Научная статья на тему 'ИКОНОПИСНОЕ ТВОРЧЕСТВО М.М. ПОТАПОВА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

ИКОНОПИСНОЕ ТВОРЧЕСТВО М.М. ПОТАПОВА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вера / иконопись / каноны / личность / обновление искусства в ХХ в. / православие / разностороннее свободное развитие / Соликамск / художник М.М. Потапов / iconography / artist M.M. Potapov / Solikamsk / canons / renewal of art in the twentieth century / Orthodoxy / personality / faith / versatile free development

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — О В. Бондаренко

Статья посвящена обзору творчества далеко не всем известного художника-иконописца и египтолога М.М. Потапова на основании уже проведенных исследований (в том числе исследований автора статьи). Автор обосновывает необходимость дальнейших более глубоких, детальных, комплексных исследований творчества названного художника, в частности, в области иконописи, оцененной на уровне патриархов Русской и Александрийской православных церквей, на иных уровнях. Создав множество иконописных работ в основном в церквях Украины, названный художник отражает интересные многостилевые тенденции искусства Новейшего времени, не нарушая православный канон, а только подчеркивая уважение к нему. Мощный поток творчества Потапова, в том числе поток самовыражения свободной культурной личности, привлекал самых разных людей, что и позволило иконописцу проявить необычайную продуктивность. Недаром так интересно пространство Музея-квартиры М.М. Потапова в г. Соликамске Пермского края, где художник провел около 20 последних лет своей долгой жизни. Иконопись Потапова, на наш взгляд, интересна как явление культуры «обычного человека», который максимально использовал возможности гораздо более динамичного, чем ранее, времени (времени, к которому пришлось «адаптироваться», в том числе «средствами искусства»…). Возможности использованы для самовыражения, продвижения общей культуры, в частности «облика» любимого художником православия. Увлекаясь разными культурами в духе начала ХХ в. и более поздими, соединяя их в себе, в своем творчестве, Потапов, очевидно, добивается существенного обновления православной иконописи, что и «подхватывают» – уже более профессионально, углубленно, не в таком количестве стилей – его младшие современники-иконописцы, такие как Стефан Домусчи, архимандрит Зинон и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — О В. Бондаренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.M. POTAPOV'S ICONOGRAPHIC WORK AS A CULTURAL PHENOMENON: TOWARDS THE FORMULATION OF THE PROBLEM

The article is devoted to a review of the work of M.M. Potapov, a very well-known icon painter and Egyptologist in certain circles, based on research already conducted (including research by the author of the article). The author substantiates the need for further deeper, detailed, comprehensive studies of the work of the named artist, in particular in the field of icon painting, evaluated at the level of the patriarchs of the Russian and Alexandrian Orthodox Churches, at other levels. Having created many iconographic works, mainly in the churches of Ukraine, the named artist reflects interesting multi-style trends in Modern art, without violating the Orthodox canon, but only emphasizing respect for it. A powerful stream of Potapov's creativity, attracting a wide variety of people, including the flow of self–expression of a free cultural personality, which allowed the iconographer to show unusual productivity. No wonder the space of M.M. Potapov's apartment Museum in Solikamsk, Perm Krai, where the artist spent about the last 20 years of his long life, is so interesting. Potapov's iconography, in our opinion, is interesting as a cultural phenomenon of an "ordinary person" who made the most of the possibilities of a much more dynamic time than before (a time to which he had to "adapt", including "by means of art"…). The opportunities are used for self-expression, promotion of a common culture, in particular the "image" of Orthodoxy beloved by the artist. Getting carried away in the spirit of the early twentieth century. and further, by combining them in himself, in his work, Potapov, including, obviously, in this way, achieves a significant renewal of Orthodox iconography – which is "picked up" – more professionally, in depth, not in so many styles – by his younger contemporaries, icon painters such as Stefan Domuschi, Archimandrite Zinon, etc.

