Научная статья на тему 'Иконописное наследие Г. Н. Журавлева в музеях Самарского края'

Иконописное наследие Г. Н. Журавлева в музеях Самарского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
359
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМАРСКИЙ КРАЙ / SAMARA REGION / МУЗЕЙ / MUSEUM / КОЛЛЕКЦИЯ / COLLECTION / ИКОНА / ICON / Г.Н. ЖУРАВЛЕВ / МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА / НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ / ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ / LORD ALMIGHTY / СВТ. ЛЕВ / СВТ. LION / ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ / G. N. ZHURAVLYOV / MLEKOPITATELNITSA / NIKOLAY CHUDOTVORETS / WIVES-MIRONOSITSY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пархоменко Любовь Александровна

Статья посвящена творчеству утевского иконописца 80-х годов XIX века 10-х годов XX века Г.Н. Журавлева. Большая часть его иконописного наследия хранится в музеях Самарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the creativity of the utevsky icon painter of the 80th of XIX the 10th of the XX centuries of G. N. Zhuravlyov. Most of his iconographic heritage stored in museums of the Samara region.

Текст научной работы на тему «Иконописное наследие Г. Н. Журавлева в музеях Самарского края»

обращения: 01.06.2012).

6. Типология // Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]. — 3-е изд. — URL: http://bse.sci-lib.com/article110675.html (Дата обращения: 02.06.2012).

7. Bowen, J. Early museums online — two examples / J. Bowen // A Brief History of Early Museums Online // The Rutherford Journal. — Volume 3. — 2010.

8. Higgins, C. Museums' future lies on the internet, say Serota and MacGregor / Charlotte Higgins // guardian.co.uk. Дата обновления: 08.07.2009. — URL: http://www.guardian.co.uk/artanddesign/2009/ jul/08/museums-future-lies-online?INTCMP=SRCH (дата обращения: 01.06.2012).

КОНОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ Г.Н. ЖУРАВЛЕВА В МУЗЕЯХ САМАРСКОГО КРАЯ

Л. А. Пархоменко

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Статья посвящена творчеству утевского иконописца 80-х годов XIX века — 10-х годов XX века Г.Н. Журавлева. Большая часть его иконописного наследия хранится в музеях Самарского края. Ключевые слова: Самарский край, музей, коллекция, икона, Г.Н. Журавлев, Млекопитательница, Николай Чудотворец, Господь Вседержитель, свт. Лев, жены-мироносицы.

The article is devoted to the creativity of the utevsky icon painter of the 80th of XIX — the 10th of the XX centuries of G. N. Zhuravlyov. Most of his iconographic heritage stored in museums of the Samara region. Key words: Samara region, museum, collection, icon, G. N. Zhuravlyov, Mlekopitatelnitsa, Nikolay Chudotvorets, Lord Almighty, свт. Lion, wives-mironositsy.

В коллекциях музеев Самарского края иконописное наследие Григория Николаевича Журавлева (1858—1916), удивительного безрукого и безногого иконописца из с. Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Нефтегорского района Самарской области), занимает свое особое место.

О Г.Н. Журавлеве написано более десятка документальных и художественных сочинений, сняты фильмы. Изданы красочные открытки с его работами, буклеты. Но до сих пор мы не имеем исчерпывающих сведений о его жизни и творчестве. Сколько икон написал Григорий Журавлев, также неизвестно. Судьба многих из них открывается 190 1997-0803 ВЕСТНИК

постепенно, с годами.

В музеях страны, в том числе и Самарской области, выявлено семнадцать подписных, а также приписываемых Г.Н. Журавлеву работ.

В Петербурге в Эрмитаже хранится поясная икона святителя Николая Чудотворца рубежа XIX—XX веков. Она выполнена на золотом фоне в реалистической светотеневой манере, в традициях академической живописи. На иконе — авторская подпись в две строки: «Писал зубами крестьянин Григорий Журавлев Самарской губ. Бузулук. уезда села Утевки».

