Научная статья на тему 'Иконография древнеегипетского бога Анубиса'

Иконография древнеегипетского бога Анубиса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
931
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОГРАФИЯ / ИЗОБРАЖЕНИЯ АНУБИСА / ТОТЕМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иконография древнеегипетского бога Анубиса»

Список источников и литературы

1.ГАПК Ф. 1610. Оп. 1. Д.206. Л. 4.

2.ГАПК Ф. 1610. Оп. 1. Д.205. Л.7.

3.ГАПК Ф. 1610. Оп. 1. Д.646. Л.2,4,5,7,8.

4.ГАПК Ф. 1610. Оп. 1. Д.648. Л. 1- 4, 7, 10.

1.ГАПК Ф. 1610. Оп. 1. Д.657. Л.1,3.

2.Гинзбург К., Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М. 2000.

3. Микроистория [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье - http://www.lomonosov-

fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0129521

Горбушина А.А., исторический факультет. Научный руководитель: М.С. Ильин

Иконография древнеегипетского бога Анубиса

Хронологические рамки. Нижняя граница определена периодом, во время которого появляются первые материальные источники, а именно культурами Бадари и Эль-Амра (Naqada I), относящимися к середине пятого тысячелетия до н.э.

Верхняя граница определена достаточно условно - это время правления

XVIII династии, когда были созданы лучшие образцы «Книги мертвых», выступающей в данной работе в качестве основного письменного источника.

Территориальные рамки исследования ограничены долиной Нила, на всем его протяжении до третьего порога, так как далее развивались совершенно иные культуры, которые дали начало другим религиозным воззрениям. Хотя частично затрагиваются и границы Нубии, так как одна из культур, источники которой были использованы в данной работе, была распространена на севере этой страны.

В самом широком смысле можно выделить два основных способа изображения Анубиса - первый - в виде животного, а второй - в виде человека с головой, как правило, того же самого животного. Такая двойственность характерна большинству египетских божеств - она возникает из древней традиции, основанной на первых религиозных верованиях -тотемизме и фетишизме, возникших задолго до образования единого государства на территории Древнего Египта. Тотемизм появляется в наиболее древний период социального развития общества - между 80 000 и 10 000 до н.э. и на территории Древнего Египта тотемизм получает достаточно широкое распространение. На фрагментах найденной на территории Древнего Египта керамики периода неолита достаточно часто встречаются изображения каких-либо животных или растений, расположенные, как правило, на донышках сосудов. Такие изображения использовались в качестве печати-символа определенного нома, в котором данная вещь была изготовлена.

При переходе от родовых отношений к территориальным, тотемы становятся локальными и постепенно превращаются в божеств.

В изобразительном искусстве такие божества приняли антропоморфный облик, сочетающийся с чертами животных. Однако старый способ изображения никуда не ушел, а продолжал существовать параллельно с новым. Так, например, в гробнице вельможи Сенеджена (начало правления XIX династии) из Долины ремесленников, в одном зале можно встретить сразу оба варианта изображения Анубиса.

Также наиболее ранняя иконография показывает нам, что Анубис, возможно, имел женское происхождение. На палетке из музея Метрополитен представлены две самки шакала, кормящие грудью щенят. Можно сказать, что для египетской религии в целом были характерны так называемые «двуполые» (Бадж, 2009,с. 18) боги, то есть практический каждые бог имел свой женский аналог.

В анималистическом образе, а именно в виде лежащего шакала черного цвета или дикой собаки СабАнубис, как правило, почитался в храмах. Данный прием изображения встречается еще на додинастических шиферных палетках.

Также, следует отметить, что именно так Анубис издревле изображался на печатях стражи некрополей в Древнем Египте, оттиски которых покрывали замурованные входы в гробницы. Одним из наиболее известных является оттиск печати с лежащим шакалом из гробницы Тутанхамона; им опечатана не только сама гробница, но и ларцы фараона. На данной печати помимо изображения Анубиса есть и изображения девяти связанных иноземных пленников, в данном случае отождествляющих собой грабителей, от которых Анубис охраняет некрополь. В роли бога-хранителя некрополя Анубис носит эпитет «Тот, кто на холме своем» - Анубис Тепи джу эф. (Древнеегипетская книга мертвых, 2004.- с. 120)

В гробнице Тутанхамона также была найдена великолепная статуя черного Анубиса возлежащего на позолоченном ларце, на боковых сторонах которого содержаться надписи, отсылающие нас к образу Анубиса в качестве сына Осириса Имиута, что отдал своему покойному отцу свою кожу, когда тот нуждался в ней для возрождения. В данных надписях Анубис предстает перед нами в еще одной своей ипостаси - а именно, в качестве главы божественного навеса, имеющий эпитет Хенти сех нечер (дословно «первый из божественного навеса»). «Божественный навес» - это, как правило, место, располагавшееся при входе в гробницу, в котором проводили обряд «отверзания уст и очей». По окончанию данного обряда, подробное описание которого имеется в Книге мертвых, покойный получал возможность, видеть, есть, пить и говорить.

Второй способ изображения Анубиса в виде человека с головой шакала, как было сказано выше, появляется позднее. Шакалоголовый Анубис с телом человека может принимать различные позы - стоя прямо, приклонив одно колено, склонившись над мумией, а также сидя на троне. То, в какой позе изобразить бога зависело не только от художественного замысла автора, но и от того, какой смысл должен быть вложен в изображение.

