ИКС в современной дошкольной организации: Преемственность. Доступность. Безопасность.
Аверин С. А.
кандидат физико-математических наук,
президент ГК «ЭЛТИ-КУДИЦ», Москва, Россия [email protected]
Баринова П. А. методист ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» Москва, Россия polina@ydm. ru
Аннотация: Из всех средств ИКТ для дошкольного возраста наиболее безопасным, физиологичным и удобным является планшетный компьютер. Американский психолог Джером Брун (Jerome Brune) объясняет это явления так: в младенчестве дети общаются с нами жестами. Они показывают нам что-либо не с помощью слов или символов, а делая определенные знаки: скажем, малыш может подносить воображаемую чашку к губам, показывая, что хочет пить. Их руки являются естественным продолжением мыслей. Для ребенка управлять планшетом при помощи жестов так же естественно, как, скажем, трясти погремушку. Информационно-коммуникационную среду (ИКС) на базе планшетников можно организовать в детском саду. В статье описывается ИКС, организованная на базе планшетников ПлейПад (PlayPad), которые через беспроводной интернет, контролируются компьютером педагога или родителя. Дополнительные возможности предоставляются через портал дистанционного дошкольного образования eltiland.ru.
Ключевые слова: информационные технологии, обучение, дошкольное образование, планшетный компьютер.
Становление современного информационного общества в России сопряжено с глобальными изменениями как в области технических решений, так и в сфере организации самой информации. Система образования нуждается в оснащении самыми современными техническими средствами обучения, информационно-коммуникационными технологиями, интерактивными компьютерными устройствами и медийным оборудованием. Общество требует, чтобы государство предоставило эти технические ресурсы системе образования. Но и перед системой образования общество, с учётом своих информационных потребностей, ставит задачу наполнения информации духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям. Процессы развития технической базы и её информационного насыщения идут одновременно и повсеместно, формируя информационно-коммуникационную среду (ИКС), с которой каждый ребёнок оказывается в постоянном взаимодействии в образовательной организации и дома. Эта среда - ИКС - активная, многокомпонентная, и, к сожалению, далеко не всегда организованная в интересах развития и образования детей.
Что же нужно сделать, чтобы информационно-коммуникационная среда с самого детства помогала человеку формировать информационную культуру: развиваться так, чтобы он был психологически готов и технически оснащён воспринимать все новое, имел потребность постоянно учиться, искать и находить, выбирая из множества вариантов, эффективные средства достижения поставленных целей, предвидеть конечный результат своих действий, правильно подходить к принятию жизненно
важных решений? И с какого возраста можно начинать работу по информационному просвещению? Как подготовить педагогов для взаимодействия с ребёнком в ИКС?
До недавнего времени информатику преподавали только в старших классах средней школы. Иногда процесс ознакомления с информационными технологиями носил сугубо теоретических характер - даже без использования компьютеров. Прошло несколько лет - и сегодня в образовательных организациях широко используются интерактивные доски, функционируют компьютерные классы, а детям уже с первого года обучения в российской общеобразовательной школе необходимо выполнять различные задания с использованием компьютера. А совсем недавно интерактивные доски и компьютеры появились в детских садах - при этом темпы информатизации дошкольного образования обогнали нормативную базу. Действовавший до 2013 года СанПин не позволял использовать появившуюся в детских садах технику даже на малую долю её возможностей. Не более 45 минут суммарно в неделю - ограничение, которое с этого года перестало существовать. Остались, правда, ещё два серьезных препятствия: нехватка в детских садах места и денег для компьютерных классов и интерактивных досок, а также физические возможности самих педагогов-дошкольников и их квалификация. Да и как проводить полноценные занятия с детьми на компьютерах, если новый СанПин позволяет иметь в группе 25, а иногда и 30 детей? Кто будет обучать воспитателей, как организовывать занятия в компьютерном классе? Да и насколько сам формат «занятий в компьютерном классе» подходит для детского сада?
Впрочем, большинство специалистов по дошкольному образованию согласны, что для создания преемственности и благополучного перехода с первой, дошкольной, ступени образования ко второй - к начальному образованию, использование компьютерной техники в детском саду и взвешенно, и обоснованно. Однако целесообразность использования для детей дошкольного возраста традиционного компьютера с мышью или ноутбука оспаривают многие из этих специалистов, апеллируя к особенностям психического развития маленьких детей.
