УДК 796.011
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Имашев Камский государственный институт физической культуры,
г. Набережные Челны GAME TECHNOLOGIES In FUNCTIONAL PREPARATION of the FUTURE TEACHER of PHYSICAL TRAINING A.M.Imashev, Ph.D., Associate Professor Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: игры, игровые технологии, деловые игры, профессиональная подготовка, деятельностная подготовка, функциональная подготовка, основные педагогические функции, будущий учитель физической культуры, студент, вуз Аннотация. Цель исследования заключается в рассмотрении ретроспективного анализа формирования и состояния проблемы функциональной подготовки будущего учителя физической культуры в технологическом аспекте. Методы исследования - анализ отечественных психолого-педагогических литературных источников по проблеме. В статье освещены основные теоретические положения исследований проблем Деловых игр в аспекте Функциональной подготовки будущего учителя физической культуры. Подробно проанализирован исторический аспект и нынешнее состояние вопроса. Рассмотрены направления исследований и образцы решения исследуемой проблемы. В статье описан также аналитический материал по соотношению понятий Деловая игра,
Функциональная подготовка, Учебно-практическая деятельность. Данная статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме, может быть интересна студентам будущим учителям физической культуры, а также специалистам высшей физкультурно-спортивной педагогической школы, работающим в направлении их профессиональной подготовки.
Keywords: games, game technologies, business games, vocational training, active preparation, functional preparation, basic pedagogical functions, future physical training teacher, student, high school
Summary: The purpose of research consists in consideration of the retrospective analysis formation and problem of future physical training teacher functional preparation condition in technological aspect. Methods of research is the analysis of native psycho-pedagogical literary sources of the problem. The article tells about the basic researches problems and theoretical positions of Business games in aspect offuture physical training teacher Functional preparation. The historical aspect and present condition of the question is analyzed in details. The article shows some results of researches of the problem. It is can be interesting to the future physical training teachers students, and also the experts of the high physical-sports pedagogical school.
Во все времена развития человеческого общества Игры, как особый вид деятельности людей, служили важнейшим фактором подготовки подрастающего поколения к жизни. Игровая деятельность не утратила своего значения и в наши дни. Более того, различные аспекты игрового подхода используются для повышения качества подготовки специалистов в самых различных областях человеческой деятельности. Игры не обошли стороной и высшую школу.
В частности, подготовка молодежи к будущей профессии в стенах вуза предполагает и такие формы учебно-воспитательной работы, как проведение со студентами Деловых игр.
В процессе подготовки к труду элементы игр, игровые ситуации встречались и раньше. Однако, в последнее время особенно стали популярны Игры - как научно обоснованныесредства, формы и методы имитации профессиональной деятельности человека.
Профессиональная подготовка будущих специалистов с помощью Игр применяется как в экономической так и в социальной сферах деятельности людей. Исследователями деловых игр выделяются различные их виды. Среди них Ролевые игры, Управленческие игры, Имитационные игры, Ситуационные игры, Комплексно-личностные игры, Учебные
деловые игры, Педагогические игры, Дидактические игры, Комплексные учебно-дидактические игры и другие.
Во второй половине ХХ столетия с целью овладения профессионально значимыми знаниями-умениями-навыками в различных сферах деятельности людей часто стали применяться т.н. Деловые игры и их модификации, использование которых и в высшей школе становится эффективным средством профессиональной подготовки специалистов. Мы проведем некоторые параллели между понятиями Функциональная подготовка, Учебно-практическая деятельность, Деловая игра и их признаками в связи с тем, что феномены, ими обозначаемые, весьма близки по многим содержательным параметрам. Элементы игрового подхода в профессиональной подготовке подрастающего поколения известны давно. От того, куда оно направит тот избыток сил, если следовать теории Ф.Шиллера, запас энергии, деятельностно-творческой потенциал, зависит участие его в игровой, а затем и в общественно полезной деятельности. Поэтому с древнейших времен люди старались направить игры подрастающего поколения в русло перспективно-полезных актов, в дело. Еще Сократ (V век до н. э.) и Платон (У-1У века до н. э.) говорили о необходимости применения игр в работе с обучаемыми. Вопросам изучения игр посвящено немало работ зарубежныхученых-классиков, среди которых В. Вунд, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Гросс, К. Бюллер, З. Фрейд.
