Научная статья на тему 'Игротерапия в комплексной реабилитации детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата отделения детского травматолого-ортопедического стационара'

Игротерапия в комплексной реабилитации детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата отделения детского травматолого-ортопедического стационара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
674
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ОРТОПЕДИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сайфеев А.А.

Игротерапия вид психотерапии, в которой специально обученный терапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Лечение считается эффективным, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью. В зависимости от теоретической модели, которую использует терапевт, выделяют психоаналитически ориентированную терапию, недирективную, поведенческую, терапию отреагированием, экосистемную и др. З. Фрейд, описывая игры детей (случай Ганса, случай игры с катушкой и др.), указывал, что ребенок превращает в активность игры то, что он пережил ранее пассивно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сайфеев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игротерапия в комплексной реабилитации детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата отделения детского травматолого-ортопедического стационара»

УДК 376.2+796.011

ИГРОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ТРАВМАМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТОЛОГО-ОРТОПЕДИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА

А.А. Сайфеев - кандидат медицинских наук, доцент Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

ACTIVE GAME THERAPY IN COMPLEX REHABILITATION OF CHILDREN WITH MUSCULOSKELETAL SYSTEM DISEASES AND INJURIES IN CHILDREN'S DEPARTMENT OF THE TRAUMA-ORTHOPEDIC HOSPITAL BRANCH

A.A. Sayfeev - Candidate of Medicine, associate professor The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: реабилитация, опорно-двигательный аппарат, ортопедия.

Аннотация. Игротерапия - вид психотерапии, в которой специально обученный терапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Лечение считается эффективным, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью. В зависимости от теоретической модели, которую использует терапевт, выделяют психоаналитически ориентированную терапию, недирективную, поведенческую, терапию отреагированием, экосистемную и др. З. Фрейд, описывая игры детей (случай Ганса, случай игры с катушкой и др.), указывал, что ребенок превращает в активность игры то, что он пережил ранее пассивно.

Key words: rehabilitation, musculoskeletal system, orthopedics.

Summary. Active game therapy is a branch of psychotherapy when a specially trained therapist makes use of the game therapeutic effect to help an adult or a child to overcome psychological and social problems making difficulties for the personal and emotional development. This treatment is considered to be effective if a child is able to play freely and with joy. Depending on a theoretical model used by a therapist, psychoanalytically oriented therapy, non-prescriptive, behavioral, therapy of response, ecosystem etc are singled out. Freud, describing the play of children ( the case of Hans, the case of games with a coil etc.) pointed out that children make an active game of something having been experienced earlier passively.

Современный уровень развития российского здравоохранения настоятельно диктует необходимость всемерного улучшения организации специализированной помощи детям. Возрастные анатомо-физиологические особенности детского организма, импульсивность детей, отсутствие жизненного опыта и навыков являются причинами того, что дети легче подвергаются травмирующим воздействиям внешней среды.

К сожалению, приходится констатировать недостаточную осведомленность многих хирургов, травматологов и других специалистов в особенностях физической реабилитации после повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей, особенно в восстановительном периоде. Ортопедическая и травматологическая помощь детям в России в основном сосредоточена в крупных центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Свердловск, Казань и других городах, где ортопеды в основном занимаются лечением и меньше внимания уделяют вопросам восстановительного лечения. Далеко не везде организация детской ортопедо-травматологической помощи соответствует требованиям полноценного лечения детей.

В настоящее время, в условиях значительного прогресса науки, необходима более эффективная организация помощи детям с поражением опорно-двигательного аппарата, создание восстановительных центров. Процесс восстановления или реабилитации, требующий комплексной работы многих специалистов вызывает необходимость современного планирования восстановительного лечения с учетом физических, психических, общеобразовательных и социальных потребностей ребенка. Такое совместное планирование позволяет разработать наиболее рациональную и полную программу реабилитации. У детей с патологией опорно-двигательного аппарата из-за трудностей освоения пространства возникает неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость, стеснительность. Поэтому при восстановительном лечении надо помнить, что игра в детстве занимает доминирующее место в жизни ребенка, как здорового, так и имеющего отклонение в здоровье.

Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокенезии, особенно в условиях временного пребывания в стационарных условиях, является расширение двигательной активности детей и подростков, широкое применение игр, обеспечивающих оздоровительный и адаптивный эффект. При этом дети с патологией опорно-двигателтного аппарата имеют возрастные и физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при подборе и проведении игр.

