Научная статья на тему 'Игровые технологии в обучении второму иностранному языку'

Игровые технологии в обучении второму иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ / КВЕСТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамова Роза Ибрагимовна

В статье анализируется использование игровых технологий как средство повышения мотивации в изучении второго иностранного языка. Рассматривается игра квест. Опираясь на личный педагогический опыт, описаны положительные и отрицательные стороны данной игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии в обучении второму иностранному языку»

5. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Троицкая летопись. Изд. 2-е. Л.: АН СССР, 1926-1928. 630 с.

6. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М.: ЮЛ, 1984. 480 с.

7. Суздальская летопись по Академическому списку. Изд. 2-е. Л.: АН СССР, 1928. 560 с.

Игровые технологии в обучении второму иностранному языку

Адамова Р. И.

Адамова Роза Ибрагимовна / Adamova Roza Ibragimovna — учитель французского языка, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут

Аннотация: в статье анализируется использование игровых технологий как средство повышения мотивации в изучении второго иностранного языка. Рассматривается игра квест. Опираясь на личный педагогический опыт, описаны положительные и отрицательные стороны данной игры.

Ключевые слова: игровые технологии, мотивация, квест, федеральный государственный образовательный стандарт.

Изменения политического, социально-экономического и социокультурного характера оказали существенное влияние на развитие образовательной сферы. В значительной степени упрочнилась тенденция к развитию многоязычия, т. е. увеличения количества языков, предлагаемых учащимся для одновременного изучения. Целью изучения второго иностранного языка становится развитие поликультурной и многоязычной личности. Знание второго иностранного языка, в частности французского, становится важным условием развития успешной личности.

Основная цель изучения французского языка - развитие способности и готовности учащихся осуществлять общение на французском языке в рамках, наиболее распространённых тем и стандартных ситуаций общения и формирование, и развитие речемыслительных способностей, обучающихся на основе системно-деятельностного подхода в обучении французскому языку. Тем не менее, не всегда удается поддерживать интерес к изучению второго иностранного языка. Следовательно, одной из главных задач моей педагогической деятельности является повышение мотивации к изучению французского языка как второго иностранного языка. Современная методика преподавания иностранного языка обогатилась новыми технологиями, одной из которых является игровая технология. Применяя игровые технологии на практике, можно сделать вывод, что игра является мощным стимулом к овладению иностранным языком. Учебная игра помогает воспитывать культуру общения, вызывает интерес к общению на иностранном языке, помогает формировать умение работать в коллективе. Игровая деятельность - это тренинг, опорный материал, который помогает в использовании нужных речевых клише для составления монологических высказываний. Неосознанно оставляя учебный эффект на втором плане, игра помогает учащимся преодолеть стеснительность, замкнутость, боязнь допустить ошибки, тем самым создается благоприятная атмосфера на уроке между учеником и учителем.

Современного ребенка очень сложно чем-либо удивить, но как показала практика, включение игры во время уроков помогает вызвать интерес, нацелить учащихся на изучение второго иностранного языка. Владение английским языком помогает сделать урок с использованием игровых моментов более разнообразным. Это дает возможность наглядно показать схожесть английского и французского языков, и соответственно, значительно облегчить процесс обучения французскому языку как второму иностранному языку. Изучение иностранных языков для многих учащихся - это очень сложный процесс, и использование игры во время урока помогает донести до них мысль о том, что, владея английским языком ученику не так «страшно» овладеть и французским языком.

В настоящее время огромной популярностью пользуется такая форма игры как квест (англ. «quest» - поиск). Квест представляет собой интерактивную историю. Важными элементами квеста являются обследование мира, поиск подсказок, взаимосвязей между предметами. Ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок, требующих от игрока умственных усилий. Так как эта форма является наиболее привлекательной для учащихся всех возрастов, мы решили использовать ее в своей практике. Наша игра - квест проходила в форме

| 65 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 12(24) 2016

«Детективного агенства». Кроме второго иностранного языка (французского, немецкого), были задействованы такие учебные предметы как химия, физика, история. Учащиеся седьмого класса работали над темой «Великие изобретения VI - VIII веков». В ходе работы возникало много вопросов: как объединить все предметы в одной игре, как придумать оригинальные загадки, зашифровать вопросы, провести связь от одной головоломки к другой. Каждое «агентство» подготовило «вещественные доказательства» для другого, правильное использование которых привело бы их к верному решению - разгадать изобретение французского/немецкого ученого, его полное имя и фамилию, год изобретения. Интересным было то, что каждая команда самостоятельно выбирала личность, изобретение и способ шифрования. Лабиринты, ребусы, шарады, письма с пропущенными слова, использование трех языков показали творческий подход учащихся. Представление результатов - презентация и рефлексия - заинтересованность каждого семиклассника. Важно и то, что в ходе работы, каждая группа смогла правильно распределить роли и обязанности, что способствовало успешному выполнению всех заданий.

Таким образом, можно отметить, что использование игровых технологий на уроках помогает поддерживать интерес к изучению второго иностранного языка. Развивающиеся международные экономические, политические и культурные связи, научно-технический прогресс повысили престиж иноязычной грамотности настолько, что владение иностранными языками становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Педагогу, а особенно молодому, нужно идти в ногу со временем, для того чтобы мотивировать своих учащихся. Кроме того, игра - квест способствует формированию метапредметной компетентности учащихся - умение применять полученные знания на практике, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности [1].

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

Становление жанра «антиутопия» в русской литературе 20 века

Дзаурова Х. С.

ДзауроваХава Саварбековна /ишигоуа КЬауа БауатЪекоупа — магистрант, филологический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в статье рассматриваются истоки жанра антиутопии в русской литературе 20 века, влияние социалистического режима на литературу, окончательное завершение формирования нового жанра в романе Е. Замятина «Мы». Большое внимание уделяется таким антиутопическим тенденциям, как унификация жизни, рост консюмеризма, преобладание гедонистических ценностей.

Ключевые слова: антиутопия, бытие человека, счастье, свобода, тоталитаризм, Е. Замятин.

Утопические романы и повести сыграли важную роль в истории литературы, так как являлись одной из форм осознания и понимания образа будущего. Утопия, вырастая из заушательства настоящего, являлась предвестником будущего общества, возможных путей, указывала возможные варианты грядущего. Утопические произведения первых десятилетий двадцатого столетия в определенной степени предполагали возможную связь между правом человека жить достойной жизнью — и его радикальным изменением. Подобная двойственность утопии в контексте ценностей гуманизма и легла в основу антиутопического сознания. И эта же двойственность утопии установила размытость жанра «антиутопия». Антиутопия как жанр не только представляет возможное будущее как негативное, но и спор с утопией, то есть образ совершенного общества с негативной стороны.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 12(24) 2016 | 66 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.