Научная статья на тему 'ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ИГРА / РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапкина Анастасия Романовна, Брыкина Валентина Анатольевна, Болохова Наталья Александровна

В статье рассматривается одна из современных образовательных технологий физической культуры и спорта - игровая технология, раскрывается ее понятие, функции и принципы. Авторы подчеркивают роль игры в жизни ребенка как необходимого условия формирования полноценной личности, рекомендуют при подборе подвижных игр учитывать возрастные и физиологические особенности детей. Представлен педагогический эксперимент на базе Муниципального общеобразовательного учреждения (МОУ СШ) «Средняя школа № 105» города Волгограда в виде анкетирования детей младшего школьного возраста по проблеме их заинтересованности в игровой деятельности в урочное и внеурочное время. Проанализированы результаты эксперимента и сделаны выводы о значении игровой технологии в жизни детей дошкольного и школьного возраста. Определены основные направления работы с родителями по улучшению здоровья детей посредством игровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапкина Анастасия Романовна, Брыкина Валентина Анатольевна, Болохова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AME TECHNOLOGY AS A MODERN DIRECTION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE

The article discusses one of the modern educational technologies of physical culture and sports - gaming technology, reveals its concept, functions and principles. The authors emphasize the role of play in a child's life as a necessary condition for the formation of a full - fledged personality, recommend that when choosing outdoor games, take into account the age and physiological characteristics of children. A pedagogical experiment is presented on the basis of secondary school No. 105 in the city of Volgograd in the form of a survey of children of primary school age on the problem of their interest in playing activities during and after school hours. The results of the experiment are analyzed and conclusions are drawn about the importance of gaming technology in the lives of preschool and school children. The main directions of work with parents to improve the health of children through play activities have been identified.

Текст научной работы на тему «ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 796

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

AME TECHNOLOGY AS A MODERN DIRECTION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE

Шапкина Анастасия Романовна

студент

Институт художественного образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Shapkina Anastasia Romanovna

student

institute of art education Volgograd state social pedagogical university

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolievna senior lecturer department of physical education Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Болохова Наталья Александровна

воспитатель

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка № 5» г. Волгоград. Россия

Bolokhova Natalya Alexandrovna

caregiver

municipal preschool educational institution «Child development center № 5» Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается одна из современных образовательных технологий физической культуры и спорта - игровая технология, раскрывается ее понятие, функции и принципы. Авторы подчеркивают роль игры в жизни ребенка как необходимого условия формирования полноценной личности, рекомендуют при подборе подвижных игр учитывать возрастные и физиологические особенности детей. Представ -лен педагогический эксперимент на базе Муниципального общеобразовательного учреж-

дения (МОУ СШ) «Средняя школа № 105» города Волгограда в виде анкетирования детей младшего школьного возраста по проблеме их заинтересованности в игровой деятельности в урочное и внеурочное время. Проанализированы результаты эксперимента и сделаны выводы о значении игровой технологии в жизни детей дошкольного и школьного возраста. Определены основные направления работы с родителями по улучшению здоровья детей посредством игровой деятельности.

Abstract. The article discusses one of the modern educational technologies of physical culture and sports - gaming technology, reveals its concept, functions and principles. The authors emphasize the role of play in a child's life as a necessary condition for the formation of a full-fledged personality, recommend that when choosing outdoor games, take into account the age and physiological characteristics of children. A pedagogical experiment is presented on the basis of secondary school No. 105 in the city of Volgograd in the form of a survey of children of primary school age on the problem of their interest in playing activities during and after school hours. The results of the experiment are analyzed and conclusions are drawn about the importance of gaming technology in the lives of preschool and school children. The main directions of work with parents to improve the health of children through play activities have been identified.

Ключевые слова: игра; развитие; способность; технология; функция.

Keywords: game; development; ability; technology; function.

