Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Игротерапия имеет важное значение для старших дошкольников. Она направлена на исправление неконструктивного поведения, помогает детям выплеснуть гнев, снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и др. В данной предлагаются различные психологические методы изучения неконструктивного поведения старших дошкольников. Одним из эффективных методов психологической коррекции неконструктивного поведения у детей дошкольного возраста является метод целенаправленной игровой терапии. Доказано, что использование направленной игровой терапии в психологической коррекции старших дошкольников приводит к значительному снижению текущего уровня неконструктивного поведения.
Ключевые слова: старшие дошкольники, неконструктивное поведение старших дошкольников, психологическая коррекция, целевая игровая терапия, Федеральные национальные стандарты дошкольного образования, текущий уровень агрессии, план работы по психологической коррекции.
Annotation. Game therapy is important for older preschoolers. It is aimed at correcting non-constructive behavior, helps children to vent anger, relieve excessive muscle and emotional tension, etc. This article offers various psychological methods for studying the non-constructive behavior of older preschoolers. One of the effective methods of psychological correction of non-constructive behavior in preschool children is the method of targeted play therapy. It is proved that the use of directed play therapy in the psychological correction of older preschoolers leads to a significant decrease in the current level of non-constructive behavior.
Key words: senior preschoolers, unconstructive behavior of senior preschoolers, psychological correction, targeted play therapy, Federal National Standards of preschool education, current level of aggression, work plan for psychological correction.
Введение. В современном развивающемся мире проблемы социализации и эмоционального стресса детей дошкольного возраста занимают особое место. Детерминанты этих нарушений, их предпосылки и последствия все чаще обсуждаются в рамках определения направления своевременной психологической работы: психологическая диагностика, психологическая коррекция и невменяемость. Современные дети беспокойны, быстрее и чаще вступают в конфликты, проявляют непреклонность и ссорятся. В своем стремлении к достижению своих целей они манипулируют родителями, ими трудно управлять и они часто жестоки [1].
Внутренний мир детей включает в себя довольно много разрушительных эмоций с которыми они не могут справиться самостоятельно, поэтому нуждаются в психологической коррекции. Ценностное влияние на формирование и развитие личности оказывает игра. Она помогает установить хорошие отношения между детьми в группе, снять напряжение, повысить самооценку, уверенность в себе в различных ситуациях общения и устраняет угрозу серьезных социальных последствий.
Изложение основного материала статьи. Современные дошкольники значительно отличаются от своих сверстников за последние несколько лет: они более эпатажны, инициативны и умны. Но все больше и больше детей имеют отклонения в поведении: одни совершенно незнакомы с отдыхом и концентрацией внимания, в то время как другие, наоборот, могут несколько часов играть сами по себе, избегая контактов со сверстниками и взрослыми. В этом случае поведение характеризуется скорее девиантным, чем конструктивным. Поведенческие расстройства являются причиной трудностей в развитии у детей. Они существенно препятствуют приобретению навыков общения, вызывают недопонимание, отвергаются окружающими, оказывают разрушительное воздействие на здоровье и в конечном итоге могут привести к искаженному личностному развитию [6].
В работе педагогов и психологов в центрах социальной реабилитации формирование произвольных форм поведения является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста. Произвольное поведение ребенка - это осмысленное и инициативное поведение. Это означает, что ребенок осознает, что он является источником такого поведения. При произвольном поведении инициатива действовать определенным образом, тем или иным способом, принадлежит ребенку. Он может действовать независимо от обстоятельств, которые влияют на него (или даже противоположно им), руководствуясь своими собственными целенаправленными целями.
Девиантное и неконструктивное поведение проявляется в виде агрессии, капризов, несдержанности, гиперактивности и т.д. Основными причинами неконструктивного поведения дошкольников являются: особенности нейродинамических характеристик; недостаток родительского внимания; стиль взаимоотношений со сверстниками; недостаток физической и двигательной активности [8].
