Научная статья на тему 'II Всеуральская научная конференция школьников «Географические исследования и открытия»'

II Всеуральская научная конференция школьников «Географические исследования и открытия» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лучников Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «II Всеуральская научная конференция школьников «Географические исследования и открытия»»

Хроника

II Всеуральская научная конференция школьников «Географические исследования и открытия»

Доброй традицией на географическом факультете Пермского государственного национального исследовательского университета становится проведение ежегодной научной конференции школьников «Географические исследования и открытия». Очередной форум научной школьной общественности, уже второй по счету, состоялся в стенах факультета с 12 по 15 января 2012 г.

По разным показателям данное мероприятие значительно превзошло конференцию прошлого года. Во-первых, изменилась география участников. Если в 2011 г. в конференции приняли участие представители 12 субъектов Российской Федерации, то в 2012 г. уже 17 регионов отправили своих делегатов в Пермь. К школьникам из Удмуртской республики, Пермского края, Кировской, Свердловской, Оренбургской, Курганской областей, составившим основу приглашенных участников год назад, присоединились учащиеся из Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также неуральских регионов - Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Астраханской, Омской областей, республик Калмыкия и Татарстан. Широкому представительству приезжих способствовало проведение Всероссийского съезда учителей географии, состоявшегося в октябре 2011 г. на базе МГУ им. М.В. Ломоносова, где делегатам от Пермского края (Г.И. Котельниковой и Е.А. Семериковой) удалось заинтересовать коллег из других регионов принять участие в конференции.

Во-вторых, объем изданного по итогам конференции сборника увеличился в 2 раза. Он включил 177 материалов, объединенных в 8 секций. Наиболее популярными стали секции «Экономическая и социальная география» и «Экология и природопользования». В каждой из них было опубликовано более 30 тезисов докладов. Большую популярность по сравнению с прошлым годом получили секции «Физическая география, ландшафтоведение и палеогеография», «Гидрометеорология». Кроме того, в работе конференции появились новые тематические рубрики: «Географическое краеведение», «Топонимика», «Этнография», а также было представлено несколько докладов, рассказывающих об исполь -зовании ГИС-технологий в школьных научных исследованиях. Последнее очень важно в связи с открытием нового направления обучения на географическом факультете ПГНИУ «Картография и геоинформатика» и созданием одноименной кафедры.

Открытие конференции состоялось 13 января 2012 г. С приветственным словом к собравшимся обратился ректор ПГНИУ И.Ю. Макарихин, который отметил, что привлечение школьников к научным и изыскательским работам очень важно для будущего края и страны. Сегодня выстраивается целая система воспитания высококвалифицированных специалистов «средняя школа - высшая школа -инновационная экономика». В ней различные методы повышения научного интереса школьников (олимпиады, научные конференции и марафоны) имеют первостепенное значение.

Приветственные слова прозвучали также от представителей оргкомитета: профессоров H.H. Назарова, А.И. Зырянова, Заслуженного учителя РФ Г.И. Котельниковой. С презентацией о географическом факультете выступил заместитель декана по внеучебной работе Д.Н. Слащев. Заместитель декана по научно-исследовательской работе студентов М.Б. Иванова озвучила возможности участия школьников в научных мероприятиях различного уровня, которые проводят сотрудники факультета.

Пленарное заседание, обозначившее основные направления работы научного форума, открыл доклад учащихся МОУ гимназия «Еврогимназия» (г. Ревда Свердловской области). Он был посвящен истории исследований Северного морского пути и Арктики и представлен в костюмированном виде. Ребята-гимназисты разыграли сцены из придворной жизни XVIII в. Главными действующими лицами стали Императрица Екатерина II и великий отечественный ученый Михаил Васильевич Ломоносов, 300-летию со дня рождения которого и была посвящена работа конференции. Творческий подход к представлению результатов научной работы никого не оставил равнодушным. Позже учитель географии выступавшей гимназии P.A. ГЦелкунова с теплыми словами обратилась к организаторам конференции и вручила им благодарственные письма от руководства учебного заведения и Администрации городского округа Ревда.

