Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БГУ)'

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РКИ / ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ / GAME EXERCISES / PHONETIC GAMES / PREPARATORY DEPARTMENT / FOREIGN STUDENTS / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / EDUCATIONAL GAMES / SPELLING GAMES / ROLE-PLAYING GAMES / GRAMMAR GAMES / LEXICAL GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснюк И. Н., Барышникова У. Н., Волкова С. Б.

В статье рассматриваются игровые упражнения на занятиях по изучению русского языка в иностранной аудитории. Все люди независимо от их возраста любят поиграть, повеселиться. На уроках в университете студентам приходится долгое время неподвижно находиться за столом, записывая лекции, слушая преподавателя, отвечая на вопросы. И, как правило, оживляются они только в игровой деятельности, поэтому многие преподаватели стараются разнообразить свои уроки игровыми заданиями. Работая в иностранной аудитории, следует помнить о том, что студенты часто не могут сосредоточиться на восприятии материала, так как не уверены в своем уровне владения русским языком. Чтобы помочь таким студентам преодолеть трудности и барьеры в изучении языка, а также выработать адекватные формы поведения на занятиях по общегуманитарным дисциплинам (с целью регулировки психофизического состояния группы и отдельных студентов, снятия агрессии и т.д.), авторы статьи предлагают сохранить и укрепить учебную мотивацию через разные формы игры, в том числе и ролевые игры. Игры способствуют поднятию самооценки, развитию личностного творческого потенциала и выявлению творческих способностей. Студенты через игру развивают память и внимание, осваивают новые умения, а многим из них удается просто немного отдохнуть и повеселиться. Преподаватели кафедры русского языка и межкультурной коммуникации международного факультета Байкальского государственного университета в статье делятся своим опытом - наработками игровых заданий для иностранных слушателей подготовительных отделений на уроках «Страноведение», «Обществознание», «Научный стиль» (экономический профиль). В статье описываются функции игровой деятельности, а также рассматривается классификация игр по видам речевой деятельности, которые они активизируют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснюк И. Н., Барышникова У. Н., Волкова С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAYING EXERCISES AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING FOREIGN LISTENERS OF PREPARATORY BRANCHES ON THE BASIS OF LEARNING HUMANITARIAN DISCIPLINES (FROM THE EXPERIENCE OF THE BAIKAL STATE UNIVERSITY)

The article discusses the game exercises in the classroom to study the Russian language in a foreign audience. All people, regardless of their age, love to play, have fun. In the lessons at the university, students have to sit still at the table for a long time, recording lectures, listening to the teacher, answering questions. And, as a rule, they come to life only in the game activity, so many teachers try to diversify their lessons with game tasks. Working in a foreign audience, it should be remembered that students often cannot focus on the perception of material because they are unsure of their level of proficiency in Russian. In order to help such students overcome difficulties and barriers in learning the language, as well as to develop adequate forms of behavior in classes in general humanitarian disciplines (in order to adjust the psychophysical state of the group and individual students, remove aggression, etc.), the authors of the article propose to preserve and strengthen educational motivation through different forms of play, including role-playing. Games contribute to raising self-esteem, developing personal creative potential and identifying creative abilities. Students through the game develop memory and attention, learn new skills, and many of them manage to just relax a bit and have fun. Teachers of the chair of Russian language and cross-cultural communication of the International faculty of Baikal State University share their experience in the article - the achievements of game assignments for foreign students of preparatory departments in the classes "Regional Studies", "Social Studies", "Scientific Style" (economic profile). The article describes the functions of gaming activity, and also considers the classification of games by the types of speech activity that they activate.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БГУ)»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ METHODS OF TEACHING LANGUAGES

УДК 811.161.1

Байкальский государственный университет старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Краснюк И.Н.

Россия, г. Иркутск, тел. +79027677798 e-mail: irina_krasnyuk@mail. ru

Baikal State University The chair of Russian language and cross-cultural communication, Senior lecturer, Krasnyuk I.N.

Russia, Irkutsk, tel. +79027677798 e-mail: irina_krasnyuk@mail. ru

Байкальский государственный университет старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Барышникова У.Н.

Россия, г. Иркутск, тел. +79086628570 e-mail: ulyana_710@mail.ru

Байкальский государственный университет ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Волкова С.Б.

Россия, г. Иркутск, тел. +79148859714 e-mail: volkovasb@bgu.ru

Baikal State University

The chair of Russian language and cross-

cultural communication, Senior lecturer

Baryshnikova U.N.