Методика игротерапии детей предлагает конкретные подвижные игры для повышения целенаправленной двигательной активности, особенно в первый период реабилитационного лечения параллельно с медицинской реабилитаций (во время пребывания на стационарном лечении в ортопедо-травматологическом отделении при консервативном и операционном способах лечения). Наши рекомендации имеют отношение и к воспитательной работе с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями (с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата). При правильной, грамотной организации игр дети получают удовольствие от общения и достигают значимых успехов в физической реабилитации.

Сложной задачей для воспитателя, инструктора ЛФК является - подбор детей, участвующих в игре (как правило, с различными двигательными возможностями и разного

возраста). Следует ориентироваться на дозирование игр, индивидуальные возможности каждого ребенка, учитывая при этом его личное желание. По количественному составу участников игры могут быть: индивидуальными, парными, коллективными. Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. План проведения игры имеет такую последовательность (ведущий занимает место в круге или среди играющих детей):

■ любой игре предшествует объяснение последовательности;

■ название игры;

■ роли играющих и их расположение;

■ правила и ход игры;

■ определение победителя.

По окончании объявляются оценки игр с отметкой индивидуальных успехов, а также проигравшие, что стимулирует их к дальнейшему участию в играх. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора индивидуально для каждого больного или всей группы. При этом важно учесть состав, возраст, количество участников; условия, место, форму проведения игры и, что особенно важно - медицинские показания.

Комплексное восстановительное лечение больного проводится под руководством лечащего врача и одного квалифицированного специалиста-реабилитолога, осуществляющего координацию и тесную взаимосвязь различных методов реабилитации. Необходимо при этом помнить, что ребенок с физическими недостатками скорее сходен со всеми здоровыми детьми, чем отличен от них. Следовательно, он имеет основные потребности, свойственные здоровому ребенку, помимо особенностей, которые обусловлены его физическими недостатками. Исходя из вышеизложенного, для лечения необходимо создание таких условий, какие требуются для здоровых детей. Уже одно предвкушение игры вызывает у детей положительные эмоции. Поэтому при лечении организовано преподавание школьной программы учителями в больнице наряду с активным участием педагога-воспитателя в восстановительном лечении. У детей с последствиями травм и заболеваниями опорно-двигательного аппарата развиваются тяжелые функциональные расстройства, требующие положительного и восстановительного лечения, в основе которого лежит использование специальных физических реабилитационных мер. Однако, терапевтическое воздействие их снижается в связи с физическими особенностями детского возраста: быстрой утомляемостью нервной системы и недостаточной точностью движений.

Изложенное требует лечебного применения специальных, комплексных мероприятий, физически адекватных особенностям детского возраста. Этой задаче отвечает использование различных видов физических упражнений в форме игр (настольные игры, шитье, рисование,

вышивание и т.п.), целенаправленных игровых заданий с учетом психомоторной реакции ребенка. Интерес ребенка к игрушке или выполнению задания воспитателя-педагога стимулирует его к подаче импульсов к мышечному напряжению соответствующей частоты, длительности и интенсивности. С целью изменений условий нагрузки на работающие мышцы тренировка проводится при различных положениях конечности. Таким образом, эмоциональный фон значительно снижает утомление, обычно быстро нарастающее при данном характере мышечной деятельности без игровых заданий.

Для того чтобы удачно подобрать игру, важно учитывать и возрастные особенности физического и психического развития детей. Игры мальчиков и девочек существенно не различаются. Однако функциональные перестройки в подростковом возрасте нередко выражаются в неуравновешенности, обострений самолюбия, концентрации внимания на себе. Иногда подростки отказываются от занятий физическими упражнениями в кабинете лечебной физической культуры, предпочитая другие формы в виде игро-физиотерапии, что является тактическим предложением для проведения лечебной физической культуры в форме игр. Игровые задания используются для отработки комплексных движений рук, ног в различных направлениях под контролем педагога воспитателя в игровой комнате, а постельные больные выполняют задания в палатах.

