УДК 378.046.4
II МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-УСТОЙЧИВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Я. В. Макарчук
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье дана краткая информация о прошедшей в ХГУ им. Н. Ф. Катанова второй международной научно-практической конференции, названы направления работы форума, в соответствии с которыми состоялись заседания его секций, указаны некоторые актуальные проблемы, освещенные в докладах, презентациях, мастер-классах участников мероприятия.
Ключевые слова: научно-практическая конференция, форум, доклад, мультимедийная презентация, мастер-класс, социально-устойчивая инновационная среда, непрерывное педагогическое образование.
14 ноября 2014 года в Институте непрерывного педагогического образования (ИНПО) ХГУ им. Н. Ф. Катанова прошла II Международная научно-практическая конференция «Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования». Это уже второй тематический форум, целью которого стало продолжение обсуждения актуальных проблем, начатого на одноимённой конференции прошлого года, а именно модернизации современного российского образования в контексте действующих Федеральных государственных образовательных стандартов всех ступеней образования - от дошкольного до вузовского, методологических основ и условий инновационной деятельности в системе непрерывного педагогического образования, условий развития социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования и др.
Выступления докладчиков и последующее их обсуждение проходили в рамках следующих направлений работы конференции:
- Теории и технологии дошкольного образования в свете новых Федеральных государственных образовательных стандартов;
- Специфика логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии и интеграции;
- Педагогика начального образования: проблемы и перспективы современной начальной школы;
- Психология образования: модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов;
- Образовательный процесс в современной школе в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов;
- Теория и методика профессионального образования;
- Межкультурное образовательное пространство в системе непрерывного педагогического образования;
- Компетентность, патриотичность и нравственность: основные императивы современного непрерывного образования.
Как и в прошлом году, нынешняя конференция стала также достаточно представительной: в её мероприятиях приняли участие учёные из вузов разных городов России (Кемерово, Красноярск, Омск, Чебоксары, Симферополь и др.), стран ближнего зарубежья (Казахстан, Украина, Литва), а также Республики Хакасия (РХ). Для участия в форуме были приглашены специалисты Министерства образования и науки РХ, руководители и специалисты органов управлений образования РХ, работники организаций системы дошкольного, общего, профессионального, высшего и дополнительного образования, научные работники, аспиранты, магистранты, студенты Российской Федерации и ближнего зарубежья.
На пленарном заседании, помимо традиционных приветственных слов разных официальных лиц, прозвучали видеоприветствия Филиппа Фенгауза, лектора ДААД (Германия), Наталии Николаевны Захаровой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры социальной педагогики Бердянского государственного педагогического университета (г. Бердянск, Украина). Пленарное заседание продолжилось выступлениями доктора педагогических наук, профессора Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Владимира Александровича Адольфа, Светланы Владимировны Матюшенко, доктора педагогических наук, профессора Омской Академии МВД России г. Омск, директора Института непрерывного педагогического образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова Эльвиры Брониславовны Дунаевской.
Дальнейшая работа конференции продолжилась заседаниями восьми тематических секций-«круглый столов» в соответствии с заявленными направлениями работы научно-практического форума. Подробная информация как о самом мероприятии, так и содержании проведённых «круглых столов» размещена на сайте ХГУ им. Н. Ф. Катанова на странице Института непрерывного педагогического образования (см.: http://khsu.ru/main/structure/institutes/inpo/events/ii-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferencziya-razvitie-soczialno-ustojchivoj-innovaczionnoj-sredyi-nepreryivnogo-pedagogicheskogoobrazovaniya.html).
В выступлениях и мультимедийных презентациях докладов их авторами были освещены особенности организации долгосрочных педагогических проектов, рассмотрены инновационные технологии проектирования образовательного процесса в дошкольных организациях, показаны особенности формирования исследовательских умений у младших школьников на базе школьных музеев, продемонстрированы приёмы нетрадиционной
техники Су-джок в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня, а также использование нетрадиционной техники в практике логопедического сопровождения, охарактеризованы формы и методы организации культурно-досуговой деятельности, используемые в начальном звене общеобразовательной школы и т. д. Например, Е. А. Задорожная (МБОУ «Гимназия», г. Абакан) в докладе на тему «Шкатулка инноваций» представила слушателям содержание внедряемого ею с 2012 года в учебный процесс ресурса НП «Телешкола», который разработан в соответствии с ФГОС второго поколения для начальной школы с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Сформированный мультимедийный ресурс предоставляет учителю широкие возможности при организации работы в классе (в демонстрационном режиме с помощью интерактивной доски), индивидуальном обучении (с применением на уроках персональных ноутбуков), при домашнем и дистанционном обучении.
Продуктивно прошло и заседание одного из «круглых столов» на тему «Теория и методика профессионального образования», которое состоялось в режиме он-лайн. Второй стороной этой секции стали участники из Костанайского государственного университета им. им. А. Байтурсынова (Казахстан). Рамки виртуального общения не сказались на активном заинтересованном участии членов секции и оживлённом обсуждении содержания представленных докладов, о чём, в частности, свидетельствовали как многочисленные вопросы, поступившие авторам сообщений, так и реплики-комментарии по отдельным аспектам докладов. Конструктивный диалог, состоявшийся между российской и казахстанской сторонами прошедшего форума, позволил рассмотреть ключевые направления развития теории и методики профессионального образования, а также социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования.
Результатом работы он-лайн секции, помимо обмена опытом, обогащения её членов новыми идеями, информацией и пр., стала выработка предложений о необходимости поддерживать стратегию межкультурного взаимодействия не только между разными регионами России, но и странами ближнего зарубежья, которое, по единодушному мнению участников конференции, безусловно, станет одним из условий устойчивого развития поликультурного образовательного пространства взаимодействующих регионов и государств. Было также заявлено, что в условиях расширения межкультурных и международных связей следует учитывать позитивный опыт контактирующих народов в сфере образования и культуры с целью распространения идей гуманистического, толерантного сосуществования этносов, а также с целью сохранения преемственности этнокультурных образовательных программ в системе «дошкольные образовательные организации - школа - вуз».
Эти и другие идеи, предложенные по итогам заседаний «круглых столов»-секций, нашли отражение в рекомендациях конференции, с которыми можно ознакомиться в материалах о прошедшей научно-практической конференции на сайте ИНПО по указанному выше электронному адресу.
Часть материалов выступлений участников конференции в соответствии с рекомендациями Оргкомитета конференции, редакционной коллегии направления «Педагогические науки» и редакционного совета журнала «Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова» опубликованы в предыдущем выпуске научного журнала университета в одноимённом его разделе. © Макарчук Я. В., 2014