Russia, Irkutsk, tel. +79086628570

e-mail: ulyana_710@mail.ru

Baikal State University The chair of Russian language and cross-cultural communication, Senior lecturer, Volkova S.B.

Russia, Irkutsk, tel. +79148859714 e-mail: volkovasb@bgu.ru

И.Н. Краснюк, У.Н. Барышникова, С.Б. Волкова

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БГУ)

В статье рассматриваются игровые упражнения на занятиях по изучению русского языка в иностранной аудитории. Все люди независимо от их возраста любят поиграть, повеселиться. На уроках в университете студентам приходится долгое время неподвижно находиться за столом, записывая лекции, слушая преподавателя, отвечая на вопросы. И, как правило, оживляются они только в игровой деятельности, поэтому многие преподаватели стараются разнообразить свои уроки игровыми заданиями. Работая в иностранной аудитории, следует помнить о том, что студенты часто не могут сосредоточиться на восприятии материала, так как не уверены в своем уровне владения русским языком. Чтобы помочь таким студентам преодолеть трудности и барьеры в изучении языка, а также выработать адекватные формы поведения на занятиях по общегуманитарным дисциплинам (с целью регулировки психофизического состояния группы и отдельных студентов, снятия агрессии и т.д.), авторы статьи предлагают сохранить и укрепить учебную мотивацию через разные формы игры, в том числе и ролевые игры. Игры способствуют поднятию самооценки, развитию личностного творческого потенциала и выявлению творческих способностей. Студенты через игру развивают память и внимание, осваивают новые умения, а многим из них удается просто немного отдохнуть и повеселиться. Преподаватели кафедры русского языка и межкультурной коммуникации международного факультета Байкальского государственного

© Краснюк И.Н., Барышникова У.Н., Волкова С.Б., 2020

44

университета в статье делятся своим опытом - наработками игровых заданий для иностранных слушателей подготовительных отделений на уроках «Страноведение», «Обществознание», «Научный стиль» (экономический профиль). В статье описываются функции игровой деятельности, а также рассматривается классификация игр по видам речевой деятельности, которые они активизируют.

Ключевые слова: игровые упражнения, фонетические игры, подготовительное отделение, иностранные студенты, РКИ, обучающие игры, орфографические игры, ролевые игры, грамматические игры, лексические игры.

I.N. Krasnyuk, U.N. Baryshnikova, S.B. Volkova

PLAYING EXERCISES AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING FOREIGN LISTENERS OF PREPARATORY BRANCHES ON THE BASIS OF LEARNING

HUMANITARIAN DISCIPLINES (FROM THE EXPERIENCE OF THE BAIKAL STATE UNIVERSITY)

The article discusses the game exercises in the classroom to study the Russian language in a foreign audience. All people, regardless of their age, love to play, have fun. In the lessons at the university, students have to sit still at the table for a long time, recording lectures, listening to the teacher, answering questions. And, as a rule, they come to life only in the game activity, so many teachers try to diversify their lessons with game tasks. Working in a foreign audience, it should be remembered that students often cannot focus on the perception of material because they are unsure of their level of proficiency in Russian. In order to help such students overcome difficulties and barriers in learning the language, as well as to develop adequate forms of behavior in classes in general humanitarian disciplines (in order to adjust the psychophysical state of the group and individual students, remove aggression, etc.), the authors of the article propose to preserve and strengthen educational motivation through different forms of play, including role-playing. Games contribute to raising self-esteem, developing personal creative potential and identifying creative abilities. Students through the game develop memory and attention, learn new skills, and many of them manage to just relax a bit and have fun. Teachers of the chair of Russian language and cross-cultural communication of the International faculty of Baikal State University share their experience in the article - the achievements of game assignments for foreign students of preparatory departments in the classes "Regional Studies", "Social Studies", "Scientific Style" (economic profile). The article describes the functions of gaming activity, and also considers the classification of games by the types of speech activity that they activate.

Key words: game exercises, phonetic games, preparatory department, foreign students, Russian as a foreign language, educational games, spelling games, role-playing games, grammar games, lexical games.