В Петербурге же в Музее истории рели-МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 190-196

гии и атеизма хранилась икона «Избранные святые» (45х44). Ныне она находится в Казанском соборе. Икона была написана в память о спасении императора Александра III с семьей при крушении царского поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Изображенные на ней свв. Николай Чудотворец, Мария Магдалина и Александр Невский соименны царской семье, — её покровители. Память остальных — пророка Осии, Андрея Критского, Косьмы и Дамиана — отмечалась 17 октября, то есть в день железнодорожной аварии. Икона выполнена профессионально, в живописной манере и в стиле времени. Композиция не совсем обычная, но интересная: святые как бы возникают из гирлянды облаков. На оборотной стороне иконной доски — надпись: «Сию икону рисовал зубами крестьян. Григорий Журавлев Самарской губ. Бузулукского уезда села Утевки марта 13 дня 1889 года» (3). Эту икону заказали Журавлеву самарские дворяне для поднесения императору, заплатив утевскому иконописцу за ее написание 50 рублей, собранные по подписке (5).

Екатеринбургскому музею изобразительных искусств в октябре 1991 года был подарен писателем и журналистом Е.И. Девиковым тщательно выписанный поясной образ Вседержителя в серебряном окладе. На иконе под образом — ровные строчки: «Сия икона писана зубами в Самар. губ. Бузул. уез. в селе Утевке. Крестьянин Григорий Журавлев безрукий и безногий. 10 июля 1886 года» (2).

На коричневато-охристом фоне с туманным зеленоватым отливом, заключенном в неширокое коричневое обрамление со светло-коричневой пятимиллиметровой каймой, изображен Господь Вседержитель. Он облачен в свободную одежду красного цвета с широкими рукавами, с золотистым оплечьем. Поверх изображен гиматий голубого цвета. Эта свободная одежда, ниспадая по левой стороне у пояса, препоясывает и драпирует фигуру.

Лик выписан тщательно с аккуратной прорисовкой, мягким подмалевком, осторожной и в то же время уверенной прора-

боткой полутонов лессирующими, жидко разведенными красками. Спаситель восседает, держа на левом колене вертикально поставленную книгу Священного Писания. На двух раскрытых ее страницах виден текст, выписанный уставом (полным начертанием букв при отсутствии сокращений): «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга. Якоже возлюбих вы. Да и вы любите себе» (Евангелие от Иоанна, 13:34). Фигура развернута фронтально, взгляд обращен к предстоящему.

В Церковно-археологическом Кабинете при Московской Духовной Академии наряду с известными древними иконами представлен образ святителя Льва, Папы Римского. На тыльной стороне доски надпись: «Сию икону писал зубами крест. Григорий Журавлев Самарской губ. Бузулук. уезда с. Утевка той волости июля 30 д 1892 года» (10). Икона написана добротно, с тщательной проработкой формы мелким мазком. В колорите преобладают мягкий коричневый цвет и бледные розово-голубые тона на нежном сером фоне. В этом образе допущено отступление от иконописных канонов, по которым святителя положено изображать держащим в левой руке Евангелие, а правой преподающим благословение. Здесь же руки св. Льва глубоко спрятаны в рукава рясы. Единоличные образы св. Льва, Папы Римского встречаются редко. Скорее всего, икона была выполнена по заказу как образ, соименный заказчику или члену его семьи.

