Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 4 (12). С. 203-206. УДК 902.3
Ю. В. Кутас, А. Г. Маляренко, А. К. Пермяков
III МЕЖДУНАРОДНАЯ МОЛОДЁЖНАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
«ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ»
Представлена информация о III Международной молодёжной археологической школе «Геодезические и геологические методы в археологических исследованиях». Мероприятие было организовано научно-исследовательской лабораторией археологических исследований и экспертиз ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и проведено на базе Черноозерского отряда Среднеиртышской археологической экспедиции в д. Черноозерье Саргатского района Омской области. В программу школы были включены вопросы, связанные с применением методов геодезии и геологии в археологических исследованиях. Особое внимание уделялось практическим занятиям по геоморфологии региона, тахеометрической съемке.
Ключевые слова: международная археологическая школа; методы археологии; геодезия; геоморфология.
J. V. Kutas, A. G. Malyarenko, A. K. Permjakov
III INTERNATIONAL YOUTH ARCHAEOLOGICAL SCHOOL "GEODETIC AND GEOLOGICAL METHODS IN ARCHAEOLOGICAL RESEARCHES"
This article provides information about the International youth archaeological school «Geodetic and Geological Methods in Archaeological Researches». The event was organized by the research laboratory of the archaeological research and examinations of OmSU named after F. M. Dostoevsky and carried out on the basis of Chernoozersky group of Sredneirtyshsky archaeological expedition in Chernoozerie of the Sargatsky region of the Omsk region. The program of school included the questionsconnected with application of methods of geodesy and geology in archaeological researches. The specialattention is paid to practical training in studying geomorphology of the region, to description of archaeologicalcuts.
Keywords: international archaeological school; archeological methods; geodesy; geology; geomor-phology.
III Международная молодёжная археологическая школа «Геодезические и геологические методы в археологических исследованиях» проходила в полевом сезоне 2016 г. в окрестностях д. Черноозерье Саргатского района Омской области. Организатором её выступила научно-исследовательская лаборатория археологических исследований и экспертиз ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, уже имеющая положительный опыт проведения мероприятий такого формата в 2014— 2015 гг. [1, с. 224].
На сегодняшний день многие археологи, осуществляя полевые работы, стремятся использовать различные геодезические методы:
высокоточное позиционирование с помощью спутниковых систем, фиксацию рельефа местности средствами БПЛА (беспилотные летательные аппараты), технологии трёхмерного моделирования и т. д. Применение геодезических методов фиксации информации -одна из наиболее динамично развивающихся областей в полевых археологических исследованиях. К сожалению, в ходе профессиональной подготовки студенты-археологи в вузе, как правило, не имеют возможности получить знания и навыки, необходимые для работы на такого рода оборудовании.
То же самое можно сказать о дисциплинах естественнонаучного цикла: они остаются
© Кутас Ю. В., Маляренко А. Г., Пермяков А. К., 2016
за рамками квалификационной подготовки будущего исследователя древностей. А между тем изучение общества прошлого невозможно отделить от природных условий, в которых оно функционировало, можно даже сказать, что на заре истории человечества природный фактор выступал как определяющий. Более того, естественнонаучные знания существенно дополняют сведения об археологическом источнике. Так, например, культурный слой извлекается из наслоений палеопочвы, изучение которой даёт исследователю массу новой информации. Сложно представить себе поиск археологических памятников без привлечения данных об особенностях рельефа местности, также большинство методов датирования в археологии заимствованы у естественных наук. Список этот можно продолжать, но ясно, что дисциплины, изучающие природу и области знания, посвящённые древней истории, тесным образом связаны между собой. Особенное значение в этой связи имеют науки, занимающиеся изучением земли: геология, геоморфология, почвоведение.
В свете вышесказанного очевидно, что мероприятия, посвящённые разработке комплексного подхода к археологической информации, актуальны и необходимы. Поэтому при проведении школы определяющим стал междисциплинарный подход.
Её работа охватывала несколько направлений: применение геодезических методов в археологии, геоморфология, почвоведение, методика полевого исследования.
Были представлены делегации участников из трёх стран: России, Казахстана, Германии - и восьми городов: Омска, Павлодара, Дрездена, Новосибирска, Ярославля, Казани, Южно-Сахалинска, Анадыря - всего более 30 человек.
В первый день для гостей из других городов была проведена экскурсия по черно-озерским археологическим памятникам, сопровождаемая лекцией И. В. Толпеко об этом уникальном микрорайоне. Расположенные на краю надпойменной террасы Иртыша, черно-озерские памятники охватывают огромный временной период: эпохи палеолита (Черно-озерье 11а), мезолита (Черноозерье У1а), периоды от ранней до развитой бронзы (Черно-озерье I, II, III, IV, V, VIII, XIII), раннего железного века (Черноозерье IV). Конечно, наи-
более значимым является памятник Черноозерье 11а - единственный памятник палеолитического времени в Омской области [2, с. 60].
