Научная статья на тему 'Игумен Варлаам и Веневские христоверы: протоколы допросов 1733 года'

Игумен Варлаам и Веневские христоверы: протоколы допросов 1733 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
242
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHRIST-FAITH / CONFESSIONS / RECORD OF EXAMINATION / ВЕНЁВ / VENEV / ВЕРА ХРИСТОВА / ПРИЗНАНИЯ / ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергазина Карлыгаш Толегеновна

Статья посвящена проблеме аутентичности текстов протоколов допросов. В качестве источника рассматриваются «расспросные речи» представителей религиозной культуры XVIII в. христоверов. В фокусе исследования самосвидетельство игумена Учемского монастыря Варлаама, в прошлом христовера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abbot Varlaam and Venevs Christ-believers: the records of examination in 1733

The article is dedicated to the problem of the authenticity of the records of examinations. The base source of this article is the confessions of the Christ-believers, the actors of the religious culture of XVIII centure. The article is focused on the testimony of the abbot Varlaam, ex Christ-believer.

Текст научной работы на тему «Игумен Варлаам и Веневские христоверы: протоколы допросов 1733 года»

К.Т. Сергазина

ИГУМЕН ВАРЛААМ И ВЕНЕВСКИЕ ХРИСТОВЕРЫ: ПРОТОКОЛЫ ДОПРОСОВ 1733 года

Статья посвящена проблеме аутентичности текстов протоколов допросов. В качестве источника рассматриваются «расспросные речи» представителей религиозной культуры XVIII в. - христоверов. В фокусе исследования - самосвидетельство игумена Учемского монастыря Варлаа-ма, в прошлом христовера.

Ключевые слова: вера Христова, признания, протокол допроса, Венёв.

Историю «веры Христовой» (хлыстовства) можно документально проследить с начала XVIII в. Одним из основных источников по истории этого религиозного движения остаются так называемые расспросные речи, т. е. протоколы допросов людей, подозреваемых в уклонении от православия. Для сыска таких преступников были созданы две специальные «раскольничьи комиссии»: первая действовала с 1733 по 1739 г., вторая - с 1745 по 1757 г.1 Следственные материалы этих комиссий поступали в Раскольничью контору при Сенате, а затем были переданы в московский архив Министерства юстиции, который ныне входит в состав Российского государственного архива древних актов (РГАДА).

Материалы фонда первой комиссии позволяют восстановить учение христоверов в том виде, каким оно представлялось государственным и церковным чиновникам XVIII в. На основе следственного дела 1733 г. мы можем восстановить «присланные из Синода пункты» (предполагаемые ответы «согласников» указаны в квадратных скобках):

1) Информированность согласников о проводимом расследовании; 2) посещение согласниками собраний у стариц Настасьи и Елены в Ивановском монастыре [централизованное управление общинами];

© Сергазина К.Т., 2010

3) знакомство с учением старца Иоасафа о «непреставлении света»; 4) знакомство с христоверами других общин; 5) трансляция учения и обращение согласников в общину; 6) деятельность московских общин; 7) тайна учения христоверов [принципы учения не разглашались даже духовному отцу на исповеди]; 8) заговоры против императорского дома и подметные письма; 9) крещение детей и погребение умерших согласников [по старым книгам]; 10) чтения, молитвы [чтение дораскольного варианта Исусовой молитвы]; 11) чудеса и причастие, бывшие на собраниях [вместо причастия принимали нарезанный кусочками хлеб и воду/квас]; 12) верчения и самобичевания [в собраниях вертелись «в разную силу», ожидая схождения Святого Духа]; 13) «раскольники» внутри согласия и отношения с «раскольническими» учителями [предполагалась связь христоверов с приверженцами старого обряда]2.

В том случае, когда христоверы были неграмотными и протоколы допросов заполнялись чиновниками, вопрос следователя точно фиксировался с пояснениями в скобках. Подобная практика конструирования текста допросов позволяет выделить значимые элементы как хлыстовского, так и следственного дискурса.