Некоторым подобием Деловых игр были и предшествующие им военные игры-учения. В частности, таковыми стали «Потешные полки», организованные в XVII в. для забав молодого царя Петра, которые явились своеобразной формой подготовки будущего монарха к военно-полководческой деятельности.
В наше время аналоги современных Деловых игр появились в Санкт-Петербурге. Это связано с созданием в 1932 году организационно-производственных испытаний. В этой связи «всесоюзный староста» М.И. Калинин говорил о том, что студентам «надо было бы в институте некоторую практику решения жизненно важных задач поставить» [24]. Более широкое распространенные Деловые игры получили в связи с началом «эры компьютеризации», возродившись с США в 1957 году.
Отечественные научные изыскания по проблемам использования Деловых игр датированы началом 70-х годов. В этот период некто Г.И. Щедровицкий изобрел модель т. н. Коллективного мозгового штурма, организационно-деятельностную игру, в которой происходит, осуществляется групповая мысленная работа, коллективная мыследеятельность, ведется напряженный ситуационный анализ, предпринимается проблематизация, вырабатываются новые ценности, новые цели, средства и методы их
достижения, процессы и технологии. В игре Г.И. Щедровицкого, П.Г. Щедровицкого, И.С. Попова, В.Ю. Громыко все без «погон» и портфелей.
Проблемам игровых технологий в обучении и воспитании во всех звеньях системы образования посвящены отечественные исследования Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Е. Енгабаевой, А.В. Запорожца, И.Я. Лапиной, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурин, А.А. Люблинской, Е.С. Махлах, А.В. Петровского, Р.И. Пеньковой, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Д.Н. Узнадзе, А.В. Усовой, Ф.И. Фрадкиной, Д.Б. Эльконина и других. Деловые игры стали предметом диссертационных исследований в последние годы и на базе практики вузовского образования В.П. Бедерхановой, М.Н. Зотеевой, Н.Г. Ксенофонтовой, Е.Э. Селецкой, Т.М. Сорокиной, П.Н. Страздас, Г.В. Фроловой, С.М.Тюнниковой, Р.С. Аппатовой, О.Б. Малковым и другими. Что же такое игра? Большинство дефиниций этого вида деятельности человека чаще всего проходит через понятия эмоции, забавы (play), роли, условной деятельности (perform), правила, ограничения от реального производительного труда (game). Г.В. Плеханов считал, что игра - это порождение труда, производная форма деятельности от труда, «дитя труда». Известно, что без человеческих эмоций невозможно познание истины. А.С. Макаренко писал: «Игрушка тогда хороша, когда ребенок не играет, а действует» [34, с.40]; «вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу» [там же, с. 72]; «игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом» [там же, с. 79]. Советские ученые углубили это понятие, расширили, конкретизировали применительно к точке зрения психолого-педагогических наук.
Таким образом, игра определяется как особый вид деятельности социального характера,
производное первичного вида деятельности - труда, непродуктивная, околопродуктивная, квазипродуктивная деятельность, мотивы которой находятся в собственно процессуальных актах деятельности - действиях, операциях, умениях, навыках, функциях и т. д.
Деловая игра определяется через понятия модель, имитация, метод, форма, средство, тренинг, подготовка, трансформация, технология и другие, описывающие положение данного феномена в общей структуре деятельности человека. Выражаясь языком кибернетики можно сказать, что Деловая игра в системе образования может характеризоваться как формализованная упрощенная, направленная на существенные черты модель конфликтной педагогической ситуации. «Деловая игра является формой
воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого» [41].