Использование на уроках иностранного языка игры, обладающей разнообразными обучающими возможностями, способствует созданию в первую очередь психологической готовности обучающихся к речевому общению. За счет быстроты реакции, развитого логического мышления и зрительной памяти любой обучающийся, в том числе тот, чей уровень языковой подготовки ниже, чем у остальных может проявить себя, после чего почувствует в себе уверенность и приобретет мотивацию к дальнейшему изучению языка. Игра, не занимающая много учебного времени, направленная на решение определенных учебных задач, стимулирующая активность обучающихся и вовлекающая всех обучающихся в игровую деятельность [6, с. 217], с одной стороны, требует ответственной полноценной подготовки преподавателя, с другой стороны, поможет достичь желаемого результата в освоении материала, создаст атмосферу легкости и непринужденности, что поможет обучающимся раскрыть свой потенциал, за счет элемента соревновательности даст дополнительную мотивацию к изучению дисциплины.

Главной целью при обучении страноведению, обществознанию и научному стилю (экономический профиль) обучающихся на подготовительном отделении является формирование коммуникативной компетенции, т.е. речевых умений и навыков как в устной, так и в письменной речи. При этом нужно понимать, что задача игровых упражнений на уроках не только укрепление коммуникативных навыков, но и помощь в понимании и усвоении сложного материала. Такие упражнения позволяют студентам концентрироваться на необходимой лексике и запоминать необходимую информацию.

Исходя из вышесказанного, мы считаем наиболее логичным классифицировать игры по видам речевой деятельности, которые они активизируют.

Игры при обучении продуктивным видам речевой деятельности направлены на формирование речевых навыков, которые позволят обучающимся в дальнейшем свободно выражать мысли за пределами учебной речевой практики на уровне общепринятого бытового общения.

Проанализируем процесс формирования таких навыков на примере упражнения «Самое длинное предложение», суть которого заключается в том, что обучающиеся должны дополнить предложение, начало которого написал на доске преподаватель (На рынке...), не нарушив смысла и правил грамматики. Каждый участник добавляет по слову и продолжает этим фразу, а затем предложение. Побеждает тот, кто сказал последнее слово.

Традиционно обучение монологической речи проходит в три этапа.

1) Выработка языковых автоматизмов: написанное на доске начало предложения порождает определенный импульс, на фоне которого возникает ассоциативный ряд лексических единиц по теме «Рынок».

2) Отбор языковых средств, соответствующих цели коммуникации: анализируя фразу, обучающиеся выбирают те лексические единицы, которые будут сочетаться по смыслу с уже имеющимся высказыванием.

3) Развитие умений инициативной речи, в процессе которой обучающийся концентрируется на содержании высказывания. Так, для уровня В1 и выше можно усложнить задачу, предложив составить небольшой рассказ, дополняя по предложению.

Для достижения цели обучения продуктивным видам речевой деятельности в рамках обозначенных дисциплин предлагаем следующие игровые упражнения.

1. Упражнения-описания:

- преподаватель описывает какую-либо сцену, а студенты рисуют на слух то, что описывается. После прослушивания по своей картинке они должны восстановить то, что говорил преподаватель;

- студент придумывает карту, маршрут, сообщает другим, как он идет, что видит. Другие рисуют, потом сравнивают, у кого более точно к оригиналу получился маршрут.

2. Упражнения на проверку/ формирование навыков орфографии:

- игра «Вставь букву». Преподаватель заранее пишет на доске две группы слов, в каждом из которых пропущена буква/ буквы. Например: р..клам..датель, марк..тинг, .. ,бъявл..ни.., (рекламодатель, маркетинг, объявление,.). Обучающиеся делятся на две команды и поочередно выходят к доске, чтобы вставить пропущенную букву. Выигрывает та команда, которая сможет правильно вставить все буквы в слова.

3. Творческие упражнения:

к творческим заданиям относятся различные рассказы, проекты, рисунки, стенгазеты и плакаты, эссе, открытки, сочинения, которые также играют важную роль в обучении иностранному языку. К творческим играм можно отнести:

1) конкурс на лучшую рекламу нового рынка/нового турагентства/нового телефона;

2) рекламный проект известного продукта. Группа обучающихся представляет свой проект, но не называют рекламируемый продукт, другие должны догадаться, что рекламируют;

3) рекламный ролик нового продукта/ нового тура;

4) разработка нового направления для туристов (выберите страну, найдите несколько отелей, придумайте несколько экскурсий.);

5) создание нового банка ( придумайте название, логотип, цвета к логотипу, униформа, дебетовые или кредитные карты,.);

6) «Новые страны». Данная игра проводится в группах по 3-4 человека. Необходимо придумать новую страну (флаг, герб, гимн, ресурсы, главу страны). Когда страны будут го-

товы, студенты должны заключать контракты на продажу- покупку тех ресурсов, которые им необходимы;

7) конкурс на самое оригинальное поздравление. Студентам предлагается креативно подписать открытку к определенному празднику (Новый год, День защитника Отчества, день России, день семьи, любви и верности и др.).

