Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 64-78 БОТ: 10.15382МшгУ202143.64-78
Виноградова Елена Анатольевна, ст. науч. сотрудник Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, 16, [email protected] ОКСГО: 0000-0002-4189-3170
Кашоид Михаил Викторович, художник-реставратор темперной живописи Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Российская Федерация, 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, 16, [email protected] ОИСГО: 0000-0002-5359-8988
Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» из собрания Вологодского музея-заповедника: особенности иконографии, стиля, реставрации
Е. А. Виноградова, М. В. Кашоид
Аннотация: Статья посвящена исследованию иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» начала XVIII в., поступившей в собрание Вологодского государственного музея-заповедника из церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу в Вологде. В статье рассматриваются некоторые особенности иконографии широко распространенного в вологодской иконописи сюжета «Богоматерь Всех скорбящих Радость», нашедшие отражение в композиции исследуемого произведения. Эти особенности не связаны с почитавшимися в Вологде чудотворными иконами данного сюжета и сложились, по-видимому, задолго до их прославления. Авторами высказывается предположение об участии в разработке иконографии известного вологодского иконописца последней трети XVII в. Ермолая Сергиева, с именем которого исследователи связывают распространение в Вологде сложнейших многофигурных композиций, отличающих произведения этого мастера. На основе формально-стилистического и иконографического анализа авторы пытаются определить место иконы в вологодской иконописи указанного периода. Стилистические особенности произведения позволяют предположить авторство известного вологодского иконописца начала XVIII в. Ивана Григорьева Маркова. Его художественное наследие включает 16 произведений с авторскими подписями, которые являются эталонами для атрибуции других произведений этого круга. Исследование включает ма-
© Виноградова Е. А., Кашоид М. В., 2021.
Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 64-78.
териал об истории и особенностях реставрации иконы, наблюдения реставратора в отношении технических приемов исполнения живописи и творческой индивидуальности мастера.
Ключевые слова: Богоматерь «Всех скорбящих Радость», иконография, стилистические особенности, вологодская иконопись, иконописец, Иван Григорьев Марков, реставрация.
Иконография Богоматери «Всех скорбящих Радость» сложилась в русской иконописи в XVII в. под западноевропейским влиянием и существует во множестве вариантов, часто сильно отличающихся друг от друга1. Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» прославилась в Москве, в церкви Спаса-Преображения на Ордынке в 1688 г., тогда же были составлены Сказание, служба и молитвы иконе, а иконописцы мастерской при Оружейной палате стали создавать с нее списки.
Около 1710—1711 гг., в связи с переездом царского двора из Москвы в Петербург, царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, вывезла икону Богоматери «Всех скорбящих Радость» из церкви Преображения на Ордынке. При этом осталось неизвестным, был ли то список с образа или же подлинник, место которого в храме занял список. Обе иконы (оставшаяся в Москве и увезенная в Петербург) почитались как чудотворные. Несмотря на то что оба чудотворных образа были впоследствии утрачены, особенности их иконографии хорошо известны благодаря сохранившимся точным спискам с московской иконы и литографическому воспроизведению петербургской. Они сильно отличаются по своей иконографии, хотя одна икона является списком другой. Одним из главным отличий является отсутствие на петербургской иконе изображения страждущих, которые есть на московской иконе. Широкое распространение получила именно московская иконография, чему способствовали печатавшиеся в XVIII в. гравированные листы с изображением чудотворного образа Богоматери «Всех скорбящих Радость», она разошлась по стране во множестве списков — как точных, так и достаточно свободных.
В петровское время появляются иконы «Всех скорбящих Радость» с Богоматерью на троне. До нас дошли две гравюры известного российского гравера кон. XVII — нач. XVIII в. Леонтия Бунина с одинаковым названием «Всех скорбящих Радость», но заметно отличающиеся от чудотворного образа в изображении Богоматери. На одной из них Мария представлена сидящей на престоле, в правой руке у Нее жезл, а левой Она поддерживает Младенца. На головах у Них короны, а в руке у Христа держава. Композиция гравюры в точности воспроизведена в иконе кон. XVII — нач. XVIII в. из собрания Музея им. Андрея Рублева. Натальей Игнатьевной Комашко высказана гипотеза, что они находились в составе целой серии гравюр для иллюстрации предполагавшегося к написанию и изданию типографским способом Акафиста вновь прославленному образу, на каждом листе которого могла быть представлена особая композиция с изображением Богоматери и страждущих.
