Научная статья на тему 'Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ'

Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3534
1329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ»

Н. И. Романова

Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная физическая культура (далее - АФК) представляет собой подсистему общей физической культуры, спецификой которой является работа с детьми с ограниченными возможностями, с теми, у кого имеются серьезные отклонения в состоянии здоровья, а также с детьми, которые недостаточно физически и умственно развиты.

С научной точки зрения АФК - это комплекс мер спортивнооздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность ребенка. Познание сущности этого явления - методологический фундамент АФК.

Безусловно, методика АФК будет существенно отличаться от обычной, что обусловлено её спецификой, в том числе и аномальным физическим и психическим развитием детей.

Необходимо сказать о задачах АФК, её значении. У ребенка с отклонениями в физическом или психологическом здоровье АФК формирует:

- способность преодолевать физические и психологические барьеры;

- потребность чувствовать себя здоровым, вести активный и здоровый образ жизни;

- осознанное отношение к своим силам;

- способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для дальнейшего полноценного функционирования в обществе;

- желание улучшать свои личностные качества;

- стремление повысить умственную и физическую работоспособность;

- компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать функции разных органов и систем организма вместо отсутствующих или нарушенных.

Профессия педагога дополнительного образования предполагает активное ведение коррекционной работы с детьми. Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой.

223

Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья, обеспечением правильного физического развития, уроки физической культуры в специальной школе решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых детей.

Как показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нарушение интеллекта является самым распространенным. Многочисленные исследования показали, что у детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентирование, фонематический слух, моторика пальцев рук и т. д. Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Важнейшим направлением в учебно-воспитательной работе с такими детьми является коррекция нарушений психофизического развития средствами физической культуры. Это и обусловливает актуальность темы исследования.

Наши занятия АФК с детьми направлены на достижение следующих основных задач:

- укрепление здоровья;

- повышение работоспособности;

- коррекционная работа по развитию и совершенствованию двигательных навыков, умений, физических качеств;

- профилактическая работа;

- развитие чувства ритма, темпа, координация движений;

- развитие эмоциональной сферы;

- социализация.

В своей работе мы делаем акцент на то, что процесс занятий АФК связан не только с коррекционной, профилактической и компенсаторной работой, важной составляющей также является и формирование самооценки детей, их социализация для дальнейшего успешного взаимодействия с обществом.

Занятия АФК строим так, что специальные упражнения и игры помогают учащимся компенсировать недостатки их физического и психического развития, развить двигательные качества, улучшить их физическое и психоэмоциональное состояние.

Для достижения наилучших результатов, в планирование нами включены не только коррекционно-развивающие занятия и упражнения, но и игровой стретчинг.

Таким образом, условно можем выделить следующие основополагающие принципы организации занятий АФК:

- комплексность: сочетание различных упражнений, методик, применение игрового стретчинга;

- коррекционную направленность;

224

- индивидуализацию: к каждому ребенку необходим свой подход, исходя из особенностей его физического, умственного, эмоционального состояния, возраста, характера и ряда других факторов;

- дифференциацию процесса обучения и др.

Исходя из особенностей уроков АФК в коррекционной школе, необходимо выделить следующие этапы занятия АФК:

1 - вводная часть (5-7 мин). Включает в себя организацию класса, настрой детей на занятие, ознакомление с предстоящим уроком (что будем делать и т. п.), строевые упражнения;

2 - подготовительная часть (10-20 мин). Включает в себя различные физические упражнения развивающего характера;

3 - основная часть (20-30 мин);

4 - заключительная часть (5-7 мин). Включает в себя, например, упражнения на координацию, дыхательные упражнения.

Игра - одно из любимейших занятий детей. С помощью игры детей можно увлечь практически в любой вид занятий. В связи с этим игровая форма деятельности прослеживается буквально во всех сферах обучения и развития детей, в том числе и в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.

На наш взгляд, игровая форма проведения занятий - наиболее ценная методика, направленная на борьбу и работу с различными детскими недугами, а также и их профилактику.

Что же такое игровой стретчинг? Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на организм в целом. Основной целью игрового стретчинга является развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств.

Можно выделить следующие задачи игрового стретчинга:

- преодоление у детей комплексов, связанных с физическим или умственным несовершенством;

- профилактика различного рода деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата;

- формирование правильной осанки;

- повышение эластичности мышц, улучшение координации движений;

- повышение выносливости, работоспособности, старательности;

- развитие творческого потенциала, способности работать в команде;

- совершенствование двигательной памяти, быстроты реакции, ориентирования в пространстве и др.

225

Каждое занятие игровым стретчингом проходит под ритмичную музыку, что позволяет наилучшим образом достигнуть поставленных задач. Также ритмичная музыка позволяет развить у детей чувство темпа и ритма.

Положительным аспектом использования игрового стретчинга в коррекционной работе является перевоплощение детей в различные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении, примерить на себя образы различных персонажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует развитию коммуникативных навыков и качеств, которые пригодятся им при взаимодействии со сверстниками и обществом в целом.

