Научная статья на тему 'ИГРЫ С МЛАДЕНЦЕМ КАК СРЕДСТВО РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ИГРЫ С МЛАДЕНЦЕМ КАК СРЕДСТВО РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ИГРЫ С МЛАДЕНЦЕМ / ПЕСЕНКИ / ПОТЕШКИ / RUSSIAN FOLK PEDAGOGY / METHODS AND MEANS OF RUSSIAN FOLK PEDAGOGY / GAMES WITH A BABY / SONGS / NURSERY RHYMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Алла Борисовна

В статье рассматриваются игры с ребенком младенческого возраста как средство русской народной педагогики. Этот возраст характеризуется тем, что малыш еще не может играть самостоятельно, поэтому педагогический аспект игры выходит на первый план. Родители, родственники и другие воспитатели играют с ребенком для его обучения и воспитания. Игра с младенцем является средством реализации многочисленных методов русской народной педагогики, используемых воспитателями. Игры с младенцем обеспечивают реализацию таких направлений воспитания в русской народной педагогике, как физическое, умственное, эмоциональное, экологическое, нравственное и др. Во время игры младенец познает окружающий мир, учится действовать с различными предметами, учится общаться, развивает речь и мимику. Среди игр с младенцем важное место занимают физические упражнения и массаж. Игры обеспечивают праздничность и неповторимость всего периода младенчества. Существование многочисленных терминов, обозначающих игры с младенцем, подтверждает большое значение этих игр в русской народной педагогике. Обязательной частью любой игры с младенцем является соответствующее произведение русского детского фольклора. Играя с младенцем, воспитатель действует ласково и нежно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMES WITH A BABY AS A MEANS OF RUSSIAN FOLK PEDAGOGY

The article considers games with an infant child as a means of Russian folk pedagogy. This age is characterized by the fact that the baby cannot yet play independently, so the pedagogical aspect of the game comes to the fore. Parents, relatives and other caregivers play with the child for his training and upbringing. Playing with a baby is a means of implementing numerous methods of Russian folk pedagogy used by educators. Games with an infant provide the implementation of such areas of education in Russian folk pedagogy as physical, mental, emotional, environmental, moral, etc. During the game, the baby learns about the world around him, learns to act with various objects, learns to communicate, develops speech and facial expressions. Among the games with the baby, exercise and massage play an important role. Games provide a festive atmosphere and uniqueness of the entire period of infancy. The existence of numerous terms for games with babies confirms the great importance of these games in Russian folk pedagogy. A mandatory part of any game with a baby is a corresponding work of Russian children's folklore. Playing with the baby, the caregiver acts affectionately and tenderly.

Текст научной работы на тему «ИГРЫ С МЛАДЕНЦЕМ КАК СРЕДСТВО РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Игры с младенцем как средство русской народной педагогики

Измайлова Алла Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых E-mail: aismylove@yandex.ru

В статье рассматриваются игры с ребенком младенческого возраста как средство русской народной педагогики. Этот возраст характеризуется тем, что малыш еще не может играть самостоятельно, поэтому педагогический аспект игры выходит на первый план. Родители, родственники и другие воспитатели играют с ребенком для его обучения и воспитания. Игра с младенцем является средством реализации многочисленных методов русской народной педагогики, используемых воспитателями. Игры с младенцем обеспечивают реализацию таких направлений воспитания в русской народной педагогике, как физическое, умственное, эмоциональное, экологическое, нравственное и др. Во время игры младенец познает окружающий мир, учится действовать с различными предметами, учится общаться, развивает речь и мимику. Среди игр с младенцем важное место занимают физические упражнения и массаж. Игры обеспечивают праздничность и неповторимость всего периода младенчества. Существование многочисленных терминов, обозначающих игры с младенцем, подтверждает большое значение этих игр в русской народной педагогике. Обязательной частью любой игры с младенцем является соответствующее произведение русского детского фольклора. Играя с младенцем, воспитатель действует ласково и нежно.

Ключевые слова: русская народная педагогика, методы и средства русской народной педагогики, игры с младенцем, песенки, потешки.

В современных условиях зачастую оказываются утраченными традиции русской народной педагогики в воспитании ребенка младенческого возраста. Рассмотрим, насколько внимательно русская народная педагогика относилась к играм с младенцем и считала их совершенно необходимыми для его благополучного умственного и физического воспитания и развития.

Для правильного роста и развития младенца недостаточно ограничиваться только обеспечением его телесных потребностей. Существенным аспектом в жизни младенца являются игры с ним воспитателей.

Игра [1] является неотъемлемой частью русской народной педагогики, поскольку именно в играх наиболее ярко проявляются национальные особенности воспитания: «Каждый народ имеет свою выверенную веками, хотя и неписаную программу воспитательно-развивающего использования игр, складывающуюся из четких циклов - по периодам народного календаря (игры святочные, масленичные и т.д.) и этапам жизненного пути - развития личности (игры младенчества, раннего детства и т.д.)» [2, с. 39].