Основной акцент в рамках практической части школы был сделан на применение геодезии в археологии. Поэтому особое внимание в работе школы отводилось тахеометрической съёмке и обработке полученных данных. Практически ежедневно участники, разбившись на группы, практиковались в осуществлении различных операций на современном геодезическом оборудовании (Nikon Nivo 5). Руководил процессом С. Н. Иващен-ко (Омск). Практику предваряла теоретическая часть - лекция «Тахеометрическая съёмка в археологии: установка тахеометра и работа с прибором с привязкой к WGS-84», а также несколько мастер-классов: «Создание съёмочного обоснования при отсутствии спутниковой привязки», «Установка тахеометра и работа с прибором в локальной системе координат» и др. Некоторые из участников школы работали с подобным оборудованием впервые, кто-то уже имел знания в области геодезической фиксации, но и те и другие по окончании обучения отмечали, что многие часы за тахеометром были проведены не зря. Анна Шепова, младший научный сотрудник Сахалинского областного краеведческого музея, делится своими впечатлениями: «Отличная летняя школа была! Преподаватели понимающие, тахеометр новенький, соратники по лагерю крутые. Огромное спасибо организаторам за такое замечательное мероприятие! Это был прекрасный опыт!»
Как уже было упомянуто, не менее важную роль, чем геодезия, в развитии современной археологии играют дисциплины естественнонаучного цикла, привлечение которых открывает перед исследователями древних культур принципиально новые возможности.
В рамках этого направления участники имели возможность прослушать лекцию Н. В. Осинцевой (Новосибирск) «Геоморфология в археологических исследованиях. Выявление закономерностей расположения археологических памятников эпохи камня». Практическая часть работы включала в себя осмотр местности с описанием особенностей её макро- и микрорельефа. Свои наблюдения участники мастер-класса фиксировали в Форме описания геоморфологической ситуа-
III Международная молодёжная археологическая школа.
ции района. Отдельное внимание было уделено изучению Черноозерской гривы: дано подробное геоморфологическое описание, приведены версии её формирования.
Почвовед из Омска В. В. Шепелев представил слушателям экскурс на тему применения данных почвоведения в археологии. Исследователь уделил внимание общетеоретическим моментам - способам образования почв, их видам, а затем перешёл на конкретный материал, рассказав о почвах Западной Сибири и Черноозерской гривы. Также В. В. Шепелев осветил результаты анализа проб почвы, взятых коллегами из Германии в 2015 г. на памятнике Черноозерье 11а.
С исследованного в 2015 г. памятника Черноозерье 11а немецкими коллегами были взяты пробы почвы для термолюминесцентного анализа - OSL (Optisch Stimulierte Lumineszens), который позволяет получить приближённые к реальности абсолютные даты, особенно в сочетании с радиоуглеродным датированием (как это было сделано на Черноозерье 11а). Специфика метода заключается в том, что должно быть исключено взаимодействие извлекаемой для анализа почвы с солнечными лучами, а потому работы осуществлялись ночью с использованием ламп инфракрасного освещения. Всего было взято 17 образцов. Полученные пробы направлены в Институт им. Макса Планка в Лейпциге.
Также на памятнике Черноозерье 11а был проведён совместный мастер-класс по почвоведению и геоморфологии, в ходе которого В. В. Шепелев и Н. В. Осинцева сделали описание стратиграфического разреза.
Отдельно стоит отметить, что в рамках школы продолжилась реализация проекта немецко-российского сотрудничества. Осенью 2013 г. между ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и Археологическим ведомством Саксонии (г. Дрезден) был подписан договор о сотрудничестве [3, с. 112]. В его рамках исследователи из Омского государственного университета посещали Дрезден и Лейпциг, а специалисты из Германии нанесли два визита в Омск, в частности посетили археологический комплекс на Татарском увале, а также участвовали в работе Молодёжной археологической школы в 2015 г. В этом полевом сезоне для участия в школе в Россию прибыли два сотрудника археологического ведомства Саксонии.
Х. Штойбле выступил с несколькими лекциями, в которых затронул теоретические аспекты мезолита и неолитизации, рассказал об особенностях системы административного регулирования археологических работ в Германии и, в частности, в Саксонии. Отдельно была освещена тема неолитических колодцев как важнейшего источника для этого периода.
М. Рюмер, являясь по специальности техником раскопок, в лекции «Методы раскопок и документация в Саксонии» рассказал о методике полевых работ, принятой в Германии. Участники познакомились с теоретическими основами полевой археологии в данной земле, опытом применения новых технологий фиксации в археологии: GPS, фотограмметрии, тахеометрической съёмки и обработки полученных данных в среде AutoCad и его аналогах. В силу того, что организация раскопок в Саксонии значительно отличается от российской, слушатели школы узнали много нового для себя и имели возможность примерить опыт зарубежных коллег на наши реалии.
