Научная статья на тему 'ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ'

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сплочение коллектива / детский оздоровительный лагерь / дети / взаимоотношения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Дарья Алексеевна, Величко Алексей Иванович, Мегрикян Ирина Геннадьевна

в данной статье рассматривается применение игр на сплочение в качестве способа формирования детского коллектива. На основе анализа научно-методической литературы и практического применения были представлены результаты, включающие применение игр в детском оздоровительном лагере в качестве укрепления сплоченности детей в отряде и хорошего взаимоотношения друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева Дарья Алексеевна, Величко Алексей Иванович, Мегрикян Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ»

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

12 3

Дорофеева Д.А. , Величко А.И. , Мегрикян И.Г.

1 Дорофеева Дарья Алексеевна - студентка, 2Величко Алексей Иванович - старший преподаватель, 3 Мегрикян Ирина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г.Краснодар

Аннотация: в данной статье рассматривается применение игр на сплочение в качестве способа формирования детского коллектива. На основе анализа научно-методической литературы и практического применения были представлены результаты, включающие применение игр в детском оздоровительном лагере в качестве укрепления сплоченности детей в отряде и хорошего взаимоотношения друг с другом.

Ключевые слова: сплочение коллектива, детский оздоровительный лагерь, дети, взаимоотношения.

Находясь в детском оздоровительном лагере, дети находятся в коллективе. Очень важно чтобы отношения со сверстниками были доброжелательные.

В детском оздоровительном лагере можно встретить самых разных детей. Активные, пассивные, оптимисты, пессимисты. В первые дни ребенка в детском оздоровительном лагере можно заметить его стеснительность перед другими ребятами, нерешительность и неуверенность в себе, волнение перед тем, как ребята отреагируют на тот или иной поступок. Поэтому одной из главных задач вожатых в первые дни в детском оздоровительном лагере является формирование сплоченности детского коллектива [3].

Сплоченность детского коллектива является одним из компонентов создания ситуации успеха. Коллективное волнение объединяет детей, создавая чувства единства. Дети в коллективе вместе переживают поражение и радуются успех и победе. Объединение детей в коллектив зарождается именно через игровую деятельность.

Игра помогает сплотить коллектив и снять эмоциональное напряжение. Помогает каждому ребенку проявить себя с сильнейшей стороны. Игра позволяет развиваться всесторонне и учит взаимоотношениям с другими детьми [2].

Игра помогает сформировать различные качества личности каждого ребенка, которые будут развиваться на протяжении всей жизни, а именно: самостоятельность, ответственность, организованность, творческие способности, умение работать в коллективе.

Например, деловые командные игры помогают учащимся адаптироваться и работать сплоченным коллективом в группе, укрепляют способность к принятию совместных решений рассматривая самые разные варианты. Основным критерием данной игры является: наличие в ней ролей и имитационная модель изучаемого предмета.

Также игра имеет свои особенности:

1. В игре развиваются психические качества, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо.

2. Ребенок учится полноценному общению со своими сверстниками.

3. Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

Для правильной организации игры, вожатый должен быть подготовлен соответствующе. Игра является очень эмоциональной деятельностью и в воспитании детей является большой ценностью [1].

Вожатый должен учитывать, что главной его задачей является научить детей играть самостоятельно и активно.

На основе вышесказанного, нами было принято решение провести исследование в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе МБОУ СОШ №7 имени Ю. А. Грановского ст. Тбилисская. За нами был закреплен отряд с детьми в возрасте от 7 до 9 лет в количестве 20 человек.

Первые минуты нахождения в лагере дети вели себя рассеяно, стеснительно, играли только с ребятами, которые им уже знакомы. Ребята, которые никого не знали из своих сверстников сидели и думали, чем бы себя занять.

Нами было принято решение незамедлительно всех детей познакомить друг с другом. Для этого нам помогли игры на знакомство. Данный вид игры направлен за создание благоприятной обстановки в группе детей, которые еще друг с другом не знакомы. Целью данных игр является непосредственное знакомство детей друг с другом, установление доверительных отношений с детьми и сплочение группы.