С какими компьютерными устройствами дети знакомятся в первую очередь? Где это происходит? В большинстве случаев - дома или у друзей, и такими устройствами являются мобильные гаджеты: смартфоны и планшетники.
Из всех средств ИКТ для дошкольного возраста наиболее безопасным, физиологичным и удобным является планшетный компьютер. Американский психолог Джером Брун (Jerome Brune) объясняет это явления так: в младенчестве дети общаются с нами жестами. Они показывают нам что-либо не с помощью слов или символов, а делая определенные знаки: скажем, малыш может подносить воображаемую чашку к губам, показывая, что хочет пить. Их руки являются естественным продолжением мыслей. Для ребенка управлять планшетом при помощи жестов так же естественно, как, скажем, трясти погремушку.
Да и для неподготовленного взрослого овладеть необходимыми для работы на современных планшетниках навыками гораздо менее проблематично, чем разобраться в техническом устройстве и разнообразии приложений обычного компьютера. Что очень важно с точки зрения современных подходов к дошкольному образованию - освоение планшетников и их приложений может происходить в равных, можно сказать, партнёрских отношениях между педагогом и детьми. Дети, особенно самые инициативные из них, с удовольствием поделятся своими знаниями с отстающими в этом отношении взрослыми. Требования ФГОСа к предметно-пространственной среде, в которую интегрируется, как часть ИКС, планшетник, не сложно выполнить: эти устройства вариативны, полифункциональны, доступны и безопасны.
Планшетник, который мог бы стать переходным звеном к использованию компьютера в школе, - это отечественная разработка - линейка планшетников ПлейПад (PlayPad). Это не единственное решение для организации ИКС в дошкольной организации, но на
его примере можно сформулировать требования к детскому компьютеру нового поколения.
Отличительными чертами планшетника и, вместе с тем, его неоспоримыми преимуществами с точки зрения использования в дошкольных организациях и в начальной школе являются:
• ударопрочный корпус;
• детский интерфейс;
• контроль времени использования;
• возможность интегрирования в традиционную предметно-пространственную среду (некоторые приложения используются вместе с традиционными игрушками и материалами);
• безопасный доступ в интернет (взрослый определяет список сайтов, куда можно зайти);
• дистанционный родительский контроль, осуществляемый через интернет;
• простота управления;
• установленные на планшете приложения для детей.
Многие из установленных на планшетнике и представленных на сайте электронных приложений прошли психолого-педагогическую экспертизу в межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» и были отмечены знаками «Золотое солнышко» и «Серебряное солнышко». Приложения были отобраны с учетом следующих критериев:
• соответствие возрасту;
• высокий развивающий потенциал;
• воспитательные и/или обучающие возможности приложения;
• возможность использования как в коллективной, так и в индивидуальной игре;
• разностороннее развитие;
• эстетичность дизайна;
• возможность освоения детьми с ограниченными возможностями.
Планшетник ПлейПад уже успел хорошо зарекомендовать себя и успешно продается
на территории Российской Федерации. Ведётся работа по методическому сопровождению занятий и игр на планшетнике для непосредственной образовательной деятельности: экспериментальной площадкой для такой работы стал ГБОУ г. Москвы детский сад № 392.
Итак, ИКС на базе планшетников можно организовать в детском саду. Чтобы детские компьютеры оставались под контролем взрослых, потребуются беспроводной интернет и один обычный компьютер. Для ИКС, которая могла бы стать средой, объединяющей все субъекты образовательного процесса в дошкольной организации, - педагогов, детей и родителей - потребуется специализированный интернет-портал. Как вариант, мы можем порекомендовать интернет-ресурс eltiland.ru.
Приведённая концепция отличается гибкостью и экономичностью. Описанная выше, организованная в интересах детей информационно-коммуникационная среда создаёт благоприятные условия для формирования информационной культуры общества. Она в значительной степени может поставить заслон агрессивным компьютерные играм, видеосюжетам с различных «тьюбов», не соответствующим возрасту и не обеспечивающим психическую безопасность ребёнка, небезопасным социальным сетям, которые заменяют живое общение и в которые дети попадают всё в более раннем возрасте.