Научная статья на тему 'Игровой проект "Узнаём друг друга"'

Игровой проект "Узнаём друг друга" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВОЙ ПРОЕКТ / PLAYING PROJECT / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / DEVELOPMENT OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котельникова Раиса Анатольевна

В статье представлен игровой проект «Узнаём друг друга», который направлен на формирование толерантности подростков. Специально организованная игровая деятельность создает условия, необходимые для принятия детьми разнообразия окружающих их людей. Данный игровой проект был разработан автором и применен в процессе проведения экспериментальной части исследования. Он отражает основные идеи автора по организации и проведению игровых форм деятельности подростков, направленной на воспитание терпимости и развития взаимопонимания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLAYING PROJECT "GETTING TO KNOW EACH OTHER"

The article presents the playing project „Getting to Know Each Other, which aims to develop teenagers tolerance. The project is an effective arrangement of teenagers playing activity, which creates a number of conditions necessary for their acceptance of the diversity of other people. The game was designed by the author and implemented as the experimental part of the study. The project reflects the authors main ideas about the arrangement and carrying out the forms of teenagers playing activity, aimed at the development of their tolerance and mutual understanding

Текст научной работы на тему «Игровой проект "Узнаём друг друга"»

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «УЗНАЁМ ДРУГ ДРУГА»

THE PLAYING PROJECT «GETTING TO KNOW EACH OTHER»

Р. А. Котельникова

В статье представлен игровой проект «Узнаём друг друга», который направлен на формирование толерантности подростков. Специально организованная игровая деятельность создает условия, необходимые для принятия детьми разнообразия окружающих их людей. Данный игровой проект был разработан автором и применен в процессе проведения экспериментальной части исследования. Он отражает основные идеи автора по организации и проведению игровых форм деятельности подростков, направленной на воспитание терпимости и развития взаимопонимания.

Ключевые слова: игровой проект, подростки, формирование толерантности.

Игровой проект «Узнаём друг друга» направлен на формирование у подростков межличностной толерантности, позволяет создать условия для активного участия школьников в выявлении и анализе проблем своего коллектива, привлечь учащихся к решению этих проблем, к планированию деятельности класса.

Основу игрового проекта составляют игровые ситуации, содержание которых направлено на развитие умений активного, творческого, продуктивного взаимодействия, способствующего решению проблем во взаимоотношениях школьников. В игровых ситуациях использованы сюжеты из жизни подростков, которые содержат явный или скрытый конфликт. Если подросток еще не находился в подобной ситуации взаимодействия в реальной жизни, то моделирование толерантного поведения в игровой деятельности позволит ему использовать полученный опыт в дальнейшем. Если же подросток уже имел подобный опыт общения, то он может актуализировать и применить его или скорректировать в процессе инсценировки. Это позволяет школьнику закрепить успех толерантного взаимодействия или построить новую модель отношения с людьми во время конфликта. Проигрывание ролей также позволяет детям поставить себя на место другого человека - родителя, друга, одноклассника, который участвует в конфликте. Все вышеперечисленное создает основу для дальнейшего анализа ситуации и готовности детей находить более эффективные способы разрешения конфликтов.

В структуре игрового проекта «Узнаём друг друга» выделяется два игровых занятия, которые отличаются условиями взаимодействия подростков в процессе игры. На первом занятии группы образуются из школьников, которые плохо знают друг друга, имеют разные интересы, разные взгляды на те или иные явления жизни. Основной задачей подростков является организация взаимодействия в процессе разыгрывания ситуации. На данном этапе созда-

R. A. Kotelnikova

The article presents the playing project „Getting to Know Each Other", which aims to develop teenagers' tolerance. The project is an effective arrangement of teenagers' playing activity, which creates a number of conditions necessary for their acceptance of the diversity of other people. The game was designed by the author and implemented as the experimental part of the study. The project reflects the author's main ideas about the arrangement and carrying out the forms of teenagers' playing activity, aimed at the development of their tolerance and mutual understanding.

Key words: playing project, teenagers, development of tolerance.

ются условия для осознания подростками разнообразия окружающих людей. В то же время предоставляется возможность каждому проявить себя. Это способствует формированию ценностного отношения к любой личности. В начале второго занятия группы образуются из подростков, хорошо знающих друг друга, имеющих общие интересы, из друзей. Игровая ситуация предполагает, что школьники должны установить такое взаимодействие, которое поможет им решить некую проблему. Такая структура проекта позволяет школьникам на основе анализа взаимодействия сделать вывод о том, в какой команде было легче договориться, чтобы решить поставленную задачу.