На браслете царицы XVIII династии Яххотеп присутствует Анубис, стоящий на одном колене, такая поза является стандартной для иллюстрации суда в царстве мертвых на виньетках в различных вариантах «Книги Мертвых»: приклонив одно колено, Анубис взвешивает на весах сердце покойного и перо Маат. В такой композиции Анубис выступает в качестве учетчика сердец: это его основная функция, которую он добросовестно выполнял на суде Осириса в царстве мертвых.

Склонившись над мумией, Анубис выполняет одну из своих самых важных функций - функций бога бальзамирования. Здесь бог представлен как Анубис Хери Сешета - «Тот кто над тайной», - совершающий обряд бальзамирования.

Цвета, в которые, как правило, окрашивали Анубиса, также как и позы несут в себе большую смысловую нагрузку. Наиболее широко распространен был черный цвет окраски, отличный от естественного цвета шакалов, связанный с верой в загробную жизнь, столь важную для любого египтянина. Черный цвет - цвет плодородной нильской почвы, являлся символом воскрешения. Этот цвет тесно связан с культами Осириса и Мина, изображения которых часто покрывали смесью угля и живицы. Также черные изображения Анубиса в качестве «владыки навеса для бальзамирования» снова отсылают нас к его основной функции - сохранению тела умершего. В бальзамировании широко использовалась черная смола, являвшаяся священной.

Еще одним цветом характерным для Анубиса является зеленый цвет. Найдено большое количество амулетов в виде шакала, выполненных из зеленого фаянса. Зеленый цвет опять-таки связывает культ Анубиса с культом Осириса, в качестве бога плодородия и живительных сил.

Возможны и белые варианты окраски тела и головы Анубиса, как, например, на саркофаге Аменхотепа II. В этом случае белый цвет связан с цветом льняных пелен мумии.

Т.о. можно сделать следующие выводы:

Существовал достаточно широкий вариативный ряд изображений Анубиса. И в каждом конкретном случае бог выполняет различные функции и носит различные эпитеты.

Разнообразие эпитетов, в свою очередь, связано с тем, что в раннюю эпоху в каждом номе, в каждой отдельной деревне почитался свой бог, которому приписывались определенные свойства, однако, позже, с объединением страны во время складывания единой религиозной системы появилась необходимость некоторого упорядочивания числа богов, вследствие чего они объединялись в культ единого бога, наделенного разными свойствами.

Список источников и литературы

1.Египетская книга мертвых. У. Бадж.- Спб.:издат. Группа «Азбука-Классика», 2010.-528 стр.

2.Чегодаев М.А. Книга Небесной Коровы. Перевод и комментарии // История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 110-116.

3.Тексты Пирамид. - Под общ. ред. А. С. Четверухина. - СПб.: Журнал "Нева"; "Летний Сад", 2000. - 464 с.

4.Fisher H.G.Fragment of late Prehistoric Egyptian Relief from the eastern Delta// 1958

5.Бадж У. Магия древнего Египта. Тайны книги мертвых./ Пер. с англ. Т.Е. Любовской.-М.:ЗАО Центрполиграф, 2004.-207 с.

6.Бадж У. Древний Египет: Духи, идолы и боги./ Пер. с англ. Л.А Игоревского.-М.:ЗАО Центрполиграф, 2009.-478 с

Горошенкина Е.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И.Земенко

Тендерные стереотипы традиционной Индии через призму визуальных

источников

Исследования, касающиеся формирования гендерных стереотипов в частности и изучения основных характеристик гендерного неравенства в целом, во многом ориентированы на европейскую историю. Однако стоит заметить, что исторически многие процессы, характерные для запада, на востоке протекают по-своему. Так, доминирующей характеристикой гендерных отношений на традиционном востоке является гендерная ассиметрия, проблема формирования которой имеет многослойное решение. Традиционная Индия не является исключением.

Исследуя проблему гендерных стереотипов традиционной Индии, мы исходим из того, что гендерный стереотип - это устойчивые социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей. Известно, что в Индии, как и на всем Востоке гендерные стереотипы обуславливают зависимое, подчиненное положение женщины по отношению к мужчине. Это можно проследить с помощью не только письменных, но и визуальных материалов.

Л.П. Репина, основываясь на модели гендерного анализа, разработанной Джоан Скотт, пишет о том, что при изучении гендерной истории, анализу подлежат комплексы, которые можно условно обозначить как культурно-символический, нормативно-интерпретационный, социально-

институциональный и индивидуально-психологический (Репина, 2002, с. 514).

Останавливаясь на культурно-символическом комплексе, заметим, что перед современными исследователями в качестве одной из задач стоит и поиск новых типов источников и разработка методологии работы с ними. В связи с этим стоит обратить внимание на визуальные исторические источники, единой методологии работы с которыми на данный момент не выработано.

Визуальные исторические источники (живопись, скульптура, фотографии, художественные и документальные фильмы и т.д.) на данный момент еще не широко используются в современных исследованиях по повседневной и гендерной истории. Однако мы считаем возможным поставить вопрос об использовании визуальных исторических источников в качестве дополнительных (а в некоторых случаях и самостоятельных)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.