Научная статья на тему 'ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РОМАНА В.В. НАБОКОВА «МАШЕНЬКА»'

ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РОМАНА В.В. НАБОКОВА «МАШЕНЬКА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИГРОВОЕ ВРЕМЯ / ХРОНОТОП / ДВОЕМИРИЕ / ГЕРМЕТИЧНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова М.Р.

Работа посвящена исследованию игровой стратегии в романе В.В. Набокова «Машенька». Представлен анализ игрового времени и пространства произведения. Игровая организация времени и пространства и текста в целом, как содержательная форма, наиболее ярко проявляется именно в романе «Машенька». Поэтика игры является основой художественного мышления В. Набокова. Внутренняя эмиграция писателя, его приверженность к замкнутому, внесоциальному искусству явилась отражением жизненных обстоятельств и творческих исканий. Принцип игры стал инструментом его самовыражения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME SPACE & TIME OF VLADIMIR NABOKOV'S NOVEL «MARY»

The paper is devoted to the study of game strategy in the novel «Mary» by Vladimir Nabokov. An analysis of the game time and space of the work is presented. The game organization of time and space and the text as a whole, as a meaningful form, is most clearly manifested in the novel «Mary». The poetics of the game is the basis of Nabokov's artistic thinking. The writer's internal emigration, his commitment to a closed, non-social art was a reflection of life circumstances and creative pursuits. The principle of the game has become a tool of his self-expression.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РОМАНА В.В. НАБОКОВА «МАШЕНЬКА»»

ЛИТЕРАТУРА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(LITERATURE OF RUSSIA & FOREIGN COUNTRIES)

УДК 82

Степанова М.Р.

студентка 4 курса, напр. 45.03.01 «Филология», профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)», ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

(г. Ставрополь, Россия)

Научный руководитель: Савелова Л.В.

кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной и мировой литературы, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

(г. Ставрополь, Россия)

ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РОМАНА В.В. НАБОКОВА «МАШЕНЬКА»

Аннотация: работа посвящена исследованию игровой стратегии в романе В.В. Набокова «Машенька». Представлен анализ игрового времени и пространства произведения. Игровая организация времени и пространства и текста в целом, как содержательная форма, наиболее ярко проявляется именно в романе «Машенька». Поэтика игры является основой художественного мышления В. Набокова. Внутренняя эмиграция писателя, его приверженность к замкнутому, внесоциальному искусству явилась отражением жизненных обстоятельств и творческих исканий. Принцип игры стал инструментом его самовыражения.

Ключевые слова: игровое пространство, игровое время, хронотоп, двоемирие, герметичность пространства-времени.

Концепция игрового понимания мира - основа формирования новой идеи человека в русской литературе XX века, которая реализуется в аспекте способов построения сюжета (по аналогу игровых ситуаций), композиционной организации произведения (моделирование ситуаций игровой деятельности), метафорической и коммуникативной актуализации игрового пространства.

В творчестве В.В. Набокова категория игрового пространства реализуется как синкретичная типологическая эстетически значимая модель в представлении ситуации игры, проектировании семиотической модели игровой ситуации (игровое фабулирование, ролеполагание, ролеопределение, «спектаклевое» и «зрительское» в представлении игрового сюжета).

Используя интермедиальные приемы (комбинация элементов кино и литературы) писатель трансформирует действительность в игровое пространство, при этом герои становятся актерами-марионетками.

В общем хронотопе романа «Машенька» следует усматривать две главные составляющие части. Во-первых, это замкнутый мир настоящего - то есть реальность жизни в пансионате, в котором «здесь и сейчас» физически находится Ганин, однако эта реальность призрачная. Это неоднократно подчеркивается автором, например, при помощи приёма сравнения: сопоставление жителей Берлинского пансионата с тенями: «... и шум первых поездов, и эта большая седая тень в кресле, и блеск пролитой воды на полу. И все это было гораздо таинственнее и смутнее той бессмертной действительности, которой жил Ганин» [4, с. 84 ]. К этому хронотопу относится: изображение Берлина, описание уклада жизни в этом городе,- то есть то место властвуют законы реального времени, а пространство четко структурировано на улицы, проспекты, площади.

Во-вторых, выделяется хронотоп прошлого - особая пространственно-временная система, где нет призрачности и пошлости. Эта часть конкретна, она состоит из подробных описаний свиданий Ганина с Машенькой (их места и времени).

Связующее звено двух хронотопов - главный герой «Машеньки» Ганин. В его сознании прошлое принимает яркое наполнение. В противопоставлении двух систем художественного пространства-времени, явственно прослеживается ведущий для романного хронотопа Набокова образ двоемирия, а именно многомирия, то есть иерархической системы множества пространств и временных пластов, связанных в одно целое.