Исследователи из Германии поделились своими впечатлениями об участии в школе. Харальд Штойбле: «Мероприятия такого формата - это хороший опыт, способствующий достижению двустороннего немецко-русского обмена информацией о методах работы, постановке археологических проблем и их решений. Мы планируем развивать это направление в дальнейшем. В будущем мы нацелены перейти к следующему этапу сотрудничества - академическому обмену студентов».
Маттиас Рюммер: «Что касается моих впечатлений о школе, то я думаю, что российские студенты хорошо адаптируются к жизни в экспедиционном лагере. Для нас это необычно, поскольку мы занимаемся городской археологией и не привыкли к экстремальным полевым условиям.
Стоит отметить, что, помимо отбора проб для датирования, мы с Харальдом также занимались съёмкой местности с помощью GPS для анализа геоморфологии. Мы надеемся, что эта работа в сочетании с другими методами позволит дать ответы на многие вопросы, как то: каким образом эволюционировал ландшафт данной территории, почему в определённый период она не была заселена, где именно и каким образом здесь локализовалось население в древности, какие
ещё признаки мезолита кроме микролитического облика инвентаря мы можем выделить.
Я имел возможность оценить вашу методику работы на раскопе и признаю её продуктивной. Например, нам понравилось, что многие решения относительно интерпретации материала или дальнейшей работы выносятся на обсуждение, жёсткого стиля руководства нет. Мы в Германии имеем схожую систему, но, как правило, коллеги руководителя раскопок имеют лишь право голоса, решение же остаётся всецело в его власти. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество».
Ознакомившись в теории с методикой раскопок немецких коллег, участники школы имели возможность получить непосредственное представление о работе омских археологов, поучаствовав в раскопках памятника Черноозерье У1а.
Черноозерье У1а - один из нескольких мезолитических памятников в Омской области. В сравнении с другими он изучен наиболее полно. В 1967 г. исследователи из Уральского государственного университета под руководством В. Ф. Генинга открыли на краю второй надпойменной террасы Иртыша памятник, который вначале был отнесён к «раннебронзовому» периоду; он получил название Черноозерье VI [4]. Но, как выяснилось позже, комплекс оказался многослойным: был обнаружен мезолитический слой, критерием для выделения которого послужил микролитический каменный инвентарь; этот памятник был назван Черноозерье V^ [5, c. 36].
В 2016 г. исследователями из ОмГУ им. Ф. М. Достоевского работы на данном памятнике были возобновлены. Общая площадь раскопа составила 16 м2. Обнаружены два культурных горизонта - эпохи мезолита и эпохи бронзы. Большая часть находок представляла собой микролитический инвентарь и кости животных, фрагменты керамической посуды (логиновской культуры).
Как участники, так и организаторы отметили опыт участия в школе как позитивный и полезный. Студент первого курса ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Кирилл Демьянов подчеркнул: «Археологическая школа для студента-первокурсника - это событие, которое навсегда останется в памяти как одно из самых увлекательных и неординарных приключений в жизни. Познакомиться
с большим количеством опытных и начинающих археологов, превосходных специалистов и, наконец, просто прекрасных людей из различных уголков Евразии (от Саксонии до Чукотки и Сахалина) - такой опыт вряд ли ещё где-то можно получить. Возможность самому находиться в центре событий, участвовать в раскопках памятника эпохи мезолита, общаться с профессионалами на равных и перенимать их умения и знания делают археологическую школу великолепным способом увлечься археологией искренне, со всей душой. В конце концов, школа была и приятным развлечением со своей особой атмосферой и удивительными археологическими ритуалами. Это лето для меня прошло не зря».
Авторы статьи, также принимавшие участие в работе школы, готовы присоединиться к вышеприведённым тёплым отзывам и добавить, что они надеются на то, что уже начавшая складываться традиция проведения подобных мероприятий не прервётся и в следующем году специалисты и студенты из разных городов и стран вновь объединятся, для того чтобы узнать что-то новое и поделиться собственными наработками в области новейших археологических методов проведения полевых работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунова Т. А. и др. Международная молодёжная археологическая школа «Геодезические и геологические методы в археологических исследованиях» // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». -2015. - № 4 (8). - С. 218-225.
2. Горбунова Т. А., Шмидт И. В. Перспективы изучения памятника эпохи позднего палеолита Черноозерье II в Омской области (по результатам разведки 2013 г.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2014. - № 1. - С. 59-62.
3. Шмидт И. В., Горбунова Т. А. Немецкое направление международного научного сотрудничества в области археологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2014. - № 2 (2). -С.112-114.
4. Генинг В. Ф. Отчёт об археологических исследованиях у с. Черноозерье Саргатского района Омской области, произведённых летом 1967 г. Уральской археологической экспедицией. Свердловск, 1968. Дело 11-50/1967.
5. Генинг В. Ф., Петрин В. Т., Косинская Л. Л. Первые поселения эпохи позднего палеолита в Западной Сибири // Из истории Сибири. -Томск, 1973. - Вып. 5. - С. 24-47.