Научная статья на тему 'Игровые технологии в курсе преподавания химии'

Игровые технологии в курсе преподавания химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУРС ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ / ЭФФЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ УРОКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селях Л. Ю.

Статья посвящена применению игровых технологий в курсе преподавания химии.Цель работыраскрытие эффективных условий развития познавательной активизации процессов непроизвольного запоминания, высокой структурированности знаний, воспитанию личности в коллективе. Автором проанализированы разнообразные виды проведения занятий химии.При внедрении игровых технологий в учебный процесс повышается качество знаний обучающихся, что способствует компетентности будущих специалистов во всех сферах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии в курсе преподавания химии»



LU). Селях,

Костанайский социально-технический колледж, преподаватель высгией категории по химии и биологии

He2i32i свздер: ойын техно-логиялары, химия оцыту курсы, mumdi шарттар, оцу ypdici, ин-новациялъщ сабацтар.

Ключевые слова: игровые технологии, курс преподавания химии, эффективные условия, учебный процесс, обучающиеся, инновационные уроки.

Keywords: game technologies, the course of teaching chemistry, effective conditions, educational process, students, innovational lessons.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУРСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

Ацдатпа

Химия пэнш окыту курсында ойын технологияларга колдану туралы айтылган. Жумыстын максаты - тшмд1 даму шарттарын танымдыльщ белсендш1п epiKci3 есте сактау процестерш ашу, бшмнщ жогары децгейл1п, ужымда жеке тулганы тэрбиелеу. Автор химия са-багын еткпудщ эр турлерш талдайды. Оку урдюшде ойын технологияларын енпзгенде, окушылардын оку саиасы жогарланады, эр турл1 салада болашак маман-дардьщ кузфетт1Л1п калыитасады.

Аннотация

Статья посвящена применению игровых технологий в курсе преподавания химии .Цель работы- раскрытие эффективных условий развития познавательной активизации процессов непроизвольного запоминания, высокой структурированности знаний, воспитанию личности в коллективе. Автором проанализированы разнообразные виды проведения занятий химии.При внедрении игровых технологий в учебный процесс повышается качество знаний обучающихся, что способствует компетентности будущих специалистов во всех сферах деятельности.

Annotation

The article is devoted of using game technologies in the course of teaching chemistry. The Goal of the work is the disclosure of effective conditions for the development of cognitive activation of theprocesses of involuntary memorization, the high structuring of knowledge, the education oftheindividual in the collective. § The Author analyzed various types of chemistry. Using ^ game technologies in educational process increases the § students' quality of knowledge, so future specialists will <? be competitive in all the spheres of activity g

S

Главной задачей технического и профессиональ- о

ного образования является подготовка высококвали- О

фицированных специалистов, владеющих глубокими X

теоретическими знаниями и практическими навыка- н

ми по специальности, организации трудовой деятель- дч

ности. Безусловно, большое значение при обучении §

студентов имеет выбор технологии обучения.«Наша §

задача - сделать образование центральным звеном н новой модели экономического роста. Учебные прог-

ш

раммы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации» [ 1 ].

В курсе преподавания химии чаще всего применяю игровые технологии для углубления познания через эмоции, развития интереса студентов к предмету и навыков самостоятельного поиска информации. «...Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании ...»[3, с. 140].Использование игровых приемов в обучении служит средством, способствующим развитию познавательной активизации процессов непроизвольного запоминания, высокой структурированности знаний по изучаемому предмету, подготовке к трудовой деятельности по избранной профессии, углублению познания через эмоции, развитию логического и творческого мышления, воспитанию личности в коллективе. Деловая игра- это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определённой профессиональной деятельности. В деловых играх формируется особый мир взаимоотношений, качественно отличающийся от

традиционных учебных форм. Это относу

К шения конструктивного сотрудничества и <С развития личного творческого потенциала О каждого участника.Нестандартные виды занятий провожу при разных типах урока. О Так, урок повторения и закрепления знаний § по теме: «Гидролиз солей» провожу в виде 0 пленарного заседания.

О Урок изучения нового материала по теме ® «Белки - высокомолекулярные соединения» н провожу в виде консилиума учёных. ® Применение нестандартных форм кон-К троля знаний способствует раскрытию О творческого потенциала каждого обучаю-н щегося. Студенты приобретают умение работать в коллективе, анализировать, выде-

лять главное, обобщать, работать с научной и дополнительной литературой

Более эффективным, на мой взгляд, является формула развития учебно-творческой деятельности, выражающаяся в смеси нетрадиционных уроков вкупе с устоявшейся доктриной преподавания и использованием разнообразного активного раздаточного материала, ИКТ. На этом я и базирую свою роль.