В современное время физическая культура призвана выполнять важные социальные функции, связанные с организацией здорового образа жизни подрастающего поколения и подготовкой его к предстоящей жизни. Физическая культура формирует интеллектуальные и социально-психологические компоненты, развивает духовный мир ребенка, расширяет мировоззрение [2]. Современный темп развития общества предъявляет новые требования к учителю физической культуры. Педагог в новых условиях должен не только совершенствовать физические качества детей, но и развивать в них творческий потенциал. Улучшить качество современного школьного образования поможет применение как традиционных, так и инновационных образовательных технологий на занятиях по физической культуре. Отрасль образовательных технологий находится в процессе постоянного развивития и совершенствования. Любые инновации в этом направлении положительно влияют на образ жизни людей, их эмоциональное состояние и жизненные установки. В настоящее время все технологии разрабатываются в соответствии с новыми открытиями медицинской и технической науки. Любая педагогическая технология имеет соответствующие цели и задачи, способствующие реализации образовательной деятельности в тех или иных формах [4].

В школьной практике широко используются следующие виды традиционных образовательных технологий: сдоровьесберегающие, игровые, соревновательные, технологии уровневой дифференциации, индивидуализации, технологии личностно-ориентированного образования, информационно-коммуникативные, метод проектов и другие. Здоровьесберегающие технологии являются самыми значимыми, так как они способствуют сохранению здоровья ребенка на весь период обучения в школе или дошкольном учреждении. Но, не менее значимыми являются и другие технологии, так как они способствуют формированию необходимых жизненно-важных знаний, умений и навыков у детей. Обьектом нашего исследования является

игровая технология. Ее изучение всегда актуально, так как это одна из самых уникальных, интересных и доступных форм обучения, учитывающая возрастные особенности детей и отвечающая их интересам и потребностям.

Цель работы: определить значение игровой технологии в системе физического воспитания детей.

Задачи исследования:

1) изучить принципы и функции игровой технологии;

2) провести анкетирование детей младшего школьного возраста по проблеме заинтересованности в игровой деятельности.

Игровые технологии представляют собой современные педагогические инновации, которые основаны на процессе организации и развития деятельности учащихся. Сфера физической культуры и спорта всегда обладает и будет обладать большим инновационным потенциалом [1]. Игровые технологии выполняют следующие задачи: развитие творческих способностей у детей, воспитание деятельной личности, развитие двигательных способностей. Умелая организация образовательного процесса и соблюдение методических требований способствуют достижению этих задач. Разнообразные двигательные действия, входящие в состав подвижных игр, оказывают воздействие на развитие двигательной реакции, ориентированию в пространстве, скоростных и силовых способностей. Благодаря планомерным подвижным играм занимающиеся непринужденно учатся работать в команде, развивают собственную ловкость, быстроту и другие физические качества [3].

Игра - это своеобразная тренировка перед учебной работой на уроке, а также так называемое специальное упражнение, которое нацелено на проявление лидерских качеств, самообладания и находчивости в условиях конкуренции на заданную педагогом тему. Положительные эмоции, возникающие в ходе игры, порождают у ее участников инициативу подвергнуть проверке свои физические и психические возможности, но, при этом, дети не испытывают усталости даже при большой нагрузке, и именно поэтому педагоги обязаны методически правильно подбирать игры к уроку [5].

Игра является одним из основных видов деятельности человека. Игровой метод может быть применен к любым физическим упражнениям, при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода. Таким образом, игры на уроках можно применять к таким разделам, как легкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол, футбол. Игровой метод на уроках легкой атлетики способствует эффективному развитию легкоатлетических способностей, а также выработке положительных эмоций у учащихся и достижению оздоровительного эффекта. На уроках гимнастики применяют подвижные игры для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих упражнений, навыка правильной осанки, точности исходных и конечных положений, навыков лазанья и перелезания.

Игровая деятельность выполняет несколько функций:

- диагностическая, отвечающая за самопознание в процессе игры;

- коммуникативная, способствующая освоению способов взаимодействия между учащимися, а также навыков работе в команде;

- игротерапевтическая, обучающая преодолевать различные трудности, воз-

никающие в других сферах жизни;

- развлекательная, нацеленная на то, чтобы воодушевить, доставить удовольствие, пробудить интерес.

При применении игровых методов на уроках физической культуры стоит учитывать возрастные особенности детей. Так, в подростковом возрасте происходит быстрый рост трубчатых костей верхних и нижних конечностей, а также рост позвонков в высоту, в связи с чем, позвоночник податлив и подвижен. При неправильном подборе игровых физических упражнений позвоночник может существенно деформироваться, произойдет замедление роста трубчатых костей в длину, в результате чего может начаться развитие серьезных заболеваний. Особенно явные изменения у подростков происходят в сердечно-сосудистой системе. В связи с безответственным подходом к проведению игровых технологий у учащихся могут возникнуть проблемы с низким артериальным давлением.

