УДК 37.02
Тухтасинов У.М. преподаватель школа №23
Узбекистан, Алтиарыкский район ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: На современном этапе главной задачей образовательной процесса является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Ключевые слова: игра, русский язык, дидактическая игра, учебная деятельность, урок.
Tuxtasinov U.M.
teacher school №23 Uzbekistan, Oltiarik region
GAMING TECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF RUSSIAN
LANGUAGE
Annotation: At the present stage, the main task of the educational process is to create conditions for achieving a new quality of education in accordance with the long-term needs of modern life, ensuring access to education for all children.
Key words: game, Russian language, didactic game, educational activity, lesson.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования конкретного урока. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
Психологи утверждают, что личность в своем развитии проходит определенные этапы. Учебной деятельности предшествует деятельность игровая. Лишая учащихся игровой деятельности, мы, педагоги, отнимаем у них наиболее органичный способ познания. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Учащимся трудно привыкнуть к нескольким предметникам вместо одной учительницы, к новым формам работы. Задача любого учителя, в том
"Мировая наука" №3(36) 2020 science-j.com
^498
числе и словесника, постараться им помочь, смягчить переход из начальной школы в среднее звено. Играя, устанавливаются доверительные отношения с классом, тем самым поднимается авторитет учителя, способного понять своих учеников, посмеяться и пошутить вместе с ними. Кроме того, коллективная игра дает каждому ученику возможность взаимодействовать с ребятами в группе или в классе. Ребята узнают друг друга с новой стороны, проявляют инициативу, настойчивость, целеустремленность, ищут решение в нестандартной ситуации, тем самым раскрывая свой творческий потенциал.
Также использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Педагогические игры имеют следующую классификацию. По виду деятельности:
- физические,
- интеллектуальные,
- трудовые,
- социальные,
- психологические. По характеру педагогического процесса:
1 группа - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2 группа - познавательные, воспитательные, развивающие;
3 группа - репродуктивные, продуктивные, творческие;
4 группа - коммуникативные, диагностические, профориентационные и др. По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и др.
Игра состоит из следующих основных этапов:
- ориентировочный (для учителя);
- подготовительный;
- игровой;
- заключительный;
Мировая наука" №3(36) 2020
science-j.com
- анализ результатов (рефлексия). Предъявляются следующие требования к подбору игр:
- игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта;
- игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;
- игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. По характеру игровой методики:
- дидактические игры;
- деловые игры;
- ролевые игры. В своей педагогической практике используем в зависимости от возрастных особенностей детей и целей конкретного урока различные игровые технологии.
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи. Выделяют следующие виды дидактических игр.
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. Дидактическая игра - это игра, предназначенная для обучения, и на уроке-зачете она используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков учащихся. Введение игрового сюжета позволяет привлечь активное внимание класса. При организации урока-зачета в форме заочной экскурсии положительным является не только то, что повторяемая часть речи анализируется комплексно (с точки зрения значения, формы, возможностей функционирования в тексте), но и то, что канву урока составляют учебные тексты, связанные тематически, позволяющие сочетать задачи зачета с задачами развития устной и письменной речи учащихся, с задачами воспитания.
Таким образом, органическое соединение в дидактической игре мышления, речи, воображения повышает концентрацию внимания учащихся
"Мировая наука" №3(36) 2020 science-j.com
на уроке, посвященном повторению такой «скучной» части речи, какой «принято» считать имя числительное. Введение в урок игры повышает активность класса, игра увлекает ребят за собой так, что они не замечают, как вместе с игрой идет усвоение нового, подчас нелегкого материала. При закреплении ребятам гораздо интереснее выполнять задания в игровой форме, нежели делать скучные однотипные упражнения из учебника. Игры -соревнования - незаменимая работа, потому что видишь работу всего класса и можешь безошибочно определить ученика, который допустил ошибку. Учитель учитывает самостоятельность, оперативность выполнения задания. Учитель оценивает работу и каждой команды, и каждого ученика в отдельности. Первые соревнования проводят на материале одной орфограммы или пунктограммы, а потом можно включить материалы целого раздела.
Игровые формы подбираем по тематическому принципу для каждого раздела: игровые задания, направленные на отработку и закрепление орфоэпических норм; лексико-фразеологические игры; игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм; игры по морфемике и словообразованию. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.
Использованные источники:
1. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999.
2. Методы научно-педагогического исследования. http ://www. studfiles.ru/preview/ [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).
"Мировая наука" №3(36) 2020
science-j.com