1 Истоки и эволюция иконографии рассмотрены в ст.: Комашко Н. И. «Богоматерь Всех скорбящих Радость» // Антиквариат. М., 2004. С. 22—34.
Рассматривая группу икон Богоматери «Всех скорбящих Радость» в собрании Вологодского музея-заповедника как своеобразный тематический срез вологодской иконописи, можно выделить насколько иконографических вариантов, среди которых изображение восседающей на троне Богоматери с Младенцем (ил. 1) со страждущими по сторонам и вариант с ростовым фронтальным изображением Богоматери в царском облачении, стоящей на Херувимах (ил. 2).
Ни один из этих вариантов не имеет отношения к иконам Богоматери «Всех скорбящих Радость», почитавшимся в Вологде в XIX — нач. XX в. чудотворными и находившимся в кафедральном Воскресенском соборе и Скорбященской церкви при Тюремном замке. Происхождение иконы из Тюремного замка позднее предание связывает с пребыванием здесь в заточении в XVI в. сыновей удельного князя Андрея Васильевича Угличского — Иоанна (в монашестве Игнатия) и Димитрия, сохранявших до самой смерти благословение матери — икону Богородицы, находившуюся впоследствии в специально выстроенной часовне при остроге, а с 1824 г. каменной Скорбященской церкви2. Икона из Скорбященской церкви находится в настоящее время в действующем храме Рождества Богородицы, доличное письмо и надписи скрыты шитым окладом на бархатной основе. Сохранились хромолитографии образа, выпущенные в Одессе около 1911 г. (ил. 3). Позднее происхождение рассматриваемой иконографии с изображением групп страждущих не позволяет говорить о возможности существования связи молельного образа братьев-узников с опубликованной и описанной в XIX в. почитаемой иконой из вологодской Скорбященской церкви.
Чудотворный образ из Воскресенского собора не сохранился, неизвестны и его фотографии. По описаниям краеведов XIX столетия3, известно, что это была
2 На иконе из Скорбященской церкви при тюремном замке надписи по сторонам головы Богоматери: «Мати с Сыном о том беседует / да всякий в небе царство наследует»; на полях иконы, с правой стороны против заключенных в темнице узников: «Вси, иже в гонениях, темницах и заточениях, услыши, Милостивая», ниже: «Обидимым заступнице, услыши, Милостивая», «Алчущим Питательнице», «Жаждущих напояше»; по левую сторону против плавающих и обуреваемых волнами надпись: «Обуреваемым тихое пристанище даруй Дево Богородице», «Нищим одеяние», «Больным исцеление». Под стопами Богоматери, над человеком, поднимающим другого, находится надпись: «Смирившегося из нездравия в здравие претворяше» (см.: Добряков Д. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», находящейся в Вологодской Скорбященской тюремной церкви. Вологда, 1867. С. 7-8).