Само занятие игровым стретчингом можно поделить на несколько этапов:

1. Вводный - музыкальная разминка, позволяющая подготовить и «разогреть» организм для дальнейших интенсивных упражнений.

2. Основной - закрепление ранее изученных упражнений, знакомство с новыми упражнениями, их выполнение и разучивание.

3. Завершающий - восстановление.

Подчеркнем, что все занятия и упражнения игрового стретчинга проходят в игровой форме, с использованием музыкальноритмических упражнений. Это заинтересовывает детей в выполнении необходимых движений. Поэтому игровой стретчинг можно назвать творческой деятельностью, при которой дети находятся в мире образов. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Приведем пример нескольких упражнений игрового стретчинга:

1) «КОШКА» (избавляет от скованности позвоночника, его деформации):

- исходное положение - встать на четвереньки, спина прямая;

- на счет «Раз!» - поднять голову, максимально прогнуть спину;

- на счет «Два!» - опустить голову, максимально выгнуть спину.

2) «ЗМЕЯ» (повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются):

- исходное положение - лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу;

- выполнение: медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь; прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад; живот лежит на полу; задержаться нужное время; медленно вернуться в исходное положение.

226

3) «ВЕЛОСИПЕД» (оказывает воздействие на поджелудочную железу, восстанавливает и очищает органы пищеварения):

исходное положение - лечь на спину, носки оттянуть;

выполнение: попеременно сгибать и разгибать ноги не касаясь пола.

Следует также рассказать об основных принципах выполнения упражнений игрового стретчинга:

- наглядность: показ упражнения, подробный образный рассказ;

- доступность: обучение «от простого к сложному», «от известного к неизвестному»;

- систематичность: регулярность занятий, постепенное увеличение количества упражнений, поэтапное увеличение нагрузки;

- индивидуальный подход: учет особенностей конкретного ребенка, его возраста, характера, физического и психоэмоционального состояния, состояния здоровья;

- закрепление навыков: многократное выполнение упражнений, повторение.

В своих занятиях игровым стретчингом мы выработали следующие основные правила:

1) обязательный «разогрев» перед основными упражнениями;

2) использование ритмичной музыки;

3) перевоплощение в различные образы;

4) спокойное дыхание и ровная осанка;

5) плавное выполнение упражнений;

Занятия игровым стретчингом с детьми демонстрируют, что понятные и знакомые образы сказочного мира помогают легко выполнять непростые, а для детей - зачастую и скучные, физические упражнения.

Отметим, что укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями, физическими или умственными отклонениями -это, прежде всего, движение. Именно движение позволяет производить коррекционную работу наиболее эффективно, оно активизирует функции всего организма, усиливает и улучшает дыхание, кровообращение.

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Основными ее задачами являются укрепление здоровья детей, обеспечение их правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам.

Для достижения наилучших результатов в планирование нами включены не только коррекционно-развивающие занятия и упражнения, но и игровой стретчинг. Игровой стретчинг - это комплекс специально подобранных упражнений на растяжку мышц, проводимых с детьми в игровой форме. Основной целью игрового стретчин-

227

га является развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств.

Основными принципами АФК и игрового стретчинга являются: комплексность; индивидуализация; систематичность; доступность; коррекционная направленность.

Развитие детей с помощью средств и методов АФ, поддержание оптимального психофизического состояния представляет каждому ребенку возможность достичь выдающихся результатов, адаптироваться в обществе, повысить самооценку.

Е. А. Севостьянова

К вопросу об особенностях профессиональной компетенции специалистов коррекционных школ

Одной из приоритетных задач современного российского образования является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальная адаптация. Важную роль здесь играет инклюзивное образование, успех которого во многом зависит от комплекса педагогических и психологических ресурсов. Дети с ОВЗ имеют ряд специфических особенностей познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сферы, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Для их успешного обучения и социализации прежде всего необходимо наличие компетентных специалистов. Отсюда возникает проблема формирования жестких требований к специалистам в области коррекционной педагогики. Каким должен быть педагог, работающий с особыми в отношении здоровья детьми, в чем проявляются особенности его профессиональной компетенции?

Компетенция - это реальное владение методами, средствами деятельности, позволяющими справиться с поставленными задачами воспитания подрастающего поколения.

Молодой специалист в начале своего профессионального пути в лучшем случае обладает теоретическим фундаментом, однако не испытывает чувства свободы в деятельности из-за сложности решения практических задач обучения детей с самыми разнообразными нарушениями. Профессионально компетентным специалистом, самостоятельно ставящим цели своей деятельности, определяющим пути и средства их достижения, педагог становится лишь спустя некоторое время. В работе с особой категорией детей, для коррекции недостатков которых решающим является фактор времени, права на ошибку быть не может. Именно поэтому формировать необходимые навыки нужно начинать уже с первых дней

228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.