Научная статья на тему 'III Международный Форум по спутниковой навигации'

III Международный Форум по спутниковой навигации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

12 13 мая в москве состоялся III Международный форум по спутниковой навигации 2009, который стал неотъемлемой частью международного конгрессно выставочного проекта "Навигационные системы, технологии и услуги"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «III Международный Форум по спутниковой навигации»

РЕПОРТАЖ

III Международный Форум по спутниковой навигации

12-13 МАЯ В МОСКВЕ СОСТОЯЛСЯ III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ 2009, КОТОРЫЙ СТАЛ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОГО ПРОЕКТА "НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ И УСЛУГИ"

Форум прошел при официальной поддержке Федерального космического агентства — РОСКОС-МОС и Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "Глонасс/ГНСС — Форум", при поддержке и участии: Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства транспорта Республики Беларусь, Российской Академии наук, Правительства Москвы Департамента ЖКХ и благоустройства г. Москвы, Департамента Транспорта и связи г. Москвы, Ассоциации региональных операторов связи, Межгосударственного авиационного комитета, Ассоциации российских дипломатов, МАДИ (ГТУ). Организаторы проекта: ООО "Профессиональные конференции" и ЦВК "Экспоцентр".

На Форум прибыло 1057 российских и зарубежных делегатов и 105 докладчиков.

Основная цель Форума — информирование широкой российской и зарубежной аудитории об инновационных технологиях в области спутниковой навигации. Особое внимание уделяется российской Глобальной навигационной спутниковой системе ГЛО-НАСС и разнообразным аспектам, связанным с ее использованием, как в России, так и за рубежом.

Участники Форума получили подробную информацию по правовым аспектам использования спутниковой навигации, познакомились с имеющимся на рынке навигационным и навигационно-связным оборудованием ведущих российских и зарубежных производителей, с разнообразными отраслевыми приложениями и опытом ведущих компаний по практической эксплуатации навигационных технологий, включая бизнес-кейсы использования спутниковой навигации от представителей российского

бизнеса.

Пленарное заседание и Форум открыл Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванов, который подчеркнул, что внедрение навигационных технологий в экономику России рассматривается Правительством России как мера для решения современных транспортных проблем, повышения транспортной доступности населения, безопасности перевозок, ресурсосбережения и улучшения экологии.

С.Б. Иванов отметил, что " ...система ГЛОНАСС обеспечивает возможность ее использования не только на территории России, но и глобально; предусмотренные средства из федерального бюджета на федеральную целевую программу "Глобальная навигационная система" выделяются в полном объеме; в текущем году орбитальная группировка системы ГЛОНАСС пополнится еще 6-ю космическими аппаратами "Глонасс-М".

В ходе пленарного заседания руководитель Рос-космоса А.Н. Перминов остановился на вопросах государственной политики и нормативной правовой базы в области использования навигационных технологий в экономике Российской Федерации. Генеральный директор — генеральный конструктор ФГУП, генеральный конструктор глобальной навигационной системы ГЛОНАСС Ю.М. Урличич проинформировал участников Форума о состоянии и перспективах развития системы ГЛОНАСС, а Главный конструктор навигационной аппаратуры потребителей ГЛОНАСС и Первый заместитель генерального конструктора — заместитель генерального директора ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" П.А. Созинов — о перспективах и проблемах развития российского рынка навигационного оборудования. Опыт использования технологий спутниковой навигации в транспортном комплексе был представлен заместителем Министра транспорта Правительства Московской области В.Н. Забелиным. Представители ВВС США и Государственного департамента США рассказали о состоянии и развитии системы GPS, а также политике США в области навигации.

Представители Еврокомиссии и европейских компаний сообщили о перспективах развития системы Galileo, о проблемах координации шкал всемирного времени и ГНСС, о перспективах использова-

ния навигационных технологий в повседневной жизни людей в мире.

Тематика секционных заседаний была посвящена практическим вопросам использования спутниковых навигационных технологий в различных отраслях экономики России и представлена следующими темами:

• системы мониторинга, безопасности и контроля на автомобильном транспорте;

• персональная и автомобильная навигация и системы безопасности;

• использование спутниковой навигации в региональном и муниципальном хозяйстве;

• применение спутниковой навигации на морском/речном транспорте;

• спутниковая навигация в геодезических и строительных работах, геологоразведке и горнодобывающей промышленности;

• применение спутниковой навигации в авиации и космонавтике;

• применение спутниковой навигации на железнодорожном транспорте.

В ходе работы Форума состоялась процедура награждения лауреатов учрежденной Ассоциацией "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" премией в номинациях "За вклад в создание и развитие системы ГЛО-

50

T-Comm #3-2009

Л

у

РЕПОРТАЖ

НАСС" и "За внедрение технологий на базе системы ГЛОНАСС". Премии заслуженным деятелям, ветеранам ракетно-космической отрасли и предприятиям, достигших значительных успехов в области спутниковых навигационных технологий вручил заместитель Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации В.Н. Путилин.

