Научная статья на тему 'Иконы Костромы в XVII веке: источниковедческий обзор'

Иконы Костромы в XVII веке: источниковедческий обзор Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
иконы XVII века / «костромская школа» иконописи / каталог / источники / музей / частное собрание / 17th century icons / Kostroma school of icon painting / catalogue / sources / museum / private collection

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сулоев Иван Николаевич

В статье представлен источниковедческий обзор икон Костромы XVII века в рамках проверки гипотезы об отнесении данных памятников к «костромской школе» иконописи. Для достижения поставленной цели изучены каталоги, систематизированы сведения о 115 иконах. В работе с количественными данными применены статистические методы; для изучения развития иконописи в течение XVII века использован метод моделирования; с помощью иконографического и сравнительно-стилистического методов определена география распространения икон «костромской школы» иконописи. Сравнительно-исторический метод позволил проанализировать количественное распространение икон на разных этапах в течение всего XVII столетия. В ходе исследования были определены предварительные признаки принадлежности иконы к «костромской школе» иконописи. Составлен список из 18 каталогов и публикаций, в которых находятся сведения об иконах Костромы. В настоящее время памятники «костромской школы» иконописи имеются в музеях Центральной России, в последнее время публикуются иконы из частных собраний. Часть икон находится в действующих храмах и монастырях, доступ к ним ограничен. Хронологическая модель показывает наличие очень малого числа памятников «костромской школы» иконописи, датированных первой половиной XVII века, в то время как вторая его половина представлена весьма значительным рядом произведений. Изучение памятников показывает, что в дальнейших исследованиях, с одной стороны, стоит обратить внимание на поиск дополнительных источников именно о первой половине XVII столетия, а с другой стороны, расширить хронологические рамки развития «костромской школы» иконописи по крайней мере до середины XVIII века. Иконографический анализ свидетельствует о том, что иконописцы писали как образа для личного моления, так и целые иконостасы. Сравнительный анализ созданных в разное время произведений на одинаковые сюжеты позволит в дальнейшем дополнить сведения о развитии иконописной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Icons of Kostroma in the 17th century: a source review

The article provides a source-based review of Kostroma icons from the 17th century in order to test the hypothesis of the attribution of these monuments to the so-called Kostroma school of icon painting. To achieve this goal, the author studied catalogues and systematised information about 115 icons. Statistical methods were used to work with quantitative data. The development of icon painting during the 17th century was studied using the method of modelling. The geography of distribution of icons of the Kostroma school of icon painting was determined with the help of iconographic and comparative-stylistic methods. The quantitative distribution of icons at different stages throughout the 17th century was analysed using the comparative-historical method. During the research, preliminary signs were found that the icon belongs to the Kostroma school of icon painting. A list of 18 catalogues and publications containing information about Kostroma icons was compiled. Currently, museums in Central Russia have access to monuments of the Kostroma school of icon painting, and recently icons from private collections have been published. Some of the icons are located in active churches and monasteries, with limited access to them. The chronological model indicates that there are only a few monuments of the Kostroma school of icon painting dating back to the first half of the 17th century. However, the second half of the century is characterized by a significant number of works. The study of the monuments shows that following research should pay attention to the search for additional sources about the first half of the 17th century. Additionally, the chronological framework of the development of the Kostroma school of icon painting should be extended to at least the middle of the 18th century. The masters painted both images for personal prayer and entire iconostases, as revealed by iconographic analysis. It would also be advisable to conduct a comparative analysis of works on the same plots created at different times — this will provide additional information about the development of the iconographic school.

Текст научной работы на тему «Иконы Костромы в XVII веке: источниковедческий обзор»

Искусство Евразии. 2024. № 1 (32). С. 68–83. ISSN 2518-7767 (online)

Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2024, (1), pp. 68–83. ISSN 2518-7767 (online)

Научная статья

УДК 75.046(470.317)

DOI 10.46748/ARTEURAS.2024.01.005

Иконы Костромы в XVII веке: источниковедческий обзор

Сулоев Иван Николаевич

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома, Российская Федерация

iwdoroga@mail.ru; Author ID: 726245

Аннотация. В статье представлен источниковедческий обзор икон Костромы XVII века в рамках проверки гипотезы об отнесении данных памятников к «костромской школе» иконописи. Для достижения поставленной цели изучены каталоги, систематизированы сведения о 115 иконах. В работе с количественными данными применены статистические методы; для изучения развития иконописи в течение XVII века использован метод моделирования; с помощью иконографического и сравнительно-стилистического методов определена география распространения икон «костромской школы» иконописи. Сравнительно-исторический метод позволил проанализировать количественное распространение икон на разных этапах в течение всего XVII столетия. В ходе исследования были определены предварительные признаки принадлежности иконы к «костромской школе» иконописи. Составлен список из 18 каталогов и публикаций, в которых находятся сведения об иконах Костромы. В настоящее время памятники «костромской школы» иконописи имеются в музеях Центральной России, в последнее время публикуются иконы из частных собраний. Часть икон находится в действующих храмах и монастырях, доступ к ним ограничен. Хронологическая модель показывает наличие очень малого числа памятников «костромской школы» иконописи, датированных первой половиной XVII века, в то время как вторая его половина представлена весьма значительным рядом произведений. Изучение памятников показывает, что в дальнейших исследованиях, с одной стороны, стоит обратить внимание на поиск дополнительных источников именно о первой половине XVII столетия, а с другой стороны, расширить хронологические рамки развития «костромской школы» иконописи по крайней мере до середины XVIII века. Иконографический анализ свидетельствует о том, что иконописцы писали как образа для личного моления, так и целые иконостасы. Сравнительный анализ созданных в разное время произведений на одинаковые сюжеты позволит в дальнейшем дополнить сведения о развитии иконописной школы.

