Научная статья на тему 'Игровое проектирование как эффективный метод интегративной технологии обучения на клинических кафедрах'

Игровое проектирование как эффективный метод интегративной технологии обучения на клинических кафедрах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Укыбасова Т.М., Иманкулова Б.Ж.

The method of integral training (game projecting) used at the clinical chairs is described in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME MOTIVE AS EFFECTIVE METHOD OF INTEGRATIVE TECHNOLOGY OF TRAINING AT CLINICAL FACULTIES

The method of integral training (game projecting) used at the clinical chairs is described in the article.

Текст научной работы на тему «Игровое проектирование как эффективный метод интегративной технологии обучения на клинических кафедрах»

Т.М. УКЫБАСОВА, Б.Ж. ИМАНКУЛОВА

ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ИНТЕГРАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ

Западно-Казахстанская государственная медицинская академия имени Марата Оспанова г. Актобе

Дискретно-дисциплинарная модель освоения содержания обучения на протяжении продолжительного периода обеспечивала подготовку поколений квалифицированных специалистов. Однако новые общественно-экономические отношения, изменение требований к качеству подготовки современного специалиста высшей школой обусловливают необходимость ее коррекции. Формальная разобщенность родственных дисциплин в учебных планах, неоправданные различия в понятийно- терминологическом аппарате, недостаточное использование межпредметных связей в учебном процессе не способствуют ни целенаправленному формированию целостной системы знаний обучающегося, ни усвоению способов познания, общих для многих учебных дисциплин [1 ].

Внутрипредметная интеграция методов, форм и средств обучения позволяет на новом уровне организовывать лекционные, групповые, практические занятия, самостоятельную работу обучающихся, курсовое и дипломное проектирование, путем использования коллективных форм познавательной деятельности и с учетом индивидуально-дифференцированных личностных характеристик разрабатывать задания разного уровня сложности, давать возможность выбора форм внутригруппового взаимодействия. В связи с этим преподавателю необходимы соответствующие навыки управления коллективной и индивидуальной учебной деятельностью обучающихся, оптимальной организации педагогического общения с применением различных форм и элементов интерактивного, проблемно-ролевого обучения. Кроме того, необходима продуманная система применения современных информационных аудиовизуальных и технических средств обучения, что, безусловно, способствует усвоению содержания профессиональной подготовки в медицинском вузе. В целом в системе педагогической и управленческой деятельности современного вуза важно методологическое и методическое освоение новых технологий обучения и самообразования, обеспечивающих интенсивное и качественное вхождение будущего специалиста в избранную профессию [2]. Педагогическая программа проектирования интегративной технологии обучения в логике деятельности преподавателя включает ряд последовательных шагов:

- критериально-целевое выделение профессионально важных и личностных качеств, объективно необходимых для осуществления познавательно-творческой и профессиональной деятельности будущего специалиста;

- изучение сложившихся познавательных интересов и практических способностей обучающихся к избранной профессиональной деятельности;

- выбор организационных форм обучения (фронтальных, групповых, индивидуальных, самообразовательных) для достижения результатов, отвечающих целевым критериям.

Важнейшими условиями, адекватными педагогическому применению интегративных технологий обучения, являются высокий уровень мотивации активной учебно-познавательной деятельности и соответствующее методическое обеспечение учебных занятий с целью придания им профессионально-практической направленности. Эффективны и педагогически оправдано игровое проектирование и ситуационное моделирование в процессе обучения, проведение междисциплинарных викторин, создание педагогических ситуаций для решения профессионально-познавательных задач, организация групповых дискуссий, выполнение научно-исследовательской работы и др. При этом необходим отбор адекватных дидактико-методических средств обучения (учебных пособий, компьютерных программ обучения и др.).

На клинических кафедрах для подготовки врача к будущей практической деятельности более подходящими являются игровое проектирование различных экстренных и других клинических ситуаций. Это развивает клиническое мышление будущего врача.

Под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Выделяют следующие характерные признаки метода (И.Г. Абрамова, 1988);

- наличие сложной медицинской или социальной задачи;

- групповая работа;

- имитация заседания научно-технического совета, публично защищаемого авторами проекта. Процесс игрового проектирования и особенно итоговое обсуждение часто проводят с функционально-ролевых позиций. Это позволяет формировать у слушателей более полное представление об изучаемом заболевании и принятии решения о лечении, тактике ведения.

Развитие современных технологий бизнес-образования направлено на формирование не только определенных знаний, умений и навыков, но и способностей их применения на практике - особых компетенций.

Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (17) 2008 гЛх Батыс ^аза^стан медщина журналы №1 (17) 2008 ж 62

Компетентный подход - это приоритетная ориентация на образовательные цели. Вектор образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности (Э. Зеер).

Игровое проектирование карьеры можно представить в виде развернутого плана трансформации системы требований с языка знаний на язык компетенций в процессе игровой учебной деятельности.

Игровые технологии образования предполагают развитие различных видов активности: общения, учения, познания и др. Студент-игрок как субъект образования развивает свои профессионально-ориентированные компетенции, взаимодействуя с другими субъектами образования (своими студентами), имитируя в игре свою профессионально-направленную деятельность, что необходимо для осмысления правильности выбора профессии.

Процесс проектирования обучения, по-нашему мнению, целесообразно начинать с первого курса в рамках профессиональных предметов. Это позволит усилить мотивацию студентов и создать среду для коллективного обсуждения ценности приложения фундаментальных дисциплин, а также улучшить самоорганизацию самостоятельной работы.

Процесс проектирования обучения можно разбить на три этапа.

1. На первом этапе (1-3 курсы) будущая профессия представляется в виде идеального теоретического объекта, удовлетворяющего перспективным личным и общественным требованиям. Базой для прогнозирования карьеры и может служить модель выпускника вуза.

2. На втором этапе (4-5 курсы) создаются игровые «образцы» карьеры и проводится игровая апробация их свойств. Теоретические модели карьеры трансформируются в экспериментальные модели с их последующим анализом и оценкой в игровой деятельности: модель корректируется, подтверждается или опровергается.

3. На третьем этапе (6-7 курсы) осуществляется доработка теоретической модели и разработка прогностических рекомендаций по развитию карьеры с учетом пожеланий всех субъектов образовательного процесса, включая работодателей.

Включение в процесс образования игрового проектирования бизнес-карьеры позволяет сформировать процесс активного взаимодействия всех субъектов образования. Важной особенностью такого взаимодействия является формирование личной мотивации студента, а именно: - деловой мотив (достижение конкретной цели, ориентация на конкретный результат);

- познавательный мотив (получение новых знаний);

- мотив общения (коммуникативный мотив: новые знакомства с людьми, близкими по интересам, обмен мнениями, знаниями и т.д.);

- мотив самоутверждения (самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения, осуществляемая в различных видах деятельности);

- игровой мотив (является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием);

- мотив самореализации и развития личности и др.

Правдоподобные профессионально-ориентированные рассуждения в таких играх позволяют достаточно глубоко осмыслить понятия, раскрывающие сущность рыночных процессов. В таких играх достаточно глубоко раскрывается логика развития конкуренции, а также основные ее социально-экономические виды: сотрудничество, соревнование, партнерская конкуренция, соперничество, конфликт, конфронтация.

Одна из актуальных проблем компетентного подхода - научить студентов применять знания для решения практических задач, эффективно решаемые соответствующими игровыми технологиями. Именно в процессе игровой деятельности создается благоприятная среда для формирования и развития игровой компетентности как совокупности знаний в действии. При проведении учебных игр у студентов активно формируются такие компетенции:

- социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации (интерпретировать данные лабораторных исследований, выставить клинический диагноз, назначить лечение и др.);

- коммуникативные компетенции, определяющие владение технологиями устного ответа, общение на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet (знание и обсуждение этиологии и патогенеза заболевания по результатам игровой деятельности);

- социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями (частота каждого заболевания, процент осложнений и др.);

- персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию (реализация в игре личной конкурентоспособности).

Таким образом, ценностью игровой деятельности является интеграция предметных знаний, интеллектуальных усилий всех участников игры в сфере практической реализации умений и навыков. В совместной деятельности студент как субъект интегрального процесса становится соавтором

компетенций. Игровые процессы при проектировании карьеры создают основу для оценки профессиональной компетенции:

- как показателя качества образования;

- определения содержания профессионально-направленного обучения фундаментальным дисциплинам;

- повышения мотиваций изучения этих дисциплин; поиска средств реализации профессионально-направленного обучения и разработки методик их использования;

- для баланса между фундаментальностью и профессиональной направленностью образования. Приводим пример проведения игрового проектирования на кафедре акушерства и гинекологии по теме

«Гестационныегипертензионные состояния у беременных».

Этапы урока

Тема урока

Введение. Понятие о игровом проектировании

Основное содержание

Рассказ о целях и задачах игрового проектирования.

Мы будем играть в проект и при этом верить в то, что такая вещь

действительно может появиться.

Проект - это способ создания еще несуществующего объекта. Разделить группу на две части. Одна играет в проектирование, а другая - дает экспертную оценку.