Неконструктивное поведение - это вид поведения, который ведет к разрушению. Это не является основой развития личности ребенка, его когнитивной сферы. Возникает много вопросов: можем ли мы рассмотреть эти типичные поведенческие ошибки дошкольников? В чем их причина? Как эффективно решать существующие проблемы?
Контролировать свои собственные способности, свое поведение дошкольникам крайне сложно. Чтобы как можно скорее развить у детей способность контролировать поведение, взрослые часто прибегают к неэффективным методам: читают нравоучения, чтобы привить чувство неполноценности; дают множество инструкций, лишая независимости; наказывают за малейшую вину. Отсутствие своевременных мер по предотвращению и исправлению поведенческих ошибок приводит к тому, что дети привыкают действовать беспорядочно и неуправляемо.
Рассмотрим форму неконструктивного поведения.
Импульсивное поведение. Такого рода поведение включает в себя поведение ребенка под влиянием внешней среды. Дети реагируют быстро, непосредственно и часто сожалеют о своих действиях. Обычно они начинают выполнять задания, не дослушав инструкции до конца, но через некоторое время выясняется, что они не знает, что делать. Такие дети легко переносят наказание, не остаются злыми, ежеминутно ссорятся со сверстниками и сразу же мирятся.
Причина: поведенческие особенности этих детей показывают, что механизма психологической регуляции, особенно самоконтроля, недостаточно для формирования основного звена произвольного поведения.
Протестное поведение. Формы протестного поведения детей - пассивные, упрямые, вызывают конфликт, протестуют, занимают позицию «непримиримых бойцов, склонны разрешать конфликтные ситуации криком.
Причина: упрямство обычно определяется как «амбивалентность», которая является результатом долгосрочных эмоциональных конфликтов [2].
Оскорбительное поведение. Агрессией называется сознательное деструктивное поведение, которое может направлено на раздражающие объекты или источник раздражения.
Причина: агрессивное поведение возникает из-за различных трудностей в обучении, влияния средств массовой информации, агрессивный стиль общения внутри семьи. Как правило, для детей с таким типом поведения характерны безответственность, хвастовство, лень, поспешность и эгоизм.
Уступчивое поведение. Если уступчивое поведение является фиксированным и становится обычным для ребенка, это неизбежно приводит к искажениям в его личном развитии. Естественно, что у детей с таким поведением возникают проблемы с общением и межличностными отношениями. Наиболее типичными из них являются избирательность контакта и боязнь говорить на публике.
Причина: отсутствие эмоциональной поддержки, частые наказания за неудачи.
Демонстративное поведение. Признаками такого поведения являются так называемые наивные выходки. Дети открыто демонстрируют негативную реакцию на замечания со стороны взрослых, в результате чего ребенок невербально говорит взрослому: «Я делаю то, что тебе не нравится».
Причина: привлечение к себе внимания [3].
Впервые термин «игровая терапия» был использован в психоанализе. Описывая игры для детей, З. Фрейд считал, что ребенок превращает свой прошлый пассивный опыт в активную игру. Современная наука считает, что игровая терапия -один из самых эффективных способов исправить неконструктивное поведение (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская).
Использование игр в психологии и в практике психотерапии называется игротерапией. По определению М.И. Чистяковой, игровая терапия - это метод психотерапии, который основан на осознании того, что игры оказывают сильное влияние на развитие личности. Цель игровой терапии - дать возможность ребенку «жить» в захватывающей игровой ситуации [9].
Дети с импульсивным поведением отличаются в основном невероятной двигательной активностью, отвлеченностью, невнимательностью, беспокойными движениями рук и ног, неспособностью сидеть на одном месте, нетерпением, частыми переходами от одного незавершенного действия к другому, эти дети не могут спокойно и спокойно играть, мешать играм и действиям других детей и совершать опасное поведение, не принимая во внимание последствия [1].
Преодоление импульсивного поведения детей постепенно происходит за счет их обучения самоконтролю. Детей учат подавлять свои импульсы и нести ответственность за свое поведение. Эффективным средством коррекции импульсивного поведения являются игры, в частности, регулярные и долгосрочные совместные игры со сверстниками. В этих играх детям с импульсивным поведением предлагается ограничить свои непосредственные импульсы, придерживаться правил игры и учитывать интересы других игроков.
