УДК 165
ИКОНИЧНОСТЬ И КОНВЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ В МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Шаев Юрий Михайлович,
старший преподаватель кафедры философии, культурологии и этнологии ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», канд. филос. наук, г. Пятигорск, Россия [email protected]
В статье рассматривается семиотический феномен иконичности в мультимедийных технологиях. Дается сравнительная характеристика иконичности и конвенциональности как особым семиотическим категориям, применительно к мультимедийным технологиям.
Ключевые слова: мультимедийные технологии; семиотика; знак; иконичность; конвенциональность.
ICONICITY AND CONVENTIONALITY IN MULTIMEDIA TECHNOLOGIES
Shaev Yury Mikhailovich, lecturer,
FGBOU VPO Pyatigorsk State Linguistic University, Ph. D., Pyatigorsk, Russia [email protected]
This article discusses the phenomenon of semiotic iconicity in multimedia technologies. The comparative characteristic of iconicity and conventionality as a special semiotic categories, is applied to multimedia technologies.
Key words: multimedia technologies; semiotics; sign; iconicity; conventionality.
В современном мире бурно развиваются мультимедийные технологии. Они проникают во многие сферы жизни. В наши дни в обществе активно и интенсивно циркулируют потоки информации, методы обработки и восприятия которых значительно дифференцированы. Рассматривая различные информационные технологии, в частности, мультимедиа с позиций семиотики и философии знака, можно обратить внимание на некоторые явления и эффекты, связанные с восприятием, переработкой, пониманием и другими
герменевтическими явлениями.
Весьма перспективно и плодотворно рассмотрение семиотических процессов и феноменов, связанных с развитием информационных технологий, когда не только сам информационный универсум, процессы циркуляции информации, но и особенности рецепции и понимания информации рассматриваются из семиотической перспективы. Анализируя тенденции развития мультимедийных технологий, можно сказать, что происходит нарастание иконичности, то есть преобладания знаков, мотивация которых в плане связи обозначающего и обозначаемого основана на смежности, продиктованной «естественным» сходством (в противоположность конвенциональности - одному из основных свойств языкового знака, мотивация которого не предполагает подобного естественного сходства). Это можно проиллюстрировать указанием на преобладание визуальных, аудиальных и даже тактильных компонентов мультимедийных технологий. Особенно данные процессы заметны в плане развития языков программирования, максимально приближенных к языкам человеческого общения, в плане широкого распространения интуитивно-понятных интерфейсов, сенсорных технологий. Показательным является тот факт, что современные дети все раньше начинают осваивать компьютер и информационные технологии, в том числе, и мультимедийные, что связано с доступностью для восприятия и понимания интерфейсов программных средств и понятностью их даже для неподготовленного пользователя. Можно сказать, что чем выше степень иконичности, того или иного семиотического пространства, тем меньше требуется приложить усилий для интерпретации тех или иных знаков и нужна меньшая семиотическая компетентность, то есть знания и навыки для дешифровки знаков, культурного опыта.
Как нам представляется, повышение внимания к мультимедийным технологиям в последнее время и их бурное развитие непосредственным образом связано с возобновлением интереса к эстетике в настоящее время и широким распространением пост-герменевтических исследований в современном гуманитарном знании (стоит упомянуть работы Х.У Гумбрехта [1], М. Зееля [2], В. Вельша [3]), а также процессом распространения феноменов эстетического в области повседневности [4, с.38], расширения понятия эстетического опыта, на что обращали внимание даже сами представители поздней герменевтической традиции в философии.
На наш взгляд, эстетизация повседневности, связанная с ико-ническими эффектами, имеет глубинные основания, и они связаны с процессами и трансформациями, происходящими в культуре и опыте познания. Визуально-перцептивный компонент становится неотъемлемой частью кода, а в целом в культуре происходит усложнение семиотических структур, наложение и взаимопереплетение различных кодов для создания специфических смыслов (об этом говорят многие семиотически ориентированные мыслители, начиная от специалистов в области семиотики религии и кончая аналитиками герменевтической традиции. (Ж. Делез [5], Л.Ф.Чертов [6], Инишев [4]). Следует сказать, что и само мышление во многом становится иконичным, связанным с оперированием перцептивными образами.
Само по себе нарастание иконичности в мультимедийных технологиях несет в себе как положительные, так и отрицательные следствия. Среди положительных можно отметить аспекты, связанные с повышением эргономичности и комфорта, при работе с мультимедийными технологиями. В настоящее время увеличивается количество виртуальных музеев, в которых можно ознакомиться с мультимедийными копиями многих уникальных исторических документов, копиями восстановленных с помощью компьютерной графики памятников искусства прошлых эпох, «физический» доступ к которым невозможен, либо грозит постепенным уничтожением тех или иных артефактов, многие из которых находятся в плачевном состоянии. Распространение подобных мультимедийных технологий эксплуатирует риторический эффект (в трактовке, отсылающей к расширенныму пониманию риторики в духе исследований «группы мю» [7]) в плане воздействия конкретных артефактов на органы чувств человека для усиления тех или иных аспектов восприятия. Подобные явления вполне согласуются, например, с прагматистской семиотической концепцией, где в понятии интер-претанта фиксируется все многообразие реакций человека (в том числе и физиологических, не затрагивающий функциональные лингвистические аспекты).