Ключевые слова: иконы XVII века, «костромская школа» иконописи, каталог, источники, музей, частное собрание

Для цитирования: Сулоев И.Н. Иконы Костромы в XVII веке: источниковедческий обзор // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 1 (32). С. 68–83. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.01.005. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1071.

Original article

Icons of Kostroma in the 17th century: a source review

Ivan N. Suloev

Kostroma State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve, Kostroma, Russian Federation

iwdoroga@mail.ru, Author ID: 726245

Abstract. The article provides a source-based review of Kostroma icons from the 17th century in order to test the hypothesis of the attribution of these monuments to the so-called Kostroma school of icon painting. To achieve this goal, the author studied catalogues and systematised information about 115 icons. Statistical methods were used to work with quantitative data. The development of icon painting during the 17th century was studied using the method of modelling. The geography of distribution of icons of the Kostroma school of icon painting was determined with the help of iconographic and comparative-stylistic methods. The quantitative distribution of icons at different stages throughout the 17th century was analysed using the comparative-historical method. During the research, preliminary signs were found that the icon belongs to the Kostroma school of icon painting. A list of 18 catalogues and publications containing information about Kostroma icons was compiled. Currently, museums in Central Russia have access to monuments of the Kostroma school of icon painting, and recently icons from private collections have been published. Some of the icons are located in active churches and monasteries, with limited access to them. The chronological model indicates that there are only a few monuments of the Kostroma school of icon painting dating back to the first half of the 17th century. However, the second half of the century is characterized by a significant number of works. The study of the monuments shows that following research should pay attention to the search for additional sources about the first half of the 17th century. Additionally, the chronological framework of the development of the Kostroma school of icon painting should be extended to at least the middle of the 18th century. The masters painted both images for personal prayer and entire iconostases, as revealed by iconographic analysis. It would also be advisable to conduct a comparative analysis of works on the same plots created at different times — this will provide additional information about the development of the iconographic school.

Keywords: 17th century icons, Kostroma school of icon painting, catalogue, sources, museum, private collection

For citation: Suloev, I.N. (2024) ‘Icons of Kostroma in the 17th century: a source review’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (1), pp. 68–83. doi:10.46748/ARTEURAS.2024.01.005. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1071. (In Russ.)

© Сулоев И.Н., 2024

Введение

По окончании Смутного времени начинается постепенный экономический и культурный подъем России. В XVII веке получают развитие региональные иконописные школы, в том числе и в Костроме. В последние годы автором была изучена историография данного вопроса, которая отражена в ряде статей [1; 2; 3], впрочем, требуется продолжение поисков в этом направлении. В научной литературе сложилась определенная точка зрения о формировании и развитии в XVII веке «костромской школы» иконописи [4]. Тем не менее монографические исследования по развитию костромской иконописи в семнадцатом столетии отсутствуют. Также нет единого понимания термина «костромская школа», «костромская традиция» [5]. В данной работе будет использован термин «костромская школа» иконописи, обоснованный и широко представленный в искусствоведческой литературе.

Для проведения формализованных исследований с опорой на обширный изобразительный материал необходимо прежде всего правильно и достаточно полно определить источниковую базу. Особенно это важно, когда речь идет о произведениях древнерусского искусства, рассредоточенных по различным частным и музейным собраниям, храмам и монастырям. В настоящее время каталог, включающий иконы «костромской школы» иконописи и аккумулирующий информацию обо всех ее произведениях, отсутствует. В 2004 году издан каталог, где описаны памятники, «связанные своим происхождением или историей бытования с Костромой и Костромским краем. Наряду с произведениями местной художественной традиции в него вошли иконы, созданные в других центрах для храмов и монастырей Костромы…» [4, с. 458]. Таким образом, в каталог были включены иконы, связанные с Костромой по какому-либо признаку.

В данной работе ставится цель выполнить источниковедческий обзор икон «костромской школы» иконописи XVII века. Для достижения этой цели важно решить следующие задачи: определить критерии — предварительные признаки отнесения иконы к «костромской школе» иконописи; выявить в имеющихся каталогах иконы, относящиеся к «костромской школе» иконописи; проанализировать хронологические рамки создания и предварительную географию распространения памятников «костромской школы» иконописи. Для полноты исследования в изучаемый материал включены иконы конца XVII – начала XVIII века.

Под костромскими иконами понимаются следующие памятники: 1) иконы, написанные в Костроме (в каталоге указано место создания иконы — «Кострома» или «Кострома (?)»); 2) иконы, написанные костромским иконописцем (в каталоге указан иконописец — костромич по происхождению или тот, кто писал в костромском стиле); 3) иконы, приписываемые «костромской школе» иконописи.