Деловые игры в Советском энциклопедическом словаре определяются как «метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группой людей или человека и компьютера. Они применяются для обучения и научно-исследовательских целей» [48, с. 374-375]. Деловые игры входят в систему игровых методов обучения (В.М. Антипова, Э.К. Луценко), в которую включены также ролевые игры, ситуационные игры, имитационные игры, конструкторские игры и др. В.П. Бедерханова использует понятие «обучающих игр», включающих т.н. дидактические игры [6]. Исследователями деловых игр приводится достаточно много видов их модификаций. В частности, у Г.В. Фроловой в диссертационном исследовании имеется более 20-и наименований типов игр, отнесенных к тому или иному классу. В работе С.М. Тюнниковой их более 30-и.
Нас интересует классы и/или виды игр, называемые рядом авторов дидактическими. Деловая педагогическая игра (Педагогическая игра) как производная от Деловой игры дает возможность не только управлять процессом усвоения знаний, но и формированием умений и навыков практической деятельности, а также реализовать значительный мотивационный потенциал формирования личности педагога в тех или иных искусственно воссозданных ситуациях профессионально-педагогической идентификации (Р.И.Пенькова, Т.А. Мамигонова). Д.С. Мазоха считает, что это один из «наиболее мобильных инструментов превращения теоретических достижений в элемент практики, ... переходный мостик между учением и трудом» [33, с.17]. Дидактическая игра, а аспекте нашего исследования, определяемая как учебная, социально-управленческая имитация реальной, профессиональной, производственной деятельности (Г.В. Фролова, В.М. Антипова, Э.К. Луценко, П.Д. Джумаева), является методом (стержнем методов), формой, средством, технологией деятельности подхода к подготовке педагога, позволяющим осуществить трансформацию теоретических знаний в практические умения и логический переход от информационной работы к педагогической практике [2, 17, 57].
Дидактическую игру можно рассматривать как целесообразно организованную педагогическую систему, как разновидность комплексного многокомпонентного средства формирования педагогической направленности (Н.Н. Страздас), а также как организационное сочетание структур учебно-познавательной и игровой деятельности учащихся (С.М. Тюнникова).
Учебная деловая игра по О.Б. Малкову - Г.В. Фроловой позволяет посредством игрового моделирования улучшить формирование профессиональных умений и навыков, при котором совмещается учебная, профессиональная и игровая деятельности [35]. Учебная деловая игра оставаясь педагогическим процессом, направленным на достижение целей обучения, воспитания и развития, а не целей производства, является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. В Учебной деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. Он усваивает абстрактные знания-умения-навыки в контексте профессии, как бы наложенными на канву профессионального труда [49]. Кроме выше перечисленных разновидностей Деловых игр используются Ролевые игры как моделирование реальных ситуаций (Г.В. Швецова); Технологические деловые игры как метод воспитания: (И.М. Кузнецова, М.В. Белявская, Э.В. Чиркунов); Организационно-обученческие игры (С.Д. Неверкович). К Активным методам обучения Е.Ф. Иванова и И.М. Мельник относят деловые игры, обучающие деловые игры, имитационно-ролевые игры, игровое проектирование, групповую дискуссию, «мозговой штурм» [21, с. 107]. И.М. Юсупов и Л.В. Бевзова предлагают спринт-тренинг общения [67, с. 108], а И.И.Вьюговская пишет, что «микропреподавание» в игровых рамках дает возможность вести целенаправленную подготовку студентов к учительской профессии. Ж.К. Холодов отмечает, что в основе Активных методов обучения лежит активная творческая познавательная деятельность студентов [59], а А.В. Романова и Л.Г. Львова, изучая особенности организационных умений в деятельности учителя и разрабатывая на этой основе методики целенаправленного формирования их у студентов институтов физической культуры, приходят к выводу, что особенно эффективны ситуационные методы (решение конкретных ситуаций и проигрывание ролей). С.Д. Неверкович, исследуя игровые методы подготовки кадров, пишет, что деятельностный подход к игровым методам подготовки кадров управления - это «средство развития субъектов управления, ... в осуществлении развития личности человека заключается, следовательно, специфика деятельностного подхода в игровом обучении»; «рефлексивный, поисковый, мыслительный, организующий компоненты игровой деятельности реализуют исследовательское отношение к деятельности, формируется исследовательский тип деятельности». «Организационно-обучающие игры опираются на разработку основных процессов игровой деятельности, а не на модели конкретных ситуаций, как в случае Деловых игр» [38].