Отметим, что многомирие в произведениях Набокова реализуется, как правило, через сочетание разных видов двоемирной оппозиции. Так, в «Машеньке», по принципу двоемирия противопоставляется объективная действительность в целом (с прошлым, настоящим и будущим) и мир идеальный, потусторонности, воспоминаний. Кроме того внутри объективной реальности противопоставлены пространственно-временные системы прошлого и настоящего. Также в этом произведении мы видим двоемирную антитезу Человека (субъекта) и Мира (объекта). Таким образом, концепция многомирия воплощается через многочисленные дуальные оппозиции. Призрачный пансион описан предельно конкретно, а прошлое парадоксально реалистично, поэтому невольно соглашаешься с мыслью Ю. Левина который выделяет одну из важнейших дуальных оппозиций в романе: «существование-несуществование» [4, с. 59].

Со временем многомирие, или поливариантность бытия, по В.В. Набокову, ведущая эстетическая установка, стала априорной формой художественного познания писателем мира. Духовно Ганин возвышается за счет своей одержимости прошлым, поэтизации юношеской любви, этот акцент на пережитое раскрывает самые тонкие творческие струнки его души. В этом чувственном «проживании воспоминания», с его преходящими формами и звуками, с легким ароматом и ностальгией, с прекрасным любовным переживанием, и заключается секрет пронзительного лиризма романа «Машенька». Важнейший средством создания образов персонажей становится время, детерминирующее сюжетную линию произведения (неслучайно Ганин

меняет свой образ жизни и выселяется из пансиона, когда зримое прошлое начинает претворяться в настоящее). Время в Берлинском пансионе словно остановилось, хотя «мнимое» движение есть, то есть то, что в соответствии с установленным цивилизацией порядком: за понедельником наступает вторник, за апрелем-май (хронотоп настоящего, в целом, моделирует реальное время и реальное пространство).

Пространство произведения очень герметично, так как все его структурные элементы отчетливо отделены друг от друга, так как каждый герой - целый мир, со свои особым восприятием, которое не может быть понятно другим абсолютно так же, как ему - эта черта характерна для экзистенциального мышления. В «Машеньке» впервые становится заметной особенность художественного метода, характерная для всего дальнейшего творчества Набокова; мы имеем ввиду субъективность в изображении действительности, внимание к индивидуальным формам сознания. Главное условие сохранения связи времен и единства личности человека, по Набокову, человеческое сознание с его живой памятью, и творческим потенциалом.

В подтверждение нашим словам, что каждый персонаж в романе «Машенька» - микрокосмос, уникально отражающий внешний мир, приведем следующий пример: «А по улицам, ставшим широкими, как черные блестящие моря, в этот поздний час, когда последний кабак закрывается и русский человек, забыв о сне, без шапки, без пиджака, под старым макинтошем, как ясновидящий, вышел на улицу блуждать, в этот поздний час, по этим широким улицам, расхаживали миры друг другу неведомые, не гуляка, не женщина, не просто прохожий, а наглухо заколоченный мир, полный чудес и преступлений. Пять извозчичьих пролеток стояли вдоль бульвара рядом с огромным барабаном уличной уборной, - пять сонных, теплых, седых миров в кучерских ливреях и пять других миров на больных копытах, спящих и видящих во сне только овес, что с тихим треском льется из мешка» [4, с. 43]. Это описание является своеобразным продолжением романтического мировидения, с взглядом на

человека, как на особый мир. При этом герметичность пространства-времени ограничивает свободу главного героя. Это показано через замкнутость личности главного героя, уклад жизни пансиона, подавляющую атмосферу эмиграции, и, главным образом, через обособленность временными и пространственными границами Германии двадцатых годов от России прошлого.

Герметичность пространства в некоторой степени распространяется и на временной пласт хронотопа произведения. Несмотря на то, что у каждого персонажа «Машеньки» жизнь проходит по своим особым часам, тем не менее у времени есть общее свойство-трагическая необратимость. В.В. Набоков не раз подчеркивает эту характеристику времени романа. Исход произведения оказывается неутешительным — потерянного не вернуть.

Так, роман В.В. Набокова «Машенька» стал первым модернистским экспериментом писателя, продолжением которого станут произведения с ярко выраженным концептом игры как основным эстетическим критерием всего последующего творчества писателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

2. Круазе Жак (Зинаида Шаховская). Набоков, или Рана изгнания // Набоков В.В. Романы. Рассказы. - М., 2003.

3. Левин Ю. Заметки о «Машеньке» В.В. Набокова // В. Набоков: PRO ET CONTRA. - СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт,1997. - С. 359369.

4. Набоков В. Машенька // В. Набоков. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. - М.: Правда, 1990. - 416 с.

Stepanova M.R.

North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia)

Scientific advisor: Savelova L.V.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Department of Russian & World Literature,

North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia)

GAME SPACE & TIME OF VLADIMIR NABOKOV'S NOVEL «MARY»

Abstract: the paper is devoted to the study of game strategy in the novel «Mary» by Vladimir Nabokov. An analysis of the game time and space of the work is presented. The game organization of time and space and the text as a whole, as a meaningful form, is most clearly manifested in the novel «Mary». The poetics of the game is the basis of Nabokov's artistic thinking. The writer's internal emigration, his commitment to a closed, non-social art was a reflection of life circumstances and creative pursuits. The principle of the game has become a tool of his self-expression.

Keywords: game space, game time, chronotope, twofold world, tightness of space-time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.