Формирование источниковедческой базы

По трем указанным выше признакам иконы отобраны из каталогов, монографий, прочих публикаций. В данной литературе приводятся наиболее изученные памятники.

В ходе исследования проанализировано 18 каталогов и монографий [4; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22]. Большинство памятников было включено в издание «Костромская икона». Основная часть каталогов издана в первой половине 2000-х и во второй половине 2010-х годов. В то же время имеются и другие каталоги, которые еще предстоит проработать [23; 24]. В данном исследовании также не отражены памятники, находящиеся в фондах музеев и не введенные еще в научный оборот.

На основе анализа собранного материала можно выделить три типа организаций, где находятся иконы «костромской школы иконописи»: государственные музеи, которые, в свою очередь, делятся на областные и федеральные; негосударственные организации (Костромская епархия); частные собрания (табл. 1).

Табл. 1. Костромские иконы в собраниях музеев, негосударственных организаций и частных коллекциях

Владелец костромских икон Количество икон

Государственные учреждения ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» 57 (50%)

ГАУК ЯО «Ярославский художественный музей» 11

ГАУК ЯО «Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей» 6

ФГБУК «Государственный Русский музей» 5

ГАУК ЯО «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» 4

ФГБУК «Государственный исторический музей» 2

ВМО «Государственная Третьяковская галерея» 1

ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» 1

ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский кремль”» 1

ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва» 1

Негосударственные организации Религиозная организация «Костромская епархия Русской православной церкви» 5

Частные коллекционеры Бондаренко Виктор Александрович 7

Воронин Константин Владимирович 6

Частное собрание (не идентифицировано) 3

Елизаветин Михаил Евгеньевич 1

Логвиненко Владимир Алексеевич 1

Некрасов Владимир Ильич 1

Тарноградский Игорь Всеволодович 1

Ходорковский Сергей Александрович 1

Итого 115

Половина от всего количества рассматриваемых икон находится в собрании Костромского музея-заповедника. Костромские иконы имеются также в Ярославском художественном музее, Ярославском музее-заповеднике, Угличском художественном музее. Иконы «костромской школы» находятся в таких федеральных музеях, как: Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Государственный Русский музей, Музеи Московского кремля. Несмотря на то что в них выявлено по одному памятнику, это указывает на дальнейшую перспективу исследования, так как в музеях хранятся также иконы, требующие дальнейшей атрибуции и изучения.

Костромской епархии также принадлежат интересующие нас произведения. В частности, в храме Воскресения на Дебре в настоящее время имеются иконы XVII века, требующие дальнейшего исследования. К сожалению, иконы, находящиеся в собственности епархии, редко вводятся в научный оборот.

Часть икон хранится в частных собраниях. Некоторые коллекционеры не указывают в каталогах своих имен и фамилий, однако большинство собирателей икон известно. В их собраниях есть и памятники «костромской школы» иконописи. В настоящее время коллекционеры участвуют в выставках, публикуют каталоги [6; 7; 19], создают музеи, что позволяет ввести произведения в научный оборот.

Табл. 2. Территория бытования костромских икон

Территория бытования костромских икон Количество икон

Бытование не известно 25 (22%)

Владимирская область 1

Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, Собор Рождества Богородицы 1

Ивановская область (не детализировано) 1

Костромская область (?) 1

Костромская область, г. Нерехта (?) 1

Костромская область, г. Нерехта, Троице-Сыпанов монастырь 1

Костромская область, г. Кострома, Ипатьевский монастырь 6

Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 43 (37%)

Костромская область, г. Кострома, Храм Воскресения на Дебре 4

Костромская область, г. Кострома, Храм Спаса на Запрудне 2

Костромская область, г. Кострома, Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе 5 (?)

Костромская область, Костромской район, село Борщино, Церковь Николая Чудотворца 1

г. Москва, Московский Кремль 1

г. Москва, Церковь святого Григория Неокесарийского на Большой Полянке 2

Ярославская область (не детализировано) 1

Ярославская область, Большесельский район, село Георцено, Церковь Казанской иконы Божьей Матери 1

Ярославская область, г. Углич, Собор Воскресенского монастыря 3

Ярославская область, г. Углич, Церковь Рождества Иоанна Предтечи 1

Ярославская область, г. Ярославль (не детализировано) 1

Ярославская область, г. Ярославль, Свято-Введенский Толгский монастырь 1

Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Ильи Пророка 9

Ярославская область, г. Ярославль, Церковь великомученика Никиты 1

Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Николы Мокрого 1

Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Феодоровской Богоматери 1

Ярославская область, Любимский район, село Слобода, Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь (?) 1

Итого 115

Большинство икон — 74 (64%) — находилось в Костромской области (табл. 2), место создания еще двух икон нуждается в уточнении. Бытование 24 икон (21%) неизвестно. Остальные иконы отражают следующую географию бытования «костромской школы» иконописи: Владимирская, Вологодская, Костромская и Московская губернии. При рассмотрении данных территорий надо учитывать также, что понятие губернии в XVII веке отсутствовало. Данная география примерная, так как иконы могли переправлять из одного места в другое. Поэтому точное место бытования иконы выявить сложно. Часть икон (57) находились в пяти монастырях: Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре, Воскресенском мужском монастыре, Спасо-Преображенском Геннадиевом монастыре, Троице-Сыпановом монастыре, Ферапонтовом Белозерском Богородице-Рождественском монастыре, Свято-Введенском Толгском монастыре. Остальные иконы — храмовые или написаны для частного моления. Иконы имеют различную датировку.