В процессе педагогической деятельности сложилась система инновационных способов проведения нестандартных уроков: пленарное заседание, пресс-конференция, урок-кривое зеркало, урок-путешествие, химический консилиум, урок-соревнование, урок-учёный совет, урок-судебное заседание с использованием ИКТ.

Наиболее ёмко и демонстративно это прослеживается в моём инновационном уроке обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме: «Углеводы. Классификация. Строение, свойства, применение», который я провожу в виде нестандартного ролевого пленарного заседания - маслиха-та. Перед изучением темы прорабатываю цели, задачи, методы проведения заседания, составляю его технологическую карту, программу проведения и, что далеко не маловажно, погружаю обучающихся в атмосферу их творческого развития, социализации, самореализации.

Заседание провожу с помощью методов обучения: интерактивного, репродуктивного с элементами поиска, словесных, наглядного, практического, дедуктивного. Целями проведённого урока намечаю: обобщение, закрепление, систематизация знаний обучающихся об углеводах их классификации, строении, свойствах, применении. Активные формы и методы обучения при проведении заседания позволяют мне развивать у студентов творческие способности, формировать самостоятельность, коллективизм, чувство ответственности в подготовке и отборе материала, создавать условия для развития личностных их качеств.

Все этапы заседания указаны в разработанной программе заседания, которую

получают все партии для подготовки домашнего задания. Депутаты должны приготовить презентации по названиям своих партий: «Рибоза», «Глюкоза», «Сахароза», «Крахмал», «Целлюлоза». Как и положено, в каждой партии посредством избрания, выдвигается председатель партии, который распределяет задания по вопросам заседания между депутатами. Фамилии депутатов и этапы заседания лидеры заполняют в оценочных листах до начала заседания и на всём его протяжении оценивают в них работу своих коллег.

А теперь, уважаемые преподаватели, мысленно перенесёмся не в обычный кабинет учебного заведения, а в палату масли-хата, в которой не шуточно кипят страсти между партиями, а снующие студенты-журналисты с «острыми» вопросами способны поставить в неудобное положение всех и каждого, кто ответственен по заданной теме.

Итак, уважаемые присутствующие, прошу всех тишины, заседание объявляется открытым !

Организационный этап урока начинаю с прочтения своего стихотворения - загадки:

«Из углерода и воды молекулы их состо-

И в повседневной жизни ты,

не раз к ним обращаешь взгляд».

Активные депутаты, отвечая на загадку, определяют цели, задачи, жизненную и профессиональную значимость заседания. В этом им помогают слайды с подобранными вопросами, таблица по содержанию углеводов в различных продуктах питания. На демонстрационном столе представлены наиболее калорийные по углеводам продукты питания. Применение компьютерных технологий способствует наилучшему обобщению пройденной темы. Депутаты с большим воодушевлением проходят первое задание. Представители каждой партии записывают структурные и молекулярные формулы углеводов своей партии и рассказывают о них. Видно, что задание не вызывает у студентов затруднений и все справляются с его выполнением. Однако, в случае

затруднения выполнения любого задания каждая партия может купить ответ у других партий или в «Банке знаний», записав себе в оценочных листах за минусом количество «умов», которыми оценивается ответ. Но, выполняя задание «Защита своей партии», депутаты стараются не обращаться в «Банк знаний», в котором находятся акции «химо-ны» с различными формами подсказки по теме. Время на подготовку даётся 1 минута, а стоимость ответов оценена в 5 «умов».

На повестке заседания партий маслиха-та второго этапа рассматривается вопрос о способах получения и химических свойствах углеводов каждой партии.Депутаты защищают свои ответы по приготовленным дома презентациям. Ответы оцениваются в« 10 умов». Все это сопровождается дискуссией по проблемным вопросам, основанной на желании победить.

Третий этап заседания проходит в режиме локализованного обсуждения, так как каждая партия разгадывает кроссворд, по результатам которого представителю партии необходимо рассказать о применении углеводов- названий своих партий. Время выступления даётся 5 минут, а стоимость «5 умов». Лидеры партий отвечают в порядке готовности, что приносит дополнительные «умы» первым трём партиям.

