Научная статья на тему 'III Всероссийский научно-практический семинар <<Досуг. Творчество. Культура>>'

III Всероссийский научно-практический семинар <<Досуг. Творчество. Культура>> Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «III Всероссийский научно-практический семинар <<Досуг. Творчество. Культура>>»

ПЕРСОНАЛИИ. РЕЦЕНЗИИ. СОБЫТИЯ

Вестник Омского университета, 2001. №3. С. 115-120. © Омский государственный университет

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

III Всероссийский научно-практический семинар «Досуг. Творчество. Культура»

19-20 декабря 2000 г. в г.Омске состоялся III Всероссийский научно-практический семинар «Досуг. Творчество. Культура» [1]. На нем была продолжена и расширена своя проблематика, увеличилось число организаторов. Последними стали Главное управление культуры и искусства Администрации Омской области, Омский государственный университет (факультет культуры и искусств), Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН, Сибирский филиал Российского института культурологии, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН. Соорганизаторами семинара выступили: Академия гуманитарных наук (Россия) и ее Омское отделение, Омский филиал Российского фонда культуры, Омское отделение Российской социологической ассоциации, Российская Академия образования, Российский фонд культуры.

В связи с поступлением информации о семинаре через электронную почту вдвое увеличилось число докладов, и количество выступающих достигло ста человек. Доклады и сообщения поступили из 19 городов и населенных пунктов России и зарубежья, в том числе из Барнаула - 5, Казани - 5, Красноярска - 4, Москвы - 12, Нерюнгри - 2, Нижневартовска - 3, Новокузнецка - 2, Омска - 50, Салехарда - 2, Улан-Удэ - 3, Хабаровска - 2, Харькова - 2. Кроме этого поступили доклады из Краснодарского края, Омской области, Кемерова, Санкт-Петербурга и Тамбова.

Особое место на семинаре заняли проблемы книжной и аудиовизуальной культуры, рассматриваемые не только с позиций индустрии досуга, но и с точки зрения их влияния на духовно-нравственную сферу молодежи.

На пленарном заседании с приветственным словом выступил проректор по научной работе ОмГУ А.В. Ремнев. Затем прозвучали доклады декана факультета культуры и искусств ОмГУ Н.М. Геновой, заведующего кафедрой этнографии и музееведения ОмГУ, директора Омского филиала Объединенного института истории, философии и филологии СО РАН Н.А. Томилова, заведующего сектором региональной культурной политики Сибирского филиала Российского института культурологии Г.Г. Волощенко. К началу работы семинара вышел сборник научных трудов по материалам семинара [2]. По содержанию доклады, включенные в сборник, представляют собой новое решение актуальных проблем развития

социокультурного пространства в сибирском регионе и за его пределами. Большой интерес вызвали доклады известных омских ученых Н.Д. Томилова, Г.Г. Волощенко, В.Е. Новаторова, М.А. Белокрыса и др. Не остались незамеченными и выступления молодых ученых из других регионов: И.М. Гадеева (Краснодар), Е.Н. Рузаевой (Новокузнецк) и др.

Большой резонанс у слушателей получили проблемы неуничтоженного и дискриминированного досуга древних римлян (У1-Ш в. до н.э.), представленные Г.Г. Волощенко. Острую дискуссию вызвал материал профессора из Кемерова Г.С. Баранова «Российские молодежные субкультуры и досуг». С этой темой перекликалось и выступление Л.В. Секретовой (Омск) «Специфические функции игр и развлечений молодежи: современный опыт и организации».

Яркое впечатление оставалось у слушателей после доклада Н.М. Геновой «Особенности региональной культурной политики в Сибирском Прииртышье». Этот материал был дополнен выступлением Д.А. Алисова (Омск) по проблемам нормирования культурного пространства городов Среднего Прииртышья в дореволюционной отечественной историографии. Философские аспекты социокультурной проблематики семинара были затронуты в докладе И.М. Гадеева (Краснодар), который сделал акцент на рассмотрении основных факторов формирования культурной среды.

Проблемы народной песенной культуры и народного досуга прозвучали в выступлениях В.Д. Осиновой (Омск), затронувшей малоизученный материал, связанный с обрядовым циклом Сибири, М.А. Жи-гуновой (Омск), изучающей семейный быт русского населения Среднего Прииртышья, других историков и этнографов, отразивших в своих докладах различные проявления этнокультурной специфики сибирского региона.

Исследованию духовных истоков творчества были посвящены доклады А.В. Мурзиной (ст. Дин-ская Краснодарского края) и Л. Луна (Москва). Ими рассматривались вопросы, связанные с изучением духовных источников творчества и обновления культурных ценностей образования. Ряд ученых из Института художественного образования Российской академии образования представили доклады, посвященные проблемам целостного полихудожественного развития в интегрированном культурно-образовательном пространстве средствами хореографии (Ю.В. Ушакова), изобразительного творчества (Е.А. Ермолинская), театрального искусства (М.А. Кри-вошеев). К этим докладам примыкает выступление О.И. Мартыновой (Омск) о пластических искусствах.