3 «Доска образа в длину имеет шесть вершков с половиною, в ширину пять вершков с половиною. Снизу она немного повреждена и немного искороблена. Она имеет на обороте две шпонки. Одну против другой, которыя немного повыдались наружу. По признанию некоторых она сделана из липоваго дерева. На ней написан образ Богоматери старинным художеством. Написание в свете М. Р. []У. На верхнем поле надпись: Всемъскорбящимъ радость. На главе Богоматери — корона, в правой руке —скипетр с крестом, а в левой руке хоругвь, на которой написано: Многомилостиве Господи Иисусе Христе Боже... по обеим сторонам лика Богоматери на хартиях написано: Всемъпредстательтствующи — Благая в державе. В верхней части образа написано изображение Нерукотвореннаго образа Господа нашего Иисуса Христа. По обеим сторонам лика Богоматери написаны еще по два лика ангельских. При ангелах на правой стороне три лика скорбящих, а на левой два. Тут же и надписи, на правой стороне — странным утешение, а на левой — печальным утешение. По полям образ обложен серебром, и имеет венчики серебряные» (цит. по: Виноградов И. Известие о чудотворной
Ил. 1. Икона «Богоматерь Всех скорбящих Радость» из церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу в Вологде. Нач. XVIIIв. 124,5х96,3 см. ВГМЗ. Инв. № ВОКМ 6665
небольшая икона-пядница с лаконичной композиционной схемой, включающей изображение «Спаса Нерукотворного» в верхней части. Этот важный компонент обнаружен лишь в двух случаях среди рассмотренных нами 53 икон данной иконографии, выявленных в собрании Вологодского музея-заповедника. Мерным списком образа является икона XIX в. из собрания Вологодского музея-заповедника (инв. № ВОКМ 8605), происхождение которой не установлено (ил. 4). Вероятно, ко времени прославления этих икон в вологодских храмах уже
иконе Богоматери «Всех скорбящих Радость», находящейся в Вологодском кафедральном соборе, и бывших от нея чудотворениях в 1766, 1767 и 1768 гг. // ВЕВ. 1865. Прибавления № 22. С. 850-851).
_
Ил. 2: Икона «Богоматерь Всех скорбящих Радость». Вологда. Вторая половина XVIII в. ВГМЗ. Инв. № ВОКМ 6952
были чтимые образы с вполне сложившейся иконографией петровского времени, и прославление чудотворных икон не внесло существенных изменений в местную иконопись.
Не исключено, что автор недавно отреставрированной иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» из вологодской церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу был знаком с гравюрами Леонтия Бунина, но вологодские образы указанной иконографии отличают большая приверженность к традициям иконописи, расположение страждущих с четким делением на горизонтальные реги-
Ил. 3. Хромолитография «Изображение Божией Матери "Всех скорбящих Радость", находящейся в вологодской Скорбященской тюремной церкви». Одесса, 1911 год. 19,5х15,2 см. ВГМЗ. Инв. № ВГМЗ 39371
стры и размещение в верхней части слева и справа фронтальных полуфигур ангелов с горизонтально развернутыми свитками. Аналогичные изображения ангелов чаще всего присутствует и в другом вологодском варианте, где Богоматерь представлена в рост. Такой вариант расположения страждущих и ангелов отчетливо просматривается на фото иконостаса церкви Богоматери Одигитрии в селе Степурино Грязовецкого уезда Вологодской губернии, снимок сделан 25 июня 1929 г. (инв. № ВОКМ 29777/1). По имеющимся историческим сведениям4, эта
4 ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Ед. хр. 167. Л. 60-60 об.
69
Ил. 4. Икона «Богоматерь всех скорбящих Радость». Вологда. 2-я пол. XVIIIв. Происходит из церкви Николая Чудотворца во Владычной слободе в Вологде. 53,4х 41,9см ВГМЗ. Инв. №ВОКМ8605.
церковь была построена и освящена в 1754 г. В историческом и статистическом описании 1859 г. указан основатель церкви — бывший помещик сельца Юрова Александр Федорович Брянчанинов. По существующему преданию и утверждениям старожилов, храм был воздвигнут по обету боярина Александра Брянча-нинова, в память его избавления от неприятельского плена. Впоследствии храм, ставший усыпальницей Брянчаниновых, поддерживался потомками этого дворянского рода.