Деловые игры традиционно характеризуются следующими основными признаками; наличием участников игры (обучаемых), у которых общая задача - анализ обстановки и принятие решений в соответствии с назначенной каждому должностью (ролью); наличием руководителя игры, который должен выдавать информацию об обстановке, анализировать решения участников игры и корректировать ее; созданием определенных условий для анализа обстановки и принятия решений обучаемыми; созданием неопределенной, а в ряде случаев конфликтной ситуации; невозможностью полной формализации ситуации; динамичностью изменения обстановки и наличием обратной связи между предварительными решениями участников игры и окончательными, связанными с изменениемобстановки [41, с. 62].
Учебно-деловые игры организуются на следующих принципиальных положениях: имитационное моделирование; проблемность; совместная деятельность; диалогичность; двухплановость [49]. Деловая игра нами понимается как важнейшее средство, метод, форма, способ, технология максимально возможного приближения к будущей профессиональной деятельности специалиста; это учебно-практическая имитационно-подготовительная деятельность будущих специалистов, являющаяся этапом перехода от игровой деятельности к практической.
Характерной чертой Деловой игры является их комплексность и полифункциональность. Дидактическая игра представляет собой универсальный технологический инструмент организации учебно-практической деятельности будущих учителей, позволяющий снизить уровень психофизиологического перенапряжения реализацией процесса на соответствующем эмоциональном фоне деятельности его участников.
Игровая деятельность, состоящая из игровых действий, составляющих в комплексах определенные функции, может определяться и как профессионально-деятельностная, функциональная подготовка человека к труду. Комплексная дидактическая учебная игра (КУДИ), на наш взгляд, может стать тем технологическим средством, которое реализует цели и задачи функциональной подготовки будущих учителей физической культуры в условиях учебно-практической их деятельности на физкультурных специальностях вуза. Место функциональной подготовки в общей структурной модели деятельности будущего специалиста может быть условно отображено в центре соответствующей графической схемы.
Большое число исследователей рассматривают Деловые игры в плане направленности процедуры их реализации. Как правило, авторы публикаций предлагают 3 этапа осуществления игрового процесса (К.Л. Биктагиров, Н.Н. Тарасевич и В.А.
Семиченко, П.Д. Джумаева, И.М. Кузнецова, М.Б. Милявская и Э.В. Чиркунов, Г.Н. Швецова, Р.С. Аппатова), усматривая разделы-периоды внутри самих этапов (Г.В. Фролова, Г.Н. Швецова): I этап - подготовительный, информационный, теории Деловой игры, «блок сообщений», на котором: проверяется теоретическая готовность студентов к занятию, введение, изучение ситуации, правил игры, распределение ролей и уяснение позиций и организация играющих (выбор темы, назначение участников, выбор формы проведения, выбор места проведения, определение педагогических задач).
II этап - игровой, производственный, знакомства с игрой, «блок обсуждений», на котором: выполняется ряд тренировочных заданий, собственно игровой процесс, проводится Деловая игра с элементами микропреподавания.
III этап - заключительный, на котором проводится коллективный анализ игры, подводятся итоги игры, разбираются оптимальные варианты решений с общей дискуссией, обсуждается роль преподавателя в проведении игры.
В.И. Рыбальский считает, что необходимо в соответствии с этими этапами проводить группы игр - ознакомительные, дисциплинарные и заключительные.
Одним из основных вопросов решения проблемы применения в педагогике Деловых игр является вопрос о функциональной нагрузке, которую несет эта форма деятельности людей. В этом отношении авторы научно-исследовательских работ по изучению игр придерживаются следующих мнений.
