Научная статья на тему 'III Всеуральская научная конференция школьников по географии в Пермском государственном национальном исследовательском университете'

III Всеуральская научная конференция школьников по географии в Пермском государственном национальном исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «III Всеуральская научная конференция школьников по географии в Пермском государственном национальном исследовательском университете»

ХРОНИКА

А.С. Лучников

III ВСЕУРАЛЬСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ В ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В период с 17 по 20 января 2013 г. на географическом факультете Пермского государственного национального исследовательского университета проходила III Всеуральская научная конференция школьников «Географические исследования и открытия». В ее работе приняли очное участие 123 учащихся школ, гимназий, лицеев, а также центров дополнительного образования 8 регионов -субъектов Российской Федерации: Пермского края, республик Коми, Удмуртия и Башкортостан, Владимирской, Кировской, Курганской и Свердловской областей. Всего в сборник научных трудов конференции редакционной комиссией были включены 160 тезисов, подготовленных 190 участниками под руководством 103 учителей географии, истории, литературы, обществознания, биологии, экологии и педагогов дополнительного образования. Все они прошли строгое научное редактирование и проверку на авторство. Показатели работы трех проведенных конференций в 2011 -2013 гг. представлены нарис. 1.

200

150

100

50

0

159 / /------*—

177

94 “71

У

160

123

2011 2012 2013

□ Количество очных участников, чел. □ Количество материалов сборника, ед.

Рис. 1. Динамика количественных показателей работы научной конференции школьников «Географические

исследования и открытия» в 2011-2013 гг.

Приятно отметить, что большинство участников научного форума (более 60%) в этом году представляли регион - организатор конференции (рис. 2). В предыдущие два раза количество школьников из иных регионов России по совокупности превышало показатели Уральского Прикамья. Это важно и для факультета, который с помощью подобных мероприятий пытается обеспечить себе преимущество в профориентационной работе среди потенциальных абитуриентов именно в Пермском крае.

В информационном письме конференции 2013 г. было заявлено 9 направлений работы научного форума. В итоге в сборнике трудов все материалы были сгруппированы по 8 секциям. Наибольшее количество тезисов были объединены в секцию «Изучение экологической ситуации, проблем регионального природопользования, охрана здоровья человека и охрана природы» (рис. 3). Данный факт свидетельствует об актуальности и важности вопросов сохранения биоразнообразия, комфортности среды жизнеобитания человека и охраны природы среди школьников и педагогов, становлении основ экологического образования и воспитания в разных регионах России. В связи с вышесказанным отметим еще одно важное обстоятельство: рост интереса к экологическим вопросам среди учащихся среднеобразовательных учебных заведений находится в корреляции с реализацией научной программы ПГНИУ «Рациональное природопользование: технологии прогнозирования и управления природными и социально-экономическими системами».

® Лучников А.С., 2013

Лучников Андрей Сергеевич, магистр географии, старший преподаватель кафедры социально-экономической географии Пермского государственного национального исследовательского университета; 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: [email protected]

Рис. 2. Регионы, приславшие своих представителей на конференцию школьников в 2013 г.

Таким образом, способствуя организации и проведению исследований именно по указанным темам, средние образовательные учебные заведения формируют благоприятную основу для получения будущими бакалаврами, магистрами и учеными фундаментальных и прикладных навыков географо-геоэкологических исследований уже в университете.

30 25 20 15 10 5 0

Рис. 3. Соотношение количества докладов по секциям на конференции в 2013 г.

Большое количество материалов было заявлено и представлено по традиционным для географической науки секциям: «Физическая география, ландшафтоведение, палеогеография и биогеография», «Экономическая и политическая география», «Гидрометеорология и охрана ресурсов атмо- и гидросферы». Необходимо отметить и интерес учащихся к краеведческим исследованиям, познанию особенностей комплексного развития своих поселений, своей малой родины в прошлом, настоящем и будущем.

По традиции работа конференции школьников была организована в 2 дня. В пятницу 18 января состоялась рабочая часть форума: открытие, пленарное заседание и работа 7 секций, а также подведение итогов ее работы и закрытие. В субботу 19 января ребята из Пермского края и других регионов России имели возможность поучаствовать в экскурсионных поездках в города Кунгур и Очер.

Открытие конференции школьников началось с приветственных слов со стороны оргкомитета. С поздравлениями по поводу начала работы третьей конференции выступил проректор по научной работе и инновациям ПГНИУ профессор В.Н. Катаев. Он отметил обширную программу форума, многочисленность его секций и заявленных тем, а также высокую явку участников и гостей географического факультета ПГНИУ. В приветственных словах декана географического факультета

27

-2%-

-23-

-33-

_т_

15

-43—

Е

О

е;

о

о.

о

£ -8-

8 І II

2 О.