Табл. 3. Хронологическое распределение памятников

Период Количество

Первая треть XVII века 1

Вторая треть XVII века 54

Третья треть XVII века 51

Конец XVII – начало XVIII века 9

Итого 115

Согласно таблице (табл. 3), три иконы относятся к первой половине XVII века; 51 икона — к середине XVII века, и остальные 63 иконы — ко второй половине семнадцатого столетия. В настоящее время сложно судить о развитии «костромской школы» иконописи в начале и первой половине XVII века. В то же время имеется хороший материал о школе во второй половине и конце семнадцатого столетия. Причем относительно точная датировка отдельных памятников позволяет увидеть изменения в иконописи в отдельные десятилетия.

Предварительно систематизируем выявленные памятники в соответствии с иконографией (табл. 4).

Табл. 4. Иконография

Иконография Мастерская / мастер Происхождение Бытование Датировка Размер (см)

Апостол евангелист Матфей, с житием Неизвестный мастер Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь великомученика Никиты Конец XVII в. 151 × 135

Апостолы Пётр и Павел, со святителями Петром, Алексием, Филиппом и Ионой, митрополитами Московскими в молении Христу Великому Архиерею Круг Гурия Никитина Кострома Костромская область, г. Кострома, Храм Воскресения на Дебре Конец XVII в. 149 × 121,5

Архангел Гавриил Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 229,5 × 82,5

Архангел Михаил Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 229,8 × 82,7

Благовещение Неизвестный мастер Кострома (?) Ярославская область, Большесельский район, село Герцено, Церковь Казанской иконы Божьей Матери Середина – вторая половина XVII в. 59 × 52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благовещение Круг Гурия Никитина Кострома Костромская область, г. Кострома, Храм Воскресения на Дебре Конец XVII в. 143,5 × 101,5

Благовещение Неизвестный мастер Кострома Ярославская область, г. Ярославль Последняя четверть XVII в. 31,3 × 15

Благовещение, со сценами из Акафиста Божией Матери Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII в. 118 × 101

Богоматерь Неизвестный мастер Кострома Ярославская область, г. Углич, Собор Воскресенского монастыря Около 1676 г. 164 × 66

Богоматерь Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 228,8 × 78,5

Богоматерь Боголюбская Иеромонах Геннадий Кострома (?) Ярославская область, г. Ярославль, Свято-Введенский Толгский монастырь 1694 г. 127 × 77

Богоматерь Казанская (Купятицкая)

Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII – начало XVIII в. 32 × 28

Богоматерь Тихвинская Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII – начало XVIII в. 52,4 × 42,8

Богоматерь Феодоровская Неизвестный мастер Кострома Не известно Последняя треть XVII в. 31,4 × 26,7

Богоматерь Феодоровская, со сказаниями Ученики и последователи Гурия Никитина Кострома Костромская область, г. Кострома, Храм Спаса на Запрудне Конец XVII в. 120 × 108

Богоматерь Феодоровская, со сказанием Гурий Никитин Кострома Костромская область, г. Кострома, Храм Спаса на Запрудне 1680-е гг. 150,4 × 117,5

Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы Богоматерь Феодоровская со сказаниями) Круг Гурия Никитина Кострома Не известно 1680-е гг. 31,2 × 26

Введение во храм Неизвестный мастер Кострома Ивановская область Последняя четверть XVII в. 76,5 × 55,7

Великомученик Георгий Победоносец Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII в. 70,5 × 39,6

Великомученица Параскева Пятница с житием Неизвестный мастер Кострома (?) Не известно Конец XVII в. 138 × 110

Воскресение – Сошествие во ад Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII в. 35,5 × 31,5

Воскресение – Сошествие во ад Круг Гурия Никитина Кострома Костромская область, г. Кострома, Храм Воскресения на Дебре Последняя четверть XVII в. 107 × 93

Сошествие во ад Гурий Никитин (?) Кострома Костромская область, г. Кострома, Ипатьевский монастырь Около 1682 г. 32,3 × 28

Архангел Гавриил. [Деисус пятичастный] Неизвестный мастер Москва Костромская область, г. Кострома, Ипатьевский монастырь Середина XVII в. 32,3 × 26,7

Архангел Михаил. [Деисус пятичастный] Неизвестный мастер Москва Костромская область, г. Кострома, Ипатьевский монастырь Середина XVII в. 32,1 × 27,1

Богоматерь. [Деисус пятичастный] Неизвестный мастер Москва Костромская область, г. Кострома, Ипатьевский монастырь Середина XVII в. 32,4 × 26,6

Иоанн Предтеча. [Деисус пятичастный] Неизвестный мастер Москва Костромская область, г. Кострома, Ипатьевский монастырь Середина XVII в. 32,3 × 26,9

Спас Вседержитель. [Деисус пятичастный] Неизвестный мастер Москва Костромская область, г. Кострома, Ипатьевский монастырь Середина XVII в. 32,6 × 27,1

Апостол Андрей Первозванный. [Деисусный ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 230 × 78

Апостол Иоанн Богослов. [Деисусный ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 230,5 × 77,8

