DOI 10.24411/2499-9679-2019-10408
УДК 008
Т. В. Юрьева https://orcid.org/0000-0002-1874-5487
Иконописец Пимен Софронов: причудский период творчества
В статье впервые дается целостный анализ творчества всемирно известного, но мало изученного старообрядческого иконописца и реставратора икон Пимена Максимовича Софронова. Автор осуществляет систематизацию разрозненных сведений о его творчестве, выстраивает хронологию создания основных его произведений, делает предварительный анализ его авторской манеры. Анализируя биографические данные и творчество иконописца, автор статьи выделяет три основных периода его деятельности: причудский, или шире - прибалтийский, западноевропейский и американский. Посвятив данную статью первому периоду творчества П. М. Софронова, автор рассматривает иконные комплексы старообрядческих моленных Причудья, где иконописец работал в составе мастерской своего учителя, Г. Е. Фролова: это иконостасы храма д. Раюши, храма Резекненской общины, моленной в д. Казепель, моленной в д. Кикита, моленной в Малых Кольках, старообрядческого Троицкого храма в Муствэе, моленной «Благовещенья Пресвятой Богородицы», святителя Николая и девы Стефаниды в Таллинне. Обширное число выявленных произведений позволяет исследователю сделать вывод о формировании в этот период авторской манеры художника, отличающей его иконописные произведения от иконописной манеры других причудских мастеров. Исследование получит продолжение в ряде последующих статей автора, посвященных следующим этапам творчества П. М. Софронова.
Ключевые слова: икона, старообрядчество, иконописание ХХ века, Русское Зарубежье, П. М. Софронов T. V. Yurieva
Icon-painter Pimen Sofronov: Period of Creativity in Prichudie
In the article the complete analysis of works of the world famous, but little studied Old Belief icon painter and the restorer of icons Pimen Maksimovich Sofronov is given for the first time. The author carries out systematization of certain data on his creativity, makes chronology in creation of his main works, does the preliminary analysis of his author's manner. Analyzing biographic data and works of the icon painter, the author of the article allocates three main periods of his activity: Prichudie, or wider - Baltic, Western European and American. Having devoted this article to the first period of P. M. Sofronov's creativity, the author considers icon complexes of Old Belief preaching-houses in Prichudie where the icon painter worked with his teacher, G. E. Frolov: these are iconostases of the temple in Village Rayushi, the temple of the Rezekne community preaching-house, a preaching-house in Village Kazepel, a preaching-house in Village Kikit, a preaching-house in Maly Kolki, the Old Belief Troitsk temple in Mustvee, a preaching-house «Blessed Virgin Mary's Annunciation», the prelate Nikolay and the maiden Stefanida in Tallinn. The extensive number of the revealed works allows the researcher to draw a conclusion on formation during this period of the author's manner of the artist distinguishing his icon-painting works from the icon-painting manner of other Prichudie masters. The research will be continued in a number of the author's subsequent articles devoted to the following stages of P. M. Sofronov's creativity.
Keywords: icon, Old Belief, painting of icons of the XX century, Russian Abroad, P. M. Sofronov.
Имя Пимена Софронова (1898-1973) парадоксально мало известно в России, несмотря на то, что биографы и исследователи с очевидным постоянством отмечают, что это один из величайших иконописцев ХХ века (например, статьи В. Завалишина «Лучший иконописец нашего времени»[2] и В. Малышева «Пимен Софронов, величайший старообрядческий иконописец ХХ столетия ...»[5]). Как справедливо отмечено, Пимен Софронов «заслуженно считается самым выдающимся русским и славянским иконописцем ХХ столетия, сохранившим технику и стиль древнерусского <...> письма, унаследованного от Византии» [7, с. 146-147].