Стремление к оригинальности поздравления вызвано тем, что традиционные пожелания утратили свою экспрессивность. «К ним привыкли, они приелись и перестали быть достаточно эффективным средством речевого воздействия» [7, с. 50]. Как считают А.М. Литовкина и Е.А. Непомнящих, «...текст поздравления стал слишком стандартизированным, предсказуемым» [4, c. 100]. Они называют креативными «такие поздравительные открытки, в которых текст является парцеллированным, в связи с чем содержание реципиенту трудно предугадать. К ним относятся не стихотворные тексты или традиционные поздравительные высказывания, а оригинальные, нестандартные тексты, которые обычно состоят из двух или трёх частей. Первая часть, как правило, располагается на лицевой стороне открытки и представляет собой незаконченное высказывание, которое завершается многоточием, как бы создавая интригу: Хотелось подарить тебе своё сердце... Заключительная часть текста является, как правило, неожиданной, экспрессивной и собственно поздравительной: ... но оно уже принадлежит тебе. Люблю! При этом акт поздравления происходит как бы косвенно, а само пожелание завуалировано: Звонило счастье... /Просило передать, что вот-вот будет!» [там же; с. 100].

11) составление ментальной карты по пройдённой теме.

4. Игровые упражнения с лексикой.

- «Лишнее слово»:

1) преподаватель пишет на доске несколько слов, обучающиеся должны вычеркнуть лишнее слово и объяснить свой выбор (только существительные, только прилагательные, только профессии, слова, касающиеся одной темы). Можно усложнить: убирать лишнее слово, добавляя 2 своих;

2) преподаватель обозначает тему и называет слова, обучающиеся должны делать хлопок после каждого слова, относящегося к названной теме. Если же называется слово из другой темы - хлопка нет;

- «Собери корзинки»:

1) на столе стопка карточек, студентам предлагается разобрать слова по пройденным темам и закинуть слова в корзинки, на которых написаны темы. Побеждает та команда, которая сделает быстрее, у которой все слова разложены правильно. Например, 2 темы «Рынок» и «Банк». Слова: кредит, свободный, эмиссия, долгосрочный, депозит (вклад), обмен, рынок, товар, ссуда, экономика, заём, торговля, банкрот, хозяйство, услуги по платежам и расчётам, сырьё;

2) на доске нарисовано дерево с плодами. У каждой команды есть задание - собрать плоды по какой-нибудь изученной теме в корзину. Плоды - слова по изученной лексике. Побеждает та команда, которая соберет плоды быстрее, у которой все слова касаются только ее темы. Например, 2 темы «Рынок» и «Банк». Слова: кредит, свободный, эмиссия, долгосрочный, депозит (вклад), обмен, рынок, товар, ссуда, экономика, заём, торговля, банкрот, хозяйство, услуги по платежам и расчётам, сырьё;

- «Найди пару». Преподаватель готовит два набора карточек. Карточки набора «А» содержат по одному существительному/глаголу, карточки набора «Б» содержат по одному прилагательному/существительному. 2-3 команды должны подобрать к существительным/глаголам из набора А прилагательные/существительные из набора Б и поменять падежную форму у существительного, если нужно. За быстрые и правильные ответы команды получают очки. Список существительных и существительных:

Образец: определение (чего?) термина

набор А

определение

расширение

конкуренция

организация

виды

понятие

существование

продажа

набор Б:

экономика

конкуренция

влияние

термин

производство

товары

фирмы

рынок

Набор А: продажа

цена

предложение

покупка

рынок

- преподаватель готовит два набора карточек. Карточки набора «А» содержат картинку/слово, карточки набора «Б» содержат значение/определение слова. 2-3 команды должны подобрать к существительным из набора А определение слова из набора Б (каждой команде выдаются одинаковые наборы А и Б). За быстрые и правильные ответы команды получают очки.

