Научная статья на тему 'Игромастер как перспективная педагогическая специальность'

Игромастер как перспективная педагогическая специальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ИГРА / GAME / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ / EDUCATIONAL GAMES / ИГРОМАСТЕР / PEDAGOGICAL SPECIALTIES / MASTER OF GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капкова Виктория Александровна

В статье раскрыта специфика деятельности игромастера, определена его роль в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Master of games as a perspective pedagogical specialty

The article reveals the specific activities of master of games, is determined by its role in the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Игромастер как перспективная педагогическая специальность»

5. Терминология в системе дополнительного профессионального образования : словарь. - М. : ИПК госслужбы, 2001. - 107 с.

6. Чиркова, Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? / Н.В. Чиркова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 2. - С. 38.

УДК 377.112.4

В.А. Капкова, г. Шадринск

Игромастер как перспективная педагогическая специальность

В статье раскрыта специфика деятельности игромастера, определена его роль в педагогическом процессе.

Педагогическая специальность; игра; образовательные игры; игромастер.

V.A. Kapkova, Shadrinsk

Master of games as a perspective pedagogical specialty

The article reveals the specific activities of master of games, is determined by its role in the pedagogical process.

Key words: pedagogical specialties; game; educational games; master of games.

Игра является важным элементом развития в жизни каждой личности, она сопровождает человека с самого рождения, развивая его умственные, творческие и коммуникативные способности. В развитии ребёнка игра необходима, а значит, её потенциал можно и нужно использовать в образовательном процессе. Не случайно многие педагоги прибегают к игровым методам преподавания, которые помогают сконцентрировать внимание учеников, что улучшает качество обучения. Однако учителя используют не все возможности, которыми располагает игровая деятельность, что зачастую приводит к появлению ошибок. Дело в том, что игра - это очень тонкий инструмент, через который осуществляется связь педагога с учениками. Именно поэтому нужен специально обученный человек для создания игровых методик -игромастер [4].

Кем же является игромастер в образовании? Нужен ли он в современном мире? И чем же отличается от других профессий, которые также имеют навыки игромоделирования, таких как вожатый и аниматор? На эти вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля говорится, что мастер - это человек, занимающийся каким-либо ремеслом качественно и успешно [1]. Энциклопедический онлайн-словарь раскрывает термин игра как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе [2]. Из этого следует, что слово игромастер подразумевает под собой специалиста по разработке, сопровождению и организации обучающих игр с использованием

симуляторов. Это человек, способный при помощи различных средств и технологии, увлечь детей, создавая новые и интересные игры.

Несомненно, каждая профессия должна обладать определённым набором качеств, необходимых специалисту для успешного выполнения своих обязанностей. Н.Н. Шуть в методическом пособии «Волшебные ключи игромастера» выделил пять типов людей, составляющих личность такого педагога: человек-пульсар, человек-тестер, человек-импровизатор, творческий исследователь и человек-смех. По его мнению, игромастер должен представлять собой энергетически открытую личность, которая чувствует каждого ребёнка в аудитории, перемену настроения, желания и интерес [5, с.12]. Такой педагог эффективно моделирует процесс игры и общения, экспериментирует с методами, приёмами и формами.

Большое значение в деятельности игромастера как педагогического работника имеет его база знаний, которая постоянно совершенствуется и помогает достигать высокие результаты в данной деятельности. Педагог-игромастер должен знать физиологические и психологические закономерности развития личности, для того чтобы наладить контакт с аудиторией. Также ему необходимо понимать место игры в каждом возрастном периоде, знать методику и владеть основами игротехники.

Известны различные виды игровой деятельности, такие, как сюжетные, ролевые, групповые и индивидуальные. Они существуют как в чистом виде, так и смешанном, и могут являться «волшебной палочкой» игромастера, с помощью которой он достигает поставленных педагогических целей и задач.

Говоря образно, игра - это шар, состоящий из множества частей, который сможет покатиться, только если соединить эти части вместе. Такими составляющими можно назвать идею, сюжет игры, игровые роли и действия участников, необходимые предметы, реквизит, а также правила. Тогда процесс его движения можно отождествить с осуществлением воспитательной и обучающей деятельности. Центром такого шара будет игромастер, который держит все его части, становясь важным элементом игрового процесса.

Материал осваиваемый в игровой форме, правильно организованной и распланированной, не только запомнится ученикам, но и позволит им ориентироваться в проблемных вопросах, выражать и отстаивать свою точку зрения. Ученики получают не только интеллектуальное и коммуникативное развитие, но и творческое, посредством сюжетных игр.

Психологи утверждают, что возрасте от трёх до семи лет ведущей деятельностью является игровая [3]. Следовательно, организация обучающих игр для детей дошкольного возраста позволяет сделать процесс обучения и воспитания особенно эффективным. Однако за счёт изменения структуры и содержания игры организовать полезную учебно-игровую деятельности можно и для школьников, и для студентов.

Цель является важной составляющей профессиональной деятельности педагога и для её достижения важно правильно выстроить алгоритм, постепенная реализация которого, поможет достигнуть необходимого результата. Н.Н. Шуть продемонстрировал цели, которые должен достигнуть игромастер. По его мнению, самое важное - удовлетворение естественных потребностей, обеспечение безопасности детей, гуманное отношение к отдельной личности и аудитории в целом, а также умение посредством игры воспитывать детей, передавать им знания и развивать в различных

направлениях.