Предметом данной статьи являются игры, относящиеся к младенчеству как этапу жизненного пути ребенка в русской народной педагогике.

Подчеркивая значение игры для правильного развития младенца, воспитатели говорили: «Всё его малёшенького и дела - играть да спать» [3, с. 312].

Такой подход связан с представлениями русской народной педагогики о необходимости игры для благополучного развития младенца.

Хотя игры относятся, в целом, к праздничной традиции русской народной педагогики, для младенца делается исключение, и воспитатели стараются создать ему праздник каждый день. Именно игры обеспечивают праздничность периода младенчества и на всю жизнь оставляют воспоминания о нем как о «рае на земле».

Представления русской народной педагогики о значимости игры с младенцем, который еще не может играть самостоятельно, подтверждает существование специального термина, обозначающего игру няни или матери с младенцем - «пе-реигрунюшки» [4, т. 3, с. 53].

В русской народной педагогике есть множество терминов, подчеркивающих субъектность воспитателей при вовлечении младенца в игру. Например: «разбавить ребенка - развлечь или занять, забавить, утешить» [Там же, т. 4, с. 12]; «разглуздать ребенка - развеселить, потешить, занять» [Там же, с. 23]; «разгуливать, разгулять ребенка - занять, забавить, не давая плакать, раз-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

сэ см о см

влечь и утешить; не дать ему спать, или развеселить со сна» [Там же, с. 25]; «тетенькать ребенка -ласкать, качать, тешить его» [Там же, с. 403], «по-резвить детей - порезвиться с ними, настроить их резво» [Там же, т. 3, с. 326]; «потешить ребенка -покачать, позабавить» [Там же, с. 360] и др.

Такой подход приводил к тому, что с младенцем играли все. «Для старших детей общение с младенцем тоже было игрой. Он просыпался, чтобы играть, играл (жил) для усталости и сна. Даже кормление для младенца не что иное, как игра» [5, с. 197-198].

Игры воспитателя с ребенком начинались довольно рано. «Когда ребенок начинает из засыпающего под звуки песен "несмышленыша" превращаться в пытающегося проявлять сознательное отношение к окружающему (принимается "гулить"), - к колыбельным песенкам присоединяются "потешные". Ими мать (или нянька) забавляют дитятю, отвлекая его от слез и крика, к которым будущий человек питает немалую склонность -и в палатах-хоромах, и в избах-хатах» [6, с. 609].

Для игр используется всё время бодрствования младенца. Многие игры настолько просты, что происходят прямо в колыбельке младенца. При этом фантазия матери в создании игр с младенцем практически безгранична. «Мой-то проснулся, в люльке сел и лопочет что-то там, ручками мотает. <...>. Я склонюсь и свою голову к его головке приставлю и боду его: "Бошки, бошки, бошки, бошки!" А он в меня головкой упирает: "Боськи, боськи..."» [3, с. 300-301].

С помощью этой игры мать развивает шейные мышцы ребенка, которые ему приходится напрягать, чтобы участвовать в игре. Кроме того, общение и тактильный контакт с матерью поднимают настроение младенцу, которому очень нравится, когда с ним занимаются.

Ребенка вынимают из колыбели для того, чтобы перепеленать и покормить, а также поиграть и пообщаться. Для младенца добрые руки воспитателя, прикасающиеся к нему, означают радость предстоящего общения и игры.

Само извлечение младенца из колыбели должно осуществляться осторожно, особенно если он еще «не проморгался после сна» [7, с. 590], то есть не вник в суть происходящего, а потому может испугаться и заплакать.

Для предотвращения такой негативной реакции младенца, воспитатели учитывали запу-ки [8] как методы русской народной педагогики из группы методов стимулирования поведения [9, с. 10]. «На руки ребенка из люльки к себе спиной нельзя брать. От этого он становится непослушным и упрямым», «Передавая ребенка из люльки кому-нибудь на руки, нельзя его, даже в шутку, шлепать, иначе он будет расти злым и капризным» и др. [3, с. 147].

Объясняются эти запуки тем, что в колыбельке младенец чувствует себя защищенным. Вынимая младенца из колыбели, воспитатель вторгается в его личное пространство, которое тот, воз-

можно, и не готов сейчас покидать. В любом случае, осуществлять это вторжение следует ласково и бережно. Если же младенец не видит, кто его поднимает, он может испугаться.

Вторая запука предупреждает воспитателей о том, чтобы они не шлепали младенца. Русская народная педагогика, в целом, негативно относится к физическим наказаниям [10], к тому же шлепок без причины будет непонятен младенцу, и он обидится на воспитателя. Кроме того, шлепок не воспринимается ребенком (в отличие от некоторых воспитателей) как шутка и вызывает неприятные ощущения при расставании с уютной колыбелью.