набор Б: -обмен товара на деньги -обмен денег на товар

-количество денежных единиц, на которое обменивается единица продукта

-совокупность продавцов и покупателей, способных заключать между собой сделки

-готовность купить некоторое количество товара в зависимости от его цены

-готовность продать некоторое количество товара за определённую цену;

спрос

- выборочный диктант: преподаватель диктует слова, слушатели должны выписывать только те слова, которые относятся к заданной теме. Выигрывает тот, кто выписал все нужные слова. Тема «Банк». Слова: кредит, ресурсы, свободный, эмиссия, долгосрочный, туризм, депозит (вклад), обмен, потребитель, путешествие, рынок, товар, ссуда, экономика, заём, производитель, торговля, управление, банкрот, хозяйство, услуги по платежам и расчётам, сырьё; процесс, менеджмент, система;

- «Кто больше?»преподаватель предлагает студентам по группам написать как можно больше существительных/ прилагательных/ глаголов по пройденной теме. Например, тема «Банк»/ «Рынок»/ «Реклама»/ «Туризм».

- Еще одно игровое упражнение на закрепление лексики по теме называется «Найди слово». Студенты ищут слова в таблице с буквами. На первый взгляд буквы расположены в хаотичном порядке, но при внимательном рассмотрении можно найти слова. Например, в таблице по теме «Экономика» зашифрованы слова фирма, рынок, экономика, товар, деньги, валюта, стоимость.

таъ д ц ф тгв с о ц ж й д з ж х ат в ёл ф еэи ш л о ак р ы н о к ю ю и р н о п ью л м тм ж ы п н гсн д ао д ф к ф и р м аёс у ж б ш в ц д ъ ет эк о н о м и к аь

-«Водители автобуса»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игра предназначена для того, чтобы собрать команды для последующих игр. Выбираются 2-3 водителя автобуса. Один студент, который будет «водителем автобуса», идёт по группе и показывает карточки (с картинкой по изученной лексике) остальным. Если студенты называют слово правильно, они «садятся» в его автобус. Можно на обратной стороне карточки дать перевод на китайском, английском, монгольском, корейском и других языках. Это самый простой вариант игры для начала запоминания. Такие карточки можно изготовить не только на бумаге, но и на флеш-картах. Данная идея описана в статье А.М Пуляевской. и Н.М.Скобелкиной: «Одним из методов заучивания новых слов являются карточки, на которых с разных сторон подписано слово и его перевод. Применение компьютерных программ и интернет-сервисов для запоминания слов имеет ряд особых преимуществ: происходит стимуляция мыслительных способностей учащегося, тренировка зрительной памяти, закрепление произношения и правописания» [5; с.55].

Важность применения компьютерных программ подчеркивает в своей статье И.Ю. Лидина: «Для повышения интереса студентов к изучению русского языка преподавателю необходимо применять различные современные педагогические технологии. Особую роль здесь может сыграть применение 1Т-методов (знакомство с соответствующими интернет-ресурсами, например, gramota.ru,... выполнение с их помощью различных заданий, например, подготовка мультимедийных презентаций и т.д.)» [3; с.180].

5. Ролевые игры:

1) студентам предлагается назвать 5 необходимых фраз, которые нужны человеку, пришедшему в турагентство оформить тур/ пришедшему в рекламное агентство заказать рекламу/ пришедшему на рынок купить продукты или вещь/ пришедшему в банк оформить кредит или положить деньги/ пришедшему на вокзал купить билет на поезд,.;

2) студентам предлагается позвонить по телефону в турагентство/ в рекламное агентство/ в банк и ... (дальше задание более конкретное). Например, ..закажите себе тур в Японию/ закажите рекламу Вашего университета/ оставьте заявку на получение кредита;

3) студентам предлагается составить анкету и провести опрос среди одногруппников. Например, Вы хотите выпускать новый вид продукции. Придумайте вопросы, чтобы, узнав ответы на них, сделать вывод, будут ли этот товар покупать. Или Вы хотите открыть в своём агентстве новое направление для туристов / проводить новую экскурсию. Придумайте вопросы, чтобы, узнав ответы на них, сделать вывод, будут ли туристы этот тур покупать/ экскурсию заказывать;

4) одному студенту предлагается стать рекламным агентом, а другому - заказать рекламу а) нового телефона; б) нового экстремального туристического маршрута; в) социального проекта, направленного на привлечение детей/молодёжи/взрослое население в конный спорт. Задание может выглядеть так: Вы работаете в крупной рекламной компании. Вам поступил заказ на создание рекламы: а) нового телефона; б) нового экстремального туристического маршрута; в) социального проекта, направленного на привлечение детей/молодёжи/взрослое население в конный спорт. Проведите диалог с заказчиком. Предложите свой рекламный проект (это может быть презентация, иллюстрация, фотография, видеопроект и т. д.). Вопросы могут касаться вида рекламы по предмету, целям, месту и способу размещения.

