Научная статья на тему '«Игры со спичками», или еще раз о трех шестерках'

«Игры со спичками», или еще раз о трех шестерках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Игры со спичками», или еще раз о трех шестерках»

Ольга Белова

(Москва)

«Игры со спичками», или еще раз о трех шестерках

Нумерология является одним из ключевых элементов картины мира, представленной в фольклорных текстах самых разных жанров. Функции, семантика и символика числовых значений, значимых для традиционного мировидения, обрядности и ритуалистики, лечебных и магических практик славянских народов, представления о счете и исчислении подробно описаны и проанализированы в этнолингвистическом словаре «Славянские древности»1. Числовая символика актуальна для легенд, повествующих о сотворении мира и человека, Всемирном потопе, Вавилонской башне, библейском Исходе, а также для эсхатологических легендах о кончине мира и Страшном суде2.

В фольклорных легендах, составляющих, в частности, «народную Библию», числовой ряд представляет собой довольно любопытную и неоднозначную картину. При изучении числовых характеристик, «привязанных» к тем или иным библейским сюжетам, в первую очередь привлекают внимание разночтения (если не сказать противоречия) с каноническим текстом Библии и другими памятниками книжной традиции (апокрифы, «слова» и «сказания» на библейские темы, летописные свидетельства), которые по большей части и являются первоисточниками фольклорных «библейских» нарративов. Наиболее «нагруженными» и значимыми числами в народных этиологических легендах являются числа 7 (семь небес творят Бог и его помощник), 12 (двенадцать сотворенных Богом небес), 13 (тринадцать китов держат землю - семь больших и шесть маленьких), 40 (40 дней и ночей падали с небес на землю сверженные ангелы; 40 дней длился Всемирный потоп; число 40 как основная единица измерения размеров ковчега; 40 дней (лет) Моисей водил евреев по пустыне), 77 (именно столько отверстий проделал в теле первого человека дья-

вол, желая испортить Божье творение; столько болезней у человека и столько существует целебных трав для их излечения; столько существует на свете вредоносных лихорадок; столько народов было на земле в начале времен)3.

В текстах повествовательного фольклора представлена также идея наделения долей или высчитывания доли, предназначенной

4

каждому человеку , и в этом случае тексты могут отражать не только представления, связанные в числом и счетом в разных этнических и конфессиональных культурах, но и практики, связанные с реализацией «числовых составляющих» таких понятий, как, например, грех и искупление греха. История, записанная в 2003 г. в Кожан Городке (Лунинецкий р-н Брестской обл.), повествует о том, как еврей покупает у не еврея заслуженную тем за спасение ребенка благодарность, чтобы уменьшить долю своих грехов на этом свете и увеличить долю посмертного воздаяния:

[Мальчик теряется в лесу, его находит мужик. В благодарность хочет немногого - получить хоть на бутылку, но у матери ребенка нет денег. Это слышит еврей и предлагает мужику:]

- Знаеш, ты шо. Ты скажы, што гэта Кацман Довыд нашоу гэта дз1ця, - эта его была фамЫя 1 отчэство. - Ты скажы, што это я его нашоу, 1 она мне поблагодарыла. Я тобе дам на лпр.

Той кажэ:

- Ну, пожалуста! Ты нашоу. Она тобе поблагодарыла 1 здоров'я по-просыла.

Жыд выняу на лпр яму грошай 1 дау.

- Няхай мне гэта благодарнасць, шо вона от Бога пожэлала5.

Эта «перакупленая падзяка» органично вписывается в представления евреев Восточной Европы о грехе и о доле в царстве небесном

как о субстанциях, которые могут быть оценены количественно и

6

качественно, сосчитаны, а также проданы или куплены .

В славянской несказочной прозе еврей выступает также как персонаж, непосредственно причастный к счету (особенно это касается пересчитывания денежных средств) и даже как своего рода «изобретатель» счета. Так, корчмарь отмечает на столешнице каждую выпитую посетителем чарку, не гнушаясь при этом приписками, и предъявляет мужику счет; тот вынужден заплатить, поскольку в буквальном смысле «что написано пером, не вырубишь топором»: «А таю за

жыдам людз1 прызнал1 закон, бо што написано пяром, таго не вырубаешь тапаром»7.

