоимость данного оборудования относительно стоимости аналогичного оборудования, устанавливаемого производителями автомобилей, некоторые дилерские и сервисные центры предлагают его по ценам вторичного рынка. Устройства персональной навигации поставляются вторичным рынком с кронштейном для крепления на ветровом стекле и с зарядным устройством. Дисплеи дополнительных устройств, предназначенных для установки в салоне автомобиля (часто с сенсорными экранами), обычно имеют большие размеры, чем дисплеи смартфонов, и обеспечивают набор меню, позволяющий оптимально использовать навигационные услуги в процессе движения автомобиля.

Большинство производителей устройств персональной навигации опираются в своем бизнесе на уже существующие стандарты, нормативы и

DRIVE NOW

TEXT LATER

руководящие указания международных регуляторов, касающиеся человекомашинных интерфейсов. Поскольку система глобального позиционирования GPS стала повсеместно распространенной, смартфоны заняли заметное место на рынке автомобильных систем навигации. Однако в связи с небольшими размерами экранов смартфонов, их использование в качестве средства навигации при управлении автомобилем оказывается не очень удобным.

Что такое рассеянное внимание водителя за рулем?

Согласно представлениям Американской ассоциации автомобилистов «За безопасность дорожного движения» (American Automobile Association Foundation for Traffic Safety), рассеянное внимание - это заторможенное восприятие водителем информации, необходимой для безопасного вождения автомобиля, под влиянием таких факторов или явлений, как активность (или простое присутствие) человека или какого-либо объекта внутри автомобиля или за его пределами, которые вызывают или способствует отвлечению внимания водителя от процесса управления транспортным средством.

Национальная администрация по обеспечению безопасности дорожного движения США различает четыре типа рассеянного внимания:

^ зрительная рассеянность - это когда поле зрения водителя ограничено, например, за счет каких-либо наклеек на ветровом стекле, или когда водитель пренебрегает обязанностью непрерывно смотреть на дорогу, что приводит к потере контроля дорожной обстановки;

^ слуховая рассеянность - это когда водитель концентрируется на отвлекающих звуках (например, на радиопередачах или на разговорах

№ 2 • 2011 ВеК КАЧЕСТВА

27

ПРАКТИКА

в ч

ва

ass

sss

as

а

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ

пассажиров), а не на дорожной обстановке;

^ биомеханическая потеря внимания (известная также под названием «физическая рассеянность») - это когда водитель отрывает руку (или обе руки) от руля, чтобы манипулировать каким-либо устройством (например, мобильным телефоном при наборе и отсылке SMS-сообщения); ^ «познавательная» рассеянность (cognitive distraction) - это когда внимание водителя поглощено настолько, что время его реакции снижается значительно, и он не в состоянии больше безопасно управлять транспортным средством. Пользование мобильным телефоном при управлении автомобилем может спровоцировать все четыре формы потери внимания и рассеянности:

^ физическую потерю внимания к дороге при наборе номера телефона; ^ зрительную рассеянность при просмотре экрана телефона и наборе номера;

^ слуховую рассеянность при приеме вызова и разговоре по телефону;

^ «познавательную» рассеянность из-за сосредоточенности на содержании разговора.

PLEASE LIMIT YOUR USE OF HANDS-FREE DEVICES

YOUR BRAIN IS STILL IMPAIRED

Вне зависимости от того, имеет водитель гарнитуру «свободные руки» или нет, его зрение отвлекается от дороги, когда он отпускает руки от руля, чтобы взять телефон, набрать номер или ответить на входящий вызов. Исследования показали, что разговор по мобильному телефону с помощью гарнитуры «свободные руки» в процессе вождения автомобиля не менее опасен, чем общение по обычному сотовому аппарату.

Отвлеченное, рассеянное внимание водителей автомобилей вызывается не только телефонными вызовами и БМБ-сообщениями, но и такими устройствами, как навигационные и информационные дорожные системы, радиоприемники, Сй- и МРЗ-плейеры. Следующее поколение автомобильных устройств, называемое «ин-форазвлекательным», обеспечит выход в Интернет, пользование возможностями

бортового персонального компьютера, а также доступ к 3й-картам местности и отображение видео высокой четкости.

Принципы и нормы безопасного вождения автомобиля

Несмотря на быстрое развитие технологий, повышающих управляемость, контроль и навигационные возможности автомобиля на дороге, за рулем по-прежнему будет находиться человек, хотя он, как сказано выше, может подвергаться различным формам рассеянного внимания.