Игровая технология включает в себя следующие принципы:

- принцип прочности. Он помогает закрепить изученный материал путем многократного повторения;

- принцип наглядности. Предполагает показ игрового действия, благодаря чему учащиеся получают ясное представление о предлагаемом педагогом материале;

- принцип постепенности. В процессе игр происходит плавный переход от простых задач к более сложным;

- принцип доступности. Подбор игровых методов осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, давая возможность усвоить материал и в то же время представляя определенную сложность в выполнении.

В настоящее время дети школьного возраста предпочитают играть в интернет-игры, часами проводят время у смартфонов и планшетов. Нами было проведено анкетирование детей младшего школьного возраста в целях изучения их заинтересованности в игровой деятельности.

Организация исследования: Исследование проводилось на базе МОУ СШ № 105 города Волгограда. Контингент испытуемых: учащиеся 4 класса в количестве 32 человек: 20 девочек и 12 мальчиков. Детям была предложена анкета из 10 вопросов по подвижным играм и игровой деятельности. Среди ответов необходимо было выбрать подходящий вариант или написать свой.

Вопросы для анкетирования:

1. Какие подвижные вы знаете?

2. Часто ли вы играете в подвижные игры на уроках физической культуры? (часто, редко, почти не играем)

3. Какую позицию занимаете в игре? (активную, пассивную)

4. Какие качества вы проявляете в игре? (решительность, творчество, высокую эмоциональность, страх и неуверенность)

5. Напишите название своей любимой подвижной игры

6. В какие игры предпочитаете играть? (настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, интернет-игры)

7. Как часто вы играете в интернет - игры? (каждый день, 2-3 раза в неделю, не

играю)

8. Как часто вы играете в подвижные игры с друзьями? (1 раз в неделю, 2-3 раза в неделю, не играю)

9. Нравится ли вам играть в подвижные или настольные игры с родителями? ( да, нет)

10. Считаете ли вы, что игровая деятельность является отличным средством воспитания детей? (да, нет)

Результаты исследования.

Анкетирование показало, что дети младшего школьного возраста часто играют в подвижные игры на занятиях по физической культуре, что свидетельствует о применении игровой технологии в школьном образовании. Наиболее известны детям такие подвижные игры, как: «Кошки-мышки», «Третий лишний», «Салки», «Вышибало», «Снайперы», «Мяч капитану», «Пионербол». Активную позицию в игре занимает 75 % детей (24 чел.), 25 % (8 чел.) играют пассивно. Страх и неуверенность в играх испытывает 12,5 % (4чел.) учащихся, положительные качества проявляет большинство детей - 87,5 % (28 чел.). Самые любимые игры у детей этого возраста: «Вышибало», «Краски», «Море волнуется», «Догонялки», «Съедобное-несъедобное», «Классики». Опрос показал, что очень большое количество детей - 56,2 % (18 чел.) предпочитает играть в интернет-игры, 12,5 % (4 чел.) любят настольные игры и лишь 31,3 % предпочитает играть в подвижные игры. С друзьями 1 раз в неделю играет 31, 3 % (10 чел.), 2 раза в неделю играет 18,7 % (6 чел.), 50 % (16 чел.) вообще не играет в подвижные игры с друзьями. Многие дети 93,7 % (30 чел.) очень любят играть с родителями, испытывая при этом положительные эмоции, лишь 6,3 % (2 чел.) не хотят играть со взрослыми. Все дети - 100 % единодушно пришли к выводу, что игра является замечательным средством воспитания.