I О

1 £

О

профессора А.И. Зырянова прозвучали пожелания удачи и успехов в работе конференции, были обозначены основные традиции, сложившиеся в ходе трехлетнего периода проведения данного мероприятия. Председатель Пермского отделения Русского географического общества профессор Н.Н. Назаров обозначил тенденцию повышения интереса к географическим изысканиям у практиков-управленцев, необходимости воспитания высококвалифицированных специалистов на географическом факультете и важности организации научного поиска в нашей науке уже в средней школе. Заслуженный учитель РФ, старший научный сотрудник Центра развития образования Пермского края Г.И. Котельникова поблагодарила учащихся за высокий интерес к изыскательской работе, а также отметила важность работы учителя, необходимость всесторонней поддержки бескорыстного труда педагогов в российской школе.

Присутствовавший на конференции в качестве почетного гостя зав. кафедрой геоинформатики и картографии ПГНИУ профессор С.В. Пъянков презентовал собравшимся новое учебное направление географического факультета, реализуемое кафедрой, и кратко рассказал об основных успехах Центра геоинформационных систем и технологий ПГНИУ. Заместитель декана по научно-исследовательской работе студентов М.Б. Иванова озвучила возможности участия школьников в научных мероприятиях различного уровня, которые проводят сотрудники факультета.

Работа конференции продолжилась пленарным заседанием, на котором прозвучали доклады, отобразившие основные направления работы научного форума. Следует отметить законченный характер представленных исследований школьников и их высокую прикладную значимость. Учащиеся МКОУ гимназия «Еврогимназия» (г. Ревда Свердловской области, руководители проектов -Р.А. Щелкунова, Т.В. Наймушина, Т.Л. Семка, Т.Л. Татарова, Е.В. Пивоварова) в театрализованной форме представили группу докладов, посвященных двум важным историко-географическим датам: во-первых, 200-летию со дня основания русских поселений в Калифорнии, а во-вторых, 70-летнему юбилею трансарктического перелета группы В.П. Чкалова. Ребята доложили о том, что 1) продажа русских земель в Северной Америке была неизбежным событием в связи со сложившейся международной обстановкой и внутренней российской ситуацией; 2) перелет группы Чкалова положил начало постоянному авиасообщению между Евразией и Северной Америкой, вызвал необходимость дополнительного изучения арктического региона двух материков.

Ученик 9-го класса МАОУ «СОШ №7 с углубленным изучением английского языка» (г. Пермь) Антон Морозов (руководитель проекта - И.А. Баскевич) рассказал о результатах полевых экспедиций и камеральных исследований горнодобывающих промыслов на территории современного Горнозаводского района Пермского края и возможности создания с помощью полученного материала интерактивных познавательных карт и туристских экскурсионных маршрутов.

Работа пленарного заседания продолжилась выступлением ученицы 9-го класса МБОУ «Ленская СОШ» Кунгурского района Пермского края Анны Пигасовой (руководитель проекта - Л.К. Юшкова) «Влияние твердых бытовых отходов на видовое разнообразие фитоценоза». Анна рассказала о вкладе экологического кружка школы с. Ленек в дело оздоровления окружающей природной среды в районе родного поселения.

Заключительный доклад был сделан учеником 10-го класса МБОУ «СОШ №16» г. Глазова Удмуртской республики Игорем Зворыгинъш (руководитель проекта - Е.А. Ворончихина). В своем выступлении он представил проект создания парка отдыха «Южный» в одном из отдаленных спальных районов г. Глазова, не имеющего сегодня мест для рекреации местного населения. Каждый из прозвучавших на пленарном заседании докладов был доброжелательно встречен участниками конференции и вызвал большой интерес, показателем чего является количество заданных выступавшим вопросов. Важно отметить, что вопросы и замечания по представленным проектам звучали как со стороны педагогов и членов оргкомитета, так и со стороны учащихся, работающих над похожими темами.

Далее работа конференции была организована по заявленным секциям. Как и в прошлые годы, она проходила в очень дружественной обстановке под председательством ведущих сотрудников географического факультета ПГНИУ и педагогов из разных регионов России. Наибольшее количество докладов было заслушано на секциях «Экономическая и политическая география», а также «Изучение экологической ситуации, проблем рационального природопользования, охрана здоровья человека и охрана природы» (по 18 выступлений).