Его заслуга перед русским иконописанием состоит в том, что, работая на протяжении всей своей жизни, он создал огромное количество произведений, продолжив традиции русской иконописи в ХХ веке, а также создал
по всему миру несколько иконописных школ. Он обучал учеников в иконописной мастерской при рижском «Кружке ревнителей русской старины [Иванов], заложил основы «парижской школы» иконописания, когда вместе с П. А. Федоровым и Г. В. Морозовым организовал иконописную артель общества «Икона» в Париже [15, 16], обучал монахов в монастыре Аме (Бельгия), работал на курсах иконописи при Кондаковском семинаре в Праге [12], организовал школу иконописи в монастыре Раковицы близ Белграда (Сербия).
Нельзя сказать, что исследовательская литература о П. М. Софронове обширна. Совсем нет работ, направленных на анализ его иконографического творчества. Тем не менее, биографические сведения о нем мы можем почерпнуть из словаря «Художники
© Юрьева Т. В., 2019
Русского Зарубежья» О. Л. Лейкинда, К. В. Махрова и Д. Я. Северюхина [8], или в двухтомнике, посвященном обществу «Икона» в Париже [1, с. 16-17; 289-291], а также в статьях Т. К. Шор [13, 14], М. Ржоутила и др. [3, 12, 18].
Из них мы узнаем, что Пимен Максимович Софронов, всемирно известный старообрядческий иконописец и реставратор, родился 4 сентября 1898 г. в деревне Тихотка (эстон. Тихеда) Казепяэской волости Тартуского уезда Лифляндской губернии, расположенной на западном берегу Чудского озера, в семье крестьянина-старообрядца. В роду Софроновых были авторитетные наставники, иконописцы. Анализируя биографические данные и творчество иконописца, мы можем выделить три основных периода его деятельности: причудский, или шире -прибалтийский, западноевропейский и американский.
Данная статья посвящена первому периоду творчества мастера, когда сначала он жил в Причудье, а затем работал в Таллинне и Риге.
В 12 лет Пимен начал учиться древнему ремеслу иконописания у известного мастера-старообрядца Гавриила Ефимовича Фролова (1854-1930) при моленной в соседней деревне Раюши. На протяжении 16 лет он был духовным сыном, соратником и наследником этого известного федосеевского наставника, иконописца и духовного писателя.
Поэтому, прибалтийский период в творчестве П. М. Софронова в основном ученический, художник работал под руководством Г. Е. Фролова, являясь членом его артели. Все работы этого времени по созданию иконостасов в причудских моленных были результатом их совместного труда. Это иконостасы в храме Резекненской общины, моленной в д. Казепель, моленной в д. Кикита, в Малых Кольках, старообрядческого Троицкого храма в Муствэе, таллиннской моленной «Благовещенья Пресвятой Богородицы», святителя Николая и девы Стефаниды.
Первой известной масштабной работой, в которой участвовал П. М. Софронов, все биографы называют участие в росписи старообрядческого храма в д. Раюши, в частности, известно, что для этого храма он написал икону «Спасителя»
Этот храм, правда, не в первозданном его виде, существует по сей день. Первая моленная была построена в 1879 г., обновлена она была под руководством Г. Фролова и при его частичном финансировании в 1902-1910 годах. Как указывает Янис Плаат, «основная часть икон для храма и большой иконостас были закончены Фроловым и его мастерской около 1920 года.» [9, с. 20]. Во время второй мировой войны, в 1944 г. моленный дом сгорел, но большую часть икон спасти удалось и они по-прежнему
украшают моленную в д. Рая (Раюши). Это обширный пятирядный иконостас и две большие иконы: «Спаса Вседержителя» (справа), и «Св. Николая Чудотворца» (слева) впереди, в киотах. Часть этих икон, несомненно, принадлежит руке П. М. Софронова.
Мастерская Г. Фролова, в состав которой продолжал входить П. Софронов, работала практически во всех, за редким исключением, старообрядческих храмах Причудья. Храм Резекненской старообрядческой Кладбищенской общины представляют собой особую историческую ценность - это единственная деревянная старообрядческая моленная в Резекне. В 1906 году в храме был установлен четырехъярусный иконостас и оформлен интерьер. По состоянию на 1908 год, здесь числилось 110 икон и крестов, 44 крупнейшие из них были пожертвованы И. П. Синицыным. Указывается, что 45 образов храма написана известным русским иконописцем Гавриилом Фроловым и его учеником Пименом Софроновым. В каталоге Ю. Н. Мануйлова опубликована икона «Благовещение Пресвятой Богородицы», написанная П. М. Софроновым для этого храма в 1926 г. [6, с. 161].