Т. А. Мамигонова видит функции педагогической игры следующие: идеологическая, гносеологическая, психологическая, дидактическая. Р.С. Аппатова усматривает мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную функции в применении Учебных деловых игр. В том же количестве существует функциональный набор, реализующий Деловые игры, у В.С. Щербакова: воспитательная, обучающая, контролирующая, диагностирующая, целеобразующая. По мнению С.М. Тюнниковой игры способствуют «вооружению учащихся системой общих и специальных способов и приемов деятельности, оптимизирует деятельность, обучают действиям» [54; 36].
Классик отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн в связи с этим писал: «Как игра тесносвязана с развитием личности ребенка в период его интенсивного развития, так игра тесно связана с профессиональным становлением будущего специалиста в период интенсивной профессиональной подготовки» [45, с. 66]. Об игре писал А.С. Макаренко: «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли: Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра» [34, с. 73], и далее «игра не преследует целей создания социальных ценностей, к
общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим усилиям, навыкам, которые необходимы для работы» [там же, с. 74].
"Цель обучения специалиста во многом сводится к умению решать практические задачи, -пишет Б. Лисин, - деловая игра позволяет это делать. Во время деловой игры и коллективного обсуждения результатов ее проведения у студентов формируются важные социальные установки, а также практические умения и навыки». Автор отмечает, что нагрузка во время проведения Деловой игры очень велика, и она «незаменимый метод» обучения.
Таким образом, приведенный анализ литературы по проблемам использования Деловых игр позволяет сделать вывод о том, что Деловые игры могут быть применены в процессе Функциональной подготовки будущих учителей физической культуры на учебно-практических занятиях как основное технологическое средство на физкультурных специальностях вуза. Для нашего исследования целесообразно приемлемы следующие этапы в работе по проведению Комплексной учебной дидактической игры в рамках процесса Функциональной подготовки будущих учителей на учебно-практических занятиях: информационно-теоретическая подготовка; организационно-тренировочные репетиции и собственно-игровой производственный процесс; пост игровой анализ деятельности участников игры.
Деловые игры направлены на комплексную отработку навыков принятия решений, моделируют отрезок будущей профессиональной деятельности обучающихся, сближают учебный процесс с практикой. В ходе Деловых игр большое внимание уделяется творчеству, самостоятельности, коммуникативности, коллективности действий ее участников. Основными критериями оценки деятельности участников игр могут являться их профессионально-функциональная (деятельностная) активность, деловитость, подвижность, общественно-полезные действия.
Значение же профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры возрастает потому, что от работы педагога-физкультурника зависит состояние здоровья и уровня физического развития подрастающего поколения в лице учеников средних общеобразовательных учебных заведений. Поэтому трудно переоценить значение его профессионально-практической подготовки уже в стенах вуза, т.е. до момента непосредственного соприкосновения с практическими ситуациями, когда решающее значение на результат его труда может оказать оперативная, доведенная до автоматического навыка реакция на изменяющуюся педагогическую ситуацию. Следовательно, выпускник вуза должен овладеть определенным уровнем отработанности
комплексов знаний-умений-навыков основных педагогических функций профессиональной деятельности, определенной степенью овладения основами педагогической техники, азами профессионально-педагогического мастерства. Возможность совершенствовать рост своего профессионально-педагогического мастерства студентам - будущим учителям физической культуры представляется на учебно-практических занятиях, так как на привитие, совершенствование и закрепление педагогических знаний-умений-навыков, необходимых в его дальнейшей практической работе, направлено программное содержание материалов учебно-практических занятий, предусмотренных учебно-методическими комплексами.
Итак, проведение занятий с помощью игровых технологий позволит будущему учителю физической культуры максимально приблизиться к реальной профессионально-практической деятельности, а также в будущем быстрее адаптироваться к реальному учительскому труду с минимальнымипсихо-физическими затратами. Интенсифицированный процесс функциональной подготовки будущего учителя физической культуры, каковым является игра, даст возможность сократить временные затраты, увеличить объем получаемой информации, сэкономить физические и психические ресурсы обучающихся в соответствии с требованиями нынешнего этапа развития общества, повышать качество их профессиональной подготовки.
Литература:
1. Азаров, Ю.П. Игра и труд / Ю.П.. - М., 1973. - С. 207.