Среди икон, «приметных своею древностию» в храме Богоматери Одигит-рии назван образ Богоматери «Всех скорбящих Радости», в описании которо-
го отмечены особенности его уникальной иконографии: «На нем представлено множество болезненных разными недугами, коих исцеляет покровительство БМ; изображено также исцеление душевное от греха, где два ангела поражают демонов в геену. Далее в геене, которая представлена в виде огня пылающего, находятся следующие непонятные слова: И. П. // I. <...> Надпись на иконе сей следующая: "Лета 7197, Октября въ 17-й день написан сей святый образ Пресвя-тыя Богородицы всемъ скорбящим радость, Афанасия Борисовича Брянчанино-ва и жены его Александры Никифоровны у Иоанна Афанасьевича, вологодскими изографами Ермолаемъ Сергиевымъ и Петромъ Савинымъ"». Авторы иконы принадлежат к числу самых известных вологодских мастеров последней трети XVII столетия. Исследователи высоко оценивают творчество ведущего мастера в этом дуэте Ермолая Сергеева, отмечая в его произведениях виртуозность исполнения, свободное обращение «с формами как русского, так и западного происхождения, а также с художественными средствами яркого и эмоционального искусства своих соседей-волжан»5.
С выдвижением на первый план в вологодской иконописи представителей молодого поколения иконописцев последней трети XVII в. Ермолая и Якова Сергеевых, хорошо знакомых с передовыми тенденциями в живописи Москвы и Поволжья, можно связывать распространение в Вологде сложнейших многофигурных композиций, отличающих их произведения. Вполне возможно, что икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» из Одигитриевской Степуринской церкви является одним из ранних образцов иконографии сюжета, основные черты которой получили впоследствии широкое распространение в вологодской иконописи6. Другим примечательным элементом композиций вологодских икон является размещаемое в левом нижнем углу изображение одного или двух страждущих, возлежащих на диагонально (иногда горизонтально) развернутом ложе. Форма ложа варьируется (прямоугольное или овальное, иногда с резными ножками и спинкой), как и количество персонажей, в большинстве случаев волосы страждущего стянуты узкой черной или белой повязкой. Подобный компонент встречается и в других произведениях, исторически не связанных с Вологдой7, однако в вологодской иконописи он цитируется особенно часто.
Предметом нашего исследования является икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» (ВГМЗ. Инв. № ВОКМ 6665), датированная началом XVIII в. (ил. 1). Памятник поступил в собрание Вологодского государственного музея-
5 Биланчук Р. П., Преображенский А. С. Вологда и вологодская иконопись в конце XVI — третьей четверти XVII века // Иконы Вологды конца XVI—XVII века. Вологда: Древности Севера; М.: Северный паломник, 2017. С. 54.
6 Уникальный сюжет с низвержением демонов в геену огненную не воспроизводится в абсолютном большинстве вологодских произведений этой иконографии, в настоящее время выявлен лишь на иконе XIX (?) века с неизвестным происхождением (Икона выносная «Распятие. Богоматерь Всех скорбящих Радость». 75х69 см. Инв. № ВОКМ 6527. Не отреставрирована, предварительно датирована XIX веком).
7 Например икона XVIII в. «Богоматерь Всех скорбящих Радость» из Троицкой церкви Свияжска (88х68х2 см.: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. КП-15275, И-173); гравюра начала XIX века «Богоматерь Всех скорбящих Радость» (353х275 мм, офорт. Ростово-Ярославский музей-заповедник. КП-22468, Г-849).
заповедника 12 июля 1926 г. из церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу в Вологде. Образ Богоматери был украшен возглавием, шитым жемчугом и цветными стеклами (ВГМЗ. Инв. № ВОКМ 733). Основа иконы имеет размер 124,4х95,5х2,7 см, выполнена из древесины хвойных пород. Паволока — льняная ткань полотняного переплетения, наклеена лишь в нижней части иконы. Меловой левкас нанесн тонким равномерным слоем. Живопись выполнена яичной темперой.