Большая часть иконописного наследия Г.Н. Журавлева находится в музеях Самарского края. Три его работы хранятся в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина (далее — СОИКМ):

1. Икона «Богоматерь Млекопита-тельница». Дерево, доска без ковчега и шпонок. Левкас, темпера. 31х26. (№ КП—14582/9). На оборотной стороне иконы имеется рукописная надпись: «Икона писана Журавлевым Григорием Николаевичем в 1910 г., безруким и безногим самоучкой-художником, крестьянином с. Утевки Кинельского района Средне-Волжского края. Работал зубами. Приобретена

В.В. Грачевым 6 июня 1933 г. у племянницы художника Мокевой Анны Давыд. в с. Утевке, в присутствии которой писана икона. В.В. Грачев». Поясное изображение Богоматери выполнено в светотеневой манере в красном мафории. Тонально выделены складки. По краю мафория — золотистая кайма, на очелье и плечах — тризвез-дица. Подкладка мафория зеленая. Хитон голубой. Ворот золотистого тона. Главу Ее венчает зубчатая корона, украшенная «жемчугом» и голубыми камушками. Богоматерь обеими руками поддерживает полулежащего Младенца, приникнувшего к ее правой груди. На Младенце белый с голубой каймой по вороту и подолу хитон. Главы Богоматери и Младенца изображены в золотистых лучистых нимбах. Фон иконы серовато-голубой. В верхней части ее по углам — монограмма Богоматери.

Икона является повторением одного из списков чудотворного образа «Богоматери Млекопитательницы» Хиландарского монастыря на Афоне (Греция), известного и почитаемого на Руси.

2. Икона «Св. Димитрий Солунский». Начало XX века. Дерево, доска без ковчега, две врезные сквозные шпонки. Левкас, темпера. 37,5х32. (№ КП —14582/8). Изображение выполнено в светотеневой манере. Святой представлен безбородым юношей с короткими волнистыми волосами, не закрывающими ушей; по пояс в фас, с атрибутами воина — в доспехах и с оружием. В правой руке он держит четырехконечный украшенный «жемчугом» и «камнями» «золотой» крест. В левой руке

— длинное тонкое копье. Эту руку прикрывает «серебряно-золотой» овальный щит. Нимб с «жемчужной» обнизью. Фон иконы

— красновато-коричневый. Средник с трех сторон отделен от желтовато-охристых полей темно-зеленым контуром. Поля декорированы геометрическим орнаментом.

В селе Утевка были две действующие церкви. Одна из них — Дмитриевская, была построена тщанием прихожан в 1810 году, а в 1870—1875 годах расширена. Престола в ней было два: главный во имя Великомученика Дмитрия Солунского

и придельный во имя Св. Благоверного князя Александра Невского. Этим объясняется написание икон этих святых Г.Н. Журавлевым для церкви родного села.

3. Икона «Богоматерь Смоленская». 80-е годы XIX века. Дерево, доска без ковчега, с двумя врезными сквозными шпонками и 4-мя «ласточками» (на обороте). Левкас, темпера, масло. 84х63,5. (№ КП—14582/16). Богоматерь изображена по пояс, она чуть повернута к Младенцу, поддерживаемому ее левой рукой. Лик Христа немного повернут к Богоматери. Спаситель держит в левой руке свернутый свиток, а правой благословляет. Правая рука Богоматери в деисусном положении, как знак поклонения Сыну. Верхние одежды Богородицы — ярко-красного цвета, нижние — голубовато-синие; одежды Младенца — зеленые и желтые. Фон иконы коричневый.

В фондах СОИКМ хранится фотокопия еще одной иконы Г.Н. Журавлева (№ НВСП—7546/3). Подлинник находится в Самаре, в частных руках. В народе ее называют «Утевская Мадонна». На иконе небольшого формата изображена погрудно крестьянка в белом платке с младенцем на руках. Лицо простое, типично заволжское. Большие тёмные глаза. На губах чуть наметившаяся улыбка. Очертаниями изображение напоминает «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Жители села Утевки говорят, что на иконе изображена их односельчанка Екатерина Грачева с сыном Федором. Писал их образ Журавлев восемь лет.