2. Аухадеева, Л. А. Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры / Л. А. Аухадеева // Интеграция образования. - 2006. - № 2. - С. 40-47.
3. Бобырев, Н.Д. Особенности структурирования функциональных компонентов в деятельности учителя ФК / Н.Д.Бобырев, В.П.Мерлинкин. - Казань, 1989. - 130 с.
4. Галиуллин, Р.Ф. Структура состояния функциональной готовности будущих специалистов по ФиС -студентов-выпускников ФЗФО ИФК / Р.Ф.Галиуллин, А.М.Имашев. - Набережные Челны, 2005. - 123 с.
5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
6. Имашев, А.М. Интенсификация функциональной подготовки будущего учителя ФК / А.М.Имашев. -Набережные Челны, 1998. - С. 117-139.
7. Имашев, А.М. Исследование динамики изменения структуры функциональной готовности специалиста по физической культуре / А.М.Имашев // Теория и практика ФК. - 2001. - № 2. - С. 43-45.
8. Коженевский, Э.Л. Критерии оценки работы ФВ / Э.Л.Коженевский. - М., 2000. - С. 154.
9. Майорова, Л.Ф. Повышение уровня профессиональной культуры будущего специалиста функциональной компетентности и С / Л.Ф.Майорова // ТиПФК. - 2001. - № 10. - С. 20.
10. Петунин, О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис... канд. пед. наук / О.В.Петунин. - СПб., 1995. - 23 с.
11. Половникова, Н.А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации / Н.А.Половникова // Советская педагогика. - 1986. - № 3. - С. 72-78.
12. Чесноков, А.В. Формирование профессионализма и качеств педагога по физической культуре / А.В.Чесноков // ТИПФК. - 2001. - № 10. - С. 18.
13. Шмелёв, А.Г. Основы диагностики / А.Г.Шмелев. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 53. Glossary:
1. Azarov JU.P. Game and work / Azarov JU.P. - 1973. - Р. 207.
2. Aukhadeeva, LA. Future teacher preparation: structure research of communicative culture / Л.А. Aukhadeeva // Education integration. - 2006. - № 2. - P. 40-47.
3. Bobyrev, N.D. Particularity of functional components structures during PC teachers activity / N.D. Bobyrev, V.P.Merlinkin. - Kazan, 1989. - 130 p.
4. Galiullin, R.F. State structure of future PC teachers functional readiness / R.F.Galiullin, А.М.Imashev. -Naberezhnye Chelny, 2005. - 123 p.
5. Zagviazinsky, V.I. Methodology and methods of psycho- pedagogical researches: учеб. пособие / V.I. Zagviazinsky, R. Atakhanov. - М.: Академия, 2001. - 208 p.
6. Imashev, А.М. Future PC teacher intensification preparation / А.М.Imashev. - Naberezhnye Chelny, 1998. - P. 117-139.
7. Imashev, А.М. Studying dynamics of PC specialists functional structure change / А.М.Imashev // Theory and practices of PC. - 2001. - № 2. - P. 43-45.
8. Kozhenevsky, E.L. Criteria of physical education evaluation / E.L. Kozhenevsky.- М., 2000. - P. 154.
9. Maiorova, L.F. Professional culture level increasing of the future specialist , functional competence and sport / L.F.Maiorova // TiPFK. - 2001. - № 10. - P. 20.
10. Petunin, О.У Theoretical base preparation of students to professional activity as a PC teacher: Autoref. dis. ... Ph.D. / О.V.Petunin - SPb., 1995. - 23 p.
11. Polovnikova, КА. Preparation high qualification specialist intensification / NA.Polovnikova // Soviet pedagogic. - 1986. - № 3. - P. 72-78.
12. Chesnokov, АУ. Professinaliza and PC teacher's quality forming / А.V.Chesnokov // TIPFK. - 2001. - № 10. - P. 18.
13. Shmelev, ^G. Diagnostic base / А.G.Shmelev. - Rostov na Don, 1996. - P. 53.