Психологи отмечают, что некоторые люди, в том числе дети, характеризуются растущей склонностью следовать мнениям или поведению других. Если соответствующее поведение закрепляется и становится привычным для ребенка, то это неизбежно приведет к искажениям в его личностном развитии. Прежде всего, необходимо создать условия для того, чтобы ребенок понимал и верил, что его деятельность дает видимые и положительные результаты для него самого. Для этого лучше всего выбрать занятие, которое очень увлекательно для детей. Это может быть, например, специально организованный тренинг.
Возможность корректирующих игр помогает использовать демонстративные формы поведения, чтобы улучшить самосознание детей. Типичными проявлениями детского негативизма являются необоснованные слезы, грубость, отчужденность и чувствительность. В играх дети с конфликтным поведением с большей вероятностью развивают способность к компромиссу (взаимным уступкам), обучению, ведению переговоров и внедрению других «мирных» и эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций [7]. Чтобы справиться с агрессией, можно, к примеру, разыграть с ребенком спектакль, в котором агрессивным детям даются роли с положительными силовыми характеристиками (герои, рыцари).
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина [6] рекомендуют использовать мобильные игры, которые не только помогают реагировать на агрессию и снимать накопившееся напряжение, но и обучают детей эффективным методам общения. С помощью игры ребенок выражает свои чувства радости, гнева, стресса и обиды, тем самым освобождая себя от негативных эмоций. Игры развивают эмоции и познание детей, а также мотивируют их в области потребностей и коммуникативных навыков.
Игротерапия помогает детям решать проблемы, основываясь на естественном для детей способе познания самих себя и отношений с окружающим миром. С помощью игр дети учатся общаться с другими, выражать свои чувства, корректировать поведение, развивать навыки решения проблем и осваивать различные типы отношений с другими людьми. Игра позволяет выражать мысли и чувства, соответствующие их развитию.
Игротерапия помогает детям:
* Быть более ответственными за свои действия, разрабатывая успешные стратегии.
* Разрабатывать новые и креативные решения проблем.
* Выражать эмоции.
* Воспитывать сочувствие и уважение к мнению и чувствам других людей.
* Осваивать новые социальные навыки и семейные отношения.
Таким образом, игротерапия - это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств детей, основанный на взаимодействии. Игротерапия помогает детям преодолевать конфликты и проблемы. К примеру, ребенок рисует свой дом, семью, выражая символически то, что он еще не может выразить словами - свой страх, эмоциональное состояние, психологическую травму. До тех пор, пока ребенок не сможет объективно анализировать весь мир, в играх он отражает свое психическое состояние и свою способность общаться с окружающими. Рисование является хорошим тестом для контроля детских эмоций, а также одним из видов игровой терапии.
Деятельность в игре влияет на произвольность поведения и формирование всех психологических процессов - от самых элементарных до самых сложных. Исполняя роль в игре, ребенок подчиняет этой задаче все кратковременные и импульсивные формы поведения. По сравнению с прямыми задачами взрослых, дети лучше концентрируются и запоминают больше в игровых условиях. Игры также оказывают большое влияние на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Когда ребенок действует с альтернативным объектом, он начинает действовать в воображаемом условном пространстве. Играя разные роли, дети избавляются от сложностей и страха. Ребенок переходит в роль хорошего героя, затем злодея и учится сочувствовать и понимать противника. Участвуя в активных мероприятиях, дети учатся общаться с помощью игровой терапии. Такого рода общение помогает наладить отношения в семье и в образовательном учреждении. Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, которая обеспечивает гибкость в решении
проблемы использования конкретных объектов. В игре наиболее интенсивно формируются все психологические качества и черты личности ребенка.
