тезисы;;;;;;:
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
V* ОНЛАЙН, ь ФОРМАТ ^
ЕССЕ 2020
— Игры В.В. Воскобовича как средство развития алгоритмического мышления дошкольников
ПАРУНИНА Любовь Владимировна
Организация: ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» Регион: Россия, г. Тюмень
БАБИКОВА Анна Валерьевна
Организация: ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» Регион: Россия, г. Тюмень
Ключевые слова: алгоритмическое мышление, алгоритмические умения, развивающие игры В. В. Воскобовича, дошкольник.
Современное общество находится в процессе постоянного умножения потока информации. Обучение ребенка быстро и успешно ориентироваться в информационном обществе, воспитание детей в мире современных технологий являются приоритетными задачами дошкольного образования.
Востребованность ранней профориентации и технического развития дошкольников, отсутствие достаточного методического обеспечения формирования алгоритмического мышления у детей это одна актуальных и наименее разработанных методических проблем дошкольной педагогики.
На ступени дошкольного детства доступно развитие следующих алгоритмических умений: выполнять алгоритмы, составлять простейшие алгоритмы, удерживать и принимать цель предстоящей деятельности, планировать свою работу, осуществлять оценку и контроль своих действий.
Успешно решать задачи развития алгоритмических умений детей дошкольного возраста позволяет технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, благодаря следующим факторам:
1. игры В. В. Воскобовича, составляющие основу технологии, позволяют создавать качественную развивающую предметно-пространственную среду, необходимую для побуждения ребёнка к «открытию» нового, переноса алгоритмических умений в новые ситуации;
2. интеграция игр для решения задач всех образовательных областей позволяет использовать задания на развитие алгоритмического мышления в процессе математического, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития.
Исследователем Утюмовой Е. А. выделены этапы развития алгоритмического мышления дошкольников. У детей 4-5 лет (средняя группа) формируются умения использовать линейные алгоритмы для решения образовательных задач. Решение задач данного этапа осуществляется с помощью игр «Шнур-Малыш» и «Шнур-Затейник» с пространственными, знаковыми, словесными инструкциями.
тезисы !!!!!!! -эг^с^ формат
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020
На втором этапе (дети 5-6 лет, старшая группа) осуществляется обучение дошкольников выполнению алгоритмов всех видов, формирование первоначальных умений по составлению алгоритмов. На данном этапе могут быть предложены парные и групповые игры с пособиями «Волшебная восьмерка», «Кораблик Буль-Буль», «Черепашки Пирамидка», «Геоконт Малыш», «Фонарики», направленные на поочередное инструктирование с совместной проверкой результата. Игры учат понимать, удерживать и выполнять словесную пошаговую инструкцию с одним или двумя признаками, слушать и следовать инструкции своего партнера.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) закрепление алгоритмических умений, перенос усвоенных алгоритмов в различные образовательные области и виды деятельности. Среди игр В. В. Воскобовича на данном этапе используются «Ми-ниЛарчик» и пособие «Умные стрелочки Ларчик», например, для моделирования заданий по безкомпьютерному программированию в процессе занятий по лего-конструированию.
Алгоритмическое мышление лежит в основе многих процессов реальности. Оно не дается человеку с рождения, но может развиваться уже в дошкольный период. Заложить основу умений алгоритмического мышления помогут технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» и игровые пособия В. В. Воскобовича.
Список литературы:
1. Воронина л. В., утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова // Образование и наука. 2013. №1(100). С.74-84.
2. Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова, Е. Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. С-Пб: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2018. 360 с.
3. лашкова л. л., шанц е. а. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // Научно-методический элек-тронный журнал «Концепт». 2018. № 7 (июль). С. 51 7-529. URL: http://e-koncept.ru/2018/181044. htm.
4. развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». методическое пособие / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. С-Пб: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. 1 76 с.
5. утюмова Е. А. Условия формирования алгоритмичсеких умений у детей дошкольного возраста / Е. А. Утюмова // Педагогическое образование в России. 2014. №3. С.134-138.