К числам, счету и измерениям всего и вся в славянском фольклоре имеет непосредственное отношение фигура мудрого царя Соло-мона8. Помимо других разнообразных изобретений (сельскохозяйственные орудия, музыкальные инструменты), Соломон, согласно легенде из Костромской губернии, является автором универсальной меры - аршина (именно с помощью него он измеряет ад и пугает этим чертей):

Колда Осподь-ет сходиу в ад-от, он, веть ну ко всех оттоле вывеу. Вот повеу всех. А дотоле цю, все праведники и грешники все, все до единова были в аду, вот он, матушка моя, повеу их всех, а Саламона то и оставиу. Саламон-от и возопиу ко Осподу ту: «Осподи пошьтё жо ты миня покидаешь?» - «А ты, бает, выдёшь Саламон своими хитростями и мудростями». Взеу ево и оставиу. Ушли те все. Шьтё жо делать Саламо-ну? Думау, думау и выдумау меру и прозвау ево «аршин». С тово времени и аршин у нас пошоу по Руси. Вот выдумау, матушка моя, аршин да и давай везде миреть. Миреет, миреет, везде обмиреу. Бесы ти и забегали и засновали крук ево. «Ты, бают, шьтё делаешь то еданькоё?» -«А, бает, хоцю церкву строити здися». Вот бесы испугалися, шьтё делать, давай сецясь к Сатане. «Сатана батюшка, Саламон хоцет всех в аду пригубить, хоцет церкву строити». - «Ох, бает, он тутотка остауся?» -«Тутотка. Ну, робятанам будет тошно. Давай, у ево хто-нибуть украдите аршин, да за ад-от и выбросьте на землю, без ево ему ницево не подела-ти; как он падет, вы двери ти на крюцок». Украли у ево аршин, Саламон пошоу туда за им, за им двери ти и зашшоукнули. Тако и выбрауся. От-тово веть, кагда, мотри ворожат, всегда и приговаривают: царь Саламон, скажи мне всю сушшую правду ([Рассказ] подслушан в дер. Кривове у бабы, прозываемой Мусник, рассказывавшей эту историю другой бабе)9.

С именем Соломона связано и одно из самых «страшных» чисел народной нумерологии - число 666. И здесь мы переходим к подробному рассмотрению сюжета, заявленного в заглавии нашей статьи. Традиционно в народной эсхатологии число 666 считается «числом Антихриста» (ср. Откр 13: 18 - «число зверя») и интерпретируется как одна из разновидностей «печати Антихриста» (ср. Откр 13: 16-17). Вероятно, для того чтобы сделать его еще более внушительным, происходит апелляция к ветхозаветной традиции, якобы раскрывающая историческую подоплеку этого символа (ср. 3 Цар 10: 14: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу бы-

ло шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых...»). Ранее в одной из статей мы уже анализировали это число, представленное в народных рассказах как число «жида Соломона»10. Приведем лишь краткую выдержку из опубликованного ранее пространного нарратива, чтобы показать, как с личностью библейского царя увязывается появление «дьявольского числа»:

Так он пишет - шоб вы зналы, дороги христиане, браття по Христу, шоб вы зналы, шо цэ жыды, кажэ, зробылы о цэ 666, цэ дьявольске число, бо цэ, каже, число було Соломона, царя Соломона Мудрого, який брау податки именно цим числом. Или там брау собольи шкурки, там или шо он брал, я не знаю, шо цим числом. Цэ всэ видходэ вид жыда Соломона. В то время, что это, действительно, такая историческая личность, мудрец - так это «от жыда Соломона», так они пишут11.

Вернемся, однако, к самому числу. С ним связана, как показывают материалы опубликованных источников и многочисленные устные свидетельства, широко распространенная в самых разных социальных, конфессиональных и возрастных группах «игра со спичками», суть которой заключается в том, что из определенного числа спичек, а именно - из 15, можно сложить «число зверя» - 666. Но поскольку в контексте «народного Апокалипсиса» с Антихристом связан целый ряд личностей, то их имена оказываются «синонимичными» числу 666 (как «имени» Антихриста) и тоже могут быть изображены с помощью 15 спичек. Мы уже затрагивали этот сюжет в одной из работ12, но оказавшийся в нашем распоряжении новый материал заставляет проанализировать этот сюжет более подробно.

