Научная статья на тему 'Игры и игровые упражнения как способ развития координационных способностей горнолыжников на этапе начальной подготовки'

Игры и игровые упражнения как способ развития координационных способностей горнолыжников на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ / ДЕТСКИЙ СПОРТ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КООРДИНАЦИЯ / ALPINE SKIING / CHILDREN'S SPORTS / INITIAL TRAINING / COORDINATION ABILITIES / COORDINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Надежда Дмитриевна, Святченко Петр Борисович, Зиновьев Алексей Николаевич, Купреев Марат Валерьевич

Координация самая важная двигательная способность для горнолыжников. Развивать координационные способности у занимающихся тренеры начинают с самого юного возраста. Минимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки в горнолыжном спорте совпадает с сенситивным периодом развития координационных способностей. Большинство упражнений, применяемых в тренировочном процессе, сложны для юных горнолыжников 8 лет в силу несформированности психологических процессов и физиологических особенностей. Выполнение сложнокоординационных упражнений, требующих длительной концентрации внимания, сохранения относительно статических положений или монотонности выполнения задания, угнетает интерес детей к занятиям. В данной статье нами был предложен способ развития координационных способностей с помощью игр и игровых упражнений. Данные исследования достоверно подтвердили его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Надежда Дмитриевна, Святченко Петр Борисович, Зиновьев Алексей Николаевич, Купреев Марат Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Games and gaming exercises as a way of development of coordination abilities of alpine skiers at the initial training stage

Coordination is the most important motor ability for skiers. Coaches begin to develop coordination abilities of the trainees from the very young age. The minimum age for admission to the group of the initial training in alpine skiing coincides with the sensitive period of development of the coordination abilities. Most of the exercises used in the training process are difficult for young skiers at the age of 8 years old due to the poor formation of the psychological processes and physiological characteristics. Performing of the complex coordination exercises, requiring long-term concentration, preservation of the relatively static positions or monotony of the tasks, all it depresses the interest of children. In this article, we have proposed a way to develop the coordination abilities through games and gaming exercises. These studies data have reliably confirmed its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Игры и игровые упражнения как способ развития координационных способностей горнолыжников на этапе начальной подготовки»

увеличились на 28%); на достоверном уровне (<0,05) улучшилось самочувствие сотрудников администрации по их собственным ощущениям; проведена модернизация учебно-тренировочного процесс средства, направленная на формирование сознательного отношения к ЗОЖ у детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гасанова, П.Г. Здоровый образ жизни школьника как педагогическая проблема / П.Г. Гасанова, М.З. Кужаева // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL : https://scienceforum.ru/2016/article/2016021068 (дата обращения: 01.07.2019).

2. Зиновьев, Н.А. Формирование здорового образа жизни у студентов технического вуза в процессе занятий физической культурой : дис. ... канд. пед. наук / Зиновьев Н.А. - СПб., 2018. - 213 с.

3. Латипова Л.Г. Здоровый образ жизни в детстве — основа счастливого человека / Л.Г. Ла-типова // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. — Чита : Издательство «Молодой ученый», 2015. - С. 45-48.

4. Петрова, Н.Ф. Современная школа и проблема здоровья учащихся / Н.Ф. Петрова, В.И. Горовая // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 11. - С. 73-75.

REFERENCES

1. Gasanova, P.G. and Kurzaeva, M.Z., (2016), "Healthy lifestyle student as a pedagogical problem", materials of VIII International student scientific conference "Student scientific forum", available at: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021068.

2. Zinoviev, NA. (2018), Formation of healthy lifestyle among students of technical University in the process of physical culture, dissertation, St. Petersburg.

3. Latypova, L.G. (2015), "Healthy lifestyle in childhood - the basis of a happy person", Actual problems of pedagogy: materials VI international. Science Conf., Chita: publishing house of the Young scholar, рр. 45-48.

4. Petrova, N.F. and Gorovaya, V.I. (2005), "Modern school and the problem of students' health", Successes of modern natural science, No. 11, рр. 73-75.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.07.2019

УДК 796.926

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОРНОЛЫЖНИКОВ НА ЭТАПЕ

НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Надежда Дмитриевна Алексеева, преподаватель, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Алексей Николаевич Зиновьев, доцент, Марат Валерьевич Купреев, доцент, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Аннотация

Координация - самая важная двигательная способность для горнолыжников. Развивать координационные способности у занимающихся тренеры начинают с самого юного возраста. Минимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки в горнолыжном спорте совпадает с сенситивным периодом развития координационных способностей. Большинство упражнений, применяемых в тренировочном процессе, сложны для юных горнолыжников 8 лет в силу несформи-рованности психологических процессов и физиологических особенностей. Выполнение сложноко-ординационных упражнений, требующих длительной концентрации внимания, сохранения относительно статических положений или монотонности выполнения задания, угнетает интерес детей к занятиям. В данной статье нами был предложен способ развития координационных способностей с помощью игр и игровых упражнений. Данные исследования достоверно подтвердили его эффективность.