Русская народная педагогика давно отметила быстрый переход младенца от дурного настроения к радостному: «Дети утешливы (их легко утешить)» [4, т. 4, с. 523]. Зная об этом, воспитатели стараются создать у младенца доброе расположение духа, в первую очередь, через игру.

Метод утешения [9, с. 10] младенца обычно реализуется через такие средства русской народной педагогики, как игра и сопровождающая ее песенка («Няня ребенка песенками утешает» [4, т. 4, с. 523]), и направлен на эмоциональное воспитание младенца.

В русском детском фольклоре есть игры и соответствующие им песенки на все случаи жизни младенца. Всё общение с ребенком в русской народной педагогике состоит из игр и песенок, и воспитатель не разговаривает с младенцем, а поет. Об этом правиле общения с младенцем в русской народной педагогике было хорошо известно (в этой связи можно упомянуть эпизод из кинофильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» (1965 г.), где главный герой, чтобы не потревожить младенца, подстраивается под пение няньки и тоже поет: «Я вам денежки принес, / за квартиру, за январь»).

Во время игры младенцу поют песенки, которые, как и колыбельные, построены тем же стихотворным размером - хореем, что отмечал еще К.И. Чуковский: «дети всего мира прыгают и пляшут хореем; может быть, потому что еще грудным, бессловесным младенцам все матери внушают этот ритм, когда качают и подбрасывают их, когда хлопают перед ними в ладоши и даже когда баюкают их (так как "баю-баюшки-баю" есть хорей)» [11, с. 503].

Например, пеленая младенца, мать играет с ним, напевая такую подходящую к случаю песенку: «Сова-совушка, /Белая головушка, /Сова умывалась, / В лапти обувалась, / В лапти, в тряпички, / В теплы рукавички» [12, с. 43]). С помощью этой песенки младенец знакомится с теми предметами одежды, которые очень скоро ему придется надевать самостоятельно.

При общении и игре применяется еще один метод русской народной педагогики из группы методов стимулирования поведения воспитуемого -развлечение [9, с. 10], который также направлен на эмоциональное воспитание младенца. Сред-

ствами реализации метода могут быть такие разновидности песенок: пестушки («песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка» [13, с. 395]) и потешки («песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками и ножками» [Там же]).

Играя с младенцем, воспитатель обычно применяет «весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук, помахивание кистями, переваливание головки с руки на руку и т.д.» [14, с. 43], что способствует физическому развитию малыша.

Например, мать (нянька) легонько пошлепывает по ступням младенца и поет такую потешку: «Токи, токи, тошки, / Кую, кую ножки. / Ножки у Антошки / Едут по дорожке, / Дорожка кривая, / Ни конца, ни края, / Гоязь по колено, /Лошадь охромела. / Топ, топ, топ, топ, /Приехали!» [15, с. 9899]).

При этом мать имитирует «ковку коня», рассказывая при этом, как ножки побегут по дорожке, потеряют в грязи подковки и остановятся. Ребенку нравится такая игра, когда руки матери нежно щекочут ступни, что улучшает его настроение и вызывает у него улыбку и смех.

Незатейливая песенка о лошадке (в роли которой выступает сам младенец), потерявшей в грязи подковки, знакомит младенца с окружающей действительностью, которая представляется ему вполне сказочной. При этом младенец получает первые элементы экологического воспитания в рамках экофильной традиции русской народной педагогики.

Часто метод развлечения младенца в игре дополняется и методом благопожелания [9, с. 10] ножкам ребенка: «Подкуем, подкуем! / Ножки, бегайте бегом! (формула благопожелания в тексте песенки как средстве реализации метода подчеркнута нами. - А.И.)» [3, с. 297].

Особенно важно, что все упражнения для тела сопровождаются и пищей для души - ласковыми рифмованными песенками, произносимыми (а иногда - тут же и сочиняемыми) близким, любящим младенца воспитателем.

Большинство пестушек и потешек объясняет все движения младенца к добру, к благополучному росту, развитию, взрослению.

Когда младенец просыпается и потягивается со сна, с ним играют, нежно поглаживая по животику и снова применяя метод благопожелания, реализующийся через рифмованные песенки («По-тягунюшки, побегунюшки» [4, т. 3, с. 138]; «Потя-гуши, поростуши! - приговаривают няньки»; «По-ростуши, поростунюшки (ласкательное и пожела-тельное дитяти: расти, крепни)» [Там же, с. 321]; «Тягуши, тягушеньки, тягушки, тягушечки- приговаривают младенцам» [Там же, т. 4, с. 454] и др.

В этих кратких песенках ребенку желают быстрее расти, тянуться, крепнуть, начать ходить и бегать.