Как воплощение Антихриста в текстах народной эсхатологии выступают большевистские вожди. Приведем пример из эсхатологического сочинения XX в. - «Толкового Апокалипсиса», создание которого связывают с личностью уральского старообрядческого книжника Иродиона, где «расшифровываются», в частности, семь голов апокалиптического «зверя» и десять его рогов (ср. Откр 13: 1):

Семь голов - это Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Маленков, Булга-нин, Хрущев... Они же именуются рогами и дополняются к ним еще трое - Брежнев, Антропов [так!] и Черненко, и всего их 1013.

Опираясь на поговорку «Что у Бога, то и у сатаны», Иродион утверждает также, что у сатаны тоже есть своя «Троица»: это Маркс, Энгельс и Ленин14.

Первым персонажем, связанным с «игрой со спичками» в советском пространстве, оказывается Ленин. Приведем в качестве примера свидетельство 1931 г. из Луганской области, полученное агитатором в ответ на его задание «обществу» собрать материал о Ленине среди колхозников:

Одна баба, роив 1з 80, письмена, в1руе в Бога, читала Библию [ дочи-талася, що 1900 року був такий лютий [ вим людям був ворог: зв1р - не птиця [ не людина, [ не скотина, а сам соб1 якийсь видимий ворог для людей, зв1р1в [ для птищ. I його пр1звище можна скласти 1з 15 ирниюв. То це вийде пр1звище «Летн»!15

Здесь число 666 не фигурирует, но не менее интересной оказывается символика числа 15, которым определяется количество спичек, необходимых для эксперимента. О том, что интерпретации подвергалось и это число, свидетельствует отрывок из дневников Е. Керс-новской (особую остроту ситуации придает то, что со спичками манипулируют работники спичечной фабрики!):

Мы, работники местной спичечной фабрики, собрались отметить именины одного своего сотрудника. Именины не удались - было мало самогона. Из чего его гнать-то? Ни муки, ни сахара, из свеклы что за вино? Уйти - хозяина обидишь. Танцевать? Да там и молодежи-то не было. Люди образованные, солидные, но все жмутся. Ни анекдота, ни прибаутки не скажешь, ведь все знают: пьяному, если и сболтнет что лишнее, с рук сойдет, а трезвому - всяко лыко в строку! Ну вот, стали разные фокусы показывать: кто на картах, кто что умеет. А один возьми да начни рассказывать про масонов. Они считали число «5» роковым, число «3» - магическим, а если из цифр можно составить число «15», то это приносит несчастье. К примеру, первая германская война началась в 1914 году. Если сложить все цифры, то получится: 1 + 9 + 1 + 4 = 15. Эта же - будь она проклята, эта война, - началась в 1941 году, опять получается: 1 + 9 + 4 + 1 = 15. Масоны говорят, что число «15», то есть 5 х 3, самое роковое. А вот в Апокалипсисе говорится, что есть такое «звериное» число «666» - оно, дескать, и есть самое роковое! Если это число из спичек составить - вот так, то как раз на это пойдет 15 спичек, опять же роковое число! И из 15 спичек - смотрите сами - получается слово «змей», а ведь в змея обернулся сам сатана - отец зла, искуситель! Уж и не упомню, кто, складывая все те же 15 спичек, получил имя «Ленин». Тут все друг на друга зашикали, на что-то другое разговор перевели и забыли. Или притворились, что забыли. Но кое-кто не забыл. Три дня прошло - вызывают и спрашивают про антигосударственную организа-

цию по заданию врага. Не сразу я сообразила, о чем это они, а когда поняла, то было уже поздно. Вот и предъявили мне обвинение в недоноси-

16

тельстве...

Итак, задействованы в символический ряд оказываются цифры 1, 4, 9, из которых складываются роковые даты (1914, 1941), и числа 1, 4, 9, которые будучи сложены в определенном порядке дадут не менее 15, аналогичное по своей символике «звериному» числу 666. Интересно, что Е. Керсновская отмечает еще одно значимое слово, которое можно получить путем сложения 15 спичек - это слово «змей», воплощение сатаны. Особую ценность свидетельствам Керс-новской придают рисунки, которыми проиллюстрирован текст дневников: они дают возможность наглядно убедиться в результатах «игры со спичками» (см. ил. 1 и 2).