Апостол Павел. [Деисусный ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 229,6 × 79

Апостол Пётр. [Деисусный ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 230 × 78,5

Апостол Филипп. [Деисусный ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 230 × 77,8

Иоанн Богослов на Патмосе, с житием и сказанием о гусаре Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Середина – третья четверть XVI в. С добавлением 1685 г. 146 × 110,5

Иоанн Предтеча Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 231 × 77,7

Иоанн Предтеча Неизвестный мастер Кострома Ярославская область, г. Углич, собор Воскресенского монастыря Около 1676 г. 164 × 66

Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием Круг Гурия Никитина Кострома Костромская область, г. Кострома, Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Около 1687 г. 146,8 × 88

Кузов для вкладной иконы «Четыре Рождества». Левая створка: 1) Архангел Гавриил; 2) Рождество Христово; 3) Рождество Иоанна Предтечи.

Правая створка: 1) Богоматерь; 2) Рождество Святителя Николая Чудотворца; 3) Рождество Богородицы Неизвестный мастер Москва г. Москва, Московский Кремль 1680–1690-е гг. 47 × 31

Мученик Кирик и Улита Гурий Никитин (?) Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Ильи Пророка 1680-е гг. 107 × 90

Мученик Феодор Стратилат, с житием Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII в. 121,3 × 104

«Не рыдай Мене Мати» со Спасом Нерукотворным и историей Нерукотворного образа Попов Пётр Иванов Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Ильи Пророка Середина XVII в. 186 × 205

Огненное восхождение пророка Ильи, с житием Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII – начало XVIII в. Не указано

Отче наш Круг Гурия Никитина Москва г. Москва, Церковь святого Григория Неокесарийского на Большой Полянке 1668/1669 гг. 131 × 77

Положение ризы Господней в Московском Кремле Попов Пётр Иванов Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Ильи Пророка Середина XVII в. 107 × 73

Воздвижение Креста. [Праздничный ряд] Круг Гурия Никитина Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Ильи Пророка 1680-е гг. 46 × 39

Рождество Богородицы. [Праздничный ряд] Круг Гурия Никитина Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Ильи Пророка 1680-е гг. 46 × 38

Рождество Христово. [Праздничный ряд] Круг Гурия Никитина Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Ильи Пророка 1680-е гг. 46 × 38,5

Сошествие Святого Духа. [Праздничный ряд] Круг Гурия Никитина Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Ильи Пророка 1680-е гг. 46 × 38,5

Сретенье. [Праздничный ряд] Круг Гурия Никитина Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Ильи Пророка 1680-е гг. 46 × 38,5

Успение. [Праздничный ряд] Круг Гурия Никитина Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Ильи Пророка 1680-е гг. 46 × 38

Праотец Авель. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 213 × 76

Праотец Авраам. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 214 × 78

Праотец Адам. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 216 × 76,2

Праотец Дан. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 213,7 × 76,4

Праотец Енох. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 214,4 × 76

Праотец Иаков. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 213,9 × 76,7

Праотец Иов. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 213,5 × 76

Праотец Исаак. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 214,6 × 76,7

Праотец Иуда. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 214,5 × 74,3

Праотец Мельхиседек. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 215,1 × 76,4

Праотец Ной. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 212,7 × 76,13

Праотец Рувим. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 212,5 × 76

Праотец Симеон. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 214,4 × 75,8

Праотец Сиф. [Праотеческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 212,5 × 76

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский, с житием Круг Гурия Никитина Кострома Ярославская область, Любимский район, село Слобода, Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь (?) 1680-е гг. 162 × 140,5

Преподобный Геннадий Костромской с монастырем Неизвестный мастер Кострома (?) Не известно Вторая половина XVII в. 37 × 27

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский с житием Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII – начало XVIII в. 102 × 88

Преподобный Сергий Радонежский Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII в. 150 × 102,5

Богоматерь «Знамение». [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 132 × 164,5

Пророк Аарон. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121 × 78,7

Пророк Давид. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,4 × 78,4

Пророк Елисей. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,4 × 78,1

Пророк Захария Иезекииль. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,4 × 78,5

Пророк Захария Праведный. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,7 × 78,6

Пророк Захария Серповидец. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,4 × 78,2

Пророк Илия. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,6 × 78,3

Пророк Исайя. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,6 × 78,3

Пророк Моисей. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,8 × 78,6

Пророк Наум. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 126,4 × 78,2

Пророк Самуил. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,4 × 78,5

Пророк Соломон. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,4 × 78,6

Пророк Софония. [Пророческий ряд] Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 121,3 × 78,8

Рождество Богоматери Неизвестный мастер Кострома (?) Не известно 1670–1680-е гг. 30,5 × 27,5

Рождество Богородицы, со сценами жития Елепенков Любим Агеев (?) Кострома Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, собор Рождества Богородицы 1642 г. 140 × 104,5

Рождество Иоанна Предтечи Неизвестный мастер Кострома Не известно Первая треть – середина XVII в. 31 × 27

Рождество Христово Неизвестный мастер Кострома Не известно 1670–1680-е гг. 52,3 × 45,7

Рождество Христово Неизвестный мастер Кострома Ярославская область 1680-е гг. 120,9 × 95,5