С этой точки зрения наиболее показательны протоколы допроса и признания («донесения») Варлаама - игумена Кассиановой пустыни на Учме3. В некотором смысле инициатором этого допроса был сам Варлаам. Он решился отправить в «Раскольничью комиссию» донесение, содержащее как его признание в посещении общины христоверов, так и рассказ о других ее членах. Мы располагаем полными текстами двух документов, ранее не публиковавшихся: донесения4 и протокола допроса Варлаама (Л. 4-14об.), которые были записаны его рукой, но исправлены следователем. Анализ этих исправлений является одной из наших задач.

Донесение Варлаама датировано 25 мая 1733 г., а через три дня начался его допрос (а также его сына, иеродьякона Гавриила). Варлаам пишет, что в 1720-х гг., когда он был дьячком при церкви села Холтобино Веневского уезда, к нему пришли монахи Филарет и Тихон из города Венёва и стали учить его, как жить по «Христовой вере». Оригинальный текст донесения выглядит так:

...В прошлых годех назад тому лет с тринадцать, а подлинно не упомню, жил я, богомолец, в Коломенской епархии, в Венёвском уезде, в селе Холтобине при церкви дьячком, а града Венева уроженец из посадских людей монах Филарет да еромонах Тихон прихаживали к нам в село Хол-тобино и имели со мной разговор, от божественных книг писания, как возможно человеку спасение получить, и сказывали, что де есть сущая на земли христова вера, аще кто сохранит чистоту душевную и телесную и любовь к ближним... (Л. 2).

Монахи Тихон и Филарет повели Варлаама (который тогда еще не был монахом и носил имя Вукол) на собрание в дом посадского человека Герасима Муратина. А там «ходят во круг, а иные поют святую молитву [Исусову. - К. С.]», говоря, что и «в прежние времена святые отцы тако ж трудилися и спасалися». Варлаам с сыном посещали собрания христоверов около двух лет, но затем отказались участвовать в них. Объясняя это решение, Варлаам пишет, что им «таковая вера не польстилась того ради, что с писанием божественных книг не сходна и Церкви Святой противна» (Л. 2-3об.). Однако из текста расспросов мы узнаем, что уже после этого и Вар-лаам, и его жена, и сын приняли монашеский постриг, вероятно, под влиянием проповеди христоверов, что следует «неженатым не жениться, а женатым разжениться».

О венёвской общине христоверов известно из дела 17251726 гг. В нем говорится о том, что в доме посадского человека г. Венёва Семена Миляева задержали несколько человек, и там был найден сосуд с кровью. Однако один из задержанных, солдат Карманов, заявил, что он пускает кровь от разных болезней, зарабатывая этим на жизнь, и в тот день пускал кровь больному Миляеву. Арестованных отпустили5. Известно также, что Семена Миляева в Венёве называли богомолом, и в своем донесении так же называет себя игумен Варлаам (точнее, богомольцем). На собрании в доме Миляева присутствовали те два монаха (Филарет и Тихон), которые учили Варлаама «вере Христовой». После процесса 1733 г. оба монаха были публично обезглавлены на Сытном рынке в Петербурге, вместе со старицей Настасьей Карповой, одним из первых лидеров московских христоверов6.

Варлаам доносит, что в великий пост 1733 г. к нему пришли пять монахов его же пустыни и признались на исповеди, что до пострижения они «имели раскольническую прелесть, которая противна Святой Церкви». Монахи назвали также имена монастырских крестьян, которые состояли вместе с ними в том же согласии. В донесении Варлаам пишет:

...А в нынешнем 733 году февраля месяца были у меня, богомольца, в нашей Касиановой пустыни в великой пост на исповеди монах Дионисий, монах Иосаф, монах Иосиф, монах Иона, монах Иоиль, монах Феодо-сий и объявили о себе, что они в бельцах имели раскольническую прелесть, которая противна Святой Церкви, и я их спрашивал, не имелось ли и еще с вами кого в таком согласии, и оные монахи показали: «В согласии с нами бывали Касиановой же пустыни крестьяне Иван Федоров, Михай-ло Афанасьев, Ларион Арефьев, Евстифий Дмитриев», а по монашеском пострижении с ними согласия не имели, и я, богомолец, вышеозначенных

крестьян вызывал и спрашивал: «Имеется ль за вами таковая раскольническая прелесть, которая противна Церкви Божией?», и вышепоказан-ные крестьяне сказали: «За нами де то имелося и научены были Углицко-го уезду вотчины Воскресенского монастыря деревни Харитоновой крестьянином Еремеем Бурдаевым...» (Л. 3).