В воспоминаниях Н. Любимова также есть упоминание о «выдумке», которой «тешили и пугали себя» обыватели 1920-х гг.:

Обыватели тешили и пугали себя выдумками: фамилия «Троцкий» заключает в себе его завет: «Товарищи рабочие, отдайте царю корону и империю». «И краткое» в конце фамилии обывателей не смущало. Оказывалось, что для того, чтобы сложить из спичек фамилию «Ленин» и упоминаемое в Апокалипсисе число звериное 666, потребно одинако-

17

вое количество спичек .

По свидетельству с Рязанщины, в деревнях данная практика была также известна:

По району распространяются разговоры о том, что наступает время антихриста, для доказательства практикуют примеры, складывая из спичек цифру 666, а затем из этого же числа спичек складывается имя Ленина» (Ал. Невский район)18.

В конфессиональной среде также циркулировал этот сюжет. Согласно материалам следственных дел, бродячие монахи и монахини для доказательства, что советская власть, возглавляемая Лениным, является властью антихриста, обычно складывали из спичек «666», а затем из этих же спичек - слово «Ленин»19; один из обвиняемых «5 февраля 36 г. среди верующих складывал аллегорическое контрреволюционное число из спичек "666" и выводил из них слово

. <уи*, - л

60

^ИНЧ* ОС<ЧО .^Х^К* га-

<4Л«4«» .. ДД/ КС» •••

<».»н>иш лии .ишш«. - л/

• • • • АьАо ллХ» ^ !

- »л«/ ^е^ *<«>«*' л«|ч> . Сам--

3 -

еАи*К/ еии> , ^ лилк«- лидлы»^»", лЛ о^о

(Алл- &МКСО »ъчл4.ик*< 4 А344 ¿««лм/

/эувс -¿ОЬЬИ«^, гОИ«ИЛЛ/М» £ 1 Л, Ор - О мир

ЛМ. 3 ООииоЛ' «.1 Лгу^ ^

»Пинт«/ Л*-6о|лллллмс»| д^До «л^н /миьй*«. - , в^в^хгм««-* 66 он.) ( 9Д<»Ч<> Ас

Чи.!1) 666 ,Лц) -

- 4 • АЛ

О уии V

М в И.

ьь

'{/иль ,

- Ст«ц Злт. »

Ил. 1

Страница из дневника Е.А. Керсновской (1907-1994). Число 666 и слово «ЗМЕИ», выложенные с помощью 15 спичек

-^(ЧО ио , «Л^лви. х!<|>_«, 1,<2 /«Хд. rv.it-

ЛЛЖЧ^ЯМЛ, уи-^ .ЛЕ.НИИ ''ЙТ^'иГ

I

'ЛЛЧ> ЧМл»

511

•W<1JO<<AV/, ИЛ/ усс/сч^»..... ^«Л'У ЛЛ|Н>А

-¿Она* Л соо^^о ^чС о^, о«иь '.Л

Трудно поверить

.чим^^лмлиичк 4 удц^о

/\ <{ . г\ \ - » » I - *

■«•«»«д/ ч , Лсе^ллло** ( ЛМАС м^мУЛМЛа

ко илмс Лс /лоЗммлс» усльниаккое?1.

чл»«» ( Ь яорллмли».*/' ( ^у.-ллса^Аии«.' !.

\ИЧ> ПО^УМгЛ ьиЛМ, 'ЧОГ ПоЗ»ГЧ1ТЪ , <У»и<.

новцлвь 'докгаагь ( что т»1 ме, 5зм»л Ц Ась1 . на оауос/'

З'Срччмесо^о&Л', «Ди^ ъХ^Хсм,- Х/еиХу -и/ „мхли ,

Ил. 2

Страница из дневника Е.А. Керсновской (1907-1994). Слово «ЛЕНИН», выложенное с помощью 15 спичек

"Ленин". Говорил: "Это первый враг веры и бога. А Сталин - это второй, подобный ему зверь"»20. Отмечая распространенность представлений о связи слова «Ленин» с числом 666 в сектантской среде начиная с 1920-х гг., А. А. Чувьюров приводит сведения о том, что подобные воззрения (а также практика раскладывания 15 спичек) в 1980-е гг. бытовали в среде пятидесятников (христиан веры евангельской) в Ленинграде21.