Ласкательная форма слов в игре способствует доброму настроению младенца, а метод благо-

пожелания обеспечивает благополучие младенца при совершении первых, еще неловких, движений.

При реализации метода благопожелания, кроме кратких, иногда звучат и более длинные песенки, в которых перечисляются части тела и при этом на них указывают младенцу ласковым прикосновением. «Потягунушки, потягунушки! / Поперек - толстунушки, / А в ножки - ходунушки, / А в ручки - хватунушки, / А в роток - говорок, / А в головку - разумок» [16, с. 103].

Каждая строка пестушки является отдельным благопожеланием младенцу, его телу, ножкам, ручкам, ротику, головке. Для ножек высказывается благопожелание, чтобы они ходили, для ручек -чтобы они могли действовать, то есть брать различные предметы, для головки ребенка - чтобы она была разумной, а для ротика ребенка - чтобы он мог выражать свои мысли словами. Кроме того, высказывается благопожелание, чтобы младенец рос и в ширину, что в русской народной педагогике считалось признаком здоровья.

Общаясь и играя с младенцем, воспитатели направляют свои усилия на то, чтобы развеселить младенца, вызвать его улыбку. Добившись этого, воспитатель удовлетворенно замечает, что младенец «лыбится - улыбается - гов. о младенце» [4, т. 2, с. 275].

Игры, сопровождаемые добрыми пестушка-ми и потешками, создают радостное настроение не только у младенца, но и у воспитателя. Распевая их, воспитатель ответно улыбается младенцу, настраивается на доброжелательный лад, ласковые песенки снимают раздражение и усталость.

Время от времени воспитатель распеленывает младенца, то есть «галит» его. «Галить младенца - дать полежать несвитому» [Там же, т. 1, с. 342]; «Он галится - тянется и подает голос» [Там же]. Почувствовав свободу, младенец расправляет ручки и ножки, потягивается и поворачивается, отдыхая от тесного свивальника. Это время тоже используется для игр с младенцем.

Воспитатель при этом ласково поглаживает распеленатого младенца, распевая соответствующие и пестушки и снова применяя метод бла-гопожелания («Потягуши, повертуши! - приговаривают, поглаживая дитя в зыбке» [Там же, т. 3, с. 142], «Полегуши (полегушеньки), потягуши (по-тягушеньки), поростуши (поростушеньки) - приговаривают младенцам, поглаживая их в зыбке» [Там же, с. 259], «Потягуши, потягушеньки, потягу-нюшки - приговаривают младенцам, когда они тянутся, прибавляя: «поростушеньки» - тянись, расти)» [Там же, с. 361].

Для того чтобы ребенок ничего себе не повредил, потягиваясь и поворачиваясь, его близкие снова спешат применить метод благопожелания, средствами реализации которого являются пе-стушки и оберег [9, с. 11], ласковые слова которых радуют младенца. Например, «На кисеньку потягушеньки, / На Петеньку поростушеньки» [15, с. 96], «На кота потягушки, на тебя поростушки! -говорят, коли ребенок тянется» [4, т. 3, с. 361, 321];

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

сэ см о см

«Не всяка потягота к лихоманке, иная к росту» [Там же, т. 2, с. 258] и др.

Здесь на помощь младенцу призывается его старинный проверенный друг - кот [17]. Известно, что как бы ни потягивалась кошка, это не причиняет ей никакого вреда. Ребенок же по малолетству может неудачно потянуться или повернуться, поэтому метод благопожелания его защитит и будет способствовать благополучному росту и развитию.

Многие пестушки («Расти да дягни, как пшеничное тестичко», «Расти, Тоня, выше, / До хором, до крыши» [15, с. 97] и др.) также являются средствами реализации метода благопожелания в русской народной педагогике и призывают младенца быстрее расти.

Воспитатели с помощью пестушек («Порезву-нюшки - приговаривают младенцу, поощряя его играть, бегать» [4, т. 3, с. 326]) подбадривают его во время игр, выступающих средством физического воспитания и роста.

Известна игра воспитателя с головой младенца. Нянька перекатывает головку ребенка по подушке, напевая потешку («Мешу, мешу тесто, / Есть в печи место, / Пеку, пеку каравай, / Головоньку - валяй, валяй!» [15, с. 97].

Во время игры нянька улыбается, малыш улыбается ей в ответ, одновременно голова его поворачивается направо и налево. Этим расширяется кругозор младенца, и он получает новую порцию знаний об окружающем мире.

Другой вариант игры с головой младенца выполняется, когда он уже может сидеть у няньки на коленях. Нянька тихонько переваливает голову ребенка с одной своей руки на другую и приговаривает такую потешку: «Валяй, валяй, баба, каравай, / Пришел к бабе пономарь. / - Дай, баба, теста. / - Нет в печи места.- / Шук, шук, полетели, / На головку и сели» [16, с. 105].