В 2017 г. памятник поступил в отдел реставрации фондовых коллекций с обширными отслоениями паволоки от деревянной основы, многочисленными вертикальными вздутиями левкаса с разломами по гребню, имелись смещения фрагментов левкаса с красочным слоем и небольшие утраты левкаса и живописи в виде осыпей и сколов. Связь между частями деревянной основы была ослаблена, по стыкам досок наблюдались небольшие расхождения. В лицевой поверхности памятника имелись многочисленные гвоздевые отверстия и гвозди, служившие для крепления оклада. Значительное потемнение покровного слоя препятствовало правильному восприятию колористического строя произведения. На верхнем и нижнем полях иконы присутствовала грубая поновительская запись, выполненная коричневой краской. Наблюдалось общее пылевое загрязнение памятника. В период с 2017 по 2018 г. художником-реставратором В. В. Тонковой были выполнены работы по укладке вздутий паволоки, укреплению левкаса и красочного слоя иконы, скреплению частей деревянной основы, удалению нестойких поверхностных загрязнений. Памятник был выведен из аварийного состояния.
В 2018 г. икона передана художнику-реставратору М. В. Кашоиду для выполнения дальнейших реставрационных работ. Пробные раскрытия показали, что защитное покрытие на иконе нанесено в два слоя (первый слой — авторский, второй — поновительский), поздняя запись на верхнем и нижнем полях иконы нанесена масляной краской поверх покровного слоя, живопись находится в хорошей сохранности. На основе проведенных исследований было выполнено раскрытие живописной поверхности иконы от потемневших покровных слоев и записей на полях.
Наибольшую сложность в процессе раскрытия вызвал вопрос об удалении записи на изображении правой руки Богоматери, которая была выполнена темперой, по тону и цвету близкой к авторскому личному письму, но более грубой по фактуре. Под записью просматривается авторская графья, намечающая рисунок безымянного пальца. По ней можно судить о том, что жест правой руки Богоматери, изображенный автором, был иным. Исследование под микроскопом путем микропроб показало, что авторское изображение руки Богоматери перед внесением поновительской правки было частично счищено механическим путем. При раскрытии были обнаружены аналогичные поновительские правки и на изображении кистей рук Христа. Изображения мизинцев на обеих руках Христа, написанные автором в согнутом виде, при поновлении были механически счищены, а образовавшиеся утраты записаны темперой под цвет мафория Богоматери. Поновитель написал мизинцы поднятыми вверх (ил. 5). Очевидно, указанные правки были внесены с целью скорректировать изображение благословляющего жеста Христа в соответствии с каноном пореформенной
Церкви. По решению Реставрационного совета музея поздние записи были сохранены, так как авторская живопись под ними значительно повреждена либо полностью утрачена. Кроме того, подобные исправления в иконописи могут представлять интерес для дальнейших исследований.
Реставрация иконы завершена в 2019 г. В результате проведенных работ появилась возможность детального изучения памятника. Раскрытие авторского красочного слоя позволило в полной мере изучить особенности колорита и индивидуальные исполнительские приемы автора: подготовительный рисунок намечен на левкасе тонкой графьей; лики Христа и Богоматери написаны по оливковому санкирю, во-хрение представляет собой плавную цветовую растяжку от чистой охры, положенной тонким прозрачным слоем, к более светлому и корпусному колеру, составленному из охры и белил, изображения щек с легкой Ил. 5. Схема расположения поздних записей подрумянкой; тонкие губы напи- на изображении рук Христа и Богоматери саны красным, чуть разбеленным
колером; карнации завершены светлыми фактурными движками; черты лица графически подчеркнуты тонкими черневыми описями; изображения бровей и ресниц тщательно выписаны тончайшими черными мазками. Богоматерь облачена в ярко-бордовый мафорий с красным исподом, декорированный кружевом, написанным творным серебром. Туника Богоматери темно-зеленого цвета украшена серебряными шестиконечными звездами. Пробела на одеждах Богоматери и ангелов моделированы творным золотом светлого тона, вероятно, приготовленным из сусального золота «двойника», широко использовавшегося в вологодской иконописи XVIII в. Изображение царской далматики Христа выполнено гладко отполированным сусальным золотом-«двойником», по которому оранжевым и бордовым лаками написаны складки ткани. Основной рисунок складок, а также абрис фигуры Христа прописаны тонкими черными линиями (ил. 6).