Упомянутый в донесении Еремей Бурдаев проходил по Угличскому делу 1717 г. вместе с первыми лидерами хлыстовских общин Никитой Антоновым и Прокопием Лупкиным.

Таким образом, перед нами вырисовывается картина распространения согласия христоверов в округе Углича за период с начала XVIII в. и до 1733 г. После допросов Варлаама стало известно, что крестьянин Никита Антонов перенял аскетическую практику христоверов от жителя его же деревни Тимофея Трофимова около 1707 г., а учение об антихристе - от батрака Ивана Васильева. Параллельно с Никитой Антоновым с учением христоверов познакомился отставной стрелец Прокопий Лупкин, и с 1715 г. они вместе проповедовали «Христову веру» среди крестьян Угличского уезда. Одним из обращенных ими в 1716 г. был тот самый Еремей Бурдаев, в доме которого с тех пор регулярно проводились встречи со-гласников. Таким образом, стали известны имена 30 членов угличской общины христоверов, включая братию Учемского монастыря и работников Лупкина.

Показания игумена Варлаама (так называемый «расспрос»7) состоят из 24 пунктов, часть которых посвящена подробностям его биографии, а другая - религиозной практике венёвских христоверов. Из текста этих документов мы узнаем, что Вукол Самсонович (будущий игумен Варлаам) родился в 1693 г. в семье священника Одигитриевской церкви села Холтобина (Тульской области) Самсона Алексеева и его жены Степаниды Ивановны. До пострижения он служил дьячком в той же церкви, где и его отец, был женат на Анне Григорьевне, дочери священника села Богоявленского Григория Иванова. Варлаам имел семерых детей - Григория (будущего иеродьякона Гавриила), Игнатия, Татьяну, Евдокию, Стефаниду, Домнику и Анну. В 1724 г. «по общему с женой своей согласию, желая себе душевного спасения», Варлаам разошелся с женой, и оба они приняли монашеский постриг, расставшись с детьми (Л. 5).

В своих показаниях Варлаам подчеркивает, что он был наставлен монахами «в вере Христовой» по церковным книгам и до сих пор считает аскетическое учение христоверов правильным:

В оное суеверие сначала приведен и учен я... по Толковому Евангелию, по Прологу и по Благовестнику... и то учение книжное поставляю и ныне

я за истин... а в грехопадения я, будучи в тех противных собраниях, ни с кем не впадывал (Л. 7об.-8).

Вероятно, игумен Варлаам надеялся, что его добровольное признание смягчит грозящее ему наказание. Ритуалы собрания венёв-ской общины христоверов он описывает так:

...В том собрании действо было такое: молились Богу в землю (клали земные поклоны. - К. С.) по часу с молитвою Иисусовой краткой против старопечатных книг, а крест на себя я, также и сын мой, изображал тремя первыми персты, а прочие все в том собрании люди крестились двема персты, а меня, Варлаама, и сына моего двема персты креститься никто не принуждал (курсив мой. - К. С.) ... а в тех де собраниях хлеба кусочками также и квасу вместо причастия и ни для чего было нам не роздавано (Л. 5-6об.).

Заключительной фразой Варлаам отрицательно отвечает на вопрос следствия о «хлыстовском причастии».

Основными требованиями первых христоверов был запрет на сексуальные отношения между мужем и женой, трезвый образ жизни и сохранение тайного характера их собраний, что закреплялось клятвой перед образом Богоматери. Варлаам свидетельствует:

...И в первом собрании по повелению собравшихся людей приложился я к образу Божия Матери в том, чтоб хранить мне чистоту душевную и телесную и хмельного не пить, и с женою своею не совокупляться, и про то собрание их и веру, которую называли Христовой, никому не сказывать, что я и исполнял (Л. 6).