Каждое занятие состоит из трех этапов: подготовительного, инсценировочного и рефлексивного. В процессе подготовительного этапа учитель настраивает детей на игру, объясняет общий ход игры, формируются команды. Группы получают карточки с сюжетами, которые требуется разыграть, и «карточки-подсказки», в которых предлагаются приемы взаимодействия между героями.

Инсценировочный этап предполагает работу команд над сюжетом: распределение ролей, выбора способа взаимодействия, который был бы эффективен в данной ситуации. В то же время дети обмениваются опытом, задают вопросы друг другу, пытаются прийти к единому мнению. Все это способствует активному взаимодействию школьников друг с другом, совместному решению проблемы. Подростки должны учитывать мнение каждого участника игры, иметь равные права со всеми и в то же время отличатся от всех. Участие в инсценировке игрового сюжета позволяет школьникам самим оценить эффективность совместной работы, сравнить свою игру с игрой других команд, почувствовать удовлетворение или неудовлетворение совместной работой. После проведения двух занятий они могут сделать выводы о том, в какой команде им было комфортнее, и где они смогли наиболее успешно разыграть ситуа-

цию, выявить причины этого успеха. Именно этому анализу и посвящен рефлексивный этап игры, в котором дети самостоятельно оценивают свой вклад в работу группы и взаимодействие внутри группы. Они анализируют используемые в процессе игры приемы взаимодействия, их эффективность или неэффективность в данном сюжете, пытаются прогнозировать их успешность в реальной жизненной ситуации. В конце второго занятия проводится анализ, в результате которого ребята должны сделать вывод о том, что в классе собрались разные люди и каждый по-своему интересен и хорош. Успешность коллектива класса зависит от того, как ребята будут взаимодействовать внутри него.

Результаты каждого занятия заносятся в уголок класса, где не только определяются командные места, но и ответы на вопросы рефлексии по итогам двух занятий. «Информационный сектор» может оформить классный уголок, в котором будут выявлены проблемы класса и отражены предложения ребят по их решению, способы взаимодействия с людьми. К работе может приступить актив класса, который совместно с классным руководителем разрабатывает программу мероприятий, направленную на решение проблем и установления доброжелательных взаимоотношений в классе. Данная программа может быть впоследствии оформлена как проект самоуправления.

Предлагаем читателям сценарий игрового проекта, который может войти в систему воспитательной работы классного руководителя и наполнить содержание любого классного часа.

Игровой проект «Узнаём друг друга»

Цели: создать условия для формирования толерантности подростков: познакомить детей с приемами организации взаимодействия и достижения поставленной цели через установление взаимоотношения с людьми; раскрыть взаимосвязь между качеством взаимоотношений людей и результативностью их совместной работы; привлечь ребят к выявлению проблем класса и решению их в процессе совместной деятельности, к разработке плана организации жизни класса исходя из результатов проекта.

Возраст учащихся: 7-9 класс. Игра также может использоваться в ситуациях объединения или разделения классов, в классах с проблемами во взаимоотношениях.

Подготовка к игре. Подготавливаются карточки с ситуациями и приемами организации взаимодействия с людьми и карточки рефлексии (см. рисунок).

Занятие № 1

I. Подготовительный этап

задачи: познакомить ребят с условиями и ходом игры, рассказать им о значении используемых в процессе игры карточек; разделить класс на несколько команд таким образом, чтобы в одной команде оказались ребята, которые плохо знают друг друга.

Содержание

Задание для детей: «Ребята, разделитесь на 5 команд и выберите капитанов. Для того чтобы продолжить игру, нам необходимо узнать, как наши капитаны знают наш

класс. Поэтому объявляется конкурс капитанов».

Конкурс капитанов (все задания выполняются с условием, что команды будут равноценными по количеству человек):

1. Отберите в команду ребят по цвету глаз (допускается команда с одинаковым цветом глаз или все участники должны отличаться друг от друга).

2. Отберите в команду ребят по цвету волос.

3. Отберите в команду людей, которые вам помогают в учебе, спорте.

4. Отберите в команду людей, которых вы плохо знаете.

II. Инсценировочный этап

задачи: организовать работу детей по подготовке и разыгрыванию ситуации на взаимодействие с родителями, другом, человеком, к которому равнодушны, или врагом. Каждая команда получает одну карточку.

Содержание

Каждой команде дается задание - разыграть ситуацию по сюжету на карточке. Цель - организовать взаимодействие с другим человеком для того, чтобы наладить с ним взаимоотношения.

Ситуация 1. Вы поругались с родителями. Причем, по вашему мнению, они в этом виноваты. Постройте диалог, способствующий примирению с ними.