Если в упомянутом выше свидетельстве «читавшей Библию» 80-летней женщины Ленин предстает как враг людей, зверей и птиц, явившийся в мир в 1900 г., то в рассказе, записанном столетие спустя в Тверской области, опять же со ссылкой на Библию говорится о том, что появится враг Господа именем 666, а одноименный ему Ленин воскреснет после смерти:

В Библии написано о конце света. Полынь - это Чернобыль. Будет голод, наводнение, люди будут умирать; так и есть. Написано, что через 1000 лет появится враг Господа, имя ему 666. Из спичек можно сложить число 666 и имя «Ленин». Предсказано, Ленин будет тяжело болеть, умрет, но потом воскреснет («Ленин всегда живой»). Он будет закован в подземелье на 1000 лет, а потом наступит новое время22.

В этом рассказе объединены мотивы скованного сатаны, характерные для народных легенд пасхального цикла и эсхатологических

23

нарративов , представление о воскрешении «сакрального» персонажа. Анализируя аналогичное свидетельство, записанное в 2002 г. в Пермской области от старообрядца, М.В. Ахметова отмечает, что рассказчик, говоря о возможном воскрешении Ленина (который, с точки зрения информанта, является Антихристом), ссылался на отрывок из Апокалипсиса, повествующий о раненом и исцеленном звере24 (ср. Откр 13: 3: «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела»). Пользуясь любезным разрешением одного из собирателей, приводим этот рассказ полностью, тем более что он имеет непосредственное отношение к рассматриваемой нами «игре со спичками»:

[А антихрист это кто?] Антихрист это враг, сатана. [А он как человек придет?] Ну да, он покажется как человек. Пока. Он будет три с половиной года. Но три года он будет как вроде такой ласковый к че... к народу, что его все полюбят, и он, значит, это... А уже останется полгода -

и тогда он будет такой яростный. У него будет корона на голове, и он корону снимет - и у него образуются как рога. Слыхали это, наверно? [Нет.] А ноги, на ногах у него копыта. Вот. Дак я знаете, вот, не знаю, я опять сравниваю с Писанием, вот, с Писанием сравниваю, вот, 666 -антихристский номер, это вы, наверно, слыхали. [Да.] Вот. А 666 - это человеческое имя. Если все разобраться, я вот ездил в 80... в 84-м году, э, в Томск. Знаете это, Томск, в Сибири? Там тоже верующие есть, наши кержаки. Наверно, бывали там, нет? [Нет.] Вот. Дак я ездил там. И одна женщина мне сказала, что 666 - это, это имя человеческое. А я говорю: «Какое?» Вот, взяли, значит, 15 спичек и выклали на этих спичках и получилось слово: «Ленин». Ленин из этих 15-и спичек. Потом собрали опять снова эти спички, сложили, получилась пятиконечна звезда. Звезда уже была. Вот. Дальше... И... А третий, это, номер, 666 из этих же спичек получается. [А как складывали?] Да вот щас, я могу показать. [показывает:]

_л_

ХА X / / /

Сколько он людей живьем закопал. А... И Сталин тоже. А ведь он... Еще вчера у нас сосед был, рассказывал. Вот, пожалуйста. Что... Воркута, город Воркута, слыхали этот город? Что там раньше, когда Сталин был, в Воркуту дорогу стлали, и вот значит, это, шпалы не хватали, так они... человек-то умрет - под шпалы, под рельсы делали. Клали эти трупы. А шо даже, это, по несколько человек, куда-то их загоняли, в такое место [нрзб.]. <.. .> А сколько Сталин уничтожил. Народу.

[Так значит, они антихристы, да? И Ленин, и Сталин?[ Да. <...> [Значит, был уже антихрист?] Был. Но опять так, ну, простите, что я такое слово выразился, он последнее время якобы вот, Откровение Иоанна Богослова читали? [Давно.] А там написано, что раненый человек, и он значит, вос... Оживет. Дак я думаю, что он должен ожить. И вся земля удивится, да конечно, все, это, всем же диво покажется, что Ленин встал. Все же удивятся. Вот25.