Постепенно младенец включается в игру и уже сам пытается поворачивать голову в руках няньки.

Одна из наиболее любимых игр с младенцем -следующая. Мать (или отец) подкидывает младенца, «теша его и приговаривая: "Полетуши, поле-тушеньки, полетушечки, полетунчики, полетунюш-ки"» [4, т. 3, с. 259]. Взлетая и опускаясь в родные надежные руки, младенец радуется своему «полёту» и возникающим при этом необычным ощущениям, улыбается и смеется.

Кроме того, эта игра имеет дополнительный смысл. Считается, что подбрасывание младенца помогает его росту, ведь «полет» символизирует рост.

Есть и другой вариант этой игры с младенцем. Мать подсаживает ребенка на руках, напевая: «Попрыгуши, полетуши» или «попрыгунюшки!» [Там же, с. 307]. Теперь младенец участвует в игре не пассивно, а сгибает и разгибает ножки в коленках, приседая и выпрямляясь в такт материнским движениям и песенке. Удовольствие от игры с матерью дополняется и радостью от ощущения новых возможностей собственного тела.

Радость от игры младенец пытается выразить в вербальном общении с воспитателями. Когда ребенок начинает «гулить - взывать в удовольствии или улыбаться» [Там же, т. 1, с. 406]), мать или нянька, обрадованные еще одним признаком его роста и успешного развития, ответно поощряют его - «агунят - тешат ребенка» [Там же, с. 5].

Происходит своеобразный диалог между воспитателем и младенцем, в ходе которого последний оказывается вовлеченным в «разговор», возможно, впервые в своей жизни.При этом мать или нянька ласкают младенца, распевая: «агу, агу-нюшки, агушеньки - род привета младенцу, вызов на улыбку, тешить его» [Там же]). «Младенца ласкают, приговаривая: гу, агу, гули; гулить - забавлять, тешить бессловесного младенца голосом» [Там же, с. 406].

Русская народная педагогика не случайно выбрала эти междометия из всего множества звуков, так как они первыми появляются в лексиконе младенца. Распевая вместе с младенцем доступные ему звуки, взрослые вступают с ним в диалог, способствуют развитию его голосового аппарата и речи.

Радуясь издаваемым младенцем первым, пусть самым простым, звукам в ответ на ее ласковые слова, мать поощряет ребенка с помощью метода похвалы [9, с. 10]. Она одобряет его «пение», сама распевая подходящую пестушку («Ах, поет, поет/Соловушка! / Ай, поет, поет / Молоденькой; / Молоденькой, /Хорошенькой, /Пригоженькой!» [16, с. 104].

В пестушках «поющего» ребенка ласково называют «соловушкой» (в русской народной педагогике соловей традиционно считается лучшим певцом среди птиц), поощряя его первые вокальные упражнения. Мать или нянька вступают с ним в игру, перечисляя ласковые эпитеты для ребенка: «молоденькой», «хорошенькой», «пригоженькой» и др. Еще не понимая обращенных к нему слов, ребенок улавливает добрую интонацию, которая ободряет и радует его. Доброжелательность воспитателя закрепляет у ребенка желание продолжать одобряемую деятельность.

Когда ребенок начинает садиться (в возрасте около шести месяцев), игры с ним приобретают более сложный характер. Теперь он лучше видит своих воспитателей и с интересом рассматривает окружающие предметы, которые взрослые охотно ему показывают и называют.

В русской народной педагогике одной из любимых игр является совсем простая, но доставляющая много радости младенцу. Он сидит у матери на коленях, а она, придерживая его руками, покачивает младенца ногами. Такая игра в русской народной педагогике обозначается особым термином («Чибудкать ребенка - качать у себя на ногах» [4, т. 4, с. 603]).

В этой игре воспитатель напевает, рассказывая ребенку об особенностях «дороги», по которой его «везут» («По ровной дорожке, по кочкам, по рытвинам, по ухабам, в канаву - бух!» (ребенок будто падает)» [18, с. 71]). В конце игры мать раз-

двигает колени, и ребенок «падает» в подоле ее платья, не достигая, конечно, пола, то есть он снова «летит», но уже не вверх, а вниз.

Позднее, когда ребенок уже ходит самостоятельно, эта игра несколько трансформируется. Младенец усаживается не на колени, а на подъем ступни матери или отца. Перекинув ногу на ногу, родитель раскачивает ребенка, который сидит достаточно низко и не может сильно ушибиться, даже соскользнув на пол. Для обозначения этой игры существует другой похожий термин («Чебуткать ребенка - качать на своей ноге» [4, т. 4, с. 586]).