Рождество Христово Круг Гурия Никитина Кострома Костромская область, г. Кострома, Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Около 1687 г. 146,2 × 103,6

Рождество Христово Круг Гурия Никитина Кострома Костромская область, Костромской район, село Борщино, Церковь Николая Чудотворца Конец XVII в. 110 × 80

Святая Троица (Гостеприимство Авраама) Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII в. 53 × 47,2

Святитель Алексий, митрополит Московский Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 230 × 78,4

Святитель Василий Великий Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 230,3 × 78,7

Святитель Иоанн Златоуст Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 229,8 × 79

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, с житием (Никола Зарайский) Неизвестный мастер Кострома Костромская область (?) Конец XVII в. 91 × 69,5

Святитель Пётр, митрополит Московский Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 229,8 × 78,5

Рама с клеймами жития святых князей Бориса и Глеба Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII – начало XVIII в. 117,5 × 81

Святой Власий Севастийский, с житием Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII в. 131 × 89

Святые, соименные семейству царя Алексея Михайловича Неизвестный мастер Кострома (?) Не известно 1660-е (между 1666–1669) 170 × 79

Священномученик Ипатий епископ Гангрский Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 230,2 × 78,5

Символ Веры Круг Гурия Никитина Кострома г. Москва, Церковь святого Григория Неокесарийского на Большой Полянке 1668/1669 гг. 130 × 77

Символ Веры Круг Гурия Никитина Москва Не известно Последняя четверть XVII в. 133,1 × 116,8

Складень-кузов к иконе Богоматерь Казанская, с предстоящими на полях святителем Василием Великим и преподобным Евфимием Суздальским. Левая створка: 1) Архангел Гавриил; 2) Сошествие во ад; 3) Богоявление.

Правая створка: 1) Богоматерь; 2) Вознесение; 3) Вход в Иерусалим Круг Гурия Никитина Кострома Не известно Конец XVII в. 64,8 × 82

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спас в Силах Неизвестный мастер Кострома Костромская область, г. Кострома, Троицкий собор Ипатьевского монастыря 1652 г. 232 × 163,7

Спас Великий Архиерей Гурий Никитин Кострома Костромская область, г. Кострома, Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе 1687 г. 145,6 × 110,5

Спас Вседержитель на престоле Гурий Никитин Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Феодоровской Богоматери Около 1687 г. 180 × 127

Спас Смоленский с Ангелом-хранителем и вмч. Феодором Стратилатом Круг Гурия Никитина Кострома Костромская область, г. Кострома, Храм Воскресения на Дебре Конец XVII в. 143,5 × 87

Спас Смоленский, с клеймами страстей Круг Гурия Никитина Кострома Ярославская область, г. Ярославль, Церковь Николы Мокрого Конец XVII в. (1686 г.?) 160 × 130

Троица Гурий Никитин Кострома Костромская область, г. Нерехта (?) 1690 г. 112,5 × 90

Троица Ветхозаветная, с деяниями Круг Гурия Никитина Кострома Ярославская область, г. Углич, Церковь Рождества Иоанна Предтечи Конец XVII в. 137 × 102

Троица Новозаветная Неизвестный мастер Кострома Не известно Конец XVII – начало XVIII в. 54 × 46,5

Усекновение главы Иоанна Предтечи, с иконой «Богоматерь Феодоровская», избранными святыми и житием Иоанна Предтечи Неизвестный мастер Кострома (?) Не известно Первая треть XVII в. 88,8 (88,0 вверху) × 65,2

Успение Неизвестный мастер Кострома Не известно 1670–1680-е гг. 25 × 19,5

Успение Гурий Никитин (?) Кострома Костромская область, г. Нерехта, Троице-Сыпанов монастырь 1680-е гг. 142,5 × 120,5

Успение Богоматери Неизвестный мастер Кострома Владимирская область Конец XVII в. 32 × 28,5

Царевич Димитрий и князь Роман Неизвестный мастер Кострома Ярославская область, г. Углич, Собор Воскресенского монастыря Около 1676 г. 156,5 × 90

Представители «костромской школы» иконописи принимали участие в написании как иконостасов, так и отдельных икон. В данной выборке отсутствует преобладание того или иного иконографического извода. В то же время имеются повторяющиеся сюжеты, имеющие различные датировки, что позволяет провести их сравнительный анализ.

Выводы

В исследовании приведен список икон, которые можно гипотетически отнести к «костромской школе», основанный на сведениях из 18 каталогов. В перспективе он может быть дополнен иконами, имеющимися в других каталогах и коллекциях, не представленных в данном исследовании. Дальнейший искусствоведческий анализ позволит уточнить данный список, исключить или добавить те или иные памятники.

Иконы «костромской школы» хранятся в собраниях федеральных и региональных музеев, большинство — в Костромском музее-заповеднике. Выделение устойчивых черт «костромской школы» иконописи позволит атрибутировать иконы, находящиеся в этих собраниях. Часть икон, несомненно, остается в частных коллекциях и в Русской православной церкви.

Бытование икон отражает примерную и очень условную географию распространения «костромской школы» иконописи. Костромичами была охвачена практически вся восточная часть Центральной России: Владимирская, Вологодская, Костромская и Московская губернии.