Ситуация 2. Вы поругались с другом, постройте диалог, способствующий примирению с ним.

Ситуация 3. В классе есть девочка (мальчик), с кото-ройным) никто не общается. Но у вас с ним есть общие интересы. Постройте диалог, который позволит вам наладить с ним взаимоотношения.

Ситуация 4. В классе есть девочка (мальчик), с которой(-ым) не общается ваша компания друзей, но у вас есть общие интересы. Построите разговор с группой ваших друзей, который бы позволил вам убедить их в том, что с этим человеком можно и нужно взаимодействовать.

Ситуация 5. В классе есть девочка (мальчик), кото-рую(-ого) вы обидели, но, несмотря на это, она помогла вам в чем-то. Постройте диалог, который поможет вам помириться.

В процессе подготовки к инсценировке ребятам предлагается список приемов взаимодействия, направленных на примирение в следующей форме:

«Карточка-подсказка». Вы можете использовать некоторые приемы или предложить свои:

- принести извинения;

- избегать обвинений;

- признать свои ошибки первым;

- использовать веские аргументы;

- говорить спокойно;

- улыбнуться на грубость;

- начать разговор с акта помощи, поддержки (помочь поднять ручку, книгу, принять сторону этого человека в разговоре, открыть дверь, придвинуть стул и т. д.);

- договориться: «Давай договоримся, если..., то...»;

- признать позицию другого(-их), но остаться на своем: «Я понимаю вас., но и вы поймите меня.».

III. Рефлексивный этап

Эадачи:

• Определить, какие приемы использовали ребята, чтобы наладить отношения, согласно сюжету, насколько они были успешны.

• Оценить работу своей группы, свою работу и уровень взаимодействия в команде, определить сложности в работе и выявить их причины. (Обратить внимание на то, что в группу ребята определялись по принципу: «те люди, которых вы плохо знаете».)

Содержание

После каждой инсценировки организуется мини-обсуждение по вопросам:

- Какой способ взаимодействия использовала команда?

- Насколько он был эффективным в данной ситуации?

После инсценировки всех команд организуется рефлексия (см. рисунок).

В каждом кружочке школьники ставят баллы по следующей схеме:

1. Оцените по пятибалльной шкале ваши действия, способствующие организации взаимоотношений в команде.

2. Оцените по пятибалльной шкале действия членов команды по организации взаимодействия.

3. Оцените по пятибалльной шкале ваше участие в организации инсценировки.

4. Оцените по пятибалльной шкале работу группы над инсценировкой.

Посчитайте среднее арифметическое и запишите в центре.

Посчитайте среднее арифметическое команды.

Оценки выносятся на доску, присваивается 1-е, 2-е, 3-е место. Определяется команда-победитель в номинации «Мы хорошо знаем друг друга».

Результаты заносятся в уголок класса.

Занятие № 2

I. Подготовительный этап

задачи: Разделить класс на несколько команд таким образом, чтобы в одной команде оказались ребята, которые друг друга хорошо знают.

Содержание

Задание для детей: «Ребята, разделитесь на 5 команд и выстроитесь в ряд. Выберите капитанов». (В данном случае ребята будут отбирать в свою команду друзей.)

II. Инсценировочный этап

задачи: организовать работу

детей по разыгрыванию ситуации на достижение цели в процессе взаимодействия с родителями, другом, человеком, к которому равнодушны, или врагом. Каждая команда получает одну карточку.

Содержание

Каждой команде дается зада-

ние разыграть ситуацию по сюжету

Рис. Бланк рефлексии

на карточке. Цель - организовать взаимодействие с другим человеком для того, чтобы решить какую-либо задачу.

Ситуация 1. Вам необходимо отпроситься у родителей на встречу с друзьями вечером, хотя вы заранее знаете, что они будут против. Постройте диалог с родителями, который позволит вам решить поставленную задачу.

Ситуация 2. Вам необходимо отпроситься у родителей на встречу с друзьями вечером, хотя вы заранее знаете, что они будут против. Кроме того, ваша младшая сестра (брат) не хочет, чтобы вы уходили, а она осталась дома. Постройте диалог с сестрой, который позволит вам решить поставленную задачу.

Ситуация 3. Вы хотите пойти с другом в театр, хотя он не горит желанием. Постройте диалог, который поможет вам решить поставленную задачу.

Ситуация 4. Два года назад Маша ушла из школы и, хотя она была вашей подругой, вы перестали с ней общаться. Когда вы поступили в институт, она оказалась с вами в одной группе. Кроме того, она входит в студенческий актив и составляет сценарий выступления вашего факультета, в котором вам бы хотелось поучаствовать. Постройте диалог, который позволил бы решить вам поставленную задачу.