Моленная в д. Казепель (Казепяэ), которая стоит и по сей день, была построена на месте предыдущей (1862 г.) в 1902 г. по проекту губернского архитектора Вильгельма Шиллинга. В связи с этим иконостас моленной обновляли иконописцы мастерской Г. Фролова. Всего сейчас в моленной находится более 100 икон различного времени.
Первая моленная в д. Кикита (Кикитовская моленная) была освящена в 1740 году, следующая ее постройка была сделана в 1865 году. Она частично сгорела в 1943 г., но иконостас удалось спасти. Современная моленная существует с 1945 года. Храм освятили 28 августа 1950 года в честь Рождества Иоанна Крестителя и Успения Божьей Матери. Туда и был перенесен иконостас, часть икон которого были написаны в 20-е годы Г. Е. Фроловым и его учениками П. Софроновым и Ф. Мызниковым. Иконостас четырехрядный, состоит из 36 икон. Помимо этого в Кикитовской молельне находится выполненный П. М. Софроновым крест-распятие «на память от имени Анлдрея и Ефросинин Смолкиных [6, с. 161].
Старообрядческий Троицкий храм в Муствэе (Черная, Чорна) был построен в 1927-1930-х годах по проекту инженера Й. Янсена. До сего дня этот храм остается самым большим старообрядческим храмом Эстонии. Иконы для храма писались Г. Фроловым, П. Софроновым, М. Солнцевым. Атрибутированы семь икон, принадлежавших кисти Софронова. Это центральная икона из первого ряда - «Троица Ветхозаветная» (ок. 1930 г.), четыре иконы второго ряда иконостаса: «Похвала Пресвятой Богородицы»
(ок. 1930 г.), «Св. великомученик Димитрий» (ок. 1930 г.), «Воскресение Христово» (ок. 1930 г.), «Св. мученица Агриппина» (ок. 1930 г.), икона из третьего ряда «Рождество Христово» [6, с. 161].
В 1927 году Пимен Софронов работал в моленной в Малых Кольках. Здесь также мастерской Г. Е. Фролова был написан иконостас [9, с. 250]. Исследователями определяется ряд икон, принадлежащих манере П. М. Софронова. Это «Благовещение», «Спас на троне с предстоящими», «Богоявление» в местном ряду иконостаса [6, с. 92].
Важным моментом в исследовании творчества П. М. Сафронова этого периода является то, что поскольку все эти работы осуществлялись артелью художников, не всегда возможно различить авторство икон этой мастерской. Одна из исследователей творчества Фролова и Софронова Мари-Лийс Паавер делает такую попытку, предлагая считать самым достоверным доказательством личное письмо. Она дает характеристики такового у Фролова следующим образом: «При более внимательном рассмотрении можно заметить, что у Фролова лики выписаны более приглушенными светящимися слоями. Последний светящийся слой у него не столь обширен, как, например, у Пимена Софронова, и нанесенные на него оживки трудноотличимы от самого слоя. У ликов на иконах Фролова нет (вероятно также, по сравнению с манерой Софронова - Т. Ю.) большого светлого «пятна» на скуле, над бровью, на лбу и шее. Ему свойственно при написании ликов наносить как бы два высветляющих слоя (третий, очевидно, был очень незначительным, почти незаметным) и на них три тонких коротеньких оживки» [10]. К сожалению, подобные наблюдения за художественным стилем П. М. Софронова отсутствуют. Отмечая, в частности, что на раюшских иконах можно увидеть разные типы личного письма, исследовательница не пишет, какие же иконы моленной принадлежат тому и иному художнику [11, с. 170]. Важно также отметить, что разделение труда в мастерской Фролова вероятно предполагало совместную работу над одной иконой, где доличное и личное выполнялось разными мастерами. Так, Ю. М. Мануйлов указывает, на две иконы из частного собрания с клеймом Фролова, на одной из которых, по его мнению, «лик Апостола явно написан рукою П. Софронова» [6, с. 111]. Это также затрудняет атрибуцию при выделении икон, принадлежащих собственно П. М. Софронову.