Показательно, что рассказчик помимо числа 666 и имени «Ленин» складывает из 15 спичек еще один символ, интерпретируемый как «печать Антихриста» - пятиконечную звезду26. О том, что ряд апокалиптических знаков дополняет пятиконечная звезда, свидетельствует в своей публикации архимандрит Августин (Никитин), характеризуя манипуляции со спичками как «старую игру в бараках ГУЛАГа»:

Возьмем коробок и отсчитаем 15 спичек. Старая игра в бараках ГУЛАГА состояла в следующем. Для начала изобразим пресловутые три шестерки в самом простом, «компьютерном» виде. Затем рассыплем «число зверя» и из тех же спичек сложим 5-конечную звезду, с пятиугольником в основе. Теперь мы подошли к главному: те же 15 спичек лягут так, что можно будет прочесть партийную кличку основоположника, того, что вечно-живой. Но поскольку за такую игру можно было в зоне получить второй срок, то старые лагерные волки довольствовались первыми тремя буквами: ЛЕН..., а участники игры (в дальнейшем именовавшиеся соучастниками) восклицали: Ой, я, кажется, догадался!27

В рассказе из Пермской области появляется и второй персонаж, с которым в контексте «игры со спичками» связаны представления о воплощении Антихриста и апокалиптическое число 666, - Сталин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однозначное соответствие имени Сталина и числа 666 проявляется в записи 2001 г., сделанной в Пружанском районе Брестской области от собеседницы 1919 г.р.:

/ / /

ЛЕНИН < I АЛИН

Ил. 3

666, Ленин, Сталин = 15 спичек (реконструкция)

Глава последнего Откроветя 1оана. Ш на одного цара, руководителя нэ попадае такое чысло - i там жэ тшэцца в Евангели, какое это чысло -666. Оно нi на кого, анно Сталш, на Сталша выходiло. Кажэ: зложы з за-палков гэтое iм'я: Сталiн - выходпъ. А нi на якого большэ з государст-вав цара нэ получалоса. Показвалi, як запалкамi это, перэлiчывалi. <...> Спiчок взята, - на другого якого, яю там в Англи був, у Польшчы був... Нi на якого больш нэ попадало, толькi анно на Сталша. Это сатаншске чысло 66 628.

Однако во многих текстах, разрабатывающих «спичечный» сюжет, Ленин и Сталин составляют неразрывную пару; например, Ленину и Сталину как главным фигурам советской власти много внимания уделяет в «Толковом Апокалипсисе» Иродион, связывая эти имена с числом 666 и предлагая сложить эти имена и число из спичек «по правилам почтовых индексов» - на все три позиции понадобится 15 спичек (см. ил. 3). При этом, как отмечают исследователи текста Иродиона, «уралец здесь, несомненно, занимается "подгонкой": чтобы количество спичек и элементов трех цифр совпало, ему приходится пойти на нарушение правила и изобразить букву "С" в имени Сталина с помощью двух, а не трех линий. Подобные упражнения у старообрядцев - не новость: и столетия назад они видели "звериное число" в различных терминах или именах властителей, подчас искажая слово, чтобы все сошлось (так, "расшифровке" подвергались титулование "император", имя "Наполеон" и т.д.)»29.

В мемуарно-художественной литературе встречаются упоминания о том, что таким же образом в пару к имени «Сталин» умельцы складывали из спичек имя «Гитлер», приравнивая оба имени к 666, то есть к «звериному числу», и расценивая обоих как воплощение Антихриста30. Фольклорно-этнографическими данными эти свидетельства пока не подтверждаются, хотя в народных представлениях Гитлер часто ассоциируется с очередным «предтечей» Антихриста (в причитаниях, рассказах о гаданиях и т.п.) ; поэтому вполне возможно, что традиция предоставит собирателям новый материал...

Примечания

1 См.: Толстая С.М. Два // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общ. ред. Н.И. Толстого (далее - СД). М., 1999. Т. 2. С. 21-25; Вален-цова М.М., Седакова И.А. Первый-последний // СД. М., 2004. Т. 3. С. 674-679; Толстая С.М. Счет // СД. М., 2012. Т. 5. С. 218-220; Толстая С.М. Чет-нечет // СД. М., 2012. Т. 5. С. 537-541; Толстая С.М. Число // СД. М., 2012. Т. 5. С. 544547. См. также статью С. Толстой в этом сборнике.