А.И. Голобковой (Москва) был поставлен вопрос о феномене детского творчества и его автономии в художественном образовании.

По завершении работы семинара было принято решение, в котором содержались предложения и рекомендации:

1. Расширить проблематику семинара, сочетая новейшие исследования в областной теории народной культуры, досуга и творчества с традиционными подходами к изучению духовно-нравственного потенциала всех форм и развитию тем по теории, связанных с инфраструктурой региона.

2. Одобрить предложения принявших участие в семинаре ученых по развитию актуальных направлений теории досуга, творчества и культуры. Отметить все более усиливающийся вклад омичей в содержание и организацию семинара. Считать необходимым шире развивать межрегиональные связи и научные контакты, налаживать сотрудничество с учеными из Москвы, Новосибирска, Улан-Удэ, Томска, Кемерова, Санкт-Петербурга и других городов.

3. Рекомендовать органам управления культурой республик, краев и областей России поддержать инициативу Сибирского филиала Российского института культурологии и факультета культуры и искусств Омского госуниверситета по активному изданию и распространению научно-исследовательского журнала «Культурологические исследования в Сибири», отражающего современные подходы в изучении культуры, искусства и этнических особенностей населения сибирского региона.

4. Считать необходимым интенсифицировать исследования народной культуры и досуга с целью возрождения и развития национальных культур Сибири, продолжить работы ученых по выявлению основных характеристик народного досуга - одного из главных направлений, важнейшей составляющей труда и быта населения.

5. Призвать органы культуры республик, областей, краев и районов всемерно поддерживать народное творчество и народные промыслы, чье функционирование невозможно без опоры на подвижников, энтузиастов и профессиональные знания специалистов по национальным культурам и межкультурной коммуникации. Рекомендовать координировать взаимосвязь и взаимодействие между профессионалами и любителями.

6. Считать неотъемлемой частью культурного возрождения России в целом и сибирского региона в частности переориентацию деятельности социально-культурных учреждений, находящихся в условиях либерализации цен и сокращения бюджетного финансирования, на развитие их самостоятельности и культурно-финансовой предприимчивости.

7. Рекомендовать органам науки, образования и культуры, и прежде всего вузам культуры Сибири, развивать преемственную модель этнокультурного образования, создавать условия для открытия новой специальности «Теория и история народной художественной культуры» в рамках действующего Госстандарта.

8. Обратить особое внимание на растущую де-

виантность различных групп подростков и юношества, их отторжение от культуры, идеалов отечественного художественного наследия, появление деструктивных явлений, идущих от несбалансированного формирования экранной политики. Необходима серьезная коррекция досуговой деятельности в области аудиовизуального творчества и видеокультуры. Художественно-эмоциональное воздействие экрана способно превратить досуговые занятия в благоприятный для самочувствия процесс личностного развития. В аудиовизуальном творчестве важно добиваться максимальной самореализации духовно-нравственных сил подростков и молодежи, всемерно приобщая их к общечеловеческим ценностям.

9. Участники Всероссийского семинара отмечают высокий научный и организационный уровень его проведения и предлагают провести IV семинар в декабре 2001 г. Организаторы выражают благодарность ректорату и службам Омского госуниверситета, руководству и сотрудникам Сибирского филиала Российского института культурологии, Администрации Сибирского культурного центра, Санкт-Петербургского и Московского университетов культуры и искусств, Краснодарской академии культуры и другим вузам за активную творческую и информационную поддержку проведения семинара и выражают надежду на дальнейшее продолжение плодотворного сотрудничества в развитии взаимодействия культурно-творческого процесса и различных форм досуговой деятельности.

[1] Первый творческий семинар «Досуг. Творчество. Культура» состоялся 10-11 декабря 1998 г., второй - 17-18 декабря 1999 г. См. о работе этих семинаров: Волощенко Г.Г. II всероссийский научно-практический семинар «Досуг. Творчество. Культура» // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 2000. № 1. С. 156-160; Волощенко Г.Г., Томилов Н.А., Хилько Н.Ф. Решение Первого всероссийского научно-практического семинара «Досуг. Творчество. Культура - 1998» // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999. Вып. 1. - С. 145-148.

[2] Досуг. Творчество. Культура: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г.Г. Волощенко, Н.Д. Томилов, Н.Ф. Хилько. Омск: Изд. Сибирок, филиала Российск. ин-та культурологии, 2000. Ч. 1. 148 с..; Ч. 2. - 118 с.

Г.Г. Волощенко, Н.Ф. Хилько

Как это было?

Сегодня мы пытаемся подвести некоторые, на мой взгляд (достаточно скромные), итоги работы Западносибирских археолого-этнографических совещаний, первое из которых, как известно, было проведено в мае 1970 г. Желание узнать, что же нам удалось сделать за прошедшее время (почти 31 год), вполне объяснимо. Попробуем и мы внести в это свою лепту.

Проведено десять таких совещаний, из них два первых были Западносибирские археологические, а далее к этим совещаниям присоединились и этнографы, и они стали называться Западносибирскими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.