В фондах Краеведческого музея городского округа Сызрань (далее — СКМ) хранится двусторонняя икона «Богоматерь Феодоровская» и «Св. Николай Мирли-кийский Чудотворец». Конец XIX века. Дерево, темпера. 46,6х38,5 см. (№ НВСП — 1567/7). Доска имеет выемку в нижней части по центру, указывающая на то, что икона могла быть запрестольной или выносной. На лицевой стороне — «Богоматерь Федоровская» традиционной иконографии. Богоматерь в коричневом мафории, голубом чепце и зеленом хитоне. Богомладенец в белом хитоне и красноватом гиматии, волосы на Его головке — курчавые. Нимбы

отсутствуют. Вокруг головы Богоматери — свечение. Изображение исполнено в светотеневой «реалистической» манере. На оборотной стороне — поясное фронтальное изображение Св. Николая Мирликийского Чудотворца — седовласого старца с широким высоким лбом, милостивым взглядом, тонким длинным носом, небольшим ртом и слегка курчавой небольшой бородкой. На голове — митра охристого цвета, украшенная овальными декоративными вставками. Вокруг лика — «золотой» нимб с тонким красновато-коричневым контуром. Святой облачен в синий хитон, желтовато-зеленую фелонь и омофор того же цвета. В правой руке святитель Николай держит закрытое Евангелие, а левой благословляет двуперстно.

Стилистическое сходство в манере исполнения с иконой «Богоматерь Смоленская» (СОИКМ), приписываемой утевскому иконописцу, идентичное написание букв, общее для всех подписных икон мастера — все это даёт основание считать, что автором двусторонней иконы был Г.Н. Журавлев.

В Самарском епархиальном церковно-историческом музее (далее — СЕЦИМ) сейчас имеются девять иконописных работ Г.Н. Журавлева, среди них:

1. Икона «Свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий». Дерево, левкас, масло. 33х23. (№ КП — 1321). Под образом просветителей — надпись: «Сия икона писана зубами в Самарской губернии Бузулукского уезда Утёвской волости такого же села крестьянином Григорием Журавлёвым, безруким и безногим. 1885 год. 2 сентября». Икону передал епархиальному музею 1 января 1999 года священник Алексей Мокиевский, который служил в одной из церквей в городе Хромтау в Казахстане.

Образ святых написан в соответствии с «Иконописным подлинником», в котором под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, наречен-наго Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских, Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках

Евангелие. Константин — ризы преподоб-нические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду».

Известна еще одна икона работы Г.Н. Журавлева аналогичного изображения. Она найдена в 1963 году югославским историком живописи и реставратором Здравко Каймаковичем в сербской православной церкви в селе Пурачиц около Тузлы (Босния и Герцеговина). Икона средних размеров, исполнена масляными красками на доске. «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлева, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Святые написаны, как и на первой иконе, в рост, но со свитками в руках. Живопись представляет собой тщательную и тонкую работу.

«Мне ничего не известно о том, как икона преодолела путь от Утёвки до Пурачица, но я предполагаю, что она подарена церкви каким-нибудь нашим человеком, который был в России примерно в 1918 году, или пожертвована русским, переселившимся в Югославию...» (7).

По воспоминаниям М.И. Семенова (Блана) икону «святых» Кирилла и Мефодия, специальностью которых считалось обучение и воспитание юношества, по заказу самарского губернатора А.Д. Свербеева, Г.Н. Журавлев писал для Самарского реального училища. Эта икона с крупной надписью золотыми буквами «сия икона писана зубами» была поставлена на видном месте в актовом зале этого учебного заведения (8).

2. Икона «Богоматерь Взыскание погибших». Дерево, доска без ковчега, левкас, масло. 31х26,5. (КП — № 1395; передана в музей из церкви апостолов Петра и Павла в г. Самара). На оборотной стороне — надпись: «Подобие и мера чудотворной и мироточивой иконы находящаяся в Раковской общине. Сия икона писана зубами крестьян. Григорием Журавлевым в селе Утевке Бузулукского уезда месяца февраля 13 д. 1888 года». Иконография традиционная. Богоматерь изображена поколенно, чуть наклонив голову влево. Она поддержи-

вает Младенца Иисуса сплетенными руками в вертикальном стоячем положении на своих коленях, а Он прижался к Ее щеке, и держится левой рукой за шею, правой же прикасается к вороту Ее платья. Ножки слегка скрещены и обнажены от колен до пят. Главу Богоматери покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос. Она облачена в одеяние красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Лики Богоматери и Христа украшает накладной сдвоенный венец с фигурным краем в виде нимбов. Поле венца украшено стразами. Изображение в традициях светотеневой живописи. Тон ликов оливково-коричневый с высветлениями и подрумянкой, моделировка форм объемная. Манера письма плотная, эмалевидная.