2 См.: «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О.В. Беловой. М., 2004. С. 82-93, 246-247, 287-288; У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды / Сост. и коммент. О.В. Беловой, Г.И. Кабаковой. М., 2014 (по указателю); Белова О.В. Страшный суд // СД. М., 2012. Т. 5. С. 178-181; Белова О.В. Эсхатология народная // СД. М., 2012. Т. 5. С. 594-597.

3 Подробнее см.: У истоков мира... (по указателю); «Народная Библия». С. 82-85.

4 См.: ЖуравлевА.Ф. Доля // СД. М., 1999. Т. 2. С. 113-114.

5 Традыцыйная мастацкая культура беларусау. Т. 4. Кн. 2. Брэсцкае Палессе. Мшск, 2009 С. 448.

6 См. подробнее: Дымшиц В. Грех сосчитанный, проданный и купленный (Концепция греха в народных сказках евреев Восточной Европы) // Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2000. С. 106-115 (особенно с. 107-110, сказка «Проданный грех», и с. 111— 112 - сказка «Проданное царство небесное»).

7 Пяткевич Ч. Рэчыцкае Палессе. Мшск, 2004. С. 279. Ср. анекдотический случай, описанный П.В. Шейном: в корчме мужик просит щей, ест и нахваливает - «каждая ложка стоит рубль»; еврей корчмарь записывает мелом на столешнице каждую ложку, после чего требует уплатить 200 рублей (Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Т. 2: Сказки, анекдоты, легенды, предания, воспоминания, пословицы, загадки, приветствия, пожелания, божба, проклятия, ругань, заговоры, духовные стихи и проч. СПб., 1893. С. 240).

8 Перечень основных мотивов см.: «Народная Библия». С. 304-305.

9 Ветлужский у. Костромской губ., корр. Я.И. Кузнецов, 1899 г. (Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя

B.Н. Тенишева. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. СПб., 2004. С. 164-165). Легенда представляет собой вариант сюжета ЛТИ 804В «Церковь в аду», СУС 804В «Соломон (солдат, купец) в аду». Интересно, что в конце легенды дается указание на популярное в народной среде гадание с «кругом Соломона»: на расчерченный определенным образом лист бумаги бросают зерна и толкуют выпавшее «предсказание». У семейских Забайкалья при святочных гаданиях использовались зерномётки - листы с номерами и текстом. Бросая зерно на расчерченный лист, говорили: «Царь Соломон, скажи мне сущую правду» (см.: Белова О.В., Турилов А.А. Гадательные книги // СД. М., 1995. Т. 1. С. 490). Согласно легенде из Подолии, Соломон также снимает с себя мерку для собственного гроба (см.: Казки та оповщання з Подшля. В записах 1850-1860-х рр. Вип. 1-11 / Упоряд. М. Левченко. Кив, 1928. С. 171).

10 См.: Белова О.В. Три шестерки, или «число Соломона Мудрого» // Живая старина. 2010. № 4. С. 7-8.

11 К.И. Горовец, 1926 г.р., Черновцы; зап. О.В. Белова, М.М. Каспина, 2005 г. О сходной интерпретации числа 666 см. в статье А. Островского в этом сборнике.

12 Белова О.В. «Вдруг на горизонте показались два человека: это были Маркс и Энгельс...» (образы вождей в фольклоре 1920-1930-х гг.) // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве / Сост. А. Архипова. М., 2013. С. 31-41.

13 Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в ХУШ-ХХ вв. Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002.

C. 419. За указание на этот источник благодарю А. Чувьюрова.

14 Там же. С. 420.

15 Украшський полиичний фольклор / Упорядкування, передмова, коментар1 е.М. Пащенка. Кшв, 2008. С. 50.

16 Керсновская Е.А. Тетради воспоминаний (тетрадь 5, глава 5 «Если б знать, где упасть») (http://www.gulag.su/copybook/index.php?eng=&list=5&page=5).

17 Любимов Н. Неувядаемый цвет. Книга воспоминаний. М., 2014. Т. 1 (http://books.google.ra/books?id=1cYNAgAAQBAJ&pg=PT265&dq=%D0%BB%D 0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD+666+%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%87% D0%BA%D0%B8&Ы=ru&sa=X&ei=vz53VPJO8SnygPUx4GYAw&ved=0CBMQ6 AEwAA#v=onepage&q=%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20666 %20%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8&f=false).

18 Линне В. Рязанская деревня в 1929-1930-х гг. М., 1998. С. 143.