Ключевые слова: горнолыжный спорт, детский спорт, этап начальной подготовки, координационные способности, координация.

GAMES AND GAMING EXERCISES AS A WAY OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF ALPINE SKIERS AT THE INITIAL TRAINING

STAGE

Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the teacher, Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Aleksey Nikolaevich Zinoviev, the senior lecturer, Marat Valerievich Kupreev, the

senior lecturer, Baltic State Technical University "Voenmeh" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg

Annotation

Coordination is the most important motor ability for skiers. Coaches begin to develop coordination abilities of the trainees from the very young age. The minimum age for admission to the group of the initial training in alpine skiing coincides with the sensitive period of development of the coordination abilities. Most of the exercises used in the training process are difficult for young skiers at the age of 8 years old due to the poor formation of the psychological processes and physiological characteristics. Performing of the complex coordination exercises, requiring long-term concentration, preservation of the relatively static positions or monotony of the tasks, all it depresses the interest of children. In this article, we have proposed a way to develop the coordination abilities through games and gaming exercises. These studies data have reliably confirmed its effectiveness.

Keywords: alpine skiing, children's sports, initial training, coordination abilities, coordination.

ВВЕДЕНИЕ

По мнению большинства специалистов одна из наиболее важных способностей для горнолыжников - это координация, что подтверждается Федеральным стандартом спортивной подготовки, в котором указано, что наибольшее влияние на результативность в горнолыжном спорте имеют вестибулярная устойчивость и координационные способности.

В соответствии с ФССП минимальным возрастом для зачисления в группы начальной подготовки является 8 лет, что соответствует сенситивному периоду развития координационных способностей.

Учитывая вышеизложенные факты, тренеры ставят приоритетной задачей тренировочного процесса юных горнолыжников - развитие координационных способностей, применяя различные средства: прыжки, бег, жонглирования, удержания положений на нестабильной опоре, броски/ловлю мячей и др. При выполнении упражнений используются различные снаряды и инвентарь, такие как координационные лестницы, баланс-платформы, полусферы, мячи, батуты, стропы и др. Данные упражнения обеспечивают не только большую физическую нагрузку, но и психологическую (длительная концентрация внимания).

Проведя несколько педагогических наблюдений, мы выявили, что для большинства (60%) детей 8-ми лет выполнять сложнокоординационные упражнения на протяжении 4060 минут не вызывает сильной заинтересованности. А в данном возрасте у детей еще не полностью сформированы психические механизмы, позволяющие «заставить» себя выполнять что-либо не имея интереса. Также потребность в движении все еще крайне высока, поэтому им сложно выполнять на протяжении длительного времени статические и стато-динамические упражнения, например, удержание положения на балансировочной платформе или полусфере.

Исходя из наблюдений появилась потребность разработки альтернативных способов развития координационных способностей в соответствии с физиологическими и психическими особенностями детей данной возрастной категории.

Цель исследования: определить эффективность применения игр и игровых упражнений как способа развития координационных способностей юных горнолыжников.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Участники исследования: горнолыжники 8-9 лет, занимающиеся в группах начального обучения. Длительность исследования - 3 месяца.

Оценка уровня координационных способностей производилась с помощью коорди-нациометра В. Старосты. Испытуемые выполняли по три прыжка в каждую сторону без помощи рук, учитывалось среднее арифметическое двух лучших результатов (1 - в левую сторону, 1 - в правую), подсчет производился без перевода в баллы. Достоверность различий определялась по ^критерию Стьюдента.