Текст научной работы на тему «ИКОНОПИСНОЕ ТВОРЧЕСТВО М.М. ПОТАПОВА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 7.046.3 DOI 10.53115/19975996_2024_03_081_084

ББК 71.11

О.В. Бондаренко

ИКОНОПИСНОЕ ТВОРЧЕСТВО М.М. ПОТАПОВА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Статья посвящена обзору творчества далеко не всем известного художника-иконописца и египтолога М.М. Потапова на основании уже проведенных исследований (в том числе исследований автора статьи). Автор обосновывает необходимость дальнейших более глубоких, детальных, комплексных исследований творчества названного художника, в частности, в области иконописи, оцененной на уровне патриархов Русской и Александрийской православных церквей, на иных уровнях. Создав множество иконописных работ в основном в церквях Украины, названный художник отражает интересные многостилевые тенденции искусства Новейшего времени, не нарушая православный канон, а только подчеркивая уважение к нему. Мощный поток творчества Потапова, в том числе поток самовыражения свободной культурной личности, привлекал самых разных людей, что и позволило иконописцу проявить необычайную продуктивность. Недаром так интересно пространство Музея-квартиры М.М. Потапова в г. Соликамске Пермского края, где художник провел около 20 последних лет своей долгой жизни. Иконопись Потапова, на наш взгляд, интересна как явление культуры «обычного человека», который максимально использовал возможности гораздо более динамичного, чем ранее, времени (времени, к которому пришлось «адаптироваться», в том числе «средствами искусства»...). Возможности использованы для самовыражения, продвижения общей культуры, в частности «облика» любимого художником православия. Увлекаясь разными культурами в духе начала ХХ в. и более поздими, соединяя их в себе, в своем творчестве, Потапов, очевидно, добивается существенного обновления православной иконописи, что и «подхватывают» - уже более профессионально, углубленно, не в таком количестве стилей - его младшие современники-иконописцы, такие как Стефан До-мусчи, архимандрит Зинон и др.

Ключевые слова:

вера, иконопись, каноны, личность, обновление искусства в ХХ в., православие, разностороннее свободное развитие, Соликамск, художник М.М. Потапов.

Бондаренко О.В. Иконописное творчество М.М. Потапова как культурный феномен: к постановке проблемы // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 3. - С. 81 -87. - DOI 10.53115/19975996_ 2 0 24 _03_081 _084

© Бондаренко Оксана Владимировна - соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет культуры; e-mail: bondaren-oksana @yandex.ru

Михаил Михайлович Потапов (19042007), по приглашению городских властей и музейщиков проведший последние около 20 лет своей жизни в г. Соликамске Пермского края, знаменит в определенных кругах своей египтологической живописью художника-любителя, страстно, душевно увлеченного древней восточной культурой. Исследования последних десятилетий выявили, что он являлся автором огромного количества разностилевых иконописных работ, выполненных в основном для церквей Украины. Эти работы были качественно сфотографированы во время творческой командировки на территорию соликамского Фонда гражданских и общественных инициатив «Преображение», на основе чего впоследствии был издан альбом, организована экспозиция постеров в пространстве храма, числящегося в ведении Соликамского городского краеведческого музея (экспозиция была соединена с выставкой

«Соликамск православный», посвященной установлению православия в Прикамье) [5; 12]. Все эти стили иконописи, индивидуально воплощенные и даже созданные (или воссозданные) Потаповым, не только отражают многогранную, интересную художественную культуру ХХ в., но и в целом укладываются в православный канон [1; 3; 9, с. 33-35]. Это очень важно, поскольку в период «больших перемен» Новейшего времени рассуждать предметно о православном каноне и даже о христианской религии становится всё проблематичнее [7, с. 207-216]. Потапов же являет собой человека, искренне верующего в духе дореволюционной России (в том числе на уровне обыденного сознания в хорошем смысле этого слова), при этом адаптировавшегося к ХХ в., понявшего все-таки его дух, воплотившего от души в своих творениях для церкви меняющуюся личность современника.

