Научная статья на тему 'Игровой элемент в современной культуре'

Игровой элемент в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
810
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнеев А. В.

В работе формулируется гипотеза о глубоком культурном родстве народного карнавала эпохи средневековья и современных ролевых игр, распространенных в молодежной среде. Причина этого родства в том, что участие в карнавале и ролевой игре позволяет человеку реализовывать свои самые сокровенные мечты, быть самим собой и с уверенностью и оптимизмом смотреть в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME ELEMENTS IN MODERN CULTURE

The paper puts forward the hypothesis of the cultural relationship between the medieval folk carnival and modern role plays popular among the young people nowadays. The reason for it lies in the fact that taking part in both the carnival and the role play permits realizing one's inmost dreams, it helps being oneself and look forward to the future with optimism.

Текст научной работы на тему «Игровой элемент в современной культуре»

УДК 1

А.В. Корнеев СГГ А, Новосибирск

ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

В работе формулируется гипотеза о глубоком культурном родстве народного карнавала эпохи средневековья и современных ролевых игр, распространенных в молодежной среде. Причина этого родства в том, что участие в карнавале и ролевой игре позволяет человеку реализовывать свои самые сокровенные мечты, быть самим собой и с уверенностью и оптимизмом смотреть в будущее.

A.V. Korneyev SSGA, Novosibirsk

GAME ELEMENTS IN MODERN CULTURE

The paper puts forward the hypothesis of the cultural relationship between the medieval folk carnival and modern role plays popular among the young people nowadays. The reason for it lies in the fact that taking part in both the carnival and the role play permits realizing one’s inmost dreams, it helps being oneself and look forward to the future with optimism.

В данной статье феномен игры рассматривается в соответствии с выводами классиков гуманитарного знания Й. Хейзенги и М.М. Бахтина. Й. Хейзинга подчеркивает, что «...человеческая игра во всех своих высших проявлениях, когда она что-то означает или что-то знаменует, находит себе место в сфере праздника и культа, в сфере священного»1.

По мнению М.М. Бахтина: «Празднество (всякое) - это очень важная

л

первичная форма человеческой культуры» . Одним из видов праздника является карнавал. А карнавал - «это сама жизнь, но оформленная особым игровым

-5

образом» . Сущность этой особой игровой жизни заключается в том, что «Карнавал не созерцают, - в нем живут, и живу все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны. Таков карнавал по своей идее, по своей сущности, которая живо ощущалась всеми его участниками. Эта идея карнавала отчетливее всего проявлялась и осознавалась в римских сатурналиях, которые мыслились как реальный и полный (но временный) возврат на землю сатурнова золотого века. Традиции сатурналий не прерывались и были живы в средневековом карнавале,

1 Хейзинга Й. Homo ludens, в тени завтрашнего дня. - М., 1992. - С. 19.

2 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965. - С. 11.

3 Там же, С. 10.

который полнее и чище других средневековых празднеств воплощал эту идею вселенского обновления»4.

«Особо важное значение имела отмена во время карнавала всех иерархических отношений»5.

В итоге - «Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений. Отчуждение временно исчезало. Человек возвращался к себе самому и ощущал себя человеком среди людей. И эта подлинная человечность отношений не была только предметом воображения или абстрактной мысли, а реально осуществлялась и переживалась в живом материально-чувственном контакте»6.

Согласно одной из фундаментальных идей философии Нового времени -развитие общества означает движение к большей свободе человека. Следовательно, в современном обществе должно быть гораздо больше возможностей для игрового творчества, чем в прошлые времена.

В реальности мы видим, что свободы у человека, действительно, стало больше. Но многие люди не хотят становиться более свободными. Это аргументировано доказал Э. Фромм в своей классической книге «Бегство от свободы».

Каждый человек делает свой выбор. И для стремящихся самореализоваться по-настоящему есть возможности, которых не было раньше. В современной культуре к карнавалу, к его фундаментальным особенностям, описанным ранее, наиболее близки ролевые игры.

Ролевая игра - это одна из современных молодежных субкультур. В ходе ролевой Иры создается уникальный Мир. Участник игры может выбрать роль, которая в наибольшей степени соответствует его внутренней сущности. Человек, во время игры, может быть таким, какой он есть на самом деле. При этом игра дает возможность, по словам одного из участников, « прочувствовать живой образ персонажа «изнутри», а не только изобразить его «снаружи». В итоге, участие в игре меняет характер человека в реальной жизни. На него начинает влиять сыгранны им персонаж. Это позволяет личности решать свои реальные проблемы на пути самореализации, и решать их наилучшим образом.

Следующим этапом развития ролевых игр в современном обществе являются «сетевые игры». Это ролевые игры, которые проходят в интернете. Такую игру можно начать в любой момент и в любое удобное время закончить или перейти к следующему этапу. Получается карнавал, который можно однажды начать, но необязательно заканчивать. Благодаря возможности продолжения возникает уникальное соединение игры и личной истории играющего. Персонаж, которого играет участник, становится его постоянным помощником, настоящей точкой опоры в реальной жизни.

4 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965. - С. 11.

5 Там же, С. 14.

6 Там же.

Нужно подчеркнуть, что для достижения подобных результатов необходимо творческое отношение к сценарию игры, и это прекрасно совмещается с уважением к автору или авторам истории, лежащей в основе. Просто игра, как и ритуал в мифологическую эпоху, не может каждый раз повторяться «слово в слово». Ведь нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Главное, должен быть сохранен уникальный Мир, созданный соединением истории и игры.

Если попытаться одной фразой определить значение игры в современном обществе для свободного человека, который знает о ее огромном преобразующем потенциале и пользуется им, то вспоминается название документальной повести Э.Хемингуэя. Игра это «Праздник, который всегда с тобой».

В работе была сформулирована гипотеза о глубоком культурном родстве народного средневекового карнавала и современных ролевых игр, распространенных в молодежной среде. Причина этого родства в том, что участие в карнавале и в ролевой игре позволяет человеку реально измениться, реализовать свои самые сокровенные мечты и с уверенностью и оптимизмом смотреть в будущее. Исследования в данном направлении будут продолжены, что позволит более глубоко и развернуто рассмотреть проблему становления и самореализации личности.

© А.В. Корнеев, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.