Признаваясь в том, что по-прежнему считает учение христове-ров правильным (их призыв отказаться от брака и хмельных напитков), Варлаам осуждает их ритуальную практику - «хождение вкруг» и самобичевание, считая их «противными Церкви» (Л. 8).

В протоколах допроса Варлаама встречается более 10 мелких исправлений, самое распространенное из которых - замена слова «их» на «наших» (чтобы не позволить подследственному отмежеваться от того, о чем он доносит). Характерные примеры: «об оном их [испр. "наших"] злодеянии» (Л. 7); «они [испр. "мы"] в собраниях своих кругом ходили» (там же). Наиболее существенным добавлением можно считать приписку к пункту о неразглашении тайны вероучения в донесении Варлаама:

До поставления во игумена отцам своим духовным об оных противных собраниях я не объявлял за простотою своею, а при поставлении во игумена отцу своему духовному иеромонаху Питириму при исповеди

о бытии своем с прочими на оных собраниях и о хождении в тех собраниях вкруг и что я прикладывался к образу, дабы о тех собраниях не объявлять, сказал, и той де отец мой духовный впредь того чинить мне под проклятием запретил, что я и исполнять обещался и исполняю [добавлено: «а до поставления во игумена об оных противностях не покаявся я, Варла-ам, священнодействовал»] (Л. 8об.).

На основании этой приписки Варлаама лишили сана, несмотря на его уверения в том, что его причастность к христоверам осталась в прошлом, а к «раскольникам» (староверам) он не принадлежал никогда. На протяжении всего допроса Варлаам акцентирует свою верность ортодоксии: они с сыном читали только «новоисправлен-ные» книги, крестились тремя перстами, а не двоеперстием и т. д.

Пение молитвы Иисусовой, «хождение вкруг» и самобичевания - это известные элементы религиозной практики первых общин христоверов, но об их молитвах и песнопениях в других рас-спросных речах почти не упоминается. Тем ценнее показания Вар-лаама о том, что на собраниях христоверов звучали:

«Богородичны воскресные» и «Славники» - части канона на «Славу и ныне»; «Многая множества» - великопостная молитва, которая поется после чтения Евангелия; «Достойно есть» и «О тебе радуется, благо дат-ная... » - великопостный задостойник; «Богородице Царице» (скорее всего, имеется в виду «Царице моя преблагая», но, возможно, и «Богородице Дево, радуйся» - по аналогии с западной молитвой «Salve, Regim»); «Уже тя лишаюся» - так называемый «Плач Богородицы», читаемый на малом повечерии после выноса плащаницы в Великую Пятницу, а также псалмы8.

Интересно, что значительная часть названных молитв представляет собой великопостные песнопения, которые обычно исполняются скорбным распевом (знаменным, путевым или демест-венным).

Рассмотренные источники позволяют отчасти воссоздать психологическую атмосферу первых радений христоверов. В первой половине XVIII в. на их собраниях земные поклоны и постные распевы преобладали над «хороводной пляской», а основными требованиями к согласникам оставался запрет на сексуальные отношения между мужем и женой, трезвый образ жизни и сохранение тайного характера собраний.

Примечания

1 До начала работы этих комиссий региональные канцелярии проводили собственные расследования (например, Угличское дело 1717 г.).

2 См. РГАДА. Ф. 301. Оп. 1. Д. 6. Расспросы колодников по присланным из Синода пунктам, 1733 г.

3 Ныне село Учма Ярославской области.

4 РГАДА. Ф. 301. Оп. 1. Д. 7. Л. 2-3об. Далее в ссылках на документы этого дела номера листов указаны в тексте статьи.

5 Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002. С. 146.

6 Там же. С. 148. Игумен Варлаам вскользь упоминает об этом в своих показаниях.

7 О расспросах см.: Анисимов Е. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. М.: НЛО, 1999. С. 313-390.

8 Возможно понимание «псалмов», упомянутых Варлаамом, как особых духовных песен («псальм»), однако мы придерживаемся мнения, что в его донесении речь идет именно о псалмах Давида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.