см со

О

Материалы и методы

Художник, о котором идет речь (чья жизнь практически совпадает с хронологией Новейшего времени, чьи взгляды, мироощущение способны отражать достижения очень древних культур из «золотого фонда» мирового культурного наследия), индивидуально воплощает в специфической живописи ХХ в. византийский стиль иконописи, академизм, стиль католической фрески, восточной миниатюры, элементы стиля украинских икон (в частности, в розовых оттенках и растительных мотивах) и др. В целом в иконописных произведениях данного автора проявляется тенденция к своеобразной декоративности, графичности (иногда в духе советской графики), усложнению цветов, игре «сближенными» цветами (см. рис. 1а-в, 2а-е). Всё это -для привлечения внимания верующего в ХХ в., для обновления иконописи Новейшего времени [6; 16], с глубочайшим уважением к православию, искренней верой «простого человека», интеллигента, вышедшего из сложной и неоднозначной эпохи начала ХХ в. Подобные личностные черты М.М. Потапова, очевидно, и позволили ему сделать немалый прорыв в иконописном творчестве России, что, по-видимому, обусловило его влияние, связь с творчеством таких известных иконописцев современности, как архимандрит Зинон (род. 1953), Стефан Домусчи (род. 1934) [2]. Второй прямо говорит об учительстве со стороны Потапова, первый общался со своим старшим коллегой, писал ему уважительные письма, в том числе связанные с манерой иконописания (письма хранятся в Музее-квартире М.М. Потапова в г. Соликамске, там же хранится, например, портрет Михаила Потапова, выполненный Домусчи во время приезда в Соликамск, см. рис. 3а, б, 4), выразительная стилистика иконописного творчества архимандрита Зинона, связанная с византийским стилем, безусловно, напоминает многие работы Потапова.

Наши собственные размышления, исследования, проведенные под нашим руководством, позволяют, пожалуй, утверждать, что увлечение со стороны Потапова культурой Древнего Египта, личностью Эхнатона - фараона-реформатора, создателя практически первой в мире монотеистической религии (а такая религия всегда связана с более высокими нравственными требованиями [14], глубокое личностное погружение в этот материал позволили наполнить образы право-

славных икон особой глубиной, особым отношением - повторим, без нарушения

православных канонов [10, с. 36-37; 13, с. 80-83]. Новейшее время, развивающееся так или иначе под знаком персонализма, вызвало в Потапове глубоко личностное стремление к «знакомству» с Эхнатоном как с великой личностью, отважно совершившей в глубинах древности попытку духовного сдвига в масштабном социуме... Живое человеческое отношение позволило современному художнику не только ярко, привлекательно (при этом тонко)рекон-струировать древнеегипетские изображения с сохранением, усилением их духа, создать оригинальные египтологические работы, но и написать целый многоликий ряд православных икон (многие в форме стенописи) - с таким же глубоко личностным, душевным отношением к «персонажам», с пониманием огромной значимости православной веры.

В случае с Потаповым налицо не только весьма личностное отношение к искусству, истории, человеку как знак Новейшего времени, но и функциональность культурного диалога, также свойственная эпохе. Причем диалога зачастую чисто духовного, основанного на «информационной составляющей» - Потапов всю жизнь погружался в тему Древнего Египта, стараясь быть в курсе всех новейших достижений науки в этой сфере, стремясь приобретать ценные книги по данной теме и т.д. Его реконструкции древнеегипетских изображений были, по-видимому, высоко оценены знаменитым египтологом академиком Н.Я. Марром, пригласившим Потапова в 1929 г. практикантом в египетский отдел Государственного Эрмитажа (письма от знаменитых исследователей, музеологов Потапову также хранятся в Музее-квартире этого художника в г. Соликамске [15]. В качестве великолепного рисовальщика Потапов был оценен и в Дарвиновском музее в Москве; он участвовал в оформлении известной книги Н.Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шимпанзе и дитя человека» [11]. Довольно успешно личность, о которой идет речь, проявила себя в качестве театрального художника (правда, в неоднозначных условиях театральных постановок в лагере на Севере, где Потапов содержался по политической статье, связанной с обвинением в участии в теософском кружке [1]. Таким образом, в данном случае налицо еще одна черта современного человека - многогранность при свободе интересов, что все более проявляется ближе к ХХ1 в. Отметим огром-

а)

в)

Рис. 1. Стенопись Архиерейской домовой церкви

во имя Всех святых в г. Мукачево, изображающая три группы святых: русских (а), римских (б) и греческих (в) (1968-1973 гг.).

ную роль самообразования, саморазвития Потапова как необходимую черту современника (в силу, в частности, сложных исторических обстоятельств художник, о котором идет речь, не только не получил профессиональное художественное образование, но не имел вообще никакой официальной профессиональной подготовки [1].