Короны Христа и Богоматери моделированы по сусальному золоту-хвойнику», внутренние подушки корон написаны бордовым лаком по золоту. Короны богато украшены жемчужинами, написанными белилами, драгоценными камнями, выполненными бордовым и зеленым лаками, черневой росписью.
Ил. 6. Лик Младенца. Фрагмент иконы «Богоматерь Всех скорбящих Радость» из церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу в Вологде. Нач. XVIII в.
Аналогичным образом декорированы края рукавов, вороты и подолы на изображениях одежд Христа и Богоматери. Подобное декорирование и указанные особенности живописи характерны для большой группы икон, представляющих основное направление вологодской иконописи нач. XVIII в.
Ближайшими стилистическими аналогами отреставрированной иконы являются произведения известного вологодского иконописца нач. XVIII в. Ивана Григорьева Маркова. Художественное наследие этого потомственного вологодского иконописца весьма обширно. На сегодняшний день известны 16 произведений с авторскими подписями этого мастера, являющихся эталонными произведениями, на основе изучения которых стала возможной атрибуция других икон и расширение круга произведений мастера, к которому может быть отнесена и икона нач. XVIII в. из церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу «Богоматерь Всех скорбящих Радость». Иконы обнаруживают близость типов ликов, колористической гаммы и приемов золотопробельного письма, декорирования одежд и мебели, характера холмистого пейзажа. Рассматриваемая икона обладает ярко выраженными признаками творческой индивидуальности Ивана Григорьева Маркова, однако выполнявший ее раскрытие М. В. Кашоид отмечает некоторые технические особенности моделировки личного письма, отличающие икону от известных произведений с авторскими подписями мастера. В основе личного письма лежит не сплошная санкирная подкладка, характерная для других произведений Ивана Маркова, а подготовительный рисунок темно-оливковым колером, перекрытый тонким лессировочным слоем красной охры. Моделировки объема выполнены более корпусно светлой охрой и завершены плотными неяркими движками. Благодаря красноватой подкладке создается эффект теплых прозрачных рефлексов в тенях, придающий личному письму
легкость и внутреннее свечение8. Несмотря на это важное отличие в технике исполнения личного письма, прочие указанные особенности публикуемой иконы позволяют с большой долей вероятности атрибутировать ее как произведение Ивана Григорьева Маркова (ил. 7, 8). Возможно, в этом случае мы имеем дело с творческим экспериментом мастера, оставившего богатое художественное на-
Ил. 7. Фрагмент иконы «Богоматерь Живоносный источник». Иван Григорьев Марков. 1715 г. 108,5x77 см. Происходит из церкви Рождества Богородицы на Нижнем Долу в Вологде. ВГМЗ. Инв. № ВОКМ 6955
Ил. 8. Фрагмент иконы «Богоматерь Всех скорбящих Радость». Начало XVIIIв. Вологда. Происходит из церкви Рождества Богородицы на Верхнем Долу в Вологде. ВГМЗ
8 См.: Виноградова Е. А., Кознева Л. М., Федышин И. Н. Вологодский иконописец Иван Григорьев Марков: исследование и каталог произведений. Вологда: Древности Севера, 2018. С. 24—27.
следие. Прежде всего он известен как виртуоз миниатюрного письма, но проявил себя и в ряде памятников с более масштабными фигурами, многие из которых, так же как икона «Богоматерь Всех скорбящих Радость», отличаются сложностью многофигурных композиций, сохраняя при этом графическую и цветовую гармонию произведения в целом.
В вологодской иконописи известны аналоги представленного на иконе варианта иконографии, ближайшей из которых является икона XVIII в. «Богоматерь Всех скорбящих Радость» из церкви Иоанна Златоуста в Вологде9, которая может рассматриваться как уменьшенный список иконы из церкви Рождества Богородицы на Верхнем долу либо в качестве произведения, восходящего к тому же иконографическому прототипу.
Источники ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Ед. хр. 167. Л. 60-60 об.