Работу пленарного заседание продолжил ученик 11 класса МОУ «Гимназия №2» г. Соликамска Тимур Мин газов. В докладе «Изучение экологического состояния р. Азлас и ее прибрежной территории» он отразил результаты визуальных и геохимических наблюдений за состоянием воды и речной поймы, проводившихся в течение нескольких годов. Исследование было прикладным, и его результаты отправлены в Администрацию Соликамского муниципального района. Гость конференции ученица 10 класса МОУ «СОШ №8» г. Владимира Владислава Чернышева рассказала собравшимся на при-

Хроника

мере Владимирской области о важности проведении региональной демографической политики. Вме -сте со своим учителем она охарактеризовала современную демографическую ситуацию в регионе и мероприятия, проводимые органами власти области для снижения последствий демографического кризиса 1990-х гг. Заключительное выступление сделала ученица 9 класса МОУ «СОШ №14» (г. Ня-гань, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) Татьяна Яковлева. Она рассказала о своем исследовании микроклимата двора как составляющей микроклимата города. В ходе доклада были озвучены причины наличия «острова тепла» в Нягани, а также причины загрязнения воздуха. Все пред -ставленные исследования вызвали интерес участников и гостей конференции, что нашло подтвержде -ние в количестве задаваемых вопросов.

Дальнейшую работу конференции продолжили заседания шести секций, в ходе которых были заслушаны 129 докладов. Ведущими заседаний стали преподаватели географического факультета ПГНИУ: И В. Фролова, Н.Г. Циберкин, А.Б. Китаев, В.М. Носков, М.Б. Иванова, И.О. Щепеткова, А.И. Зырянов, Л.Ю. Чекменёва, П.Ю. Санников, Е.Н. Патрушева, Д.Н. Андреев; известные учителя из Пермского края, Кировской и Свердловской областей Г.И. Котельникова, Н.Ю. Патокина (г. Пермь), Н.В. Дашкевич, Н.В. Кривова (г. Соликамск), Н.М. Сиунов (г. Екатеринбург), И.И. Краева (г. Киров).

Назовем основные темы эколого-географических исследований, озвученных на заседаниях секций: 1) последствия изменений природно-территориальных комплексов в результате антропогенной деятельности; 2) палеогеографические исследования территории Западной Сибири и Урала; 3) экологическое состояние водных объектов Урала; 4) особенности погоды и климата территорий и их влияние на здоровья населения; 5) развитие системы особо охраняемых природных территорий Урала и По -волжья; 6) вопросы демографического, социального и экономического развития муниципальных образований и субъектов РФ; 7) инфраструктурное развитие территорий; 8) разработка туристских маршрутов и других турпродуктов с различными целями; 9) этнографические исследования народов Урало-Поволжского региона; 10) историко-географические изыскания.

Работа секций прошла очень интенсивно. По словам ведущих, все доклады носили актуальный и поисковый характер, вызывали интерес и вопросы присутствующих. Большинство работ имели крае -ведческий характер, связаны с изучением мест жительства школьников, их малой Родины. В этом свете отмечено, что проведенные изыскания выполняют следующие функции:

- познавательную (познание окружающего мира, явлений и процессов его развития и функционирования);

- прикладную (решение конкретных задач социально-эколого-экономического развития территориальных природно-общественных систем);

- получение навыков научной работы, характерной для высшей школы;

- формирование географического мышления;

- воспитательную (позитивное отношение к различным территориям, миру в целом, толерантное отношение к мировому разнообразию, экологическое воспитание и т.д.).