С уже уверенно сидящим ребенком затевается, например, такая игра: усадив ребенка к себе на колени, мать то расправляет, то складывает его ручки вместе, приговаривая потешку («Батюшке -сажень! / Матушке - сажень! / Братцу - сажень! / Сестрице - сажень! / А мне - долга, долга, долга» [15, с. 100]. При этом пестунья с каждой строчкой потешки все шире разводит ручки ребенка, чтобы самая большая «сажень» досталась младенцу. Обычно ему нравится эта игра, он радостно «смеется от удовольствия и начинает сам делать ручками "сажени"» [Там же].

В соответствии с традицией русской народной педагогики младенцу всегда достается всё самое лучшее, однако «сажени» раздаются последовательно всем членам семьи, что способствует нравственному воспитанию младенца. С другой стороны, самая долгая «сажень» магическим образом будет способствовать росту младенца.

При играх и общении с младенцем, помимо упомянутых методов воспитания (отметим, что все они относятся к методам стимулирования поведения или методам поощрения в русской народной педагогике, методы наказания не применяются), используются и различные методы обучения, реализуемые с помощью средств русской народной педагогики. В играх с младенцем в качестве средств обучения применяются различные предметы окружающей среды, способствующие развитию его воображения.

«Чтобы играть, ребенку надо усвоить общую стратегию обыгрывания вещей, общее умение извлекать информацию из любого предмета. <...> Занимаясь домашней работой, взрослый усаживает ребенка рядом с собой и дает ему подсобные предметы. Когда ребенок обследовал и бросил предмет, няня меняет фон или способ использования предмета: ставит его на барьер кроватки, на голову ребенка, на стол или на полку поблизости, поворачивает по-разному, скатывает с ладони, с подушки, с колена, с плеча. Приглашает полюбоваться, достать предмет и самостоятельно повторить движение, приговаривая: "Ах, красиво! Вот куда забрался! <...> Сверху смотрит, достань его!.. Покатился!"» [18, с. 70].

Такие методы русской народной педагогики (показ, рассказ, объяснение, побуждение и др. [9, с. 10]) обучают и воспитывают младенца, в то время как воспитатель, наряду с игрой и общением, выполняет неотложные дела.

Большое значение для умственного и эмоционального развития младенца имеют «тихие игры», в которые можно играть дома, когда ребенок утомился от шумных забав. Наиболее простая игра -когда воспитатель «щелкает пальцами, забавляя дитя» [4, т. 4, с. 653]. Эта игра развлекает младенца, он охотно наблюдает за необычными действиями воспитателя, прислушивается к сопровождающим их звукам и радуется затеянной с ним игре.

Для развития и обучения младенца важно, чтобы воспитатель организовывал такие игры, которые знакомят малыша с наиболее красивыми явлениями окружающего мира, в первую очередь, с огнем и светом. Например, воспитатели показывают ребенку «зайчика, зайку, заиньку - мель-кучая искра, беглый огонек по пеплу, углям, особенно по сожжении бумажки, чем тешат детей» [Там же, т. 1, с. 670]).

Еще одна игра воспитателя с младенцем состоит в том, что ему показывают солнечного «зайчика» - «отсвет от воды, от зеркала, беглый отблеск, который блеснит или бегает по стене; детская потеха» [Там же]). Перед игрой, чтобы заинтересовать младенца, воспитатель говорит ему: «Пойдем, я зайку покажу, он по стенке бегает» [Там же]. Позднее ребенок уже сам играет с солнечным «зайчиком».

Воспитатели развлекают младенца и тем, что делают «зайку» с помощью «известного склада руки или рук, от которого тень на стене кажет зайца» [Там же]. Ребенок узнает «зайчика» по шевелению ушей, которые взрослый изображает с помощью пальцев.

Затем младенец уже сам просит воспитателя: «Сделай мне зайку» [Там же, с. 670-671].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надо отметить, что такие игры с детьми были популярны во всех сословиях. Сохранились свидетельства, что так развлекал своих внуков император Александр II Всероссийский: «Потом садился на стул, как-то отодвигал в сторону лампу, начинал по-особенному двигать пальцами, и по стенке начинал бегать то заяц, то горбатый монах. Мы смотрели, разинув глаза, и не дышали. Дедушка начинал учить нас складывать пальцы, но у нас не выходило, он вытирал с лица пот и говорил: / -Ну потом как-нибудь, в другой раз. Когда подрастете» [19, с. 74].

Такие игры, развлекая младенца, расширяют его кругозор, знакомят с природными явлениями, вводят в мир русской народной символики.

Следует отметить, что в культурах многих народов существуют представления о том, что младенцу доступно общение и игра с окружающим миром, и он может понимать «и ветер, <...> и деревья, и язык солнечных лучей и звезд» [20, с. 410]. Однако со временем, эти чудесные умения утрачиваются: «Нет ни одного человека, который бы помнил после того, как ему стукнет самое большее год» [Там же, с. 410-411].