В этом смысле важным объектом для исследования творчества П. М. Софронова является иконостас в Таллиннской моленной «Благовещенья Пресвятой Богородицы, святителя Николая и девы Стефаниды» в росписи которой П. М. Софронов участвовал в
1930-1931 г. Моленная была построена по проекту архитектора Николая Тамма-младшего в 1930 году. В ней находится четырехрядный иконостас с двумя добавочными киотами. П. М. Софроновым написан нижний ряд иконостаса, состоящий из девяти икон: центральная икона «Спаса Нерукотворного», справа -иконы Иоанна Крестителя, апостола Павла, евангелиста Иоанна Богослова, св. Александра Невского (изображен по древней традиции в схиме); слева - иконы Богоматери, апостола Петра, евангелиста Матфея, св. мученицы Стефаниды. Как считает Яанус Плаат, «это была его крупнейшая самостоятельная работа в Эстонии до начала интенсивной деятельности за границей...» [9, с. 192]. Поскольку таллиннская моленная ни разу не подвергалась разграблению, иконостас сохранился полностью и может служить основой для разнонаправленных исследований, в том числе и стиля художника. Как отмечает Ю. Н. Мануйлов, «все иконы написаны на фанере. Зеленого цвета фон икон украшен стилизованными облачками, заимствованными автором с икон конца XVI - начала XVII веков. В этих иконах уже видны излюбленные приемы мастера, в частности, растушеванные нимбы и узнаваемый „софроновский взгляд"» [6, с. 91]. Вторит ему исследовательница Мари-Лийс Паавер, которая к таковым относит зеленоватые облака и постепенный переход от оливково-зеленого цвета возле головы к золотому на внешнем крае нимба, что является излюбленным приемом Мстеры и Палеха, но не свойственно местной иконописи в целом [10, с. 204]. Однако, позволим себе заметить, что несмотря на несомненную общность данных икон и наличие упомянутых в каждой из них облаков, этот прием, как показывают дальнейшие исследования, не является характерным для творчества П. М. Софронова в целом и практически не использовался им в других иконах.
Помимо иконописной работы в храмах, в прибалтийский период у П. М. Софронова появилось еще одно важное занятие, которому он много времени уделял на протяжении всей последующей жизни. Это преподавание практического иконописания. В 1928 г. по приглашению И. Н. Заволоко Софронов приезжает в Ригу, где открывает иконописную мастерскую при сиарообрядческом обществе «Гребенщиковское училище», а также возглавляет иконописную мастерскую при «Кружке ревнителей русской старины». У него учились К. А. Павлов, один из учредителей кружка, в будущем - известный иконописец, причетник Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, художники
Ю. Г. Рыковский и Е. Е. Климов, иконописец Т. В. Косинская. Помимо преподавания
П. М. Софронов продолжал писать и реставрировать иконы. В 1929 г. состоялась выставка икон, на которой особое внимание получили образы П. М. Софронова «Деисус» и «Спас Нерукотворный».
К комплексу икон П. М. Софронова, принадлежащих данному периоду следует отнести также произведения из частных коллекций. Известны такие иконы, как «Введение в церковь Пресвятой Богородицы с приписными святыми» (ок. 1930 г., частная коллекция Курта Эберхарда [19]), «Успение Пресвятой Богородицы (ок. 1930 г., частная коллекция, Таллинн), «Спас Смоленский с припадающими святыми» (ок. 1930 г., частная коллекция, Таллинн), «Богоявление Господне» (ок. 1930 г., была предсиавлена на выставке икон в Латвии в 2009 г.). Они дают дополнительное представление об иконописи П. М. Софронова.