В какой степени информационные и коммуникационные системы, устанавливаемые в автомобиле, могут отвлечь внимание водителя, зависит, в частности, от его возраста, водительского опыта и умения пользоваться вышеуказанными бортовыми системами и устройствами. Явление отвлеченного внимания и рассеянности у водителя совершенно не связано ни с производителями данных систем и устройств, ни с теми, кто устанавливал их в автомобиле.

Водитель может потерять внимание к дороге под воздействием любого типа устройств или их сочетания. Поэтому нормативы безопасного вождения транспортного средства должны перекрывать все показатели технологических новинок, которые предлагает рынок. Автомобильные системы должны быть простыми в освоении и использовании, а их конструкция и размещение в транспортном средстве должно исключать возникновение у водителя указанных выше четырех типов рассеянного внимания.

Кроме базовых принципов здоровой эргономики организации взаимодействия водителя с информационными и коммуникационными системами, имеет значение также ряд других параметров. В частности, взаимодействие указанных бортовых систем и устройств с другими системами поддержания безопасности движения автомобиля такими, как указатель скорости движения, устройство контроля рядности движения, устройство предупреждения столкновения. Эти принципы также кратко изложены в нормативных и директивных документах, распространяемых национальными и международными нормативными и законодательными организациями. К ним относятся Международная ассоциация инженеров-автомобилестроителей, Международный альянс производителей автомобилей, Японская ассоциация производителей автомобилей, Исследовательская лаборатория в области транспорта Великобритании.

Рекомендации Европейской комиссии по проблеме безопасности и эффек-

тивности автомобильных информационных и коммуникационных систем касаются всех систем и устройств, предназначенных для использования водителем во время движения автомобиля. К таким системам, к примеру, относятся портативные и стационарные (бортовые) системы навигации, мобильные телефоны, а также системы и устройства, обеспечивающие водителю информацию о дорожном движении и местоположении транспортного средства на дорожной сети.

Основная цель принципов, описанных в Рекомендациях Европейской комиссии, является помощь водителям в освоении максимально безопасного стиля управления автомобилем в сложных и быстро меняющихся условиях дорожного движения.

Руководящие и нормативные документы призваны способствовать снижению уровня отвлекающего воздействия на водителя, возникающего под влиянием устройств персональной навигации, предлагаемых вторичным рынком. При разработке таких документов учитывалось, что сами мобильные телефоны, смартфоны и их приложения, скорее всего, создавались без учета специфических норм и требований к безопасности вождения транспортных средств.

Перспективы повышения безопасности управления транспортными средствами

Обновление информации о состоянии дорожного трафика обеспечивается как специальными стационарными и мобильными устройствами, так и самим транспортным средством. Большинство смартфонов и ряд других устройств снабжено сенсорным управлением и GPS-приемниками. Информация, накапливаемая этими устройствами, может комбинироваться с данными, получаемыми от бортовых устройств и узлов автомобиля, а также от вспомогательных систем слежения за дорогой. Кроме того, водитель получает постоянно обновляемые данные о дорожном трафике, получаемые от внешних служб или от дорожной полиции.

На базе таких параметров, как скорость движения автомобиля, его местоположение на дороге и даже стиль управления, который демонстрирует водитель на дороге (агрессивный, уступчивый, предупредительный), а также с учетом его опыта вождения, информационная и коммуникационная системы, установленные на борту транспортного средства, могут принять решение о неработоспособности тех узлов автомобиля и дополнительных устройств, которые не обеспечивают уровень безопасности, необходимый в данных дорожных

28

век КАЧЕСТВА № 2 • 2011

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАКТИКА

GG

G

Исследовательские группы МСЭ-Т и изучаемые ими проблемы, потенциально связанные с вождением транспортных средств |

Исследовательская группа Название и направление деятельности Код вопроса Формулировка вопроса

2 Оперативные аспекты обслуживания услугами и вопросы телекоммуникационного менеджмента Q4/2 Человеческие факторы, связанные с проблемами повышения качества жизни с помощью международных телекоммуникаций

12 Параметры,качество обслуживания и уровень профессиональной подготовки кадров Q4/12 Q6/12 Q12/12 Связь на борту автомобиля с помощью устройства «свободные руки». Методы анализа, использующие комплексные измерения аудиосигналов, и применение этих методов для улучшения качества речи и телефонной связи в режиме «свободные руки». Оперативные аспекты качества обслуживания на сетях связи

16 Кодирование мультимедийной информации, системы и приложения Q27/16 Бортовая платформа для сопряжения с интеллектуальными телекоммуникационными и информационными системами и приложениями

условиях. Так, например, мобильный телефон может обеспечивать прием вызовов на гарнитуру «свободные руки», когда автомобиль движется по шоссе за городом. Но телефон будет заблокирован на прием вызовов при напряженном трафике. Вызов будет прерван или отложен на время, пока водитель совершает сложный маневр или обгон другого автомобиля. При этом абоненту, пославшему вызов, автоматически будет передано сообщение о временно прерванном или отложенном вызове по причине сложной дорожной обстановки.