5) О.Н. Баклашкина в своей работе говорит о некоторых трудностях, с которыми могут встретиться студенты, она пишет: «.главной причиной является отсутствие опыта со стороны обучающихся. Поскольку они не работают, они не имеют возможность пережить и проиграть реальные жизненные ситуации, и у них не получается решить поставленные задачи» [1; с. 44]. Но после того как преподаватель объяснит студентам поэтапно, что делать, как заказать рекламу нового телефона или нового экстремального туристического маршрута, то большинство студентов смогут смоделировать ситуацию успешно.

Игровые упражнения при обучении письму помогают запомнить написание слов, усвоить лексический материл, повторить все падежные окончания прилагательных и существительных, а также времена и изменения формы глаголов.

Для усвоения материала урока хорошо подходят кроссворды. Рекомендуем составлять кроссворд на одну пройденную тему. Для примера возьмем большую тему «Экономика», которая включает в себя подтемы: «Деньги», «Конкуренция», «Рынок».

1) изучает хозяйство страны или мира;

2) соперничество на рынке между продавцами за получение прибыли;

3) процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт;

4) товар, который выражает стоимость других товаров, то есть на них можно купить и продать любой товар или услугу, они выражают их ценность;

5) такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время;

6) металлические деньги;

7) количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время;

8) это и место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы;

9) денежная единица каждой страны.

Еще одно упражнение, помогающее совершенствовать навыки письменной речи -написать продолжение предложения, например, студентам предлагается соединить столбцы А, Б. и заполнить столбец В.

А Б В

Труд управленческие и организаторские навыки, используются в процессе производства Доход от труда называется

Капитал природные ресурсы, естественные блага, земля важна при создании товаров и услуг Доход от капитала называется......

Земля знания и сведения Доход от земли называется ......

Информация физические и интеллектуальные усилия, которые нужны человеку для создания товара или услуги

Управление средства производства, нужны при создании экономических благ, например, промышленное оборудование Доход от управления называется

На уроках практического курса русского языка («Научный стиль» и «Обществозна-ние») обучающиеся учатся писать лекции, сокращая слова, поэтому им можно предложить следующее игровое задание: сначала сократить какое-нибудь предложение, поменяться тетрадками и попробовать восстановить то, что сократил одногруппник.

Примеры предложений.

1. Чтобы поддержать высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство -Чтобы под-ать высок. цены, моноп-сты искус-но сокр-ют произв-во.

2. Таким образом, под центральным банком понимается главный Государственный банк страны, который осуществляет руководство и надзор над всеми банками страны. Т. об., под центр. банком поним-ся глав-ый Гос-ый б-к страны, кот-ый осущ-ет руков-во и надзор над всеми б-ками страны.

3. Покупатели предъявляют на товар определённый спрос. Покуп-ли предъяв-ют на Т. определ-ый спрос.

Аналогично играм, направленным на формирование навыков продуктивных видов речевой деятельности, способствуют лучшему усвоению материала игры, направленные на формирование навыков рецептивных видов речевой деятельности.

Рассмотрим процесс формирования таких навыков на примере упражнения «Самый грамотный студент»: 2 - 3 команды, построенные в колонку, по одному игроку из каждой команды у доски. Преподаватель диктует слово, игроки записывают. Потом передают мел / маркер следующим игрокам команды, а сами встают сзади. Преподаватель диктует слова в быстром темпе, чтобы у игроков не было возможности подсматривать за другими

Выполняя данное упражнение, обучающиеся активизируют все четыре основных механизма аудирования: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования. Сначала обучающиеся слышат слово или словосочетание, соотносят его с определенной темой, ассоциируют с другими словами из этой темы, проговаривают, записывая слово/ словосочетание на доске.

К игровым упражнениям при обучении аудированию, преследующим цели тренировать иностранных обучающихся в произношении русских звуков, в использовании лексических, грамматических и фонетических навыков аудирования можно отнести следующие.