Выводы. Игровой метод - неотъемлемая часть обучения на уроках физической культуры для детей дошкольного и школьного возраста. В процессе игры у учащихся происходит развитие физических, умственных, эстетических и нравственных качеств. Но самая главная задача игровых технологий - доставить удовольствие, насытить положительными эмоциями. Благодаря подвижным играм, которые применяются на уроках, дети посещают занятия регулярно и с радостью. Показателями успешного проведения игровых технологий являются высокие результаты в школьных спортивных соревнованиях. Педагогам в дошкольных и школьных учреждениях, а также родителям необходимо обратить внимание на снижение в современное время уровня заинтересованности детей в подвижных играх во внеурочное время. Дети все чаще увлекаются игрой в смартфонах и компьютерах, меньше двигаются и почти не играют на свежем воздухе. Игра - это детство, радость, общение, умение дружить, чего, к сожалению, становится все меньше и меньше. Мы рискуем получить неполноценное поколение, одурманенное современными гаджетами. Поэтому очень важно просвещать родителей, как в теоретическом, так и практическом аспекте [5].

В условиях домашнего воспитания надо стремиться выработать у ребенка желание играть в подвижные игры с друзьями во дворе, парковой зоне, игровой площадке. Родителям необходимо объяснить, что ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к игре, так как он сам нуждается в движении и будет охотно выполнять

игровые задания. Если же не возникает желания играть, то необходимо выяснить причину этого негативного явления и в последующем создавать благоприятные условия. Ребенка необходимо постепенно вовлекать в новые виды игр, систематически повторяя их, чтобы это закрепилось в памяти. В играх можно помогать ребенку подтянуться на перекладине, совершить прыжок, перелезть через забор, при этом, ободряя похвалой. Пробудить интерес к играм поможет демонстрация умений перед другими членами семьи, друзьями или сверстниками. В этом случае развивается уверенность в себе и своих силах, возникает желание осваивать новое. Также для увеличения качества игровой подготовки важны совместные занятия родителей с детьми, что способствует повышению уровня мотивации и сближает их. Подвижные игры приносят пользу в том случае, когда дети занимаются систематически и с удовольствием.

Литература

1. Бабичева М. А., Лукьянова Л. М. К вопросу применения инновационных технологий в области физической культуры и спорта // Наука-2020. 2021. № 6 (51). С. 112-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46501376 (дата обращения: 14.05.2022).

2. Головинова И. Ю., Меркулова А. А. Инновационные технологии в физической культуре // Наука-2020. 2019. № 5 (30). С. 54-69. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=39203083 (дата обращения: 17.05.2022).

3. Даянова М. А., Коробейникова Е.И., Лахина О. В. Игровой метод в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте//Наука-2020. 2018. № 1-1 (17). С. 15-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35087189 (дата обращения: 05.05.2022).

4. Половодов И. В., Воловик Д. П. Физкультурно-оздоровительные технологии // Наука-2020. 2017. № 4 (15). С. 101-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32306780 (дата обращения: 24.05.2022).

5. Корнакова Е. И., Побелянская Ю. Н. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста // Наука-2020. 2020. № 8 (44). С. 113-117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44540571 (дата обращения: 14.05.2022).

References

1. Babicheva M. A., Luk'yanova L. M. K voprosu primeneniya innovatsionnykh tekhnolo-giy v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta [On the issue of the application of innovative technologies in the field of physical culture and sports]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 6 (51), pp. 112-117. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46501376 (accessed: 14.05.2022).

2. Golovinova I. Yu., Merkulova A. A. Innovatsionnye tekhnologii v fizicheskoy kul'ture [Innovative technologies in physical culture]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 5 (30), pp. 5469. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39203083 (accessed: 17.05.2022).

3. Dayanova M. A., Korobeynikova E. I., Lakhina O. V. Igrovoy metod v pedagogicheskom protsesse po fizicheskomu vospitaniyu v mladshem shkol'nom vozraste [Game method in the pedagogical process of physical education in primary school age]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 1-1 (17), pp. 15-21. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35087189 (accessed: 05.05.2022).

4. Polovodov I. V., Volovik D. P. Fizkul'turno-ozdorovitel'nye tekhnologii [Physical and health technologies]. Nauka-2020 - Science-2020, 2017, no. 4 (15), pp. 101-103. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp ?id=32306780 (accessed: 24.05.2022).

6. Kornakova E. I., Pobelyanskaya Yu. N. Metodika fizicheskogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta [Methods of physical education of preschool children]. Nauka-2020 -Science-2020, 2020, no. 8 (44), pp. 113-117. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp ?id=44540571 (accessed: 14.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.