В ходе закрытия конференции ее гости и участники поделились мнением о проведенном рабочем дне, заслушанных докладах и уровне исследовательских работ учащихся. В частности, было отмечено, как позитивный момент, что многие работы содержат авторские методики, что, безусловно, фор -мирует созидательное мышление у школьников. Другие - методики, разработанные известными учеными, что также способствует сближению средней и высшей школ. Многих педагогов и учителей, приехавших на конференцию, поразила география участников, конструктивный характер форума и доброжелательное отношение организаторов. Все выступавшие говорили о высоком потенциале конференции, как площадки для обмена мнениями между учителями, школьниками и учеными, повыше -ния квалификации учителей в проведении научно-исследовательской работы среди школьников. Однако, на наш взгляд, главным достижением конференции «Географические исследования и открытия» является предоставление учащимся возможности проявить себя, почувствовать себя сопричастными к современным тенденциям общественно-политического развития своих территории и России в целом.

В итоговом протоколе были сформулированы следующие предложения:

- придать конференции статус всероссийского мероприятия в связи с широким представительством ее участников;

- организовать специальную дискуссионную площадку для учителей и педагогов в рамках конфе -ренции, в ходе работы которой проходила бы учеба по организации научных изысканий учащихся,

Хроника

повышению их самостоятельности в школе, формированию мотиваций школьников на проведение таких работ;

- в следующем году поместить информацию о проведении конференции в ведущих изданиях по географии для средней школы (журналы «География в школе», «География и экология в школе XXI века», «География» (приложение к «Первому сентября»), «География для школьников» и др.);

- открыть новую рубрику в работе конференции - «Геоинформационные системы и исследования в области геоинформатики»; всячески способствовать ее популярности среди потенциальных участников; постараться организовать диалог между учителями, желающими работать в этой сфере, с со -трудниками географического факультета и Центра геоинформационных систем и технологий ПГНИУ;

- попытаться разделить секцию «Экономическая и социальная география» на две в связи с большим количеством заявляемых работ для того, чтобы все докладчики могли полностью рассказать о результатах своей работы;

- провести конкурс научно-исследовательских работ учащихся в рамках конференции, что изначально не было предусмотрено ее регламентом.

В конце торжественного заседания все участники конференции (и выступавшие школьники и их учителя) получили грамоты и благодарственные письма от оргкомитета.

Второй день работы конференции оказался полностью посвященным экскурсионной программе. Было организовано посещение единственного на Урале Музея ложки в г. Нытве, а также все желающие смогли попробовать свои силы в верховой езде на конеферме. Другая группа гостей выехала в Кунгурский район Пермского края и посетила Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. Они узнали о его печальной истории, современном состоянии и смогли привезти воды из святого источника. Праздничным кофе-брейком после окончания экскурсий официальная программа конференции была исчерпана.

Оргкомитет конференции благодарит генерального директора группы компаний «ДАВ-АВТО», выпускника географического факультета Дмитрия Дульфатовича Башарова за неоценимую финансо -вую помощь в ее организации. Также оргкомитет благодарит преподавателей и студентов, кто помогал в организации и проведении конференции: A.B. Фирсову, И.О. Щепеткову, И.С. Зырянову, A.A. Лядову, P.C. Николаева, П.Ю. Санникова, Д.Н. Андреева, А.Д. Крючкова, студентов 3 курса О.С. Барышникову, A.A. Кашолкина, Е.Л. Никитину, Д.О. Подвинцеву, A.B. Унжакова.

В заключение отметим, что среди участников I Всеуральской научной конференции «Географические исследования и открытия» было 29 учащихся 11 классов, что составило 20% общего количества участников. В июле 2011 г. 17 из них подали свои документы в приемную комиссию Пермского государственного национального исследовательского университета, а уже в августе 11 участников про -шлогодней научной встречи стали студентами 1 курса географического, двое - биологического и еще двое - геологического факультетов.

Приятно, что многие из участников конференции 2011 г., учившиеся в 8-10-х классах, вновь приняли участие в работе научного форума в 2012 г. Это создает благоприятные предпосылки для продолжения сотрудничества преподавателей и ученых факультета с этими школьниками уже в стенах университета.

А. С. Лучников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.