Ситуация 5. Ваши родители не принимают вашего друга, хотя он, на ваш взгляд, достойный человек. Постройте диалог, который позволит вам убедить родителей в этом и решить поставленную задачу.

В процессе подготовки к инсценировке ребятам предлагается список приемов из «Карточки-подсказки», направленных на взаимодействие, который может быть дополнен предложениями учащихся (см. занятие № 1).

III. Рефлексивный этап

задачи:

- Определить, какие приемы использовали ребята, чтобы решить задачу, насколько они были успешны.

- Оценить работу своей группы, свою работу и уровень взаимодействия в команде, определить сложности в работе и выявить их причины. (Обратить внимание на то, что в группу ребята определялись по принципу: те люди, которых вы хорошо знаете.)

Содержание

После каждой инсценировки организуется мини-обсуждение по вопросам:

- Какой способ взаимодействия использовала команда?

- Позволил бы он решить задачу в реальной ситуации?

После инсценировки всех команд, организуется рефлексия (см. занятие № 1):

Оценки выносятся на доску, присваивается 1-е, 2-е, 3-е место в номинации «Я понимаю, ты понимаешь» на лучшее взаимодействие среди друзей.

Результаты заносятся в уголок класса.

По итогам двух занятий организуется рефлексия и анализ по вопросам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Почему результаты двух занятий разные? С чем это связано?

- Что нового вы узнали в процессе игры?

- Что вы поняли в результате игры?

- Есть ли проблемы в классе?

- Напишите на листе ваши предложения по решению этих проблем (или пускается по классу лист формата А3 или А2 и ребята оставляют свои пожелания, которые могут послужить опорой для составления плана деятельности класса).

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулова Т. П. Современные зарубежные исследования моральной идентичности подростков // Психология обучения. М., 2010. № 9. С. 71-86.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 144 с.

3. Бардиер Г. Л. Толерантность как социальное представление и этическая норма // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2005. Вып. 4. С. 76-77.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ВУзАХ МВД РОССИИ

PRACTICE-FOCUSED APPROACH TO THE TRAINING OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

Д. М. Абрашкин

В статье рассматриваются актуальные проблемы подготовки будущих специалистов педагогов-психологов для работы в системе МВД России. Проанализированы научные подходы, проведен анализ эффективных систем обучения и сделан вывод о важности работы в этом направлении.

Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка, система обучения, педагоги-психологи МВД.

D. M. Abrashkin

In article actual problems of preparation of future experts of teachers-psychologists for work in Ministry of Internal Affairs system of Russia are considered. Scientific approaches are analysed, the analysis of effective systems of training is carried out and the conclusion is drawn on importance of work in this direction.

Keywords: the practice-focused training, teachers-psychologists of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Сегодня в современных условиях жизни нашего общества, когда вопросам подготовки и обучения специалистов в тех или иных отраслях науки на всех уровнях уделяется особое внимание, мы хотели бы затронуть очень важный и, безусловно, практически значимый вопрос, какие современные практико-ориентирован-ные подходы необходимо использовать в подготовке будущих сотрудников-психологов для системы МВД России.

Готовясь к разрешению одного из компонентов моей исследовательской работы, посвященной теме моделирования практико-ориентированной подготовки психологов в вузах МВД России, я отметил ряд, на мой взгляд, достаточно перспективных направлений этой непростой проблемы.

Перед научным сообществом поставлены конкретные задачи максимально в кратчайший срок предложить эффективную систему обучения, работающую на положительный результат. Иными словами, нужна такая программная модифицированная установка, которая позволит специалистам найти верный вариант решения сложных вопросов.

Реформа в системе МВД России, которая началась со-

всем недавно, уже предъявила серьезные требования к будущим сотрудникам органов внутренних дел, к их квалификации, к их умениям и мастерству, а значит, и к ведомственным вузам, которые как раз и заняты обучением профессионалов различных специальностей.

В частности, профессорско-преподавательский коллектив и руководство Московского университета МВД России в этой связи старается использовать в своей работе новейшие достижения в науке, организовывать обучение, воспитание и давать профессиональное образование будущим сотрудникам, а пока еще слушателям и курсантам. На нашей кафедре педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, ряде других кафедр университета педагогами внедряются в процесс обучения зарекомендовавшие себя психолого-педагогические технологии, приносящие поэтапные положительные результаты.

Стремясь реализовать принципы практико-ориенти-рованных подходов к обучению будущих сотрудников МВД России профессиональной деятельности мы внедряем психолого-педагогические условия, а именно: 1) организа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.