Основываясь на таких представлениях, в русской народной педагогике старались обеспечить младенцу возможность игры не только с воспи-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

тателями, игрушками и предметами обихода, но и с окружающим миром, в целом.

Таким образом, подводя некоторые итоги нашего рассмотрения игр с младенцем как средства русской народной педагогики, можно сделать следующие выводы. Наряду с обеспечением телесных потребностей младенца, в русской народной педагогике широко применялись игры воспитателей с ним. Во время бодрствования младенца с ним играют родители и другие воспитатели, при этом в играх выполняются рекомендации русской народной педагогики, зафиксированные в ее методах обучения (показ, объяснение, рассказ, побуждение и др.) и воспитания (запука, благопожелание,похвала,развлечение, утешение), а также и средствах (пестушки, потешки и др.). Воспитатель сопровождает игры с младенцем соответствующими песенками, через тексты которых младенец познает окружающий мир. Игры с младенцем включают физические упражнения и массаж, при этом воспитатель действует очень ласково, заботясь о благополучии младенца. Игры с младенцем предусматривают диалог воспитателя с ним, что также способствует его доброму настроению. Игры с младенцем усложняются по мере развития и роста младенца, способствуют его обучению и осуществляют различные направления его воспитания (умственное, физическое, эмоциональное, экологическое, нравственное и др.) в русской народной педагогике. Вовлечение в игру подтверждает младенцу любовь и поддержку воспитателей, что обеспечивает впоследствии соответствующую отдачу подросшим ребенком любви и заботы младшим братьям и сестрам, другим членам семьи, а позднее - и всем нуждающимся в помощи и защите. Обращение к традиции игр с младенцем в русской народной педагогике обеспечит праздничность всего периода младенчества и будет способствовать воспитанию гармоничной личности.

Литература

1. Измайлова, А.Б. Педагогическое значение игры в русской народной сказке / А.Б. Измайлова // Педагогика: семья - школа - общество. Колл. монография. - Воронеж, 2015. - Кн. 36. -С.96-109.

2. Григорьев, В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности: Дисс. в виде научного доклада ... д-ра пед. наук / В.М. Григорьев. - М., 1998.- 66 с.

3. Науменко, Г.М. Этнография детства: сб. фоль-корных и этнографических материалов / Г.М. Науменко. - М., 1998.- 390 с.

4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль. - М., 19781980.

5. Белов, В.И. Лад: очерки о народной эстетике // Белов В.И. Избранные произведения: В 3 т. -М., 1984. - Т. 3. - С. 3-326.

6. Коринфский, А.А. Народная Русь / А.А. Коринфский. - Смоленск, 1995.- 656 с.

7. Романовский, С.Т. Жар // Романовский С.Т. Синяя молния: Повести и рассказы. - М., 1989. -С.586-590.

8. Измайлова, А.Б. Феномен «запуки» в традиционной русской педагогике / А.Б. Измайлова // Педагогика.- 1997.- № 6. - С. 98-102.

9. Измайлова, А.Б. Русская народная педагогика (семейная педагогика): программа, материалы к курсу и методические рекомендации / А.Б. Измайлова. - Владимир, 2011.- 48 с.

10. Измайлова, А.Б. Физические наказания в русской народной педагогике / А.Б. Измайлова // Философия и практика ненасилия: материалы XXVI Всерос. науч.-практ. конференции. -СПб., 21.04.2005. - СПб., 2005. - С. 322-330.

11. Чуковский, К.И. От двух до пяти // Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. - М., 1981.- С. 265-595.

12. Котенька-коток. Русские народные детские песенки / сост. Г.М. Науменко. - М., 1994.- 112 с.

13. От прибаутки до былины: русский фольклор / сост. В. Аникин. - М., 1991.- 398 с.

14. Панкеев, И.А. Круг земного бытия: обычаи, обряды, молитвы / И.А. Панкеев, Е.А. Рассоло-ва. - М., 1997.- 336 с.

15. Потешки. Считалки. Небылицы / сост. А.Н. Мар-тыновой. - М., 1989.- 349 с.

16. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. - М., 1991. - Вып. 1. Младенчество. Детство.- 589 с.

17. Измайлова, А.Б. Кот как воспитатель в русской народной педагогике / А.Б. Измайлова // Science in the modern information society XXI: Proceedings of the Conference. North Charleston, 10-11.12.2019. - Morrisville, NC, USA, 2019. P. 75-81.

18. Палагина, Н.Н. Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике / Н.Н. Палагина // Вопросы психологии.- 1989.- № 6. -С.69-73.

19. Сургучев, И.Д. Детство св. царя Николая II: повесть / И.Д. Сургучев. - М., 2002.- 95 с.