Хронологические рамки, в которые вписывается датировка икон, — это XVII век. Однако исследование показывает, что в настоящее время не полностью представлена первая половина XVII века, т. е. ранний этап развития «костромской школы» иконописи. Поэтому требуется обратить внимание на поиск икон именно этого периода, к которому относятся, в частности, росписи храма Николы Надеина в Ярославле. Наиболее полно в публикациях отражены иконы второй половины XVII века, что в дальнейшем позволит детально исследовать этот период развития костромской иконописи.

Костромичи писали различные сюжеты, которые повторяются на протяжении XVII столетия, причем иногда с разницей в десять лет. Это, в свою очередь, дает хороший материал для сравнения и для выявления индивидуальных черт письма пока еще неизвестного нам иконописца.

Список источников

1. Сулоев И.Н. Костромское церковное искусство в отечественной историографии XIX – начала ХХ века // XXV Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995) : сборник статей / сост. Е.А. Воронова. Ярославль: ООО «Цифровая типография», 2021. С. 363–373.

2. Сулоев И.Н. Изучение Костромского церковного искусства с 1917 по 1960 годы // XXVI Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995) : сборник статей / сост. Е.А. Воронова. Ярославль: ООО «Цифровая типография», 2022. С. 420–432.

3. Сулоев И.Н. История изучения костромского церковного искусства с 1958 по 1991 год // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 166–171. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.016.

4. Костромская икона XIII–XIX вв. Свод русской иконописи / под ред. Н.И. Комашко, С.С. Катковой. М.: Гранд-Холдинг, 2004. 672 с.

5. Сулоев И.Н. Понятие «костромская школа иконописи»: постановка проблемы // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 1 (28). С. 22–29. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.01.002.

6. «И по плодам узнается древо». Русская иконопись XV–ХХ веков из собрания Виктора Бондаренко / под ред. А.В. Рындиной, Г.В. Сидоренко. М.: Военный парад, 2003. 624 с.

7. Век перемен. Иконы XVII столетия из собрания Константина Воронина / cост. М.А. Маханько. М.: ЦМДКИР, 2022. 286 с.

8. Возвращенное достояние. Русские иконы в частных собраниях : каталог / ред.-сост. И.А. Шалина. М.: Северный паломник, 2008. 272 с.

9. Иконопись из собрания Третьяковской галереи / авт.-сост. Н.Г. Бекенева. М.: Сканрус, 2006. 437 с.

10. Иконопись Оружейной палаты. Из частных собраний : каталог / сост. Н.И. Комашко. М.: Красная площадь, 2017. 168 с.

11. Горстка А.Н. Иконы Углича XIV–ХХ веков: свод русской иконописи. М.: Гранд-Холдинг, 2006. 207 с.

12. Каткова С.С. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря. [Кострома]: ИП Верхов С.И., 2014. 82 с.

13. Бондаренко В. Лестница в небо. Иконы из собрания Виктора Бондаренко : каталог. М.: ЦМДКИР, 2019. 207 с.

14. Мемориальность. Древность. Искусство исполнения. Новые поступления в Музеи Московского Кремля / под ред. А.К. Левыкина; сост.: И.Я. Качалова, Л.Н. Пешехонова. М.: ИПЦ «Художник и книга», 2005. 96 с.

15. Пивоварова Н.В. Московские царские мастерские и региональные художественные центры в конце XVI – начале XVIII века. Опыт атрибуций произведений искусства позднего русского средневековья. М.: БуксМАрт, 2020. 432 с.

16. Россия. Православие. Культура : каталог выставки / отв. ред.: В.Л. Егоров, Е.М. Юхименко. М.: ГИМ, 2000. 304 с.

17. Саенкова Е.М. Илья Пророк. СПб.: Метропресс, 2014. 76 с.

18. Антыпко М.И. и др. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века : каталог выставки. М.: Красная площадь, 2010. 175 с.

19. Страдания Параскевы Пятницы. Житийная икона XVII века из собрания Владимира Некрасова : каталог / сост. Г.А. Назарова. М.: ЦМДКИР, 2020. 175 с.

20. Успение Богоматери: иконы, графика, декоративно-прикладное искусство XV – начала ХХ века : каталог выставки / сост. С. Кирьянова, О. Смирнова. М.: ЦМДКИР, 2017. 68 с.

21. Шесть веков русской иконы. Новые открытия : каталог выставки из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублёва / ред.-сост. Н.И. Комашко. М.: Индрик, 2007. 208 с.

22. Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Т. 2. Иконы XVII – начала XVIII веков : в 2 частях / авт.-сост.: О.Б. Кузнецова, В.В. Горшкова, Е.Ю. Макарова, А.В. Федорчук. Ярославль: Издательское бюро «ВНД», 2012. 288, 304 с.

23. Всё остается людям: русская иконопись XVII–XX веков из собрания Виктора Бондаренко : каталог выставки / сост. Н. Комашко. М.: Книги WAM, 2010. 263 с.

24. Иконы Владимира и Суздаля : каталог / отв. ред. Л.В. Нерсесян. М.: Северный паломник, 2006. 576 с.

References

1. Suloev, I.N. (2021) ‘Kostroma church art in Russian historiography of the 19th – early 20th centuries’, in Voronova, E.A. (comp.) 25th Scientific readings in memory of Irina Petrovna Bolottseva (1944–1995). Yaroslavl: Tsifrovaya tipografiya, pp. 363–373. (In Russ.)

