УДК 373.24+376.352
ИГРЫ С ВОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Лебедева С.Б.
МАДОУ «Детский сад №39 «Ромашка» (г. Видное, Московская область, Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития осязательного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством игр с водой. Зрительная недостаточность накладывает свой специфический отпечаток на психическое развитие ребёнка и, в первую очередь, на овладение предметным миром. Автор акцентирует внимание на важности формирования бимануального активного осязания в играх и упражнениях с использованием воды, как доступной и естественной среды, для познания окружающего мира и накопления чувственного опыта.
Ключевые слова: дети с нарушением зрения, дошкольный возраст, осязательное восприятие, компенсация, бимануальное активное осязание, игры с водой.
Осязательное восприятие - это способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов. В этом процессе участвуют различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная [1].
В психологии выделяют активное, пассивное и инструментальное осязание. Если пассивное сочетает в себе все виды кожной чувствительности, то в активном главную роль играют кинестетические ощущения. По способам обследования различают мономануальное (одноручное) и бимануальное (одноручное) осязательное восприятие.
Даже незначительные нарушения зрения у детей дошкольного возраста приводят к ограничению их чувственного познания. Они получают неполную и искажённую информацию об окружающем мире. Умение узнавать предметы по их характерным признакам имеет большое значение для самостоятельной ориентировки ребёнка в окружающей среде. Чем больше органов чувств взаимодействует в этом процессе, тем успешнее идёт опознание предметов. [2]
Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, так как в основном полагаются на остаточное зрение, что обедняет их представления о предмете, в то время как осязание является одним мощных средств компенсации зрительной недостаточности [3]. Сама предметная деятельность не формируется спонтанно, и самостоятельно дети не могут овладеть предметно-практическими действиями, их необходимо этому обучать, организовывать соответствующие игры и упражнения.
Ведущей деятельностью у детей с нарушением зрения, как и у нормально видящих, является игра, которая приобретает в дошкольном возрасте особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и
отношений. Перенос традиционных коррекционных занятий в игровую деятельность с использованием воды, как доступной и естественной среды для ребёнка, взаимодействия и способа познания окружающего мира, повышает возможности компенсации и коррекции зрительного дефекта с привлечением сохранных анализаторов, создаёт благоприятные условия для развития осязательного восприятия.
Вода, оказывая мягкое массирующее воздействие на рецепторы кожи, мотивирует выработку гормонов удовольствия и дарит ребёнку новые ощущения сразу на нескольких уровнях - слуховом, зрительном и тактильном, что способствует стимулированию нервно-психической деятельности. Также вода «учит» управлять руками в водном пространстве, корректировать координацию тела, улучшает кровообращение в конечностях и помогает развивать новые двигательные реакции пальцев рук. [4]
В играх, направленных на развитие умения дифференцировать на ощупь свойства и признаки предметов (форма, величина, объём, температура, структура, поверхность, пространственные признаки) в водной среде, нужно обучать детей планомерному осязательному обследованию в соответствии с особенностями воспринимаемого объекта, развивать осязательно-двигательные ориентировки на выделение вначале основных, а затем дополнительных признаков и деталей.
В процессе игр с водой развивается бимануальное активное осязание, так как именно при двуручном ощупывании предмета происходит расширение осязательного поля, повышается точность и скорость восприятия, отражение физических и пространственных свойств одновременно между несколькими объектами сразу, будь то игры и упражнения, направленные на развитие способности к восприятию температурных различий, или формирование представлений о величине и форме предметов. В ходе ощупывания пальцы совершают огромное количество микродвижений, которые способствуют сохранению определенного уровня тактильной чувствительности, производят детальный анализ фактуры ощупываемого предмета, а возвратные движения рук обеспечивают тонкую дифференцировку отдельных деталей. [5] Использование такой формы и способа осязания возмещает недостаточность зрительных образов восприятия у детей с нарушением зрения.
Для слепого ребёнка осязание-это главный источник познания окружающего мира, в то время как слабовидящий больше полагается на остаточное зрение. Поэтому для формирования у детей умения использовать руку как средство компенсации зрительной недостаточности [6], получения дифференцированных знаний о признаках и свойствах предметов, полученных в ходе активного осязания, необходимо «зашумлять» поверхность воды, например, пластмассовыми шариками из «сухого» бассейна, или проводить игры с выключением (ограничением) зрения используя маски для сна. При соблюдении одновременно двух данных условий повышается эффективность развития перцептивных действий, обогащается чувственный опыт дифференцировки предметов на ощупь за счёт зрительной депривации, повышается способность к форморазличению, развивается тактильная память и мелкая моторика. Именно вода предоставляет возможность создания подобных условий для развития бимануального активного осязания.
Таким образом, игры с водой могут существенно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию осязательного восприятия у детей с нарушением зрения, способствовать формированию обобщенных способов овладения окружающим миром, что несомненно положительно повлияет на их психическое развитие в целом.
Библиографический список
1. Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с. [Электронный ресурс]. URL: http://pedHb.ra/Books/6/0419/6_0419-.shtml#book_page_top (дата обращения 15.10.2020).
2. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. - М.: РАОИКП, 1999. - 416 с. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ra/Books/2/0458/2_0458-1.shtml (дата обращения: 19.10.2020).
3. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. - 19 с. [Электронный ресурс]. URL:http://pedlib.ru/Books/3/0478/3_0478- 1.shtml#book_page_top (дата обращения: 18.10.2020).
4.Аква-терапия. [Электронный ресурс]. URL: https://ya-smogu.com/metodiki/akva-terapiya (дата обращения: 19.10.2020).
5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0497/3_0497-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 17.10.2020).
6. Юрлина О. Ф. Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). - Москва: Буки-Веди, 2016. -с. 36-39. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11207 (дата обращения: 19.10.2020).
Лебедева Светлана Борисовна, педагог-психолог, МАДОУ «Детский сад № 39 «Ромашка» (Россия, Московская область, г. Видное). е-mail: swetlanka.ru@yandex.ru Дата поступления статьи: 10.11.2020 © Лебедева С.Б.