Список литературы
Биланчук Р. П., Преображенский А. С. Вологда и вологодская иконопись в конце XVI — третьей четверти XVII века // Иконы Вологды конца ХУН—ХУП вв. Вологда: Древности Севера; М.: Северный паломник, 2017. С. 5—66. Виноградов И. Известие о чудотворной иконе Богоматери «Всех скорбящих Радости», находящейся в Вологодском кафедральном соборе, и бывших от нея чудотворениях в 1766, 1767 и 1768 гг. // Вологодские епархиальные ведомости. 1865. Прибавления № 22. С. 850—851.
Виноградова Е. А., Кознева Л. М., Федышин И. Н. Вологодский иконописец Иван Григорьев Марков: исследование и каталог произведений. Вологда: Древности Севера, 2018.
Добряков Д. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»,
находящейся в Вологодской Скорбященской тюремной церкви. Вологда, 1867. Комашко Н. И. «Богоматерь Всех скорбящих Радость» // Антиквариат. М., 2004. С. 22— 34.
9 ВГМЗ. № по КП ВОКМ 6734. Размер 83 х 69 см.
76
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.
Elena Vinogradova, Senior Researcher, Vologda State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve, 16 Ul. S. Orlova, Vologda 160000, Russia [email protected]
2021. Vol. 43. P. 64-78
DOI: 10.15382/sturV202143.64-78
ORCID: 0000-0002-4189-3170
Mikhail Kashoid, Painter-Restorer of Tempera Painting, Vologda State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve
16 Ul. S. Orlova, Vologda , 160000, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0002-5359-8988
Icon of Theotokos Consolation of All the Afflicted from the Collection of Vologda State Museum-Preserve. Features of Iconography, Style and Restoration
Abstract: The article discusses some Sonographic features of a widespread image of Theotokos, the Consolation of All the Afflicted, to which belongs the icon from the Church of the Nativity of Theotokos in Vologda, restored in 2019. Based on the study of a large group of icons from the collection of Vologda State Museum-Preserve of Architecture, History and Decorative Arts, the authors point out a number of component characteristics of local cultural tradition: the arrangement of the afflicted within clear, horizontal divisions; the placement above the upper division of frontal, half-length figures of angels with unrolled scrolls; the presence in the lower left corner of one or two images of the afflicted in a lying position. The iconographic variants widespread in Vologda were likely formed in the time of Peter the Great. They are not related to the famous Vologda miraculous images, which probably became well-known in a later period. The stylistic peculiarities of the icon from the Church of the Nativity of Theotokos, published now for the first time, suggest attribution to Ivan Grigoriev Markov, the famous Vologda icon-painter of the early 18th century. His artistic legacy includes sixteen signed icons that serve as benchmarks for the attribution of his other works. The article includes material on the history and peculiarities of the icon's restoration, the restorer's observations regarding the technical painting methods, and the creative individuality of the master.
Keywords: Theotokos the Consolation of All the Afflicted, iconography, stylistic particularities, Vologda icon painting, icon painter, Ivan Grigoriev Markov, restoration.
E. Vinogradova, M. Kashoid
References
Bilanchuk R., Preobrazhensky A. (2017) "Vologda i vologodskaia ikonopis' v kontse XVI — tret'ei chetverti XVII veka" [Vologda and icon painting of Vologda at the end of the 16th — third quarter of the 17th century], in Ikony Vologdy kontsaXVI—XVIIveka [Vologda icons of the late 16th — 17th centuries]. Vologda; Moscow, pp. 5-66 (in Russian).
Komashko N. (2004) "Bogomater' Vsekh skorbyashchih radost'" [Theotokos Consolation of all the Afflicted], in Antikvariat [Antique shop]. Moscow, pp. 22-34 (in Russian).
Vinogradova E., Kozneva L., Fedyshin I. (2018) Vologodskii ikonopisets Ivan Grigor'iev Markov: issledovanie i katalogproizvedenii [Vologda icon-painter Ivan Grigoriev Markov: a study and catalogue of works]. Vologda (in Russian).