Конечно, всё это не мешало, а лишь помогало Михаилу Потапову создавать многогранную, такую душевную и одновременно величественную православную иконопись ХХ в., за что он, в частности, в 1980 г. получил орден Св. евангелиста Марка из рук патриарха Александрийской церкви Николая VI - церкви, где до сих пор чтут византийскую иконопись (см. рис. 5а, б). Также следует отметить, что патриарх Русской православной церкви Алексий I предлагал Потапову в 1954 г. организовать знаковою иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре; художника, о котором идет речь, пригласили расписывать восстановленный Храм Христа Спасителя в Москве (в силу возраста и иных причин Потапов был вынужден отказаться от приглашений) [1, с. 17-44]. И орден, и переписка с известными людьми, и иные интересные артефакты находятся в Музее-квартире М.М. Потапова в г. Соликамске, который, несмотря на его внешнюю «малость» и даже бедность, чтят и рериховские общества, и представители зарубежных культур (в частности тибетских буддистских, африканских - в 1990 г. Потапов передал Александрийской библиотеке в Египте серию своих работ - портретов деятелей Древнего Египта, иных культур). О многом из жизни Потапова может поведать хранитель Музея, ученик М.М. Потапова - С.И. Лапин [4]; альбомы отзывов о посещении частного музея, иные документы также свидетельствуют об особенностях отношения людей к личности, о которой идет речь.

Результаты и выводы

Как и многие выходцы культурного пространства Серебряного века, Михаил Потапов смотрел на религию, на социум своего времени широко, творчески, живо, при этом чрезвычайно чтил свою землю, свою почвенную религию, что, повторим, позволило создать столь живые, столь разнообразные в плане осовремененных православных канонов, проявивших себя в истории, православные изображения. Вероятно, как и многие представители Новейшего времени, живущие в условиях испытания свободой,

см о

О

Рис. 2. Многостилевые тенденции иконописи М.М. Потапова: а) Святой Алексий митрополит Московский - алтарная роспись верхнего храма Свято-Успенского кафедрального собора в г. Одессе (1953-1956 гг.); б) Святой Амвросий Медиоланский - алтарь, правый придел верхнего храма Свято-Успенского кафедрального собора, г. Одесса (1953-1956 гг.); в) Сошествие Святого Духа апостолам - комплекс «Житие пресвятой Богородицы», церковь Успения Божией матери, Свято-Успенский патриарший мужской монастырь, г. Одесса (1978-1981 гг.); г) Святая великомученица Параскева - домовая церковь, Свято-Никольский женский монастырь, г. Мукачево (1948-1949 гг.); д) Поклонение волхвов - комплекс «Житие пресвятой Богородицы», церковь Успения Божией матери, Свято-Успенский патриарший

мужской монастырь, г. Одесса (1978-1981 гг.); е) Богоматерь с младенцем - иконостас Свято-Ильинской церкви, с. Велятин Хустского района (1960 г.)

контрастных и множественных культурных В качестве исследователя-культуролога

тенденций, Потапов в чем-то ошибался. мы можем здесь сказать о своеобразном

Но именно в этом случае, наверное, умест- «перегибе» Потапова как художника - его

но вспомнить цитату: «Кто без греха - кинь стремлении, как он выражался, к археоло-

в него камень...» [8]. гически точному стилю, что, может быть,

Рис. 3. Письмо архимандрита (из фондов Музея-квартиры М.М.

Зинона М.М. Потапову Потапова в г. Соликамске)

Рис. 4. Портрет М.М. Потапова, выполненный С. Домусчи в Соликамске в 1987 г. (из фондов Музея-квартиры М.М. Потапова в г. Соликамске)

а)

б)

Рис. 5. а) Орден Св. апостола-евангелиста Марка, врученный М. М. Потапову патриархом Александрийской православной церкви Николаем VI (орден и фото - из фондов Музея-квартиры М. М. Потапова в г. Соликамске), б) акт вручения, М. М. Потапов - второй справа)

соответствует научному мышлению ХХ в., добавляет интересных особенностей произведениям художника, о котором идет речь, однако несколько противоречит природе искусства, тем более такого своеобразного, как иконопись. При этом Потапов, как человек культурный, в хорошем смысле слова интуитивный, осознающий «социальный заказ» в глубинном, позитивном смысле этого слова (Потапов, в конце концов, стал протодиаконом РПЦ) создавал иконопись, очень привлекательную для современников.