Выводы. Игры для дошкольников полны различных эмоций, сюрпризов, радости и т.д. Это позволяет использовать игротерапию не только для развития личности ребенка, но и для предотвращения и коррекции его психического состояния. Психологи отмечают, что основное значение игры заключается в различных переживаниях, которые важны для ребенка. Взаимосвязь между играми и эмоциональным состоянием детей проявляется на обоих уровнях. Обучение и совершенствование игровой деятельности влияют на генерацию и развитие эмоций, а сформированные эмоции влияют на развитие определенного игрового контента. Во время игры, даже если реальная ситуация противоречит ему, ребенок будет испытывать чувство контроля над ситуацией. Поэтому мы можем сказать, что игры оказывают сильное влияние на развитие личности, способствуют установлению тесных отношений между участниками игры, снимают напряжение, повышают самооценку и позволяют верить в себя в различных ситуациях общения. Поэтому игротерапия является наиболее эффективным способом предотвращения и исправления неконструктивного поведения старших дошкольников. Успех корректирующего эффекта игры присущ диалогу и общению между взрослыми и детьми через принятие, отражение и вербализацию чувств, свободно выраженных в игре.
Литература:
1. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: учебное пособие / М.Э. Вайнер. - Москва: Издательство «Педагогическое общество России», 2017. - 96 с.
2. Гаспарова, Е.М. Агрессивные дети / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 8. - 99-104.
3. Гаспарова, Е.М. Застенчивый ребенок / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 3. - С. 71-78.
4. Гаспарова, Е.М. Режиссёрские игры дошкольников с отклонениями в поведении / Е.М. Гаспарова // В кн.: Игра и развитие личности дошкольника. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 94-107.
5. Гаспарова, Е.М. Упрямство и капризы / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 1. - 76-83.
6. Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей [Текст]: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: [психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми] / Елена Лютова, Галина Монина. - Москва: Творческий центр «Сфера»; Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 135 с.
7. Мурашова, Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гипердинамический и гиподинамический синдромы / Мурашова Е.В. - 2-е изд., доп. - Екатеринбург: У-Фактория, 2017. - 256 с.
8. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 158 с.
9. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М.: Профиздат, 1990. - 128 с.
10. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова // Серия «Справочники». - Ростов н/Д: «Феникс», 2018. - 384 с.
Педагогика
УДК 37.032+373.31
кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Хитрова Анна Викторовна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация. В статье раскрыта сущность и содержание понятия «критическое мышление». Автор анализирует особенности развития критического мышления у младших школьников в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования третьего поколения.
Ключевые слова: «критическое мышление», «критическое мышление младших школьников», «федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Annotation. The article reveals the essence and content of the concept of "critical thinking". The author analyzes the features of the development of critical thinking in younger schoolchildren in the context of the introduction of the federal state educational standard of primary general education of the third generation.
Key words: «critical thinking», «critical thinking of younger schoolchildren», «federal state educational standard of primary general education».
Введение. Внедрение ФГОС начального общего образования третьего поколения [9] событие вполне ожидаемое, что объясняется назревшими потребностями системы образования в этом. Так, в федеральных стандартах третьего поколения четко прописаны и определены предметные результаты, достигаемые младшими школьниками в процессе обучения. Достижения обучающихся представлены совокупностью познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных заведений [9]. Причем, в тексте ФГОС НОО не используется формулировка «критическое мышление», а речь идет о способности и умении обучающихся «... учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию. ; контролировать и оценивать свои действия.» [9].
Проблемой изучения сущности и содержания понятия «критическое мышление» в разное время занимались, как зарубежные, так и отечественные исследователи. Безусловный интерес представляют работы П.П. Блонского, С.И. Векслера, П.Ф. Каптерева, заложившие фундаментальные основы исследования феномена критического мышления. Среди современных исследователей, следует выделить авторов технологии развития критического мышления, И.О. Загашева, С.И. Заир Бека, И.В. Муштавинскую. Зарубежными классиками теории критического мышления считаются Д. Вуд, Г.Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С. Халл.
Отсюда, вопросу развития критического мышления младших школьников отводится особая роль и место в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целью статьи является определение сущности и содержания понятия «критическое мышления», а также особенностей развития его у младших школьников в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования третьего поколения.