Н. И. Романова
Игровой стретчинг на занятиях по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ
Адаптивная физическая культура (далее - АФК) представляет собой подсистему общей физической культуры, спецификой которой является работа с детьми с ограниченными возможностями, с теми, у кого имеются серьезные отклонения в состоянии здоровья, а также с детьми, которые недостаточно физически и умственно развиты.
С научной точки зрения АФК - это комплекс мер спортивнооздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность ребенка. Познание сущности этого явления - методологический фундамент АФК.
Безусловно, методика АФК будет существенно отличаться от обычной, что обусловлено её спецификой, в том числе и аномальным физическим и психическим развитием детей.
Необходимо сказать о задачах АФК, её значении. У ребенка с отклонениями в физическом или психологическом здоровье АФК формирует:
- способность преодолевать физические и психологические барьеры;
- потребность чувствовать себя здоровым, вести активный и здоровый образ жизни;
- осознанное отношение к своим силам;
- способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для дальнейшего полноценного функционирования в обществе;
- желание улучшать свои личностные качества;
- стремление повысить умственную и физическую работоспособность;
- компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать функции разных органов и систем организма вместо отсутствующих или нарушенных.
Профессия педагога дополнительного образования предполагает активное ведение коррекционной работы с детьми. Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой.
223
Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья, обеспечением правильного физического развития, уроки физической культуры в специальной школе решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых детей.
Как показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нарушение интеллекта является самым распространенным. Многочисленные исследования показали, что у детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентирование, фонематический слух, моторика пальцев рук и т. д. Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Важнейшим направлением в учебно-воспитательной работе с такими детьми является коррекция нарушений психофизического развития средствами физической культуры. Это и обусловливает актуальность темы исследования.
Наши занятия АФК с детьми направлены на достижение следующих основных задач:
- укрепление здоровья;
- повышение работоспособности;
- коррекционная работа по развитию и совершенствованию двигательных навыков, умений, физических качеств;
- профилактическая работа;
- развитие чувства ритма, темпа, координация движений;
- развитие эмоциональной сферы;
- социализация.
В своей работе мы делаем акцент на то, что процесс занятий АФК связан не только с коррекционной, профилактической и компенсаторной работой, важной составляющей также является и формирование самооценки детей, их социализация для дальнейшего успешного взаимодействия с обществом.
Занятия АФК строим так, что специальные упражнения и игры помогают учащимся компенсировать недостатки их физического и психического развития, развить двигательные качества, улучшить их физическое и психоэмоциональное состояние.
Для достижения наилучших результатов, в планирование нами включены не только коррекционно-развивающие занятия и упражнения, но и игровой стретчинг.
Таким образом, условно можем выделить следующие основополагающие принципы организации занятий АФК:
- комплексность: сочетание различных упражнений, методик, применение игрового стретчинга;
- коррекционную направленность;
224
- индивидуализацию: к каждому ребенку необходим свой подход, исходя из особенностей его физического, умственного, эмоционального состояния, возраста, характера и ряда других факторов;
- дифференциацию процесса обучения и др.
Исходя из особенностей уроков АФК в коррекционной школе, необходимо выделить следующие этапы занятия АФК:
1 - вводная часть (5-7 мин). Включает в себя организацию класса, настрой детей на занятие, ознакомление с предстоящим уроком (что будем делать и т. п.), строевые упражнения;
2 - подготовительная часть (10-20 мин). Включает в себя различные физические упражнения развивающего характера;
3 - основная часть (20-30 мин);
4 - заключительная часть (5-7 мин). Включает в себя, например, упражнения на координацию, дыхательные упражнения.
Игра - одно из любимейших занятий детей. С помощью игры детей можно увлечь практически в любой вид занятий. В связи с этим игровая форма деятельности прослеживается буквально во всех сферах обучения и развития детей, в том числе и в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
На наш взгляд, игровая форма проведения занятий - наиболее ценная методика, направленная на борьбу и работу с различными детскими недугами, а также и их профилактику.
Что же такое игровой стретчинг? Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на организм в целом. Основной целью игрового стретчинга является развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств.
Можно выделить следующие задачи игрового стретчинга:
- преодоление у детей комплексов, связанных с физическим или умственным несовершенством;
- профилактика различного рода деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата;
- формирование правильной осанки;
- повышение эластичности мышц, улучшение координации движений;
- повышение выносливости, работоспособности, старательности;
- развитие творческого потенциала, способности работать в команде;
- совершенствование двигательной памяти, быстроты реакции, ориентирования в пространстве и др.
225
Каждое занятие игровым стретчингом проходит под ритмичную музыку, что позволяет наилучшим образом достигнуть поставленных задач. Также ритмичная музыка позволяет развить у детей чувство темпа и ритма.
Положительным аспектом использования игрового стретчинга в коррекционной работе является перевоплощение детей в различные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении, примерить на себя образы различных персонажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует развитию коммуникативных навыков и качеств, которые пригодятся им при взаимодействии со сверстниками и обществом в целом.