1. Игра «Отправляем телеграмму». Преподаватель выбирает ведущего, просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму, студент говорит по буквам слова, делая паузу после каждого слова. Можно разнообразить- ведущий произносит слова, другие пишут. Например, обществознание - это наука о..

2. Соревнование, кто быстрее и лучше произнесет скороговорку.

3. «Чья команда напишет все слова правильно»

2 - 3 команды, построенные в колонку, по одному игроку из каждой команды у доски. Преподаватель диктует слово, игроки записывают. Потом передают мел / маркер следующим игрокам команды, а сами встают сзади. Преподаватель диктует слова в быстром темпе, чтобы у игроков не было возможности подсматривать за другими.

4. «Какой звук я задумал?» Преподаватель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а студенты должны отгадать этот звук.

Обучение чтению иностранных слушателей в игровой форме - это увлекательный, хотя достаточно тривиальный вариант проведения занятий. Иностранные студенты на таких уроках полностью погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без нажима со стороны преподавателей. Такие упражнения предполагают работу обучающихся с текстом (письменным): восстановление пропущенного слова, кодирование, догадку и иллюстрирование, например:

1. Студентам предлагается прочитать предложение задом наперед с помощью зеркала. Можно усложнить в парах. 1 человек читает слово задом наперед, а другой должен на слух

понять, какое это слово. Например, слово «еинедевонартс»- это страноведение, «амалкер» -это реклама.

2. Для того, чтобы проверить насколько внимательно студенты работали с текстом и поняли смысл материала, преподаватель предлагает игровое упражнение «Красное и зеленое». К доске выходят два студента, преподаватель выдает обоим студентам по одной красной и зеленой карточке. На доске написаны утверждения. Студенты должны поднять зеленую карточку, если утверждение правильное или красную - если нет. Если утверждение не правильное, студент должен найти ошибку и дать правильный ответ. Например, подумайте правильно или нет утверждение:

• Господство на рынке нескольких крупных производителей (от 3 до 5) это монополия

• Доход от использования земли называется зарплатой

• Экономика занимает важное место среди других сфер общества

• Доход с капитала называется рентой

• Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения характерно для смешанной экономики

• Информация относится к ресурсам экономики

3.Игровое упражнение «Змейка».

На доске написано начало предложения, остальные части предложения, написанные на листочках, раздаются студентам. Задача студентов: сориентироваться, куда необходимо вставить карточку с их частью предложения и на скорость восстановить предложение в правильном порядке. Например, начало предложения Закон спроса: и части предложения тем ниже спрос, тем выше спрос, чем выше цена, и чем ниже цена. Должно получиться: Закон спроса: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос. Еще одно начало предложения Закон предложения: и его части тем ниже предложение, тем выше предложение, чем выше цена, чем ниже цена. Должно получиться: Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.

4. Еще одно игровое, активное упражнение, задача которого соотнести буквы в нужный столбик. Буквы с пояснением раздаются студентам или закрепляются на доске, студенты на скорость должны будут распределить карточки в нужные столбцы.

Свойства денег Функции денег Виды денег

А. Монета Б. Мера стоимости В. Делимость Г. Средство накопления

Д. Стабильность Е. Банкнота Ё. Портативность Ж. Узнаваемость

З. Мировые деньги И. Ликвидность К. Пластиковая кредитная карта

Л. Средство платежа М. Однородность Н. Средство обращения

5. Более сложное задание - преподаватель предлагает вставить в текст пропущенные слова. На доске написан небольшой текст по изученной теме, студентам раздаются карточки со словами, и студенты на время должны восстановить текст.

Слова: ресурсы, земля, труд, капитал, управление, информацию, зарплата, рента, прибыль

_ — денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники

средств, доходов. Экономисты разделяют четыре основных ресурса:

_,_,_,_. Иногда выделяют и пятый —_.

1._— физические и интеллектуальные усилия, которые нужны человеку

для создания товара или услуги. Доход, который человек получает в результате труда называется .

2 ._— природные ресурсы, естественные блага, земля важна при создании

товаров и услуг. Доходом является_.

3 ._ — средства производства, нужны при создании экономических благ,

например, промышленное оборудование. Доход с капитала —_.

4 ._— управленческие и организаторские навыки, используются в процессе производства. Доход -_.

5 ._— знания и сведения. Ею можно обмениваться и торговать, как любым

ресурсом.