Среди наиболее популярных тем для школьных исследований, зафиксированных в этом году, назовем: 1) влияние человека и природных процессов на изменение рельефа соответствующих

территорий; 2) изучение минеральных богатств регионов для организации геолого-географических уроков и туристских маршрутов для школьников; 3) исследования состояния природных территориальных комплексов в прошлом; 4) мониторинг экологического состояния водных объектов и атмосферного воздуха; 5) анализ погодных изменений на локальных территориях и проблемы климата планеты; 6) использование различных методов для определения состояния компонентов экосистем; 7) сохранение биоразнообразия соответствующих территорий; 8) вопросы экологического образования и воспитания; 9) анализ уровня и качества жизни населения регионов; 10) тенденции демографического воспроизводства населения поселений; 11) проблемы территориальной организации различных видов экономической деятельности (транспорта, промышленности, сельского хозяйства); 12) влияние экономических и инфраструктурных проектов на изменения уровня жизни населения; 13) изучение туристско-рекреационного потенциала муниципальных образований регионов России; 14) разработка актуальных туристских маршрутов с различными целями; 15) этнографические традиции народов России; 16) исторические особенности развития и функционирования территорий различного иерархического уровня.

Еще одним успешным новшеством конференции 2013 г. необходимо признать учреждение приза зрительских симпатий. Подарочная футболка с логотипом ПГНИУ вручалась участнику (участникам), представившему (им) наиболее понравившийся доклад. Приз вручался по итогам голосования школьников на каждой из семи секций конференции. Фамилии учащихся, получивших данный приз, указаны в таблице.

Секция Фамилия учащегося и название доклада

Секция 1. «Физическая география, ландшафте ведение, палеогеография и биогеография» 1. Палкина Т.В. Палеонтологические исследования в районе пос. Заря Опаринского района Кировской области (МКОУ «СОШ» пос. Заря)

2. Сорокина В.Д. Личердинская пещера (МБОУ «Сергинская СОШ» Кунгурского района Пермского края)

Секция 2. «Г идро метеорология, охрана ресурсов гидросферы и атмосферы» 1. Кутьенкова А. Д. Оправдываются ли приметы погоды? (МОУ «Юговская СОШ» Пермского района Пермского края)

Секция 3. «Изучение экологической ситуации, проблем регионального природопользования, охраны здоровья человека и охраны природы» 1. Корюкова С.А., Бастрикова В.В. Комплексная оценка экологического состояния в районе «Еврогимназии» (МКОУ гимназия «Еврогимназия», г. Ревда)

2. Лапоногова В.А. Сравнительный анализ малакофауны в районах левого берега р. Камы в г. Чайковском (МАОУ «СОШ №7», г. Чайковский)

Секция 4. «Социальная география и география населения» 1. Иванова Е.А. Национальный состав населения Пермского края (МАОУ ДОД «Станция юных натуралистов», г. Чайковский)

Секция 5. «Экономическая и политическая география» 1. Кузнецов А. А. Варианты использования альтернативных источников энергии в г. Ревда (МКОУ гимназия «Еврогимназия», г. Ревда Свердловской области)

Секция 6. «Рекреационная география и география туризма» 1. Ракина В.Р. Разработка турмаршрута «Через седой Тиман» (МОУ «СОШ» с. Деревянск Усть-Куломского района Республики Коми)

2. Сычева И.А. Туристский маршрут к Северо-Екатерининскому каналу (МОУ «СОШ» с. Деревянск Усть-Куломского района Республики Коми)

Секция 7. «Историческая география и географическое краеведение» 1. Воробец Г.И. Город Златоуст - родина уникального искусства гравюры на стали (исторический и туристский аспекты) (МБОУ «Гимназия №176», г. Екатеринбург)

2. Попов В.А. География - в гербах городов Пермского края (МАОУ «СОШ №15», г. Соликамск)

По словам кураторов секций, необходимо отметить качество большинства из представленных докладов (логичность структуры, полнота выводов, ясность изложения), высокую заинтересованность школьников, проявленную при выполнении исследований, уверенность при ответах на вопросы. Большим плюсом выступлений было наличие презентации, а также привезенных с собой экспонатов древних животных, элементов национальной одежды, других изучаемых

предметов. Сотрудники географического факультета также отметили способность многих учащихся корректно применять научные понятия и категории, использовать специализированные методы географо-геоэкологических исследований и др. В целом, необходимо признать успешность проведения научной части конференции.

Вечером 18 января состоялось закрытие конференции, на котором участникам и руководителям их проектов были вручены грамоты и благодарственные письма от оргкомитета, прозвучали слова благодарности в адрес организаторов мероприятия и кураторов секций за доброжелательность и важные для совершенствования методики исследования советы. Выступавшие педагоги - Т.В. Каменских (г. Чайковский), О.И. Веприкова (г. Чусовой), Н.Ю. Патокина (г. Пермь), М.А. Нестерова (с. Деревянск Усть-Куломского района Республики Коми) - отметили желание, с которым ребята готовы участвовать в подобных форумах, важность помощи в проведении учебно-научной работы среди школьников со стороны профессорско-преподавательского состава ПГНИУ, высокое качество организации данной конференции.