Несмотря на неокончательную атрибуцию достаточно обширный круг произведений, принадлежащих иконописцу, позволяет сделать вывод о формировании в этот период авторской манеры художника, отличающей его произведения от иконописной манеры других причудских мастеров. Как и положено старообрядческой иконописи, художник тяготеет к образцовым каноническим формам, свойственным древнерусской живописи XIV-XVI вв. С другой стороны, как справедливо отмечает Ю. Мануйлов, в ранний период творчества П. М. Софронов еще во многом повторяет манеру своего учителя, Г. Е. Фролова. В целом его манере свойственна четкая композиция: уравновешенное распределение частей, а также строго определенная иерархия частей по отношению друг к другу и к целому; геометризация архитектуры, стилизация скал в виде каменных блоков, группирование и противопоставление теплых и холодных тонов. При этом «Софронова отличает большая мягкость живописных приемов, которая достигается использованием разбеленных красок и пробелов» [6, с. 96].
В дальнейшем иконописная манера П. М. Софронова будет изменяться под влиянием различных тенденций мирового искусства. Художник пройдет достаточно длинный путь в своем творчестве, создав во второй половине своей жизни грандиозные фресковые комплексы в русских храмах православной Америки. Ряд последующих статей будет посвящен западноевропейскому и американскому периоду его творчества.
Библиографический список:
1. Вздорнов, Г. И., Залесская, З. Е., Лелекова, О. В. Общество «Икона» в Париже: В 2 томах. Т. 1 [Текст] / Г. И. Вздорнов, З. Е. Залесская,
О. В. Лелекова. - М.; Париж : Прогресс-Традиция, 2002.
2. Завалишин, В. Лучший иконописец нашего времени (К пятилетию со дня кончины Пимена Максимовича Софронова) [Текст] / В. Завалишин // Русское Возрождение. Независимый русский православный орган. - 1980. - № 12. - С. 177-187.
3. Иванов, И. Пимен Софронов [Электронный ресурс] / И. Иванов // Сайт «Русские Латвии». - URL: http://www.russkije.lv/ru/lib/read/pimen-sofronov.html
4. Лейкинд, О. Л., Махров, К. В., Северюхин, Д. Я. Пимен Софронов [Электронный ресурс] / О. Л. Лейкинд, К. В. Махров, Д. Я. Северюхин // Сайт «Искусство и архитектура русского зарубежья». -URL: http://www.artrz.ru/1804786658.html
5. Малышев, В. Пимен Софронов, величайший старообрядческий иконописец ХХ столетия ... [Электронный ресурс] / В. Малышев // Сайт «Старообрядческая мысль». - URL: http://starove.ru/izbran/pimen-sofronov-velichaj shij -staroobryadcheskij -ikonopisets-xx-stoletiya/
6. Мануйлов, Ю. Н. Икона староверов Причудья: Гавриил Ефимович Фролов и его иконописная мастерская [Текст] / Ю. Н. Мануйлов. - Таллинн : Sihtasutus Ikoonimuuseum, 2013. - 454 с.
7. Несговоров, А. Пимен Максимович Софронов [Текст] / А. Несговоров // Русский американец. Обзорный выпуск. - Nyack, N. Y. - 1997. - № 21. -С. 144-148 .
8. Пимен Софронов [Текст] / О. Л. Лейкинд, К. В. Махров, Д. Я. Северюхин // Лейкинд, О. Л., Махров, К. В., Северюхин, Д. Я. Художники Русского Зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь / О. Л. Лейкинд, К. В. Махров, Д. Я. Северюхин. -СПб., 1994. - С. 538-539.
9. Плаат, Я. Русские старообрядцы в Эстонии и их храмы [Текст] / Я. Плаат. - Таллинн, 2016.
10. Паавер, М.-Л. Иконы Раюшской моленной [Текст] // Плат, Я. Русские старообрядцы в Эстонии и их храмы. - Таллинн, 2016.
11. Паавер, М.-Л. Иконопись старообрядцев Эстонии [Текст] // Плат, Я. Русские старообрядцы в Эстонии и их храмы. - Таллинн, 2016.