20. Трэверс, П.Л. Мэри Поппинс / П.Л. Трэверс // Линдгрен А. Малыш и Карлсон; Родари Д. Приключения Чиполлино; Трэверс П. Мэри Поппинс; Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц: Сказочные повести. - М., 1983. - С. 373-534.

GAMES WITH A BABY AS A MEANS OF RUSSIAN FOLK PEDAGOGY

Izmailova A.B.

Vladimir state University named after A.G. and N.G. Stoletov

The article considers games with an infant child as a means of Russian folk pedagogy. This age is characterized by the fact that the baby cannot yet play independently, so the pedagogical aspect of the game comes to the fore. Parents, relatives and other caregivers play with the child for his training and upbringing. Playing with a baby is a means of implementing numerous methods of Russian folk pedagogy used by educators. Games with an infant provide the implementation of such areas of education in Russian folk pedagogy as physical, mental, emotional, environmental, moral, etc. During the game, the baby learns about the world around him, learns to

act with various objects, learns to communicate, develops speech and facial expressions. Among the games with the baby, exercise and massage play an important role. Games provide a festive atmosphere and uniqueness of the entire period of infancy. The existence of numerous terms for games with babies confirms the great importance of these games in Russian folk pedagogy. A mandatory part of any game with a baby is a corresponding work of Russian children's folklore. Playing with the baby, the caregiver acts affectionately and tenderly.

Keywords: Russian folk pedagogy, methods and means of Russian folk pedagogy, games with a baby, songs, nursery rhymes.

References

1. Izmailova A. B. Pedagogical significance of the game in the Russian folk tale / A.B. Izmailova // Pedagogy: family - school - society. Coll. monograph. - Voronezh, 2015. - Book 36. - P. 96109.

2. Grigoriev V. M. Folk pedagogy of the game in the upbringing and development of the individual: Diss. in the form of a scientific report ... doctor of pedagogical sciences / V. M. Grigoriev. - M., 1998.- 66 p.

3. Naumenko G.M. Ethnography of childhood: Collection of folklore and ethnographic materials / G.M. Naumenko. - M., 1998.390 p.

4. Dal V.I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language: In 4 vols. / V.I. Dal. - M., 1978-1980.

5. Belov V.I. Lad: Essays on folk aesthetics // Belov V.I. Selected works: In 3 vol. - M., 1984. - Vol. 3. - P. 3-326.

6. Corinthsky A.A. Folk Rus / A.A. Corinthsky. - Smolensk, 1995.656 p.

7. Romanovsky S.T. Zhar // Romanovsky S.T. Blue lightning: novels and short stories. - M., 1989. - P. 586-590.

8. Izmailova A.B. The phenomenon of "zapuka" in traditional Russian pedagogy / A.B. Izmailova // Pedagogy.- 1997. - No. 6. -P. 98-102.

9. Izmailova A.B. Russian folk pedagogy (family pedagogy): program materials for the course and methodical recommendations / A.B. Izmailova. - Vladimir, 2011.- 48 p.

10. Izmailova A.B. Physical punishments in Russian folk pedagogy / A.B. Izmailova // Philosophy and practice of non-violence XXVI: Proceedings of the Conference. - SPb., 21.04.2005. - SPb., 2005. - P. 322-330.

11. Chukovsky K.I. From two to five // Chukovsky K.I. Poems and fairy tales. From two to five. - M., 1981. - P. 265-595.

12. Kotenka-Kotok. Russian folk children's songs / comp. G.M. Naumenko. - M., 1994.- 112 p.

13. From the joke to the epic: Russian folklore / comp. V. Anikin. -M., 1991.- 398 p.

14. Pankeev I.A. Circle of earthly existence: customs, rituals, prayers / I.A. Pankeev, E.A. Rassolova. - M., 1997.- 336 p.

15. Nursery rhymes. Fables / comp. A.N. Martynova. - M., 1989.349 p.

16. Wisdom of the people: Life of a person in Russian folklore. - M., 1991. - Issue 1. Infancy. Childhood.- 589 p.

17. Izmailova A.B. Cat as a mentor in Russian folk pedagogy / A.B. Izmailova // Science in the modern information society XXI: Proceedings of the Conference. -North Charleston, 1011.12.2019. - Morrisville, NC, USA, 2019. - P. 75-81.

18. Palagina N.N. Development of the child's imagination in Russian folk pedagogy / N.N. Palagina // Questions of psychology.-1989. - No. 6. - P. 69-73.

19. Surguchev I.D. Childhood of St. Tsar Nicholas II: a story / I.D. Surguchev. - M., 2002.- 95 p.

20. Travers P.L. Mary Poppins / P. Travers // Lindgren A. Malysh and Karlson; Rodari D. Adventures of Cipollino; Travers P. Mary Poppins; Saint-Exupery A., de. The Little Prince. Fairy tales. -M., 1983. - P. 373-534.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.