По итогам научного форума была сформирована резолюция, в которую были включены замечания и пожелания по улучшению его работы в будущем:

- выпустить и распространить методические указания по организации научно-исследовательской и краеведческой работы среди школьников, которые включали бы в себя определение структуры работы, правильность выбора методов исследования, возможности поиска необходимой информации, правильность оформления текстовой части и выбора формы защиты исследования;

- активнее привлекать к работе конференции представителей смежных дисциплин для обмена полезным опытом и обогащения методик научных изысканий;

- разработать рекомендации для популяризации работ, основанных на применении новых картографических и геоинформационных технологий, дешифрировании данных дистанционного зондирования Земли;

- рекомендовать использовать как можно больше картографического и иллюстративного материала в исследовательских работах и проектах, опираться на них в ходе доклада (в т.ч. выполненных самостоятельно);

- увеличить тираж выпускаемого сборника материалов конференции, для того чтобы распространять его не только среди учащихся - участников конференции, но и среди педагогов, а также рассылать его для популяризации научного форума на тех территориях, которые еще не принимали участие в его работе;

- изменить порядок выступлений участников, сделать его более «демократичным», чтобы выступления проходили не в порядке, заявленном в программе, а в порядке свободной очереди, определяемой желанием участников.

Гости конференции из разных частей Пермского края, а также других регионов России 19 января имели возможность посетить два небольших города Пермского края, имеющих богатый туристско-рекреационный потенциал - Кунгур и Очер. Автобусы, отправившиеся от стен университета рано утром в субботу, были полными, и даже морозная погода не испугала экскурсантов.

В Кунгуре школьники и их учителя посетили Музей истории купечества, в котором им с помощью театрализованного представления рассказали о вкладе людей этой социальной группы в прошлое и настоящее старинного города, совершили визит в фирменный магазин кондитерской фабрики ООО «ПИКОН», а также магазин подарков и сувениров «Гончарная лавка». Кроме того, для желающих была организована небольшая пешеходная экскурсия по центру города с показом наиболее аттрактивных объектов.

В г. Очере под руководством экскурсовода, старшего преподавателя кафедры туризма ПГНИУ А.В. Фирсовой, группа посетила Краеведческий музей, осмотрела единственные в Пермском крае солнечные часы, прогулялась по Павловской березовой аллее, познакомилась с парком пермских ящеров, в котором собраны скульптуры представителей палеозойской фауны, обитавших на древней пермской земле.

По окончании этих мероприятий в стенах географического факультета экскурсантов ждал чай и сладкое угощение. В течение завершающей части конференции они могли поделиться впечатлениями от увиденного, обменяться мнениями о прошедших мероприятиях и получить совет относительно дальнейшей самостоятельной программы в г. Перми.

В заключение отметим, что в 2013 г. конференция школьников «Географические исследования и открытия» - это уже второе мероприятие, которое проводит наш факультет для учащихся старших

классов. В начале января прошел региональный этап Всероссийской олимпиады по географии, а впереди нас ждет еще очный тур VI олимпиады ПГНИУ «Юные таланты. География», имеющей федеральную аккредитацию и итоги которой могут помочь 11 -классникам при поступлении в вузы в этом году.

Оргкомитет конференции благодарит всех сотрудников и студентов географического факультета ПГНИУ, которые приняли участие в организации и проведении научного форума:

- членов регистрационной комиссии конференции - студенток 5 курса Куликову Татьяну, Корзникову Кристину, Балякину Ирэну, Шарову Елену, а также студента 4 курса Унжакова Артёма;

- технических секретарей конференции - ассистентов кафедры гидрологии и охраны водных ресурсов А.А. Шайдуллину, физической географии и ландшафтной экологии - А.М. Ахремчик, биогеоценологии и охраны природы П.Ю. Санникова, социально-экономической географии - А.А. Лядову и Р.С. Николаева, аспиранта кафедры туризма А.И. Синегубова, инженера кафедры метеорологии и охраны атмосферы А.Д. Крючкова, инженера ГИС-центра М.Н. Белокрылову;

- кураторов секций: преподавателей факультета и учителей - к.г.н. И.В. Фролову, к.г.н. В.М. Носкова, к.с.-х.н. Л.Н. Ермакову, зам. декана по внеучебной работе Д.Н. Слащева, к.г.н. А.А. Зайцева, к.г.н. М.Б. Иванову, к.г.н. Т. А. Балину, к.г.н. Т.В. Субботину, старших преподавателей И.О. Щепеткову и А.В. Фирсову, ассистента А.А. Лимпинскую, Заслуженных учителей РФ Н.Ю. Патокину, Е.В. Казанцеву, Н.В. Кривову и Н.В. Киселькову.

Особая благодарность оргкомитета - выпускнику географического факультета ПГНИУ, генеральному директору группы компаний «ДАВ-АВТО» Дмитрию Дульфатовичу Башарову за финансовую помощь, оказанную при проведении научного форума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.