19 Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воды слёз...»: Гонения на Истинно-Православную Церковь (по материалам следственных и лагерных дел заключённых). М., 1998. С. 91.

20 Шангин М. Террор против совести. Омск, 1994. С. 290.

21 См.: Чувьюров А.А. Общины христиан веры евангельской (пятидесятников) Санкт-Петербурга: вероучение, религиозная обрядность // Этнография Петербурга-Ленинграда: Тридцать лет изучения. 1974-2004. СПб., 2004. С. 195— 196. См. также: Зорин П. Работа сектантов Воронежской губернии // Антирелигиозник. 1928. № 2. С. 57; Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М., 1969 С. 133.

22 П.С. Ананьева, 1925 г.р., Тверская обл., Торопецкий р-н, д. Плоскошь; зап. И. Филиппов, Е. Базилевская, 2000 г. (http://folk.polarstarspb.ru/node/2987/interview).

23 ATU 803 «Дьявол в оковах», СУС 803 «Цепь сатаны». См. подробнее: «Народная Библия. С. 55—56, 146—147; У истоков мира. С. 334—335; Бессонов И.А. Русская народная эсхатология: история и современность. М., 2014. С. 123—309.

24 Ахметова М.В. Фольклорная традиция Верхокамья: Эсхатологические представления // Живая старина. 2003. № 3. С. 44. Ср. представление о неуязвимости дракона-Антихриста у старообрядцев Кировской области: «Его дьявол на землю послал, чтобы людей стращать. Голов у него семь, а на кажддой голове семь рогов, мне так мама говорила; ранить его никак нельзя — все обратно заживает» (Бессонов И.А. Русская народная эсхатология: история и современность. С. 233).

25 И.С. Тиунов (настоящее имя А.П. Старков), 1953 г.р., старообрядец, с. Фабрика Северный Коммунар Сивинского р-на Пермской обл.; зап. М.В. Ахметова, А.В. Козьмин, В.С. Костырко, А.В. Рафаева, О.Б. Христофорова, 2002 г.

26 Ср., например, рассказ о «последних временах», записанный в Костромской области в 1997 г.: «И к нам, вот, говорит, будут ходить палачи <...> будут ремни вырезать из спины, будут звёзды выжигать на лбу, будут номера выжигать.» (Громов Д.В. Фольклорные тексты о «ранешней» Библии // Живая старина. 2003. № 1. С. 43). Кстати, знаком Антихриста может быть и шестиконечная звезда: именно такой «звездой», согласно уральскому «Толковому Апокалипсису» Иродиона, будет отмечен «последний», или «горбатый» Антихрист, под которым книжник разумел М.С. Горбачева (см.: Покровский Н.Н., Зольни-кова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII—XX вв. С. 420). О других «модификациях» антихристовой печати см.: Бессонов И.А. Русская народная эсхатология: история и современность. С. 240—249 (специально о красной звезде — с. 246).

27 Архимандрит Августин (Никитин). Игра со спичками, или к вопросу

0 штрих-коде (http://www.spasi.ru/biblt/abg1.htm).

28 Беларуская «народная Бiблiя» у сучасных зашсах / Уступ. артыкул, уклад.

1 камент А.М. Боганевай. Мшск, 2010. С. 135.

29 Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII—XX вв. С. 421—422.

30 См., например: http://books.google.ru/books?id=KUIqAQAAIAAJ&q=%D1% 81 %D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD+666+%D1%81%D0%BF%D0 %B8%D1%87%D0%BA%D0%B8&dq=%D 1%81 %D1%82%D0%B0%D0%BB%D0 %B8%D0%BD+666+%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8&h l=ru&sa=X&ei=mkB3V0rQEKa7yg0U44Ao&ved=0CBMQ6AEwAA или http://books.

google.ra^ooks?id=6i08AQAAIAAJ&q=%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D 0%B8%D0%BD+666+%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8& dq=%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD+666+%D1%81%D 0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8&Ы=m&sa=X&ei=mkB3VOrQEKa7y gOU44Ao&ved=0CBsQ6AEwAg.

31 Бессонов И.А. Русская народная эсхатология: история и современность. С. 255.

Работа выполнена в рамках проекта «Проблемы межэтнических контактов и взаимодействий в текстах устной и письменной культуры: славяне и евреи» (РНФ, 15-18-00143).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.