Чтобы обеспечить водителю такого рода сервисы необходимо определить и стандартизировать интерфейсы между автомобильными системами и всеми типами ИКТ-устройств, используемых водителями в автомобилях. С точки зрения перспектив снижения аварийности на дорогах в условиях использования ИКТ-систем кроме автомобильной отрасли к решению данной проблемы необходимо привлечь экспертов в области безопасности дорожного движения. Следует также наладить сотрудничество с законодателями и политиками с целью определения всего объема информации, характеризующей состояние транспортного средства, и единых правил применения во всем мире международного законодательства по вопросам безопасности движения.

Начиная с 2006 г. многочисленные целевые исследовательские группы ITU-T (телекоммуникационного сектора МСЭ) работают над вопросами входящей и исходящей связи на борту транспортного средства, а также связи между транспортными средствами (см. таблицу). Некоторые разделы отчетов, подготовленных целевой группой Car Com, касаются возникновения рассеянного внимания у водителей транспортных средств.

Разработка и представление мировому сообществу предложений по снижению рассеянности у водителей, возникающей из-за использования мобильных телефонов, - задача сложная. Ее решение потребует кооперации и сотрудничества производителей обору-

дования, сетевых операторов, разработчиков мобильных коммуникационных платформ и приложений, органов, отвечающих за дорожную безопасность, телекоммуникационных регуляторов и других заинтересованных сторон.

Каждый день новая навигационная информация и приложения навигационной услуги способствуют безопасному вождению автомобиля, распространяются на рынке навигационных услуг и по беспроводной связи загружаются в смартфоны. Специальная целевая исследовательская группа ITU-T, обеспечивающая взаимодействие между ИКТ-сектром, автомобильной отраслью и компетентными органами 102 стран-членов МСЭ, должна стать тем форумом, который координирует усилия по защите водителей от потери внимания за рулем под воздействием технологий, которые изначально предназначались только для облегчения жизни человека.

Участники технической сессии ежегодного симпозиума «Full Networked Car» (сетевой автомобиль), организованного совместно ISO, IEC и ITU (Международной организацией стандартизации, Международной электротехнической комиссией и МСЭ) на Международном автомобильном салоне в Женеве в 2010 г., пришли к заключению о необходимости повышения качества и естественности звучания всех голосовых служб и устройств, используемых на транспортных средствах. Это должно минимизировать раздражающие воздействия на водителей и предупредить опасность возникновения у них рассеянного внимания. Специальная сессия, посвященная данной проблеме, запланирована на симпозиуме 2011 г.

Группа ITU-T по проблемам связи на борту транспортного средства

Рабочая группа FG Car Com была создана в ноябре 2009 г. при Исследовательской группе № 12 МСЭ-Т (ITU-T Study Group 12), специализирующейся на вопросах качества услуг связи и профессиональной подготовки специа-

листов. Основными направлениями исследований, которые должна проводить новая рабочая группа в области автомобильной связи, являются:

^ определение параметров качества связи в салоне автомобиля и методов тестирования этих параметров; ^ взаимодействие автомобильных систем связи «свободные руки» с радиоканалами;

^ разработка требований к гарнитурам «свободные руки», используемым в транспортном средстве в качестве подсистемы основного устройства мобильной связи;

^ разработка требований и процедуры тестирования для сверхшироко-полосных и частотно неограниченных систем связи и их взаимодействие с другим оборудованием и аудиосистемами на борту транспортного средства;

^ разработка специальных требований и процедур тестирования систем опознавания речи, установленных на транспортном средстве; ^ исследование моделей качества аудиосистем и систем связи, а также возможности применения этих моделей в автомобиле.

Группа FG Car Com должна разработать новый пакет требований и спецификаций, которые обеспечат успешное продвижение работ в данной области в соответствии с задачами, сформулированными в вопросах 4/12 и 12/12 (см. таблицу).

В настоящее время Группа FG Car Com состоит из экспертов в области обработки речевой и другой звуковой информации, используемой на борту транспортного средства. Эксперты должны разработать концепцию интеграции терминала с гарнитурой «свободные руки» в салоне транспортного средства. Участие в работе данной группы открыто как для стран-членов МСЭ, так и для других стран, организаций, компаний (например, администраций связи сотовых операторов, производителей, торговых организаций и пользовательских групп). ■

По материалам журнала ITU News

№ 2 • 2011 ВеК| КАЧЕСТВА

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.