Использование мультимедийных технологий в целом приводит к усложнению и разветвлению сети интерпретантов, то есть всей совокупности реакций на знак. Распространение мультимедийных технологий увеличивает открытость и многообразие знаково-символического универсума, существующего в виртуаль-
ном пространстве, делает доступными многие измерения реальности, физического мира, доступ к которым для многих людей невозможен в реальной действительности (путешествия в другие страны, обладание сверхспособностями и выполнение сложных задач в различных компьютерных играх). Само по себе это является попыткой преодоления ограниченности человеческого бытия в историческом, физическом измерениях.
Стоит сказать, что в гуманитарной мысли последних десятилетий подвергаются критике герменевтические приницпы, во многом определяющие подходы к восприятию мира в целом как совокупности текстов и различных культурных артефактов, как феноменов, содержащих множество смысловых пластов. При этом, в размышлениях над процессом восприятия в рамках западной гуманитарной традиции упор делается на извлечение смысла, значения, бестелесных по своей природе. В связи с этим, требуются усилия разума для извлечения этого смысла, актуализации интерпретативных перспектив (Г. Гадамер [8], В. Изер [9]). И часто при этом остается в стороне физическая, материальная природа самих объектов и явлений действительности (которая имеет дело с чувственностью, материальным присутствием, предполагающим возможность визуального, аудиального и физического типов контакта). Именно эти идеи и подвергаются критике у некоторых современных постгерменевтических теоретиков [10], утверждающих, что познание окружающего мира, культуры без учета материально-перцептивных факторов является неполным и недостаточным. В какой-то мере мультимедийные технологии позволяют актуализировать эти измерения человеческого опыта и хотя бы в относительном плане и восполнить нехватку чувственных компонентов познавательного опыта человека.
К негативным последствиям усиления иконичности можно отнести «эффект снижения критичности», связанный с тем, что визуально оформленная информация, например, с использованием видеопрезентации меньше подвергается критическому осмыслению со стороны реципиента (особенно, если последний является человеком неискушенным), часто такое случается в педагогической практике, где представляемая картинка, например, в ходе студенческого доклада с использованием презентации, как бы неосознанно заменяет логическую строгость, непротиворечивость и следование законам логики. С этим связано явление, которое можно назвать
«эффектом визуальной аргументации», то есть сознательного риторического использования аудиовизуальных средств в ходе агру-ментации.
Возможно, данные явления затрагивают внутреннее стремление современной культуры к актуализации аспектов поверхностности в различных измерениях, о чем писал еще Ж.Делез, размышляя о дихотомии «поверхность/глубина» в истории философской мысли [11]. Не всегда поверхностность - это нечто негативное, ведь даже строгое логическое доказательство, по сути, - демонстрация, иногда с использованием геометрических средств, наглядности (даже геометрическая аксиоматика, отсылает к непосредственному перцептивному опыту).
Вообще говоря, развитие информационного пространства как такового ведет не только к открытости, возможности свободного высказывания своего мнения, но часто к снижению критичности в глобальном информационном универсуме, снижению возможности (а иногда и желания) качественно обрабатывать большие объемы информации [12]. Здесь может наблюдаться снижение семиотической компетентности, как коррелята критичности мышления в широком познавательном смысле.
Возможна так же ситуация «иконического отождествления» человека с определенным персонажем из виртуально-нарративной действительности (это может быть персонаж компьютерной видеоигры, фильма). Такие эффекты можно наблюдать у людей, в значительной степени увлеченных различными мультимедийными технологиями. В данном случае степень иконичности максимальна, а степень конвенциональности - минимальна.
Таким образом, процесс нарастания иконичности в информационном универсуме в целом и мультимедийных технологиях в частности имеет как положительные, так и отрицательные последствия, которые необходимо подвергать тщательному анализу не только с общетеоретических позиций, но и с позиций семиотики и философии знака.
Библиографический список
1. Гумбрехт, Х. У. В 1926 году: на острие времени : пер. с англ. /
Х. У. Гумбрехт. - М. : Новое литературное обозрение, 2005. - 568 с.
2. Seel, M. Aesthetics of appearing / M. Seel. - Stanford : Stanford University Press, 2004. - 256 р.
3. Welsch, W. Undoing aesthetics / W. Welsch. - London : Sage Publications,
1998. - 224 р.
4. Инишев, И.Н. Чтение и дискурс: трансформации герменевтики / И. Н. Инишев. - Вильнюс : ЕГУ, 2007. - 168 с.
5. Deleuze, G. Guattari, F. Treatise on Nomadology // G. Deleuze, F. Guattari. A thousand plateaus. Capitalizm and schizophrenia / G. Deleuze, F. Guattari. - Minneapolis : University of Minnesota Press, 2005. - P. 351-423.
6. Чертов Л.Ф. О семиотике храмового простиранства / Л.Ф. Чертов // Религия как знаковая система: Знак. Ритуал. Коммуникация. - Тверь. : Герс, 2011. - С. 31-45.
7. Общая риторика: пер. с фр. / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон [и др.]. - М. : Прогресс, 198б. - 392 с.
8. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики : пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.
9. Iser, W. Der implizite Leser : Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett/ W. Iser. - München : W. Fink, 1972. - 420 р.
10. Sontag, S. Against interpretation / S. Sontag. - Stanford : Stanford University Press, 2004. - 256 р.
11. Делез, Ж. Логика смысла : пер. с фр. / Ж. Делез. - М. : Издат. Центр «Академия», 1995. - 299 с.
12. Ваттимо Дж. Прозрачное общество : пер. с ит. / Дж. Ваттимо. - М.: Логос. - 2002. - 128 с.