12. Ржоутил, М. Пражский кружок иконописи Пимена Максимовича Софронова (1932-1939) (На материале чешских и зарубежных архивов) [Текст] / М. Ржоутил // Международные заволокинские чтения. - Сб. 4. - Рига, 2016. - С. 90-97.
13. Шор, Т. К. Софронов Пимен Максимович [Электронный ресурс] / Т. К. Шор // Сайт «Религиозные деятели русского зарубежья. - URL: http://zarubezhje.narod.ru/rs/s_086.htm
14. Шор, Т. К. Софронов Пимен Максимович [Текст] / Т. К. Шор // Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши. - Вильнюс : Aidai, 2005. - С. 353-355.
15. Юрьева, Т. В. Православный иконостас как культурный синтез [Текст] / Т. В. Юрьева. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2005.
16. Юрьева, Т. В. Православные иконостасы в храмах Русского Зарубежья [Текст] / Т. В. Юрьева // Сборник трудов Ярославской духовной семинарии. 2018. - № 8. - С. 132-154.
17. Erikson, K. Ikoonide maalimisest Peipsiaarse va-nausulisite juures. Kleio, 1997, Nr. 3 (21), 18-22 lk.
18. Erikson, K. Ikoonimaalija Gavriil Frolov (1854-1930) ja Peipsiaarse Rajakula ikoonimaalijakoda. Magistritoo. Juhend. MA Kaur Alttoa. Tartu, 2003, 115 lk., ill. 64 lk;
19. Eberhard, K.Unbekanntes Russland. Неизвестная Россия. - Verlag : Henrich Editionen. - Franfurt im Main, 2010.
20. Plaat, J. Vene vanausulised ja nende puhakojad Eestis. - Tallinn, 2016. - 304 lk., ill.
Reference list
1. Vzdornov, G. I., Zalesskaja, Z. E., Lelekova, O. V. Obshhestvo «Ikona» v Parizhe: V 2 tomah. T. 1 = Society «Ikona» (Icon) in Paris: In 2 volumes. V 1 [Tekst] / G. I. Vzdornov, Z. E. Zalesskaja, O. V. Lelekova. - M.; Parizh : Progress-Tradicija, 2002.
2. Zavalishin, V. Luchshij ikonopisec nashego vremeni (K pjatiletiju so dnja konchiny Pimena Maksi-movicha Sofronova) = The best icon painter of our time (To the fifth anniversary from the date of Pimen Maksi-movich Sofronov's death) [Tekst] / V.Zavalishin // Russ-koe Vozrozhdenie. Nezavisimyj russkij pravoslavnyj organ. - 1980. - № 12. - S. 177-187.
3. Ivanov, I. Pimen Sofronov = Pimen Sofronov [Jel-ektronnyj resurs] / I. Ivanov // Sajt «Russkie Latvii». -URL: http ://www. rus skij e. lv/ru/lib/read/pimen-sofronov.html
4. Lejkind, O. L., Mahrov, K. V, Severjuhin, D. Ja. Pimen Sofronov = Pimen Sofronov [Jelektronnyj resurs] / O. L. Lejkind, K. V Mahrov, D. Ja.Severjuhin // Sajt «Is-kusstvo i arhitektura russkogo zarubezh'ja». - URL: http://www.artrz.ru/1804786658.html
5. Malyshev, V. Pimen Sofronov, velichajshij staroobrjadcheskij ikonopisec HH stoletija = Pimen So-fronov, the greatest Old Belief icon painter of the XX century ... [Jelektronnyj resurs] / V. Malyshev // Sajt «Staroobrjadcheskaja mysl'». - URL: http://starove.ru/izbran/pimen-sofronov-velichajshij-staroobryadcheskij-ikonopisets-xx-stoletiya/
6. Manujlov, Ju. N. Ikona staroverov Prichud'ja: Gav-riil Efimovich Frolov i ego ikonopisnaja masterskaja = Icon of Prichudie conservatives: Gavriil Efimovich Frolov and his icon-painting workshop [Tekst] / Ju. N. Manujlov. - Tallinn : Sihtasutus Ikoonimuuseum, 2013. - 454 s.