Во время работы Форума участники получили возможность не только представить и заслушать самую актуальную информацию о разработанных продуктах, но и обсудить насущные проблемы в области навигации, картографии, нормативного правового регулирования, высказать свои предложения по формированию благоприятных условий для эффективного внедрения инновационных технологий, обменяться опытом, получить полезную информацию, а также рекомендовать Ассоциации "ГЛО-НАСС/ГНСС-Форум" сформулировать предложения от имени участников Форума по совершенствованию нормативных документов на рассмотрение регулятора отрасли.

В рамках Форума прошел круглый стол "Совершенствование нормативно-правовой базы для эффективного использования спутниковых навигационных технологий в экономике России", инициаторами которого выступили Ассоциация "ГЛОНАСС/ ГНСС-Форум" и ГИС-Ассоциация. Актуальность темы подтвердили своим участием более 50-ти делегатов, в число которых вошли представители федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений и представители бизнеса. Основными моментами, на которых акцентировали внимание участники круглого стола, стали состояние разработки нормативной правовой базы в области технологий координатно-временного и навигационного обеспечения (КВНО), Федеральный закон "О навигационной деятельности" от 14 февраля 2009 г. и проект положения "О федеральном сетевом операторе спутниковых навигационных услуг".

В процессе обсуждения большинство участников оценили качество ФЗ "О навигационной деятельно-

сти" как низкое и обозначили отсутствие необходимости создания федерального сетевого оператора в том виде, в каком определены его функции в проекте положения, опубликованного на сайте ГИС-Ассо-циации. С точки зрения участников круглого стола, все регулирующие и контролирующие функции должно реализовывать государство, производственные функции и услуги должен реализовывать и оказывать саморегулирующийся рынок. Только такой подход при сохраняющейся активной роли государства в лоббировании использования ГЛОНАСС, даст возможность привлечь частную инициативу и инвестиции и в максимально короткие сроки обеспечить эффективное использование ГЛОНАСС в решении задач безопасности, управления территориями и развития экономики.

Исключение составляет лишь одна функция предлагаемого сетевого оператора — это создание и распространение базовых навигационных данных. Эти данные должны носить не просто информационный, а правовой характер. Источником базовых навигационных данных должны быть организации — собственники дорог (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, частные владельцы), ответственные за строительство и эксплуатацию дорожной сети, а также за организацию дорожного движения. При этом оператор базовых навигационных данных должен обеспечивать сбор, интеграцию, оценку кондиционности базовых навигационных данных и их эффективное предоставление потребителям. Базовые навигационные данные в силу их правового статуса должны быть широко доступны и распространяться по цене, не превышающей стоимость их тиражирования. Сам оператор базовых данных должен, скорее всего, иметь статус государственного учреждения, чем коммерческой структуры.

По итогам обсуждения принято решение поручить Ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" и ГИС-Ассоциации подготовить соответствующий проект рекомендательных решений круглого стола, опубликовать его в Интернете и направить его в заинтересованные органы федеральной власти.

Под председательством В.И. Забнева — начальника управления Роскартографии состоялся круглый стол "О подходах к созданию навигационных карт и баз данных в России", по итогам которого было принято решение обсудить на геоинформацион-ном портале ГИС-Ассоциации основные требования к цифровым навигационным картам и планам городов, разработанные ПКО "Картография" до придания им официального статуса.

В рамках мероприятия для информационных партнеров Форума и аккредитованных журналистов была проведена пресс-конференция "Навигационные системы, технологии и услуги для бизнеса и персонального использования". В пресс-конференции приняли участие руководители Роскосмоса, Роскартографии, ведущих российских компаний, участвующих в реализации федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система", специалисты в области создания космического сегмента системы ГЛОНАСС, разработки абонентского оборудования этой системы, создания аппаратнопрограммных средств мониторинга транспорта и цифровых навигационных карт. Участники пресс-конференции отметили преимущества использования системы ГЛОНАСС, а также основные тенденции развития глобальных навигационных спутниковых систем.

Одновременно с Форумом прошла первая Международная выставка "НАВИТЕХ-ЭКСПО 2009". На выставке были представлены 42 компании из России, Германии, Франции, США, Канады, Китая, Литвы, других стран. Самые крупные стенды выставки были у следующих компаний: ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", ООО "М2М Телематика", ОАО "МКБ "Компас", Nаvteq.

III Международный форум по спутниковой навигации стал главным событием для российской навигационной общественности. Делегаты оценили высокий уровень организации проведения мероприятия, высказали удовлетворение результатами его работы и отметили необходимость его проведения на ежегодной основе.

Т-Сотт #3-2009

Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.