Более детальное, более предметное и системное изучение творческого наследия

М.М. Потапова, его личности как порождения времени мы планируем осуществить в рамках нашей кандидатской диссертации, посвященной искусству Потапова, потенциалу его культурного влияния на Пермский край и иные регионы в контексте современной глобализации и информатизации. Оцененный в частности искусствоведом Р.В. Багдасаровым (зафиксировавшим в том числе в предисловии к альбому иконописи Потапова жизненный путь художника), увлекший нас и наших коллег как исследователей, людей с культурными инициативами, Потапов, безусловно, требует особого

а) б)

Рис. 6. Свидетельство о присвоении малой планете 13480 имени Потапов (а), справка о данной планете (б) (из фондов Музея-квартиры М.М. Потапова в г. Соликамске)

исследовательского и иного внимания как личность, разнообразно отразившая время, пытавшаяся с пользой раскрыть свои таланты, давшая пример культурной адаптации к весьма сложной эпохе - за счет стремления к творчеству, постоянному духовному саморазвитию. НИИ «Крымская астрофизическая обсерватория» в 2002 г. присвои-

ла одной из малых планет имя «Потапов» (см. рис. 6 а, б), что говорит как минимум о популярности, которую надо, повторим, связать с более серьезными исследованиями характера творчества, влияния на культурное пространство - в том числе через особенное явление частного музея [16] - Михаила Михайловича Потапова.

со о

о

Список литературы:

[1] Багдасаров Р. Протодиакон М. Потапов. Путь изографа // Михаил Потапов. Иконопись: художественно-биографическое издание - книга-альбом. - Соликамск: Преображение, 2012. -С. 17-44.

[2] Бондаренко О.В. О традициях иконописи М.М. Потапова // Михаил Потапов. Линия жизни: материалы межрегиональной научно-практической конференции 29-30 июня 2013 г., г. Соликамск / Под общ. ред. О.В. Бондаренко, С.И. Сизовой. - Соликамск: Преображение, 2014. - С. 24-28.

[3] Бондаренко О.В. Экспозиция иконописных работ М.М. Потапова в Соликамском краеведческом музее (общий искусствоведческий анализ; о некоторых перспективах места и роли выставки в духовном и культурном пространстве региона) // Михаил Потапов. Линия жизни: материалы межрегиональной научно-практической конференции 29-30 июня 2013 г., г. Соликамск / Под общ. ред. О.В. Бондаренко, С.И. Сизовой. - Соликамск: Преображение, 2014. - С. 18-23.

[4] Бондаренко О.В., Лапин С.И. Личная история художника Потапова // Неизведанные страницы истории Верхнекамья: личность и судьба в истории: материалы Межрегиональной (всероссийской) научно-практической конференции 27-28 ноября 2014 г. в Соликамске. - Соликамск: Сфера, 2014. -С. 15-19.

[5] Выставка известного иконописца открывается в Соликамске. [Электронный ресурс]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.zel-veter.ru/news/view/997 (14.08.2012)

[6] Губарева О.В. Икона как искусство: эстетические традиции русской иконописи и современная визуальная культура. - СПб: Аргус, 2022. - 454 с.

[7] Данилов А.Н. Современная икона: возвращение к канону и ответственности (заметки иконописца) // Труды Белгородской духовной семинарии. - 2018, № 7. - С. 206-215.

[8] Евангелие от Иоанна 8:7.

[9] Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. - М.: Издательство Государственного Дарвиновского музея, 1935. - 596 с.

[10] Михаил Потапов. Иконопись: художественно-биографическое издание - книга-альбом. - Соликамск: Преображение, 2012. - 308 с.

[11] Никонов М.О. Михаил Потапов. Взаимосвязь египетского и иконописного творчества - лики Эх-натона и Иисуса Христа // Михаил Потапов. Линия жизни: материалы межрегиональной научно-практической конференции 29-30 июня 2013 г., г. Соликамск / под общ. ред. О.В. Бондаренко, С.И. Сизовой. - Соликамск: Преображение, 2014. - С. 80-83.

[12] Религии мира: история, культура, вероучение / под ред. А.О. Чубарьяна, Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Олма Медиа Групп, 2006. - 398 с.

[13] Серебренникова Р.Г., Бондаренко О.В. Концепция развития Музея-квартиры М.М. Потапова в Соликамске. - Соликамск: Музей-квартира М.М. Потапова, 2014. - 63 с.

[14] Трапезникова А.С. Иконописание в Петербурге на рубеже XX-XXI веков: традиция и современная практика / Дис. ... канд. искусствовед. - СПб., 2013. - 280 с.

[15] Федяев А.П. Эхнатон и культура Древнего мира // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014, № 28. - С. 165-170.

[16] Шехватова Е.В. Современное состояние и перспективы развития частных музеев России // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2021, № 4 (30). -С. 36-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.