7. Nesgovorov, A. Pimen Maksimovich Sofronov = Pimen Maksimovich Sofronov [Tekst] / A. Nesgovorov //
Russkij amerikanec. Obzornyj vypusk. - Nyack, N. Y. -1997. - № 21. - S. 144-148 .
8. Pimen Sofronov = Pimen Sofronov [Tekst] / O. L. Lejkind, K. V. Mahrov, D. Ja. Severjuhin // Lejkind, O. L., Mahrov, K. V., Severjuhin, D. Ja. Hudozhniki Russkogo Zarubezh'ja. 1917-1939. Biograficheskij slovar' / O. L. Lejkind, K. V Mahrov, D. Ja. Severjuhin. -SPb., 1994. - S. 538-539.
9. Plaat, Ja. Russkie staroobrjadcy v Jestonii i ih hra-my = The Russian Old Believers in Estonia and their temples [Tekst] / Ja. Plaat. - Tallinn, 2016.
10. Paaver, M.-L. Ikony Rajushskoj molennoj = Icons of Rayushi preaching house [Tekst] // Plat, Ja. Russkie staroobrjadcy v Jestonii i ih hramy. - Tallinn, 2016.
11. Paaver, M.-L. Ikonopis' staroobrjadcev Jestonii = Iconography of Old Believers in Estonia [Tekst] // Plat, Ja. Russkie staroobrjadcy v Jestonii i ih hramy. - Tallinn, 2016.
12. Rzhoutil, M. Prazhskij kruzhok ikonopisi Pimena Maksimovicha Sofronova (1932-1939) (Na materiale cheshskih i zarubezhnyh arhivov) = The Prague circle of Pimen Maksimovich Sofronov's iconography (1932-1939) (On material of the Czech and foreign archives) [Tekst] / M. Rzhoutil // Mezhdunarodnye zavolo-kinskie chtenija. - Sb. 4. - Riga, 2016. - S. 90-97.
13. Shor, T. K. Sofronov Pimen Maksimovich = Sofronov Pimen Maksimovich [Jelektronnyj resurs] / T. K. Shor // Sajt «Religioznye dejateli russkogo zarubezh'ja. - URL: http://zarubezhje.narod.ru/rs/s_086.htm
14. Shor, T. K. Sofronov Pimen Maksimovich = Sofronov Pimen Maksimovich [Tekst] / T. K. Shor // Bara-novskij V, Potashenko G. Staroverie Baltii i Pol'shi. -Vil'njus : Aidai, 2005. - S. 353-355.
15. Jur'eva, T. V Pravoslavnyj ikonostas kak kul'turnyj sintez = Orthodox iconostasis as cultural synthesis [Tekst] / T. V. Jur'eva. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2005.
16. Jur'eva, T. V. Pravoslavnye ikonostasy v hramah Russkogo Zarubezh'ja = Orthodox iconostases in temples of the Russian Abroad [Tekst] / T. V Jur'eva // Sbornik trudov Jaroslavskoj duhovnoj seminarii. 2018. - № 8. -S. 132-154.
17. Erikson, K. Ikoonide maalimisest Peipsiaarse va-nausulisite juures. Kleio, 1997, Nr. 3 (21), 18-22 lk.
18. Erikson, K. Ikoonimaalija Gavriil Frolov (1854-1930) ja Peipsiaarse Rajakula ikoonimaalijakoda. Magistritoo. Juhend. MA Kaur Alttoa. Tartu, 2003, 115 lk., ill. 64 lk;
19. Eberhard, K.Unbekanntes Russland. Неизвестная Россия. - Verlag : Henrich Editionen. - Franfurt im Main, 2010.
20. Plaat, J. Vene vanausulised ja nende puhakojad Eestis. - Tallinn, 2016. - 304 lk., ill.
Дата поступления статьи в редакцию: 22.03.2019 Дата принятия статьи к печати: 18.04.2019