Главную святыню Раковского Свято-Троицкого женского монастыря (1859— 1927 гг.) в с. Большая Раковка Самарского уезда Самарской губернии (ныне Красноярского района Самарской области), к которой восходит икона Журавлева, получила по наследству как фамильную реликвию первая настоятельница обители А.И. Кадышева (6). По семейному преданию, икона приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 году (1) или во 2-й половине XVIII века (9). Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием западных (итальянских или критских) образцов в конце XVIII века. Ныне эта икона находится в Покровском кафедральном соборе в г. Самаре (4).

3. Икона «Жены-мироносицы». 1910 год. Дерево, левкас, масло. 150х65. (КП — № 238). Поступила из церкви во имя Св. Троицы с. Утевка в 1999 году. Этот храм строился при участии художника в 1885—1892 годах, вместе с помощниками и учениками он ее расписывал по собственным эскизам, для нее написал с учениками несколько икон, некоторые из них вернулись в возрожденный собор.

Жены-мироносицы, последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к

погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его. В руках у них сосуды с миром. Это Матерь Его (она в красном хитоне и голубом мафории стоит в центре группы) и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Скорбные лики с глазами, наполненными слезами. По независящим от автора причинам, икона недоступна для исследовательской работы.

4. Икона «Богоматерь» из «Благовещения». Конец XIX — начало XX века. Дерево, доска без ковчега, одна сквозная врезная шпонка (отсутствует), левкас, темпера. 40,4х28,5. (КП — № 761; передана в музей Д.В. Вороновым (г. Самара) в 2003 году. Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Дева Мария благоговейно читает книгу Священного Писания в момент явления благовествую-щего ангела. Вполне вероятно, как считают, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: «Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил» (Ис. 7:14; это пророчество приводится и у Матфея — 1:23). По-видимому, икона является парной с изображением архангела Гавриила, и они писались для Царских врат.

5. Икона «Свв. Иаков, епископ Иерусалимский, Иоанн Креститель и праведная Анна». Конец XIX века. Дерево, масло, венцы из жести. 35,5х28,5. (КП — № 1021). Св. Иаков был сыном Иосифа Обручника от первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Иисус Христос явился к нему после Своего Воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Изображен традиционно в богослужебном облачении и сапожках, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Пророк Иоанн Креститель был родственником Иисуса Христа по материнской линии. Согласно традиции изображен в хитоне, гиматии и сандалиях. В левой руке

он держит посох. Праведная Анна — мать Богородицы, изображена в хитоне и мафо-рии. Манера письма эмалевидная, краски яркие, но сгармонированные. Живопись выполнена в характерной для художника светотеневой манере. Икона редкой иконографии. Скорее всего, она была выполнена по заказу как образы, соименные заказчику и членам его семьи. Стилистически икона идентична образу «Свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия».

В иконописно-столярной мастерской Журавлева было выполнено, предположительно, еще 4 иконы СЕЦИМа. Это: «Богоматерь Тихвинская» (КП—№ 1327, одна из ранних сохранившихся работ мастера), «Богоматерь Тихвинская» (КП—№ 1235), «Св. прп. Георгий» (КП—№ 702) и «Прп. Симеон Персидский» (КП—№ 739).