После оценки вклада каждого депутата в решении глобальных вопросов все рады приступить к четвертому этапу заседания под названием «Минутный спич». Тут основной задачей является определение рас- К

К

творов углеводов. На демонстрационном <С столе стоит ряд пробирок с жидкостями, при О помощи которых депутаты и будут опреде- ^

РЧ

лять углеводы по качественным реакциям, о

Так, например, при добавлении к синему §

осадку гидроксида меди раствора первой [3

пробирки, происходит превращение осадка §

в ярко голубой раствор, а при смешивании ®

и нагревании раствора второй пробирки с н

гидроксидом меди наблюдается изменение ®

цвета осадка в жёлтый, а затем и красный. К

Определяя растворы углеводов, депутаты О

должны написать уравнения протекающих н реакций на доске. Цена за правильный от-

вет - 10 «умов».

Заключительный этап заседания проходит в форме обобщения материала по изученной теме, в котором необходимо ответить на 10 вопросов тестов выборочного типа. Время для выполнения задания 5 минут и каждый правильный ответ оценивается в 1 «ум».

Итак, дамы и господа, заседание масли-хата объявляется закрытым! Итоги внеочередного пленарного заседания будут подведены через 7 минут, а Вам я предлагаю в это время отметить плюсы и недостатки, проанализировать проведённое заседание. Далее, совместно с лидерами партий провожу подведение итогов, награждение образными номинациями: всезнайка, алхимик, незнайка и т.д., в ходе которого выставляются и комментируются оценки.

Подведя итоги, можно отметить, что при обобщении темы «Углеводы» все депутаты формулируют выводы о качестве их знаний, проводят анализ успешности проведения заседания в оценочном листе, слушают друг друга, корректируют. После записи и разбора творческого домашнего задания в форме оформления и сдачи отчётов каждой партией происходит оценивание, выявление и награждение победивших партий, активных депутатов углеводами с выставки. На протяжении всего заседания депутаты партий работали плодотворно, с увлечением, проведя огромную работу по обобщению углеводов. Таким образом, выстраивая основу своего урока на принципах рыночных К механизмов: конкуренции и лидерства ,ис-

<| пользуя при этом активные инновационные га

О методы, я достигаю результата увлечен-

р")

^ ности и углубленного усвоения материала

О большим количеством обучающихся, чем

Щ при стандартном проведении занятия. Про-

^ ведённый урок способствовал накоплению

§ оценок, проявлению творческой смекалки,

ра трудоспособности, активности и надолго

® всем запомнился.

Всё это позволило развивать у обучаю-

К щихся творческие способности, формиро-

О вать самостоятельность, коллективизм, чув-

н ство ответственности, создавать условия для развития личностных качеств. Поэтому

гордо ратую, что, выполнив цели урока и, увидев светящиеся глаза студентов, готовых рьяно отстаивать интересы своей партии, понимаю, что это уже не тенденция будущего, а реалии современности.

И пусть для нас, педагогов, получивших своё образование в рамках «авторитарной системы советской школы», данные уроки являются инновационными, но для молодежи нашего времени они должны быть повсеместными и стандартными. Каждый может выдвигать свои альтернативы инновационных уроков, но все мы стремимся к одному: подготовке высококвалифицированных специалистов. Для современной системы образования Казахстана актуальной становится проблема создания условий для обеспечения развития творческого потенциала личности. Такими условиями я считаю инновационные уроки. Причем это уже не программа будущего, а тенденция времени, реалии современной молодежи, обязывающая нас двигаться вперед и развивать систему методов.

И как говорят мои обучающиеся: «Будущее начинается уже сегодня, успевай ему соответствовать...».

ЛИТЕРАТУРА

1.Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстанаот 31 января 2017 года. "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" [Электронный ресурс]шшш.акогёа. кг/ги/асИгеззез/асИгеззез^^ргезАёеп!:/ ро81аше-ргег1с1еп1а-ге8риЬНк1-ка2а1181ап-ппа2агЬаеуа-пагоёи-ка2аЬз1апа-31 -уапуагуа-2017-§

2. Жумадилова, Р.Н. Химия[Текст]: учебник для 11 класса общественно-гуманитарного направленияобщеобразовательной школы/Р.Н.Жумадилова, С.К.Алимжанова. Алматы :Изд-во «Мектеп».2007.—208 с .

3. Михайленко,Т,М. .Игровые технологии как вид педагогических технологий

[Текст]/Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы Между -нар. науч. конф. Т. I. —Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.