Игромастер, словно проводник, держит ребёнка за руку, направляет и помогает идти. Он не преодолевает трудности за воспитанника, но и не позволяет упасть, оказывая ему поддержку. Здесь важным становится умение расположить к себе учеников. Если игромастер не обладает таким умением, то ребёнок будет неуверенно держать его за руку, а значит, не получится реализовать педагогические задачи, которые были изначально поставлены.

Перед тем, как начать игру, педагог оценивает свою аудиторию. Это самый важный момент, на котором нельзя ошибиться, ведь, если этот момент упустить, то можно поручить невыполнимую работу или слишком лёгкую и вероятно не интересную. Оценивание аудитории было успешным, педагогу мало быть внимательным, необходимо знать возрастные психофизиологические особенности детей.

Игромастер, работая с группой детей, должен создать условия доверия, открытости, а также привлечь учеников к проявлению эмоциональной чуткости.

Аудитории воспитанников отличаются по численности детей входящих в них и по степени организованности. Группы детей могут большими и малыми, организованные (в которых дети хорошо знакомы между собой) и неорганизованные (когда дети видят друг друга практически в первый раз). Эти условия также необходимо учитывать игромастеру при игромоделировании. Так, в начале работы с неорганизованной группой педагогу требуется познакомить участников, помочь им сплотиться в команду.

Игра должна не только нести полезную информацию, воспитывать, обучать, но и нравиться. Педагог у необходимо должен чувствовать, что нужно аудитории и основываться на этом при подготовке к игровому занятию.

Педагогическая деятельность игромастера, как и любая другая, таит на своём пути определённые сложности, именно их преодоление, помогает педагогу совершенствоваться и находить выход из различных ситуаций. Частым заблуждением людей является отношение к игре, как к исключительно развлекательной деятельности, несмотря на то, что в настоящее время используется около трёх тысяч деловых игр. Мастерство игромастера заключается именно в умении привносить в каждую игру обучающие и воспитательные элементы, осознавать цепочки специальных задач, решение которых приводит к определённым результатам. Для этого очень важно видеть свои способности увлечь детей, удержать их внимание, сплотить их для решения общекомандной задачи, приободрить, помочь в затруднении, сгладить возможные конфликты. Зная, что каждый человек индивидуален, игромастер должен найти подход ко всем, даже к самому трудному, склонному к антилидерским чертам, ребёнку. Н. Шуть выделил способности, которыми необходимо обладать игромастеру: перцептивные, организаторские, конструктивные, экспрессивные, суггестивные, коммуникативные, специальные и творческие [5, с. 76].

Нетрудно заметить, что сегодня уже существует множество вариаций данной профессии. Сюда можно отнести ведущего развлекательных программ, шоумена, мастера игрового общения, вожатого и многих других, чья деятельность связана с организацией людей, проведением игр и созданием благоприятной, дружелюбной атмосферы. Чем же игромастер отличается от них?

Он обучает и развивает, словно учитель, в совершенстве владеет

игромоделированием, как игротехник, знает, подобно вожатому, особенности становления временного детского коллектива и умеет организовать аудиторию людей, словно шоумен. Главная особенность игромастера заключается, на наш взгляд, в том, что он охватывает более широкую профессиональную сферу, данный специалист не ограничивается определённой методикой или узкоспециальной структурой деятельности. Игромастер воплощает в себе множество профессий. Он должен быть учителем, воспитателем, актёром, другом, организатором для детей, с которыми работает. Таким образом, деятельность игромастера уникальна, ни одна педагогическая специальность не способна заменить её в полном объёме.

Сегодня в образовании неординарный подход к аудитории, специфические методы работы с воспитанниками становятся всё более востребованными, игра рассматривается как важная часть педагогического процесса, что открывает большие возможности для развития профессии игромастера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] : в 4 т. -СПб., 1863-1866. - Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/~Ма/8/. - 10.03.2015.

2. Игра (вид деятельности) [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. -М. : Совет. энцикл., 1972. - Т. 10 : Ива-Италики. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/89599/Игра. - 10.03.2015.

7. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] : учебник. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

8. Сидоров, С.В. Прогнозы развития профессий в сфере образования [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Введение в педагогическую профессию : учеб.-метод. пособие для бакалавриата. - Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/vved_v_ped/tema_2.htm. - 15.03.2015.

9. Шуть, Н.Н. Волшебные ключи игромастера [Текст] / Н.Н. Шуть. - М. : НИИ школьных технологий, 2008. - 176 с.

УДК 371.315.7

К.Е. Левина, г. Шадринск

Координатор образовательной онлайн-платформы как перспективная специальность в сфере образования

Образовательные онлайн-платформы и роль координатора в их функционировании рассматриваются в контексте развития онлайн-образования в современном мире и в России.

Образовательная платформа; онлайн-платформа; образовательная онлайн-платформа; координатор; координатор образовательной онлайн-платформы; образование; онлайн-обучение.

K.E. Levina, Shadrinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.