Исполнение икон Богородичного цикла «Богоматерь Тихвинская» позволяет «заглянуть» в творческую мастерскую художника. Иконы «Св. прп. Георгия» и «Прп. Симеона Персидского» так же можно идентифицировать как иконы Г.Н. Журавлева, по манере исполнения, характеру надписей, фонов, а также по доскам, на которых иконы исполнены. Новое — введение пейзажа как неотъемлемой части сюжета иконы.

Кроме музеев, иконописные работы Г.Н. Журавлева представлены в храмах, монастырях и в частных коллекциях. Большая часть их собрана в Свято-Троицкой церкви с. Утевка.

Известно, что Г.Н. Журавлев учился иконописанию у самарского профессионального художника Травкина, посещал в Самаре и иконописную мастерскую Алексея

Ивановича Сексяева. Как и большинство иконописцев конца XIX — начала XX века, работал он в академической манере. Но его иконы, выполненные в масляно-темперной технике, отмечены и влиянием крестьянского искусства.

Начинал он с простых икон, где была одна фигура святого, но потом понемногу перешел к более сложной иконографии. И все же пейзаж на его иконах почти полностью отсутствует. Не все работы были написаны им самим, возможно над отдельными иконами работали сразу несколько человек. Известно, что младший брат иконописца, Афанасий, делал доски, наносил на них левкас и контур изображения, был он и хорошим чеканщиком. Имена учеников Григория Журавлева, помогавших ему расписывать Свято-Троицкую церковь в селе Утевке, писавших также для нее иконы, установил утевский краевед К.Е. Данилов. Ими были Михаил Хмелев и Василий Попов, но исследование их творчества выходит за рамки данной статьи.

Сам Журавлев был неплохим рисовальщиком, его живопись тщательна и тонка. Но произведениям иконописца свойственна некоторая статичность. По-видимому, в этом сказалась физическая ограниченность его возможностей.

Несомненная одаренность, исключительная одухотворённость и абсолютная индивидуальность творческого наследия Г.Н. Журавлева позволяют в завершение сказать, что музеи Самарского края обладают уникальным наследием художника, судьба и творчество которого стали одним из явлений отечественного православного искусства на рубеже XIX—ХХ веков.

Примечания

1. Альбицкий П. А. Исторические сведения об иконе Божьей Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре Самарской епархии и уезда (1666—1895 гг.). — Самара: Тип. Жданова Н.А., 1896. — С. 123.

2. Девиков Е.И. Нерукотворной иконе 120 лет [Электронный ресурс]: Опубликовано: 18.01.07 в 15:15: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=114147.

3. Девиков Е. По следам безрукого иконописца [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <http://www.proza.ru/2004/09/16-160>.

4. Красилин М, Данченко Е. Церковные древности Самарской земли: Каталог. — М.: Индрик, 2009. — С. 121—123.

5. Малиновский А.С. Г.Н. Журавлев // Православная энциклопедия. — Т. XIX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — С. 386.

6. Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.): Справочник. — Самара: Самарский дом печати, 2002.

— С. 65.

7. Письмо Здравко Каймаковича учителю Утевской школы К.Е. Данилову. 11.10.1965 года / СОИКМ, № НВСП—7546/4.

8. Семенов М.И. (Блан М.). Революционная Самара 80—90-х годов: воспоминания. — Куйбышев, 1940.

— С. 18.

9. Т.М. Поездка в Раковскую женскую пустынь Самарской губернии // Домашнее чтение. — 1882.

— Ч. 2. — № 8. — С. 441.

10. Угодно в очах Божиих дело сие: Сокровища Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии / Под ред. Г.В. Попова, сост. Л.П. Тарасенко. — Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический центр, 2004. — С. 206.

Иллюстрации

1. «Богоматерь Феодоровская». Конец XIX в. (СКМ).

2. «Свв. Иаков, епископ Иерусалимский, Иоанн Креститель и праведная Анна». Конец XIX в. (СЕЦИМ).

3. «Богоматерь» из «Благовещения». Конец XIX — начало XX в. (СЕЦИМ).

4. «Богоматерь Взыскание погибших». 1888 г. (СЕЦИМ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.