Занимающиеся обеих групп, контрольной и экспериментальной, посещали учебно-тренировочные занятия 3 раза в неделю, одно из которых имело направленность - развитие координационных способностей. Основная часть этого занятия в контрольной группе строилась традиционным способом, в экспериментальной же - 15-20 минут было уделено специальным сложнокоординационным упражнениям, остальное время было посвящено играм: применялись различные интерпретации спортивных игр, например, футбол теннисным мячом или фитболом, баскетбол и флорбол на роликах и др., подвижные игры такие, как «Пять касаний», «Пятнашки мячом», «Не потеряй равновесия» (на корточках и в одноопорном положении) и т.п.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таблица 1 - Оценка координационных способностей по методике В. Старосты (п(КГ) = 20, п(ЭГ) = 20)____

Результат (НЭ), град. Результат (КЭ), град. Р

КГ 268,55 315,95 <0,01*

ЭГ 264,5 312,95 <0,01*

Примечание: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа, НЭ - начало эксперимента, КЭ - конец

эксперимента. * - различия достоверны.

Таблица 2 - Сравнение результатов между группами

КГ ЭГ р

Результат (НЭ), град. 268,55 264,5 >0,05

Результат (КЭ), град. 315,95 312,95 >0,05

Из данных таблицы следует, что уровень развития координационных способностей достоверно повысился (р <0,01) в обеих группах, при этом достоверных различий между группами не выявлено (р >0,05), что говорит о равнозначной эффективности как традиционного способа, так и игрового.

ВЫВОДЫ

На основе данных, полученных в ходе исследования, можно сделать вывод, что способ развития координационных способностей с использованием игр и игровых упражнений не уступает в эффективности традиционному - с применением сложнокоординацион-ных упражнений. Из чего следует, что целесообразнее применять в тренировочном процессе горнолыжников 8 лет методику, соответствующую их психологической готовности и физиологическим особенностям, а также повышающую интерес к занятиям.

Полученные данные рекомендуется использовать для планирования тренировочной деятельности в детских горнолыжных школах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Н. Д. Проблемы детского горнолыжного спорта в России / Н. Д. Алексеева, Н.А. Зиновьев, Н.В. Пелагеич // Инновационные технологии научного развития : сборник статей международной научно-практической конференции. - Казань : Аэтерна, 2016. - Часть 2. - С. 103-105.

2. Влияние физической подготовленности на технические характеристики юных горнолыжников / Н.Д. Алексеева, П.Б. Святченко, А.А. Зиновьев, М.В. Купреев // Ученые записки

университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 15-18.

3. Приказ "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта горнолыжный спорт" от 19.01.2018 г. № 24 // URL : https://www.minsport.gov.ru/2018/Prikaz24ot19012018.pdf (дата обращения: 01.07.2019).

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A. and Pelageich, N.V. (2016), "Problems of children's skiing in Russia", Innovative technologies of scientific development: collection of articles of the international scientific-practical conference, Aeterna, Kazan, part 2, pp. 103-105.

2. Alekseeva, N.D., Svyatchenko, P.B., Zinoviev, A.A. and Kupreev, M.V. (2018), "Influence of physical training on the technical features for young skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 15-18.

3. Order On approval of the Federal standard of sports training in the sport of Alpine skiing" (2018), available at: https://www.minsport.gov.ru/2018/Prikaz24ot19012018.pdf.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.07.2019

УДК 378

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ РОСГВАРДИИ

Василий Сергеевич Альментьев, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассмотрена проблема формирования конфессиональной культуры курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Определены критерии уровней конфессиональной культуры курсантов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы выполнена на базе Пермского военного института войск национальной гвардии РФ.

Ключевые слова: конфессиональная культура, толерантность, многонациональное государство, гуманистические принципы, духовно-нравственные ценности.

RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF RELIGIOUS

CULTURE OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS OF RUSSIAN GUARD

Vasily Sergeevich Almentyev, the post-graduate military student, Perm military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation

Annotation

The article deals with the problem of the formation of the confessional culture of the cadets of military high schools of the National Guard Forces of the Russian Federation. The criteria for the levels of confessional culture of the students have been determined. The results of the experimental work on the basis of the Perm Military Institute of the National Guard Forces of the Russian Federation have been presented.

Keywords: confessional culture, tolerance, multinational state, humanistic principles, spiritual and moral values.

Актуальность проблемы формирования конфессиональной культуры курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации (далее ВНГ РФ) обусловлена тем, что деятельность военнослужащего - офицера войск национальной гвардии Российской Федерации в современных условиях при выполнении повседневных служебно-боевых задач подразумевает непрерывное взаимодействие с носителями разных национальных культур, членами общественных организаций, в том числе и религиозных. Одним из гарантов успешной реализации основных параметров профессиональной компетентности, сформированных в процессе обучения в военном институте ВНГ РФ, является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.