Само занятие игровым стретчингом можно поделить на несколько этапов:
1. Вводный - музыкальная разминка, позволяющая подготовить и «разогреть» организм для дальнейших интенсивных упражнений.
2. Основной - закрепление ранее изученных упражнений, знакомство с новыми упражнениями, их выполнение и разучивание.
3. Завершающий - восстановление.
Подчеркнем, что все занятия и упражнения игрового стретчинга проходят в игровой форме, с использованием музыкальноритмических упражнений. Это заинтересовывает детей в выполнении необходимых движений. Поэтому игровой стретчинг можно назвать творческой деятельностью, при которой дети находятся в мире образов. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Приведем пример нескольких упражнений игрового стретчинга:
1) «КОШКА» (избавляет от скованности позвоночника, его деформации):
- исходное положение - встать на четвереньки, спина прямая;
- на счет «Раз!» - поднять голову, максимально прогнуть спину;
- на счет «Два!» - опустить голову, максимально выгнуть спину.
2) «ЗМЕЯ» (повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются):
- исходное положение - лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу;
- выполнение: медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь; прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад; живот лежит на полу; задержаться нужное время; медленно вернуться в исходное положение.
226
3) «ВЕЛОСИПЕД» (оказывает воздействие на поджелудочную железу, восстанавливает и очищает органы пищеварения):
исходное положение - лечь на спину, носки оттянуть;
выполнение: попеременно сгибать и разгибать ноги не касаясь пола.
Следует также рассказать об основных принципах выполнения упражнений игрового стретчинга:
- наглядность: показ упражнения, подробный образный рассказ;
- доступность: обучение «от простого к сложному», «от известного к неизвестному»;
- систематичность: регулярность занятий, постепенное увеличение количества упражнений, поэтапное увеличение нагрузки;
- индивидуальный подход: учет особенностей конкретного ребенка, его возраста, характера, физического и психоэмоционального состояния, состояния здоровья;
- закрепление навыков: многократное выполнение упражнений, повторение.
В своих занятиях игровым стретчингом мы выработали следующие основные правила:
1) обязательный «разогрев» перед основными упражнениями;
2) использование ритмичной музыки;
3) перевоплощение в различные образы;
4) спокойное дыхание и ровная осанка;
5) плавное выполнение упражнений;
Занятия игровым стретчингом с детьми демонстрируют, что понятные и знакомые образы сказочного мира помогают легко выполнять непростые, а для детей - зачастую и скучные, физические упражнения.
Отметим, что укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями, физическими или умственными отклонениями -это, прежде всего, движение. Именно движение позволяет производить коррекционную работу наиболее эффективно, оно активизирует функции всего организма, усиливает и улучшает дыхание, кровообращение.
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Основными ее задачами являются укрепление здоровья детей, обеспечение их правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам.
Для достижения наилучших результатов в планирование нами включены не только коррекционно-развивающие занятия и упражнения, но и игровой стретчинг. Игровой стретчинг - это комплекс специально подобранных упражнений на растяжку мышц, проводимых с детьми в игровой форме. Основной целью игрового стретчин-
227
га является развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств.
Основными принципами АФК и игрового стретчинга являются: комплексность; индивидуализация; систематичность; доступность; коррекционная направленность.
Развитие детей с помощью средств и методов АФ, поддержание оптимального психофизического состояния представляет каждому ребенку возможность достичь выдающихся результатов, адаптироваться в обществе, повысить самооценку.
Е. А. Севостьянова
К вопросу об особенностях профессиональной компетенции специалистов коррекционных школ
Одной из приоритетных задач современного российского образования является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальная адаптация. Важную роль здесь играет инклюзивное образование, успех которого во многом зависит от комплекса педагогических и психологических ресурсов. Дети с ОВЗ имеют ряд специфических особенностей познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сферы, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Для их успешного обучения и социализации прежде всего необходимо наличие компетентных специалистов. Отсюда возникает проблема формирования жестких требований к специалистам в области коррекционной педагогики. Каким должен быть педагог, работающий с особыми в отношении здоровья детьми, в чем проявляются особенности его профессиональной компетенции?
Компетенция - это реальное владение методами, средствами деятельности, позволяющими справиться с поставленными задачами воспитания подрастающего поколения.
Молодой специалист в начале своего профессионального пути в лучшем случае обладает теоретическим фундаментом, однако не испытывает чувства свободы в деятельности из-за сложности решения практических задач обучения детей с самыми разнообразными нарушениями. Профессионально компетентным специалистом, самостоятельно ставящим цели своей деятельности, определяющим пути и средства их достижения, педагог становится лишь спустя некоторое время. В работе с особой категорией детей, для коррекции недостатков которых решающим является фактор времени, права на ошибку быть не может. Именно поэтому формировать необходимые навыки нужно начинать уже с первых дней
228