Несмотря на существующие трудности, которые, как подчеркивает В. Г. Ковалевская, «состоят в недостаточном фокусировании учащихся на игре, отсутствии у преподавателей достаточного опыта в проведении подобного рода занятий, низкой мотивации учащихся в процессе обучения» [2; с. 25], использование игровых упражнений на уроке иностранного языка делает учебный процесс более увлекательным, так как игра вовлекает всех обучающихся в познавательную деятельность и стимулирует иностранных слушателей к изучению русского языка. Игры имеют большое значение для формирования дружного коллектива в группе и воспитания ответственности и взаимопомощи обучающихся, так как в игре они должны быть «одной командой», постоянно поддерживая друг друга. Игры, которые правильно запланированы и организованы, вызывают и поддерживают интерес у слушателей разных возрастов. Предвкушая радость игры, обучающиеся ждут уроки с удовольствием. На короткий период времени игра способствует созданию «языковой среды» на уроке или вне его. Но важно отметить, что весь урок невозможно строить только из одних игр. Хотя игра привлекательна как форма обучения, но время её проведения на уроке, а также место зависят от многих факторов, например: языкового уровня подготовки студентов, конкретных условий, целей и задач урока, сложности изучаемого материала, большую роль играет и настроение каждой конкретной группы обучающихся на каждом конкретном уроке.

Библиографический список

1. Баклашкина О.Н. Особенности преподавания французского языка в специальных целях (экономика, туризм и гостиничное дело) // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы Второй всероссийской научно-практич. конф. с международным участием. Иркутск: Изд-во Иркутский государственный университет путей сообщения, 2017. С.42-46.

2. Ковалевская В.Г. Ролевая игра как один из методических приемов обучения РКИ на подготовительном отделении (из опыта работы) // Образование и наука в России и за рубежом: международный научный журнал. Москва: Изд-во Московский двор, 2018. С. 23-26.

3. Лидина И.Ю. Реализация компетентностного подхода в обучении иностранных студентов-лингвистов // Проблемы концептуальной систематики речи и речевой деятельности: материалы 10-й Всерос. науч. конф. Иркутск, 2018. С. 176-181.

4. Литовкина А.М., Непомнящих Е.А. Языковые особенности креативных поздравительных открыток // Вестник ТвГУ. Серия «Филология», 2019, №3 (62). C. 99-103

5. Пуляевская А.М., Скобелкина Н.М. Совершенствование процесса обучения иностранных студентов лексике русского языка с помощью информационных образовательных технологий // Актуальные проблемы филологии в современном научном и образовательном пространстве: сборник научных статей. Иркутск: Изд-во ИГУ ПИ, 2016. С. 52-59.

6. Соловова Е. Н Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: АСТ : Астрель, 2010. 272 с.

7. Федосеев А.А. Фигуры речи в предвыборных агитационных текстах печатных СМИ // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2018, № 2 (30). С. 49-56.

References

1. Baklashkina O.N. Peculiarities of French language teaching for special purposes (economy, tourism and hospitality) // Modern problems of vocational education: experience and ways of solving: materials of the Second Russian scientific and practical conference with international participation. Irkutsk: published by Irkutsk state transport university, 2017. P. 42-46.

2. Kovalevskaya V.G. Role Game as one of the method of training Russian as a foreign language at the pre-university department (from work experience) // Education and science in Russia and abroad: international scientific magazine. Moscow: Published by Moscow yard, 2018. P. 23-26.

3. Lidina I.Y. Realization of competence approach in training of foreign students-linguists // Problems of conceptual systematics of speech and speech activity: materials of 10th Russian scientific conference. Irkutsk, 2018. P. 176-181.

4. Litovkina A.M., Nepomnyashih E.A. Language features of creative greeting cards // News of Tver state university. Series "Philology", 2019, № 3 (62). P. 99-103

5. Pulyaevskaya A.M., Skobelkina N.M. Improvement of the process of teaching foreign students the vocabulary of the Russian language with the help of information educational technologies // Topical problems of philology in modern scientific and educational sphere: collection of scientific articles. Irkutsk, published by Pedagogical Institute of Irkutsk state university, 2016. P. 52-59.

6. Solovova E. H Foreign language teaching methodology: a manual for students and teachers. Moscow: Published by Astrel, 2010. 272 p.

7. Fedoseev A.A. Figures of Speech in Pre-Election Campaign Media Texts // Actual Problems of Philology and Pedagogical Linguistics, 2018, № 2 (30). P. 49-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.