Объяснение сути работы акушерок на фильтре, врачей акушер-гинекологов и анестезиологов, анестезисток.

Лекция «Гестационные гипертензионные состояния у беременных»

Чтение лекции «Гестационные гипертензии у беременных»

Знакомство с проектированием

30 мин Экскурсия по отделениям родильного дома

1

2

Проект IV «Преэклампсия тяжелой степени»

Предлагаем студентам спроектировать работу работников родильного дома по приему беременных с тяжелым гестозом:

1)Фильтр - место, где первым принимают беременных. Поступление беременной в сроке 36-37 недель с артериальным давлением 180/100; 190/110 мм.рт.ст. и головной болью. Для этого вам предстоит сделать следующее:

- измерить артериальное давление

- вызвать врачей акушер-гинекологов и анестезиологов, лаборанток;

- взятие анализов (общий анализ крови, коагулограмму, биохимию, общий анализ мочи)

2) Выполнение студентами проектирования диагноза и тактики ведения.

3)транспортировка в отделение реанимации или родильный зал или операционный блок:

а)катетеризация периферических вен;

б)катетеризация мочевого пузыря;

в)начало лечения гестоза;

г)выбор дозы магнезиальной терапии. Обсуждение эффекта магнезия, побочного эффекта, передозировки;

4)вагинальный осмотр;

5)составление плана ведения родов;

6)динамика лечения гестоза.

7)Защита проектов.

V Подведение итогов

40 1) оценка экспертной группы мин 2) подведение итогов студентами

3

Таким образом, метод игрового проектирования в процессе обучения в медицинском вузе, особенно с 3 курса должен широко использоваться. Он позволяет студентам «проиграть» все возможные клинические ситуации, научиться самим принимать решения. В ходе экспертной оценки студенты учатся распознавать допущенные неточности, ошибки, обсуждать «за» и «против» методов лечения. Кроме того, игровое проектирование учит работе в коллективе, уважение к другому мнению, соблюдению деонтологических принципов в работе врача, умению тактично указать на ошибки коллег. Метод требует от студентов

Медицинский журнал Западного Казахстана №1 (17) 2008 гЛх Батыс ^аза^стан медицина журналы №1 (17) 2008 ж. 64

интегрирования знаний по различным дисциплинам, мобилизации, их суммированного применения в ходе занятий.

Метод исключает теоретическую неподготовленность студентов по теме занятия, а также в ходе занятия отрабатываются практические навыки. Литература:

1. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. Москва, «Совершенство», 1998,150 с.

2. Семин Ю.Н. Интегративность знаний и педагогическая модель ее измерения II Проблемы теории и методики обучения. 1999, №4, С. 4-17.

3. Савельева Г.М. Акушерство. Москва, 2000,815 с.

TYWH

Т.М. YКIБАСОВА, Б.Ж. ИМАН^¥ЛОВА ОЙЫН ТУР1НДЕП ЖОБАЛАУДЫ КЛИНИКАЛЫК КАФЕДРАЛАРДА БЕЛСЕНД1 ОКЫТУ ЭД1С1

Марат Оспанов атындагы Батыс ^азакстан мемлекетт медицина академиясы, Актебе каласы

Макалада ойын тYрiндегi жобалауды белсендi окыту эдiсi ретiнде акушерлiк жэне гинекология кафедрасында колданылуы жазылган.

SUMMARY

T.M. UKYBASSOVA, B. ZH. IMANKULOVA

GAME MOTIVE AS EFFECTIVE METHOD OF INTEGRATIVE TECHNOLOGY OF TRAINING AT CLINICAL

FACULTIES

West Kazakhstan Marat Ospanov state medical academy, Aktobe city The method of integral training (game projecting) used at the clinical chairs is described in the article.

Г.Н. КИСМАНОВА, С.Д. ДАУРЕНБЕКОВА, А.Ж. ШАНБАЙ, К.Ж. САГЫНБАЕВА, Г.Т. АСАУОВА, Н.Д. ЕРМУХАН БЕТОВА

КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА

Западно-Казахстанская государственная медицинская академия имени Марата Оспанова, г.Актобе

Основой образования будущего является обеспечение и гарантия постоянного качества образования, от которого зависит конкурентоспособность организации образования. Проблемы обеспечения качества подготовки специалистов в вузах остаются в Казахстане приоритетными.

Успешная деятельность современного вуза невозможна без создания эффективной системы менеджмента, имеющей своей целью повысить качественные показатели функционирования вуза в результате алгоритмизации всех процессов, влияющих на качество образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.