Первой игрой на знакомство был классический вариант «Снежный ком». Суть данной игры состоит в том, что ребята встают или садятся по кругу. Первый ребенок называет своё имя. Следующий говорит, как зовут первого, а затем представляется сам. Третий ребенок уже называет двоих предыдущих ребят по именам, потом сообщает своё имя. Игра продолжается, заканчивает её первый ребенок, который называет всех по очереди по именам.

После проведения данной игры, мы увидели, что дети стали более активны и с нетерпением ждали следующей игры. После проведения второй игры на знакомство подошло время к командной квест-эстафете среди всех отрядов. Суть данной эстафеты заключалась в том, чтобы определить, насколько ребята дружны и готовы помогать друг другу. Квест состоял из 8 станций с заданием. Одной из этих станция являлась с заданием «Летающий остров», суть которого заключалась в том, чтобы, держась за веревки, привязанные к деревянной платформе с разных сторон, переместить саму платформу со стаканом воды, не уронив в другое место. На протяжении всей квест-игры, мы наблюдали, что дети работают не сплоченно, ругаются и расстраиваются после каждой совершенной ошибки.

После первого проведенного дня в лагере мы заметили, что дети стали менее стеснительнее и более увереннее в себе. Нами было проведено анкетирование на выявления уровня взаимоотношения детей в отряде, по результатам которого выявлено, что всего 25% ребят положительно относится к отряду, 65% ребят нейтрально относится к отряду, а 10% ребят к отряду относятся отрицательно. Результаты первого анкетирования представлены в виде диаграммы на рисунке 1.

Анкетирование №1 ■ Отлично —Нейтрально «Отрицательно

Рис. 1. - Результаты первого анкетирования.

Было принято решение проводить больше совместных игр с ребятами.

На протяжении 15 дней в летнем оздоровительном лагере было проведено с ребятами более 70 игр на сплочение (по 5 игр в день). Пример одной из игр это «Носок-пятка», суть которого заключается в том, что все ребята должны встать вокруг так, чтобы носок его ноги упирался в пятку впередистоящему игроку. После того как все встали как надо ребята начинают медленно присаживаться на колени друг другу, получается, что они сели будто на стул. После того как сели нужно - продержаться так некоторое время.

По завершению смены в летнем оздоровительном лагере была проведена контрольная квест-игра, на которой ребята показали себя с лучшей стороны. Дети работали дружно и сплоченно, помогали друг другу. После неудачи ребята не расстраивались, а только подбадривали себя и друг друга. Вместе радовались каждой победе.

Было проведено контрольное анкетирование среди ребят, которое показало, насколько дружными стали ребята и как сильно сплотился детский коллектив. По результатам анкетирования выявлено, что 75% ребят стали относить друг к другу положительно, всего лишь 25% ребят нейтрально и 0% ребят отрицательно. Результаты второго анкетирования представлены в виде диаграммы на рисунке 2.

80%

75%

Анкетирование №2 ■ Отлично ■ Нейтрально ■ Отрицательно

Рис. 2. - Результаты контрольного анкетирования

Можно увидеть, что игровые занятия, проводимые на протяжении 15 дней, дали положительную динамику. Взаимодействие детей друг с другом стало более активней, дети стали совместно решать разные трудности.

На основе проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что игра - это хороший способ укрепления и сплочения команды. Игры для сплочения - это способ развить чувство товарищества и лидерские способности.

Список литературы

1. Нечаев М.П. Настольная книга вожатого детского коллектива. Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев. - М.: Перспектива, 2015. - 136 с.

2. Бояцис Ричард На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Ричард Бояцис, Энни Макки. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 304 с.

3. Кий Н.М. Профилактика школьного буллинга - технологии работы: методические рекомендации по профилактике буллинга в образовательных организациях для учителей / авт.-сост. Н.М. Кий. -Белгород: БелИРО, типография «Графит» 2017. - с. 4-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.