Настольные игры для рук служат для тренировки временно утраченной детьми функций: восстановления пальцевого захвата (игры в шашки и шахматы) и других движений в локтевом, плечевом суставах у детей старшего возраста. Для нижних конечностей, туловища используются разучивание танцев, плясок, направленных, по плану воспитателя, на подготовку к концерту, детскому празднику, или просто как поздравление с днем рождения маленьких пациентов или персонала. При проведении праздников заранее составляется сценарий с описанием содержания и последовательности игры, с назначением ответственных за проведение каждой игры по палатам или больные из разных палат в игровой комнате. Выбор игр диктуется в первую очередь степенью ограничения движений отдельных сегментов опорно-двигательного аппарата, подвижностью ребенка, его физическими, психическими возможностями. При этом учитывая истинный возраст, соответствующий развитию ребенка в данный момент.

Изложенная методика игротерапии в реабилитационном лечении вместе с широко использованными средствами физиотерапии (тепловые процедуры: ванны, парафиновые аппликации, УВЧ, целенаправленные лечебная физическая культура, массаж) дает особенно благоприятные результаты в процессе восстановительного лечения детей в сочетании с другими средствами и позволяет ускорить выработку координации движений у детей, добиться дифференцированного укрепления определенных мышечных групп, проводить тренировку

двигательных навыков в оптимальных условиях функции опорно-двигательного аппарата. У детей с нарушением развития опорно-двигательного аппарата и движений при этом приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям, устраняются дефекты осанки, что приводит к мышечной нормонтонии, увеличению движений в суставах.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенное усложнение игр, чередование их направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес в игровой деятельности. Игровыми средствами являются основные движения по реабилитации поврежденных сегментов: ходьба, ползание, игры, связанные с предметами в помещении, игры, доступные детям находящихся в постели или коляске. При этом подвижные игры имеют широкий диапазон, неограниченные возможности влияния на сферы жизнедеятельности детей и подростков. Целенаправленно подобранные игры развивают у детей моторику, координацию, точность движений и стимулируют развитие физических способностей поврежденного органа. Естественно, что в группах детей с разными видами заболеваний (сколиозы, синдактими, травмы конечностей и др.) содержание игровой деятельности неодинаково, но направлено и лимитируется мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом и другими факторами.

Таким образом, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и детей-инвалидов игровой метод реабилитации в условиях стационара представляется наиболее целесообразным и положительным подспорьем классическим способам лечебной физической культуры. В игре приобретаются навыки общения как со взрослыми, так и с детьми, появляются новые друзья, единомышленники; дети осваивают новые интересные игры; улучшается настроение, проявляется общеукрепляющее действие на организм в целом и физическое состояние, поднимается жизненный тонус, появляется возможность лучше ориентироваться в пространстве, улучшается в то же время общая координация движений и эмоциональный подъем.

Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, что ведет к интеграции детей в общество выздоравливающих и здоровых сверстников.

Методика игротерапии под руководством педагога-воспитателя или реабилитолога вместе с широко используемыми способами физиотерапии (тепловые процедуры, массаж, лечебная физическая культура) позволяет значительно ускорить выздоравливание детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.

Приведем сравнительные данные за 5 лет внедрения указанной формы реабилитации (Табл. 1).

Таблица 1

№ п/п Исход лечения Годы

1 2 3 4 5

1. выздоровление 4,6% 8% 11,5% 21,3% 26%

2. улучшение 82,3% 84% 86,8% 87,7% 73%

3. без перемен 10,8% 8% 1,6% 1% 1%

Выводы:

1. Введение в штат стационара педагога-воспитателя способствовало внедрению игротерапии, оказавшей, положительное влияние на процесс реабилитации детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата.

2. Расширение диапазона восстановительного, консервативного и оперативного лечения детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата в форме игротерапии позволило предотвратить развитие тяжелых деформаций, вторичных заболеваний и осложнений, снижающих в будущем их трудоспособность, а нередко и продолжительность жизни.

3. Широкое и целенаправленное преподавание по учебной школьной программе, применение игротерапии способствует улучшению психоэмоциональной сферы детей с повреждениями и заболеванием опорно-двигательного аппарата.

4. Изучение исходов лечения больных с заболеваниями и повреждениями конечностей показало значительную эффективность реабилитации при активном участии педагога-воспитателя, реабилитологов с использованием всех способов реабилитации.

Таким образом, при реабилитации больных важное значение имеет уточнение диапазона болезни, механизма и вида травмы, вида ее и проведение показанного метода лечения, включая дозированную, функциональную нагрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.