2. Suloev, I.N. (2022) ‘Study of Kostroma church art from 1917 to 1960’, in Voronova, E.A. (comp.) 26th Scientific readings in memory of Irina Petrovna Bolottseva (1944–1995). Yaroslavl: Tsifrovaya tipografiya, pp. 420–432. (In Russ.)

3. Suloev, I.N. (2022) ‘The history of the study of Kostroma Church art from 1958 to 1991’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (2), pp. 166–171. doi:10.46748/ARTEURAS.2022.02.016. (In Russ.)

4. Komashko, N.I. and Katkova, S.S. (eds.) (2004) Kostroma icon of the 13th–19th centuries. Code of Russian icon painting. Moscow: Grand-Holding. (In Russ.)

5. Suloev, I.N. (2023) ‘The concept of “Kostroma school of icon painting”: statement of the problem’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (1), pp. 22–29. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.01.002. (In Russ.)

6. Sidorenko, G.V. and Ryndina, A.V. (eds.) (2003) Russian icon painting of 15th–20th centuries from Viktor Bondarenko collection. Moscow: Voenny Parad Publ. (In Russ.)

7. Makhanko, M.A. (2022) The age of change. Icons of the 17th century from the collection of Konstantin Voronin. Moscow: Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art. (In Russ.)

8. Shalina, I.A. (ed.) (2008) Returned property. Russian icons in private collections. Moscow: Severnyy palomnik. (In Russ.)

9. Bekeneva, N.G. (comp.) (2006) Icon painting from the collection of the Tretyakov Gallery. Moscow: Scanrus. (In Russ.)

10. Komashko, N.I. (comp.) (2017) Icon painting of the Armory Chamber from private collections. Moscow: Krasnaya ploshchad. (In Russ.)

11. Gorstka, A.N. (2006) Icons of Uglich of the 14th–20th centuries: a code of Russian icon painting. Moscow: Grand-Holding. (In Russ.)

12. Katkova, S.S. (2014) Iconostasis of the Trinity Cathedral of the Ipatiev Monastery. Kostroma: S.I. Verkhov Publ. (In Russ.)

13. Bondarenko, V. (2019) Stairway to heaven. Icons from the Viktor Bondarenko collection. Moscow: Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art. (In Russ.)

14. Kachalova, I.Ya. and Peshekhonov, L.N. (comps.) (2005) Memoriality. Antiquity. The art of performance. New arrivals to the Moscow Kremlin Museums. Moscow: Khudozhnik i kniga Publ. (In Russ.)

15. Pivovarova, N.V. (2020) Moscow Tsar’s workshops and regional art centers from the late 16th to the early18th century. Essay on attribution of the works of art of the late Russian Middle Ages. Moscow: BooksMArt. (In Russ.)

16. Egorov, V.L. and Yukhimenko, E.M. (eds.) (2000) Russia. Orthodoxy. Culture. Moscow: State Historical Museum. (In Russ.)

17. Saenkova, E.M. (2014) Elijah the Prophet. Saint Petersburg: Metropress. (In Russ.)

18. Antypko, M.I. et al. (2010) Word and image. Russian hagiographic icons of the 14th – early 20th centuries. Moscow: Krasnaya ploshchad. (In Russ.)

19. Nazarova, G.A. (comp.) (2020) Sufferings of Paraskevi of Iconium: a 17th century hagiographical icon from the collection of Vladimir Nekrasov. Moscow: Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art. (In Russ.)

20. Kiryanova, S. and Smirnova, O. (2017) Dormition of the Mother of God: icons, graphics, decorative and applied art of the 15th – early 20th centuries. Moscow: Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art. (In Russ.)

21. Komashko, N.I. (comp.) (2007) Six centuries of Russian icons. New discoveries. Moscow: Indrik. (In Russ.)

22. Kuznetsova, O.B., Gorshkova, V.V., Makarova, E.Yu. and Fedorchuk, A.V. (comps.) (2012) Yaroslavl Art Museum. Catalogue of icon collection. Vol. 2. Icons of 17th and early 18th centuries. Yaroslavl: Publishing bureau “VND”. (In Russ.)

23. Komashko, N.I. (comp.) (2010) Everything remains to the people: Russian icon painting of the 17th–20th centuries from the collection of Viktor Bondarenko. Moscow: Knigi WAM Publ. (In Russ.)

24. Nersesyan, L.V. (ed.) (2006) Icons of Vladimir and Suzdal. Moscow: Severnyy palomnik. (In Russ.)

Информация об авторе:

Сулоев Иван Николаевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела хранения и изучения музейных предметов и коллекций, ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», Кострома, Российская Федерация, iwdoroga@mail.ru, Author ID: 726245.

Information about the author:

Ivan Nikolaevich Suloev, Cand. Sc. (History), Senior Researcher of the Department of storage and study of museum objects and collections, Kostroma State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve, Kostroma, Russian Federation, iwdoroga@mail.ru, Author ID: 726245

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 24.01.2024; одобрена после рецензирования 12.02.2024; принята к публикации 16.02.2024.

The article was received by the editorial board on 24 January 2024; approved after reviewing on 12 February 2024; accepted for publication on 16 February 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.